Франкенштейн или современный прометей сочинение

Обновлено: 15.05.2024

Что мы знаем о главном литературном монстре, его создателе и женщине, придумавшей их обоих

19 июня 1816 года Мэри Шелли сочинила историю об ученом Викторе Франкенштейне, который собрал из человеческих тел монстра и оживил его. За прошедшие с тех пор 205 лет ученый и его чудовище научились и разучились говорить, сменили имена, переоделись в дрэг, снялись в эротике, впечатлили сюрреалистов, феминисток и Гильермо дель Торо и стали практически неразличимы. Weekend вспомнил главные сюжеты, связанные с чудовищем Франкенштейна

Фото: Universal Pictures

Фото: Universal Pictures

2
Образ доктора Франкенштейна возник из истории об алхимике из замка Франкенштайн. Иоганн Конрад Диппель жил в конце XVII — начале XVIII века в замке Франкенштайн на окраине Дармштадта, где, по легенде, пытался создать эликсир бессмертия из плоти и костей животных и проводил эксперименты над эксгумированные трупами, которые пытался оживить. В 1814 году путешествовавшие по Европе любовники Мэри Годвин и поэт Перси Биши Шелли останавливались недалеко от замка Франкенштайн, где, как считают биографы Мэри, она узнала историю Диппеля.

Иоганн Конрад Диппель, гравюра начала XVIII века

Иоганн Конрад Диппель, гравюра начала XVIII века

Фото: The National Library of Medicine

Иоганн Конрад Диппель, гравюра начала XVIII века

Фото: The National Library of Medicine

Фото: William Purser / Courtesy HathiTrust

Фото: William Purser / Courtesy HathiTrust

Фото: Theodore Von Holst /Tate Britain. Private collection, Bath

Фото: Theodore Von Holst /Tate Britain. Private collection, Bath

5
Будущая писательница родилась в семье феминистки и анархиста. Родители Мэри, люди свободных воззрений и нравов, были в свое время очень известны. Ее мать Мэри Уолстонкрафт писала громкие эссе о правах женщин и признана первой британской феминисткой. Ее отец Уильям Годвин был философом и считается архитектором современного анархизма. Матери Мэри не знала (Уолстонкрафт умерла в 38 лет, сразу после рождения дочери), но была знакома с ее работами и взглядами. Мэри вырастил отец, который, вопреки установлениям того времени, дал дочери хорошее домашнее образование.

Фото: National Portrait Gallery

Фото: National Portrait Gallery

Фото: The Huntington Library, Art Collections, and Botanical Gardens

Фото: The Huntington Library, Art Collections, and Botanical Gardens

Фото: George J. Stodart

Фото: George J. Stodart

Фото: National Portrait Gallery

Фото: Courtesy The Bodleian Library, University of Oxford

Фото: National Portrait Gallery

Фото: Courtesy The Bodleian Library, University of Oxford

Фото: The New York Public Library

Фото: The New York Public Library

19
К третьему изданию доктор Франкенштейн пожалел о содеянном. В 1831 году роман утратил эпиграф из Мильтона и пассажи, критикующие смертную казнь, невеста Виктора Элизабет превратилась из его кузины в сироту, удочеренную его родителями, его друг Генри Клерваль из поэта — в купца. Изменился и главный герой: высокомерный, бросающий вызов Богу и не чувствующий угрызений совести Виктор Франкенштейн предстает в третьем издании ученым, раскаивающимся в том, что вмешался в естественный ход вещей. Именно эта версия романа чаще всего публикуется с тех пор.

Фото: Edison Manufacturing Company

Фото: Edison Manufacturing Company

Фото: Universal Pictures

Фото: Universal Pictures

Фото: Francisco Jose de Goya y Lucientes

Фото: Francisco Jose de Goya y Lucientes

Фото: John Tenniel

Фото: John Tenniel

Фото: The Library of Congress / W.W. Norton

Фото: The Library of Congress / W.W. Norton

31
Доктором Франкенштейном называли создателя противозачаточных таблеток. Пионера в области гормональной контрацепции и искусственного оплодотворения Грегори Гудвина Пинкуса американская консервативная пресса середины XX века назвала доктором Франкенштейном за его революционные опыты вроде выведения кролика из пробирки.

Грегори Гудвин Пинкус, 1932

Грегори Гудвин Пинкус, 1932

Фото: Getty Images

Грегори Гудвин Пинкус, 1932

Фото: Getty Images

Фото: Braunsberg Productions; Carlo Ponti Cinematografica

Фото: Braunsberg Productions; Carlo Ponti Cinematografica

Фото: RKO General Pictures; Toho Company

Фото: RKO General Pictures; Toho Company

Фото: Atlas Comics

Фото: Atlas Comics

Фото: United Artists/King Features, 1968

Фото: United Artists/King Features, 1968

Фото: Walt Disney Pictures

Фото: Walt Disney Pictures


Ключевые слова: Франкенштейн, Мари Шелли, Творец, Сверхчеловек, Ницше.

Кроме истории из античной мифологии, источником сюжета романа также можно считать еврейскую легенду о Големе, человекоподобном существе, созданном магическим путем из глины. Согласно легенде, его было позволено убить любому иудею, так как оно не обладало душой, было лишёно дара речи и полового влечения. Его создание приписывалось раввину Йегуда Леви бен Бецалалль — опытному каббалисту, сотворившему чудовище с целью работы в синагоге, и потом уничтожившему его.

По легенде раввин, создавший Голема, был человеком глубоко верующим и религиозным, и целью его было создать себе безотказного помощника, что в итоге у него и получилось — глиняный человек прослужил ему целых 13 лет. Но в конце концов монстр, задуманный как защитник, так же как и творение Франкенштейна, восстает против создателя. [3]

Но что же именно создает ученый? Существо, слишком безобразное и уродливое, для того, чтобы назвать его человеком, однако, разумное, поддающееся самообучению и познанию, что делает его далеким от животного. Почему же главный герой сбегает от своего творения и все возможными способами пытается скрыться от встречи с ним?

Мы считаем, что корень данной проблемы лежит в темах, далеких от науки и фантастики. Для начала стоит ответить на два вопроса: что есть человек и каковы цели и смысл его пребывания в мире.

Каковы же цели и смысл пребывания человека в мире? Главные цели пребывания человека на земле — создание семьи, воспроизведение потомства, профессиональная самореализация, развитие личности, служение обществу и миру, а для духовных людей — Богу, взаимоотношения с друзьями, родными, окружающими. Второстепенными же целями, или обеспечивающими, являются деньги, быт, отдых. [10]

Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что человек — это существо одухотворенное, способное не только примитивно мыслить и функционировать, а испытывать различные эмоции, глубокие чувства, анализировать, отражать мир в понятиях и преобразовывать его по своим потребностям, интересам, идеалам, а также создавать семью и давать потомство.

Что же из себя представляет творение Франкенштейна? Во-первых — это существо, искусственно созданное человеком из частей тела усопших людей и отдаленно напоминающее самого человека. Во-вторых, это существо, поддающееся самоанализу, обучению, развитию, а также способное чувствовать.

  1. Шелли, М. Франкенштейн или Современный Прометей. — М.: Художественная литература, 1989 г. — 256 с.
  2. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. — М.: Астрель, 2013 г. — 320 с.
  3. Бурлак, В. Н. Мистическая Прага. — М.: Вече, 2007г. — 384 с.
  4. Шелли, П. Б. Освобожденный Прометей. — К.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013 г.
  5. Эсхил. Прикованный Прометей: Трагедия. — М.: Детская литература, 2013 г. — 94 с.
  6. Ожегов, С. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2012 г. — 1376 с.
  7. Достоевский, Ф. М. Письма. — С.-Пб.: 1839 г.
  8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: За экономическую грамотность, 1995 г. — 240 с.
  9. Грядовой, Д. И. Философия. — М.: Юнити-Данат, 2003 г. — 384 с.
  10. Миание, М. Ю. Постановка целей в жизни человека. — Х.: Развитие человека.

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, живое существо, античная мифология, воспроизведение потомства, всеобщее признание, друг, мир, научно-фантастический роман, основа романа Мари, создание, существо, тайна, творение, уж.

Художественный мир романа М. Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей". Динамика взаимодействия готического и романтического в знаменитом произведении английской писательницы в рамках эстетических принципов романтизма. Философский посыл произведения.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык украинский
Дата добавления 25.03.2018
Размер файла 16,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В плане жанрового разнообразия показательно творчество Мэри Шелли, где нашли свое отражение процессы перехода от предромантизма (готического романа) к романтизму.

Для объективного анализа произведения М. Шелли необходимо рассмотреть важнейшие литературные и мифологические источники романа, для того, чтобы выяснить его новизну.

Таким образом, проанализировав источники романа, а именно: мифы о Прометее и Големе, произведения Мильтона и Шекспира, можно сказать, что Мэри Шелли привнесла нечто новое в предыдущие трактовки образов создателя и его создания. Они не просто противопоставляются друг другу, но существуют во взаимосвязи, как две стороны одного целого.

Композиционно роман является письмами исследователя крайнего Севера, капитана Уолтона, к своей сестре. В них рассказывается о Викторе Франкенштейне, которого его корабль подобрал во льдах. В тексте романа основным рассказчиком выступает Франкенштейн, однако некоторую часть занимает рассказ монстра (разделы 10 - 16). Произведение завершается смертью Франкенштейна и встречей Уолтона с существом, которая описывается в последнем письме.

Таким образом, проанализировав особенности построения романа, можно сказать, что принцип его композиции ближе к романтическому, готическое присутствует формально, как фон.

Что касается мотивов в этом произведении, к романтическим относятся мотивы путешествия. Отсутствуют типичные для готического романа мотивы фантастического, сверхъестественного, и общим является мотив преступления и возмездия. Мотив путешествия распространенный в литературе романтизма. К нему обращались Кольридж, Вордсворт, Байрон и Шелли, Гофман, молодой Гейне, Пушкин, Лермонтов и многие другие. У Мэри Шелли путешествие становится отправной точкой для развития действия: поездка Франкенштейна по Европе, путешествия монстра в поисках убежища - все это отражает определенный период становления героев. Капитан Уолтон отправляется исследовать Север, но, в конце концов, не достигает цели: в его случае путешествие является символом разочарования в идеях рационалистов, обращение к пессимистическому восприятию мира. Франкенштейн покидает родной дом в поисках знаний - это приводит к развитию в нем тяги к познанию, и к напыщенности, в результате чего он создает и оживляет человеческое существо. Несчастье обрушиваются на него одно за другим, он едет в Англию, опять же за новыми знаниями, как создать подругу своему детищу, но он воздерживается от этого шага, жертвуя жизнями своих близких. Монстр, созданный искусственно, путешествует в поисках сочувствия и любви, но находит только ненависть. Он теряет веру себя, становится мстительным и жестоким, но раскаяние не дает ему покоя.

Финальная гонка Франкенштейна за своим созданием, приводящая их во льды Арктики, подтверждает неразрывную связь между ними - создатель и создание, они не могут быть отделены друг от друга - их связывают страдания. Поэтому, трактовка романтического мотива путешествия очень важно для понимания смысла произведения.

Значение этого произведения не утратило своей актуальности в наше время. Человек обязан брать на себя ответственность за свои поступки, а также за свои создания (этот вывод Шелли делает задолго до философии экзистенциализма и Сент-Экзюпери).

шелли франкенштейн готический романтизм

1. Английская романтична повесть. (На англ. яз.). - М.: Прогресс, 1980.

2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. Под ред. и с послесл. А.А. Тахо-Годи - М.: Прогресс, 1992. - 624 с.

3. Дьяконова Н. Английский романтизм. - М., 1978.

6. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. - М., 1988. - 232 с.

7. Фулканелли. Тайны готических соборов. Пер. с фр., англ. - М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996 - 240 с.

9. Robertson F. Mary Wollstonecraft // Women's Writing 178 - 1938. An Anthology / Ed. Fiona Robertson. - NY, 2001.

10. Small Cr. Ariel like a Harpy. Shelley, Mary and Frankenstein. - London, 1972.

Подобные документы

Эстетика революционного романтизма и ее отражение в европейской литературе. Обращение Шелли в своем произведении к древнейшей народной легенде о Прометее. Исследование конфликта между Титаном и Зевсом в лирической драме "Прометей освобожденный".

реферат [32,2 K], добавлен 09.06.2011

Для Шелли поэзия была воплощением воображения. Что же такое воображение в понимании автора? Под воображением Шелли понимал вид умственной деятельности, который, как из элементов, составляет из мыслей (что бы их ни порождало) новые мысли.

реферат [15,9 K], добавлен 18.03.2005

Загальна характеристика романтизму у світовій літературі та його особливостей в англійській літературі. Готичний роман як жанр літератури предромантизму. Прецедентність роману М. Шеллі "Франкенштейн". Впливи традицій готичного у романі М. Шеллі.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 06.02.2014

Биография. Первый сборник стихов. Оксфордский университет. Направление политической, философской и художественной деятельности Шелли. Шелли - поэт, публицист и общественный деятель. Путешествуя по Ирландии. Любовная лирика.

реферат [48,5 K], добавлен 08.10.2006

Загальна характеристика романтизму у світовій та англійській літературі. Готичний роман як жанр літератури предромантизму. Аналіз філософських богоборних ідей у романі Мері Шеллі "Франкенштейн, або Сучасний Прометей". Прецедентність готичного роману.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 07.02.2014

Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического. Сравнительный анализ произведений М.А. Булгакова "Собачье сердце", "Дьяволиада" и Э.Т.А. Гофмана, С.М. Шелли "Франкенштейн". Элементы фантастики в этих произведениях.

курсовая работа [99,2 K], добавлен 22.10.2012

Сущность фантастики как жанра художественной литературы. Приемы, способы создания фантастического в тексте. Элементы фантастики на примерах произведений Э.Т.А. Гофмана, Г. Уэллса, Мэри Шелли "Франкенштейн", М.А. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце".

Написанный под непосредственным влиянием английского готического романа конца XVIII – начала XIX века, роман М. Шелли во многом превосходит произведения Х. Уолпола, А. Рэдклиф и др. по масштабу представленных в нем гуманистических идей и психологической разработке характеров. Виктор Ф. – молодой швейцарский ученый, наделенный недюжинным талантом и ненасытной жаждой просвещения, овладевает тайной воспроизведения живой материи. Он создает человеческое существо, обладающее экстраординарной силой и выносливостью, но, пораженный его физическим

уродством, способным вызывать лишь ужас, спешит сложить с себя ответственность за дальнейшую судьбу своего творения.

В результате демон, или монстр, как именует его автор, отчаявшись обрести свое место среди людей, восстает против создателя и жестоко мстит ему, последовательно убивая брата, друга, невесту Ф. Употребивший свою молодость на создание Демона, Ф. весь остаток жизни посвящает попыткам его уничтожить, надеясь таким образом искупить свою вину перед человечеством. Многолетние странствия приводят его к Северному полюсу, где обрывается жизнь несчастного исследователя.

Но со смертью Ф. исчезает

По наблюдению А. Елистратовой, за годы, прошедшие со времени выхода романа, имя Франкенштейна успело укорениться в английском языке для обозначения того, кто развязывает или пускает в ход силы, ускользающие из-под его контроля. Однако образ Ф. несет в себе не только пророческую мысль о возможности пагубных для человечества последствий научного прогресса, но и глубокие размышления автора о природе человека. Ужасный монстр предстает в романе в качестве двойника великого создателя. “Существо, которое я пустил жить среди людей, наделенное силой в стремлении творить зло представлялось мне моим же собственным злым началом, вампиром, вырвавшимся из гроба, чтобы уничтожить все, что мне дорого”, – признается Ф. Этот “современный Прометей ” познает все несовершенство божественного творения человека, несущего в себе как созидательные, так и разрушительные импульсы.

Роман неоднократно инсценировался уже при жизни писательницы, а впоследствии много раз экранизировался. К сожалению, ни одна из его экранизаций, включая и последнюю с Кеннетом Браном в роли Франкенштейна и Робертом де Ниро в роли демона, не смогла передать философскую сложность и психологическую изощренность этого романа.

Читайте также: