Учимся писать сочинение учебник

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение — традиционная форма обучения и аттестации на уроках литературы. Писать его детей учат на протяжении семи лет, но тем не менее многие ученики испытывают трудности с грамотным, логичным и аргументированным выражением своих мыслей. Значение этого важного навыка для успешного окончания средней школы в последнее время заметно возросло:

с 2014 года вновь стало обязательным выпускное сочинение;

часть С в ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения;

в КИМах экзамена по литературе содержатся четыре творческих задания, требующие умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, построенное как сочинение-рассуждение на основе анализа литературного произведения из школьного курса.

Рабочие тетради для 5–6 и 7–8 классов подготовила Елена Викторовна Зуева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы в школе, для 9–11 классов — Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, заместитель директора института филологии МПГУ.

Темы и задания постепенно усложняются, и дети последовательно осваивают навык написания сочинения.

Лиха беда начало

Учащимся 5–6 классов предлагается:

составить план сочинения;

сформулировать тезис и аргументы;

проанализировать лирическое стихотворение;

дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя;

описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7–8 классах, кроме выполнения перечисленных заданий, дети должны анализировать позицию автора того или иного произведения.

На внимательную работу с текстом нацелены и вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях и выстроенные по определенной логической системе. Выполняя эти задания, школьники учатся:

искать аргументы, необходимые для доказательства того или иного тезиса;

подбирать точные цитаты;

анализировать лексику и художественно-изобразительные средства, использованные автором.

Особую сложность представляет анализ лирического стихотворения: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (тропы, особенности лексики и синтаксиса), которыми он эти настроения передает.

Так закладываются основы филологического анализа.

В поисках смысла жизни

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее:

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради.

Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев:

насколько глубоко и полно раскрыта основная мысль;

последовательно ли изложен материал и доказательны ли главные тезисы;

насколько уместно и правильно использованы цитаты из литературного источника.

Умение увидеть чужие ошибки, по мнению автора пособия, позволяет избежать своих.

От чтения — к творчеству

Но для написания хорошего сочинения недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.

Как преодолеть отставание от лидеров и привить детям любовь к книге?

В рабочих тетрадях для 5–6, 7–8 классов представлены фрагменты произведений, изучение которых в школьном курсе литературы предусмотрено ФГОС: от русских народных сказок, Пушкина, Тургенева, Короленко до Распутина и Астафьева.

По словам Е. Зуевой, эти небольшие тексты подобраны таким образом, чтобы пробудить у ребят интерес к прочтению всей книги:

Дети должны понять, что литература — это наша жизнь. Человеческие чувства — любовь, дружба, ненависть — вечны, только в произведениях классиков XIX века о них рассказано немного другим языком и на фоне других реалий.

В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; работа с лексикой (объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте); изучение и применение на практике литературоведческих понятий.

Нельзя сводить задачи учителя к узкоутилитарным, поскольку миссия истинного словесника — не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли.

Лариса Беднарская - Учимся писать сочинение. Учебно-методическое пособие обложка книги

35 %

Аннотация к книге "Учимся писать сочинение. Учебно-методическое пособие"

Модель современного филологического образования: языковая компетенция - информационная переработка данного текста - моделирование и создание собственного устного или письменного текста (высказывания) на базе текста-образца - диктует необходимость новых интерактивных технологий развития речи, и особенно влияет на процесс поэтапного обучения сочинению. В пособии представлена единая система обучения сочинению и по русскому языку и литературе от 5 класса до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает учителю и ученику осознать эту систему и выстроить на её основе интерактивные технологии, позволяющие осознать развитие речи как единый творческий процесс. В этой связи впервые систематизированы виды анализа текста на уроках русского языка и литературы, так как они являются основой для написания собственной творческой работы, дана чёткая система текстоведческих понятий и терминов, необходимых для написания сочинения. Особое внимание уделено подготовке к итоговому сочинению в 11.

Модель современного филологического образования: языковая компетенция - информационная переработка данного текста - моделирование и создание собственного устного или письменного текста (высказывания) на базе текста-образца - диктует необходимость новых интерактивных технологий развития речи, и особенно влияет на процесс поэтапного обучения сочинению. В пособии представлена единая система обучения сочинению и по русскому языку и литературе от 5 класса до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Пособие помогает учителю и ученику осознать эту систему и выстроить на её основе интерактивные технологии, позволяющие осознать развитие речи как единый творческий процесс. В этой связи впервые систематизированы виды анализа текста на уроках русского языка и литературы, так как они являются основой для написания собственной творческой работы, дана чёткая система текстоведческих понятий и терминов, необходимых для написания сочинения. Особое внимание уделено подготовке к итоговому сочинению в 11 классе с учётом опыта последних трёх лет. На практических примерах подробно описывается, как правильно моделировать структуру - композицию сочинения, как варьировать проблемными формулировками тем сочинений одного семантического направления. Пособие помогает учителю и ученику увидеть и сформулировать проблемную ситуацию, обнаруженную в художественном произведении, а значит, и оригинальную проблемную тему будущего сочинения и адекватно раскрыть её.
Для учеников средних общеобразовательных школ и учащихся колледжей, а также преподавателей русского языка и литературы.
4-е издание, стереотипное.

На этой странице представлены наиболее интересные книги по теме Теория и практика написания сочинений. Используя различные варианты сортировки посмотрите также наиболее рецензируемые, обсуждаемые или цитируемые книги данной тематики.

Вы искали книги по метке "теория и практика написания сочинений".
Результаты поиска: 46

Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для детей 9-11 лет

Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для детей 9-11 лет

Пособие предназначено учителям, школьникам 1-4-х классов и их родителям для индивидуальной и классной работы. Подготовка к сочинению – работа трудная и кропотливая. Эти брошюры помогут научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать.

Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене

Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене

В пособии представлена система поэтапной работы над сочинением : по прочитанному тексту, которое предлагается написать в части С Единого государственного экзамена. Дидактические материалы структурированы в соответствии с критериями оценивания ответа на задание С1. В пособии содержатся теоретические.

Сочинение шаг за шагом. Теория и практика написания. Все произведения русской классической и современной литературы, необходимые выпускнику и абитуриенту

Настоящее Пособие ставит своей целью помочь выпускнику средней школы в его подготовке к итоговому аттестационному сочинению. В первой части (теория) представлены жанры сочинения (дневник, литературно-критическая статья, очерк, путешествие, рецензия и др.) и подробно объяснено, что представляет.

Б. Л. Пастернак. Доктор Живаго. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Б. Л. Пастернак. Доктор Живаго. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

В издании представлены анализ текста романа "Доктор Живаго", основное содержание произведения, а также готовые сочинения.

Сочинения различных жанров в старших классах

Сочинения различных жанров в старших классах

Книга поможет старшеклассникам и абитуриентам подготовиться к выпускному и вступительному экзаменам по литературе. Читатель познакомится с такими жанрами сочинений, как эссе, рецензия, очерк, дневник и т. д., научится правильно их писать. В книге даны образцы лучших сочинений, а также представлен.

Как писать сочинение

Как писать сочинение

В данном пособии, состоящем из трех частей, даны практические советы, как написать экзаменационное сочинение на различные литературные темы; как избежать типичных грамматических, синтаксических и стилистических ошибок. В пособии представлены также образцы сочинений к выпускным и вступительным.

Раздумья перед сочинением

Раздумья перед сочинением

В пособии даются тематическая типология сочинений, их жанровая классификация, основные направления литературоведческой подготовки к работе над сочинением, способы составления планов и конспектов литературно-критических статей. Рассматриваются типичные логические и грамматико-стилистические ошибки.

Развивайте дар слова

Развивайте дар слова

Книга содержит краткие теоретические сведения и разнообразные виды упражнений, связанные с работой над сочинениями разных жанров.

Рабочая тетрадь является продолжением комплекса учебных пособий по развитию речи младших школьников, изданного в серии "Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать". Особенность данных рабочих тетрадей в том, что система заданий и вопросов к произведениям живописи направлена на.

500 сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней школы

500 сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней школы

Сборник 500 СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ составлен с учетом требований Министерства образования и науки Российской Федерации к содержанию и форме выпускного экзамена в 11 классе. Сочинения в сборнике сгруппированы по трем разделам.

Издательства, которые наиболее часто выпускают книги по теме Теория и практика написания сочинений

Здесь представлены издательства, которые наиболее часто выпускают книги, относящиеся к теме Теория и практика написания сочинений.

Популярные авторы, пишущие на тему Теория и практика написания сочинений

Наиболее популярные авторы, которые наиболее часто встречаются, как авторы книг по теме Теория и практика написания сочинений. Возможно, произведения этих авторов будут Вам наиболее интересны.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также: