В сочинении было хорошо описано про окрестность школы

Обновлено: 05.07.2024


1 чел. помогло.

Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании. Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.

Предложение и высказывание: соотношение понятий.

Предложение. Виды предложений по составу, цели, по эмоциональной окраске. Актуальное членение предложений. Стилистической использование разных типов предложений. Основные ошибки в построении и употреблении простых и сложных предложений.

Выявление, объяснение и исправление разного рода синтаксических ошибок.


  1. Перечислите отличия основных единиц синтаксиса – словосочетания и предложения.

  2. Охарактеризуйте типы связей слов в словосочетании.

  3. Предложение и высказывание: соотношение понятий.

  4. Перечислите виды предложений по составу, цели, по эмоциональной окраске.

  5. Назовите основные ошибки в построении и употреблении простых и сложных предложений.

  1. Ознакомьтесь с правилами координации подлежащего и сказуемого

  • при выражении активного характера действия;

  • если подлежащее обозначает одушевленные предметы;

  • если есть однородные члены в составе сказуемого или подлежащего, причастные или деепричастные обороты разделяют грамматическую основу.

  1. При перечислении однородных подлежащих, если сказуемое стоит сразу за ними.

  2. Глагол-сказуемое, выражающий активное действие.

  1. Глагол-сказуемое, означающий бытие, наличие, присутствие.

  2. При обозначении меры, веса, пространства, времени.

  3. Если количество в предложении обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего.

  4. Если при подлежащем есть слова каждый, всякий, любой.

  5. Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами то-то, не то - не то.

  6. При местоимениях никто, некто, кто-то

- Каждый альпинист и спортсмен знает, как опасны горы.

- На столе зазвонили сразу три телефона.

- Сидит нас всего человек двадцать.

- Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора.

^ 2. Определите структуру текста (выявите количество предложений)

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта дрожь и эти трели,


  1. Ошибки на разные случаи согласования (нет единства в форме рода, числа или падежа)

  1. Ошибки на разные случаи управления (если глагол требует управления в другом падеже)

  1. Смешение краткой и полной форм прилагательного в роли сказуемого.

  1. Нарушение видовой и временной соотнесенности глаголов в одном контексте.

  1. Ошибки при однородных членах предложения:

    • объединение на правах однородных членов слов, которые обозначают видовое и родовое понятия

    • объединение на правах однородных членов слов, принадлежащих к разным частям речи.

  1. Нарушение порядка слов в причастном обороте.

  1. Неправильное употребление деепричастного оборота (деепричастие и глагол – сказуемое должны обозначать действие одного лица).

  1. Нарушение правил размещения слов в предложении.

  1. Дублирование подлежащего.

  1. Удаление придаточного от определяемого слова, создающее неясность высказывания.

  1. Установление отношений однородности между членом простого предложения и частью сложного.

  1. Отсутствие логической связи между частями сложного предложения.

  1. Загромождение сложного предложения придаточными.

  1. Смешение прямой и косвенной речи.

  1. Нарушении координации подлежащего и сказуемого.

  1. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.

  2. Как писала мать, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.

  3. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.

  4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.

  5. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

  6. Гуляя по лесу, так хорошо дышится.

  7. Не по себе становилось, читая эту книгу.

Пунктуация в простых предложениях: тире между подлежащим и сказуемым; тире в эллиптических и неполных предложениях; знаки препинания при однородных членах предложения, при обособленных членах предложения, при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях; при обращениях, междометиях, частицах.

Пунктуация в сложных предложениях: знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях; пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы пунктуации.

Грамматический анализ предложений, связанный с расстановкой знаков препинания.

Контрольный диктант с последующим анализом.

^ Практические задания.

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Для справки: слово БЛАГОДАРЯ может выступать в качестве деепричастия и предлога. Знаки препинания выставляются в случае употребления деепричастия (оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?). Предлог не требует знаков препинания (он отвечает на вопрос БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ, КОМУ?).

1. Больной быстро выздоровел благодаря заботе врачей. 2. В день выписки из больницы пациент крепко пожал врачу руку благодаря за лечение. 3. Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство туристы стали собираться в дорогу. 4. Благодаря радушному приему уставшие туристы быстро отдохнули. 5. Благодаря вводу в эксплуатацию мощной антенны жители отдаленных районов могут принимать телепередачи. 6. Благодаря реконструкции домостроительного комбината его мощность увеличилась почти вдвое.

^ 2. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1. Коновалов выразил свою радость таким образом что я вздрогнул. 2. Сидя против меня и обняв колени руками он положил на них свой подбородок так что борода закрыла ему ноги. 3. Он очевидно не ожидал что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. 4. Было видно что Челкаш только что проснулся. 5. Изергиль глядела на силуэты тех людей что пошли к морю. 6. О том как и когда люди научились плавать на плотах и лодках можно только догадываться. 7. Он думал что труд его кажется не пропал даром. 8. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он выудил без меня. 9. Я понял что машина остановилась когда начало мелькать белое пятно от электрического фонарика.

^ Раздел IV. Текст как речевое произведение.

Требования к знаниям:

^ Требования к умениям:

уметь выбирать жанр, композицию текста и языковые средства в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое и его виды. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак1 + признак2 + признак3…

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некоей цепочки событий в прошлом. Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования.

Схематично повествование можно представить следующим образом:

Повествование = событие1 + событие 2 + событие 3…

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводит к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Основные части рассуждения – это предпосылка (основная мысль, тезис), основная часть (умозаключения, приводящие к новому суждению), вывод.

Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение = вопрос (тезис) + суждение 1 + суждение 2 + суждение 3…

Таким образом, к функционально-смысловым типам речи, обуславливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относятся описание, повествование и рассуждение. Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

^ Выполните задание: прочитайте тексты, определите, к какому функционально-смысловому типу речи они относятся.

А) Nippon Tefal and Telefon Corp (NTT) представляет прототип ручного телефона, разработанного компанией. Это самый маленький в мире телефон: его вес составляет всего 45 г. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий-ионной батарее. Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию. Новая игрушка набирает номер абонента с голоса…

Функциональные стили русского литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, обиходно-разговорный (функции, стилевые черты, языковые особенности). Особый статус языка художественной литературы.


  1. Охарактеризуйте книжные стили, какими общими чертами они обладают?

  2. Раскройте особенности разговорного стиля, каким образом он связан с ненормативными формами национального языка?

^ Раздел V. Этический аспект культуры речи.

Требования к знаниям:

знать формулы речевого этикета, типы обращения в русском этикете; этикет, связанный с местоимениями.

^ Требования к умениям:

уметь применять формулы этикета и типы обращений в речи.

Формулы речевого этикета (знакомство, приветствие, расставание, приглашение, поздравление, сочувствие, соболезнование, совет, просьба и др.). Обращение в русском речевом этикете.

^ 1. Ознакомьтесь с материалом из учебного пособия Введенская Л.А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н\Д., 2001, с. 276-313

Выполните задание: разработайте две формулы из предложенного перечня:

- формула благодарности за выполненный фирмой заказ;

- формула приглашения коллег на юбилей;

- формула поздравления лучшего друга с днем рождения;

- формула сопереживания другу по поводу неудачно сданного экзамена;

- формула совета в категоричной форме по поводу выполнения должностных обязанностей;

- формула просьбы о помощи в создании рабочего документа;

- формула отказа в вежливой форме в просьбе присмотреть за ребенком;

- формула прощания, употребляемого после закрытия официального совещания;

- формула поздравления коллеги с днем рождения.

4. Перечень рекомендуемой литературы.


  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2006

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д., 2005

  3. Введенская Л.А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н/Д., 2001

  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002

Задание №1 выполняется всеми студентами в качестве самостоятельной работы с указанной учебной литературой.

Задание №2 выполняется студентами по вариантам. Выбор варианта соответствует последней цифре в номере зачетной книжки студента согласно следующей таблице:

Стилистика русского языка.

(2-5 вопрос) Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [текст] – М., 2002. – с. 17-18, 26-75

(1 вопрос) Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи [текст] – Ростов н\Д, 2001. – с.59-69

исправьте лексические грамматические и стилистические ошибки в предложениях.
1. В качестве материала для романа "Война и мир" Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
2. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.
3. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.
4. Первые полгода пролетело быстро.
5. Согласно распоряжению директора срок представления отчета истекает первого марта.
6. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.
7. В сочинение было хорошо описано про окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
9. Он облокотился локтем на стол.
10. Войдя в автобус, не забудьте оплатить проезд.

1. В качестве материала для романа "Война и мир" Л. Н. Толстой использовал различные документы из семейных архивов.
2. Промотав состояние, он ничего не оставил детям.
3. Для предотвращения катастрофы мы приняли все зависящие от нас меры.
4. Первые полгода пролетелИ быстро.
5. Согласно распоряжению директора срок предОставления отчета истекает первого марта.
6. Девушка стала вглядываться в подозрительные тени.
7. В сочинении были хорошо описаны окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящИЙ ханжа.
9. Он облокотился на стол.
10. Войдя в автобус, оплатите проезд (заплатите за проезд).

Ответ
1. В качестве материала для романа "Война и мир" Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и (другие) документы.
2. (Он промотал все состояние, и )ему нечего было оставить детям.
3. Все зависящие (от нас) (меры) для предотвращения катастрофы были приняты.
4. Первые полгода пролетело быстро.
5. (По) распоряжению директора срок представления отчета - первого марта.
6. Девушка стала (приглядываться) к подозрительным теням.
7. В сочинение было хорошо (написано) про окрестности школы.
8. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий) ханжа.
9. Он облокотился локтем (о) стол.
10. Не забудьте оплатить проезд, войдя в автобус,

я представил документы в распоряжение администрации

Вопрос по русскому языку:

Определите правильные
и неправильные случаи уп­равления и согласования.

1) Газета "Аргументы и факты" недавно опубликовали
статью о деятельности этой организации.

2) Первые полгода пролетели быстро.

3) Согласно распоряжения директора срок представ­ления
отчета истекает первого марта.

4) Вчера принимал опытный терапевт Петрова.

5) Для абитуриентов, желающих учиться в этом ин­ституте,
надо будет знать и английский язык.

1) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на
следующей неделе.

2) На сторону Антанты выступили Италия и Румыния.

3) Девушка стала вглядываться к подозрительным те­ням.

4) В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.

5) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он
настоящая ханжа.

1) В области разработки компьютерных программ дол­гие годы
первой была США.

2) Он не преступник, он стал несчастным жертвой сло­жившихся
обстоятельств.

3) Противник имел явное преимущество над нашими войсками.

4) Два инфаркта подорвало его здоровье.

5) В своей речи оратор указал об этих недостатках.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 21.07.2017 23:59
  • Русский язык
  • remove_red_eye 2903
  • thumb_up 30
Ответы и объяснения 1

3) Согласно распоряжения директора срок представ­ления
отчета истекает первого марта.

Неправильные случаи:
4) Вчера принимал (принимала) опытный терапевт Петрова.

5) Абитуриентам, желающим учиться в этом ин­ституте, надо будет знать и английский язык.

1) Рецензия на прочитанную книгу должна быть сдана на следующей неделе.

2) На стороне Антанты выступили Италия и Румыния.

3) Девушка стала приглядываться к подозрительным те­ням.
4) В сочинении было хорошо написано про окрестности школы.

5) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он
настоящий ханжа.

1) В области разработки компьютерных программ дол­гие годы
первыми были США.

2) Он не преступник, он стал несчастной жертвой сло­жившихся
обстоятельств.

Читайте также: