Фонвизин русский сатирик основоположник великой русской комедии сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Д. И. Фонвизина нередко называют подлинным родоначальником русской комедии. Ведь еще его современники были в восторге от театральных пьес, которые ставились по мотивам произведений драматурга и писателя. Однако старомодным творчество Фонвизина назвать никак нельзя, ведь в своих произведениях он высмеивает главные пороки человека. А они, к великому сожалению, не из столетия в столетие изменений не претерпевают.

Немного интересных фактов из биографии Фонвизина

Фонвизин становится частью литературной жизни в тот период, когда императрица Екатерина II проявляла существенный интерес к работам мыслителей, творивших в русле европейского Просвещения. Правительница уделяла внимание работам Дидро, Вольтера и других. Однако либерализм и снисходительность императрицы очень скоро сошел на нет, а Фонвизину было суждено оказаться в гуще дворцовых сплетен и политической борьбы. Денис Фонвизин, пристально наблюдавший за дворцовой жизнью, быстро сумел занять место сатирика, который саркастически высмеивал пороки тогдашнего общества. К таковым относятся, в первую очередь, продажность, взяточничество, нарушение закона. А также столь часто практикуемый при дворе фаворитизм, который приводил к падению нравственного облика многих вельмож. Кстати, тяга к критике низменных черт характера, столь распространенных среди чиновников, у Фонвизина сформировалась еще с детских лет, так как его семья принадлежала к дворянскому классу.

Творчество Фонвизина в русской литературе

В русской литературе Фонвизин известен, в первую очередь, в качестве автора знаменитой комедии "Недоросль". Однако Денис Иванович также писал и прозаические произведения, поскольку в его литературном даровании талант сатирика сочетался с импульсивностью публициста. И правда, очень немногие смогли избежать бичующей, не знающей никаких граней фонвизинской сатиры. Ее побаивалась сама Екатерина, а о мастерстве писателя восторженно выражался сам А. С. Пушкин. И по сей день читательскую аудиторию удивляет этот дар выдающегося писателя и драматурга. Многие предпочитают читать Дениса Фонвизина онлайн, ведь это удобно и современно.

Комедия "Недоросль"

Основной посыл данного произведения состоит в том, что воспитание должно быть направлено на то, чтобы сформировать в человеке высокие идеалы. Своему главному герою Фонвизин не просто так дал фамилию Скотинин (равным счетом, ее также носит и супруга персонажа). Ведь характеры этих действующих лиц в действительности делают их похожими на животных. Они стремятся только лишь к получению выгоды, демонстрируя глупость и недалекость. Читать комедию Недоросль рекомендуется в ее полном изложении; только в таком случае можно узнать все тонкости и сюжетные повороты данного произведения Фонвизина.

Смех Фонвизина справедливо называли уничтожающим, сокрушительным. Его мишенью становились теневые стороны как отдельно взятой личности, так и всего самодержавного строя. Полагаем, что произведения Фонвизина будут актуальными еще не одно столетие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций

Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.

Увидеть и понять нравственные уроки комедии.

Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.

Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Что должно отражать сочинение:

1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды, цитаты).

2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).

3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

Каким я увидел(а) Митрофана (Простакову, Скотинина…)

План сочинения

I Вступление.

1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии.

II . Главная часть сочинения.

На какие две группы делятся все герои (?), что это отображает, показывает.

На каком фоне происходят события в начале комедии?

Какую идею проводит автор через своего героя?

Крепостное право. Глупость, самодурство, произвол помещиков (Скотинин и Простакова)

б) действия: примерка кафтана;

в) речевая характеристика;

г) что этим хотел показать автор?

( действие I , явление 1-4, 5(стр.50), 6-7,

Примерка кафтана

Нрав и сущий произвол г-жи Простаковой, самодурство

Появление Скотинина и его р-р с Простаковой (стр. 50)

Разговор Скотинина и Простаковой

Ярые крепостники

Сцена с письмом, (явл.5-7)

Скотинин в восторге от свиней, потрясающая новость

Лицемерие, животность, жадность, ограниченность интересов

Финал комедии

Нависла угроза над домом и деревнями Простаковой, (стр.68), Митрофанушка отворачивается от матери в трагическую минуту

Жалкая, растерянная и униженная.

а) Описать его внешность (каким вы его представляете);

б) Через события, действия, речевую характеристику показать идею, которую проводит автор.

- Воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинение личных интересов общественным;

- приобретение дворянской молодежью реальных знаний, необходимых для процветания страны;

-общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян.

-Невежественное провинциальное дворянство;

- узость и ограниченность его интересов,

-неспособность этой части дворянство приносить пользу Отечеству,

-профанация (искажение, опошление, извращение) обучения молодых дворян,

- право господствующего класса владеть другими людьми.

III . Актуальность воспитания в наши дни.

Все герои пьесы делятся на две группы: на положительных и отрицательных - и отражают борьбу (противоборство, разные стороны жизни) добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.

Для предстоящего сговора Простакова заказала своему сыну новый кафтан. Сцена примерки кафтана во всей полноте показала нрав и сущий произвол госпожи Простаковой (тезис)

Уже с первой же сцены автор показывает грубость, жестокость, невежество, деспотизм провинциального дворянства –вывод.

Далее появляется на сцене брат Простаковой Скотинин. Их разговор расширяет социальную проблему (тезис), которую поставил в пьесе Фонвизин. Из разговора Простаковой и Скотинина мы узнаем, что они ярые крепостники. Скотинин говорит: (стр. 50). Ему вторит Простакова (там же).(доказательства) Критикуя пагубность крепостного строя, автор приводит пример неограниченной власти крепостников над крепостными(вывод).

В 5-ом и 7-ом явлении показывается нам низость, жадность, животность, лицемерие мира Простаковых и Скотининых (своими словами передать события, прокомментировав каждую оценку).

В финале комедии мы видим Простакову………….

Комедия заканчивается победой добра над злом. По мысли автора, бесчеловечие помещиков должно неминуемо привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокими помещиками.

Воспитание дворянской молодёжи (Митрофанушка)

Для предстоящего сговора Простакова заказала своему сыну новый кафтан. Сцена примерки кафтана ярко, образно представила нам почти всех отрицательных героев пьесы. Мы увидели Простакову, грубую, невежественную, самовластную помещицу. Её брата Скотинина. В своей любви к свиньям, он сам дошёл до животности - только в них, в свиньях, он находит смысл жизни. Автор показывает узость, ограниченность интересов помещиков.

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) – писатель, драма­тург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. “Сатиры смелый власте­лин”; – так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии “Бригадир”; (1769) Фонвизин проявил свой яркий сатири­ческий дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и при­страстие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй половины XVIII века. Но подлинная и непрехо­дящая слава пришла к Фонвизину, когда он создал

А. С. Грибоедова и назвал истинно “общественной комедией”;. “Не­доросль”; является сатирической комедией, в которой, по словам Н. В. Гоголя, писатель вскрыл “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”;.

В центре внимания комедиографа целое сословие – русское дво­рянство, причем не само по себе, а в тесной связи с тем, что несет с собой система крепостничества, определяющая жизнь всей страны. Тема комедии –

помещичий произвол и его губительные последст­вия, система дворянского воспитания, законодательства, общест­венных и семейных отношений в России XVIII века.

По сюжету и названию “Недоросль”; – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его “недорос­лем”;. Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан – второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотини­ных и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости.

Таким образом, идея комедии – разоблачение и осуждение ми­ра невежественных, жестоких и самолюбивых помещиков, которые хотят подчинить себе всю жизнь, присвоить себе право неограни­ченной власти как над крепостными, так и над благородными людьми; утверждение идеалов гуманности, прогресса, просвеще­ния, выраженных через положительных героев (Софья, Стародум, Милон, Правдин).

Среди положительных героев пьесы особо выделяется Стародум. Это – герой-резонер, второе “я”; самого автора. Его устами Фонви­зин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. “Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время”;, – говорит Стародум Софье.

Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллю­зиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.

Особенности художественного метода Фонвизина заключаются в сочетании черт классицизма (деление персонажей на положитель­ных и отрицательных, схематизм в их обрисовке, “три единства”; в композиции, “говорящие”; имена, черты резонерства в образе Ста­родума и т. д.) и реалистических тенденций (жизненная достовер­ность образов, изображения дворянского быта и социальных отно­шений в крепостной деревне). Новаторство драматурга сказалось прежде всего в более сложном понимании характера. Хотя герои комедии статичны, но в живой ткани произведения их характеры приобретали несвойственную драматургии классицизма много­значность. Если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заост­рены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны от­личаются большой внутренней сложностью.

Еремеевна – “раба”;, но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злоб­ная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сы­ном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает сочувст­вие зрителей.

Созданию реалистической достоверности образов во многом спо­собствует язык героев комедии, который становится средством их ин­дивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность персонажа. Стародум, как положено традиционному герою-резонеру, говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин вводит в речь героя и другие – индивидуальные – черты: афори­стичность, насыщенность архаизмами. Все индивидуальные и ти­пичные качества Простаковой также отражаются в ее языке.

К кре­постным она обращается грубо, используя бранную лексику (“собачья дочь”;, “скверная харя”;, “бестия”;), а к сыну Митрофану об­ращена ласковая, заботливая речь матери (“душенька”;, “друг мой сердешный”;). С гостями Простакова – светская дама (“рекомендую вам дорогого гостя”;), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты (“мать ты моя родная, прости меня”;, “повинную голову меч не сечет”;).

Все это делает комедию Фонвизина “Недоросль”;, формально соз­данную по правилам классицизма, подлинно новаторским произ­ведением, оказавшим огромное воздействие на формирование реа­лизма в русской литературе. По словам А. И. Герцена, “Фонвизин заблаговременно успел поставить на сцену свой скотный двор ди­ких помещиков, а Гоголь издать свое кладбище “Мертвых душ”;. Преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Остров­ского отмечал Гончаров, а Салтыков-Щедрин вывел ряд персона­жей Фонвизина в своих произведениях.

Просветительские тенденции, свойственные русской литературе XVIII века, проявились не только в рамках классицизма, который в последней четверти столетия уже явно сдавал свои позиции, но и в произведениях нового для того времени направления – сенти­ментализма. Оно также опиралось на идеи Просвещения, но на первое место ставило конкретного человека с его чувствами и пере­живаниями. Чувства, переживания в сентиментализме приходят на смену господства разума в классицизме, а героями становятся пред­ставители средних и низших классов.

Хотя в русской литературе сентиментализм не получил столь широкого развития, как в Запад­ной Европе, но в произведениях Н. М. Карамзина, стихах молодого В. А. Жуковского, прозе А. Н. Радищева сентиментализм заметен.


Казакова Неля Анатольевна,

образование высшее, окончила Саратовский государственный педагогический

институт им.К.Федина по специальности учитель русского языка и литературы

Стаж педагогической работы 33 года

Сочинение по комедии "Недоросль"

Что должно отражать сочинение:

1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды, цитаты).

2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).

3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

Каким я увидел(а) Митрофана (Простакову, Скотинина…)

План сочинения

I Вступление.

1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии.

II . Главная часть сочинения.

На какие две группы делятся все герои (?), что это отображает, показывает.

На каком фоне происходят события в начале комедии?

Какую идею проводит автор через своего героя?

Крепостное право. Глупость, самодурство, произвол помещиков (Скотинин и Простакова)

б) действия: примерка кафтана;

в) речевая характеристика;

г) что этим хотел показать автор?

( действие I , явление 1-4, 5(стр.50), 6-7,

Примерка кафтана

Нрав и сущий произвол г-жи Простаковой, самодурство

Появление Скотинина и его р-р с Простаковой (стр. 50)

Разговор Скотинина и Простаковой

Ярые крепостники

Сцена с письмом, (явл.5-7)

Скотинин в восторге от свиней, потрясающая новость

Лицемерие, животность, жадность, ограниченность интересов

Финал комедии

Нависла угроза над домом и деревнями Простаковой, (стр.68), Митрофанушка отворачивается от матери в трагическую минуту

Жалкая, растерянная и униженная.

а) Описать его внешность (каким вы его представляете);

б) Через события, действия, речевую характеристику показать идею, которую проводит автор.

- Воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинение личных интересов общественным;

- приобретение дворянской молодежью реальных знаний, необходимых для процветания страны;

-общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян.

-Невежественное провинциальное дворянство;

- узость и ограниченность его интересов,

-неспособность этой части дворянство приносить пользу Отечеству,

-профанация (искажение, опошление, извращение) обучения молодых дворян,

- право господствующего класса владеть другими людьми.

III . Актуальность воспитания в наши дни.

Все герои пьесы делятся на две группы: на положительных и отрицательных - и отражают борьбу (противоборство, разные стороны жизни) добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.

Читайте также: