Сочинение льняное поле в цвету

Обновлено: 05.07.2024

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году, в Красноярском крае. Малая родина закалила его характер и нашла отражение в творчестве писателя. Также в своих произведениях автор обращается и к военной тематике, ведь в 1942 году он ушел на фронт в качестве добровольца и прослужил до середины 1945 года.

Какую бы тему не затрагивал автор в своих произведениях, в них всегда находилось место для любви к родному краю, описанию тягостей взросления и отражению человеческих судеб.

Сочинение астафьева ода русскому огороду

В честь картошки надо бы поставить памятник в России. Поставлены же памятники гусям, спасшим Рим. В Австралии будто бы есть памятник овце. Последнему волку Европы скульптуру изваяли! Ну если уж картошке монумент неловко, неэтично воздвигать — плод все же, овощь, тогда тому, кто нашел этот плод в заморских землях, выделил его среди прочих диких растений, в Россию завез и, рискуя головой, внедрял на русской земле. Был ведь в старые, темные времена и картофельный бунт!

Фронтовые дороги длинные, расхлюпанные. Пушка идет или тащат ее; танк идет, машина идет, конь ковыляет; солдат бредет вперед на запад, поминая к разу кого надо и не надо. А кухня отстала! Все-то она отстает, проклятая, во все времена и войны отстает. Но есть солдату надо хоть раз в сутки! Если три раза, так оно тоже ничего, хорошо три-то раза, как положено. Один же раз просто позарез необходимо.

Глянул солдат налево — картошка растет! Глянул направо — картошка растет! Лопата при себе. Взял за пыльные космы матушку-кормилицу, лопатой ковырнул, потянул с натугой — и вот полюбуйся: розоватые либо бледно-синие, желтые иль белые, что невестино тело, картохи из земли возникли, рассыпались, лежат, готовые на поддержку тела и души.

Дров нету, соломы даже нету?! Не беда! Бурьян везде и всюду на русской земле сыщется. Круши, ломай через колено, пали его! И вот забурлила, забормотала картоха в котелке. Про родное ведь и бормочет, клятая! Про дом, про пашню, про огород, про застолье семейное. Как ребятишки с ладошки на ладошку треснутую картоху бросают, дуя на нее, а потом в соль ее, в соль и — в рот, задохнувшись горячим, сытным паром.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Исходный текст ПРИРОДА

(1) Закрою глаза — и вот оно явственно передо мною. (2) Тишина поля открыта доверчивому сердцу. (3) Древняя во всём покорность жизни царствует здесь.

(4) Льняное поле в цвету словно бы вслушивается в себя, бережно наливает свои слабые на вид стебельки ситцевым дождевым крапом — никто не сможет облететь его, пройти мимо, всяк задержится на нём взглядом, приостановит шаг, залюбуется им, пожалеет о чём-то прошедшем и решит, что не всё ещё в жизни утрачено, раз есть на земле эта, всем доступная, обнадёживающая красота.

(5) Над цветущим полем льна даже пчёлы и шмели смиреют, летают неторопливо, долго усаживаются на гибкий стебелёк. (6) Жаворонок выберет минуту, освободится от семейных хлопот, взовьётся в небо и звенит над полем, сзывает всех сущих и зрящих подивиться на него. (7) Стремительный ястреб, высмотрев в гущах льна мышку, падёт вдруг сверху, и дрогнет поле от его вихревых крыльев, катится по нему голубая волна.

(8) Короткой летней ночью объявится на небе всеми забытая луна, и тогда идёт к ней от поля голубое свечение, и остановятся, замрут сами в себе ночное небо, ночная луна, оберегая мир поднебесный от волнений и тревог, и это робкое, тайно сияющее поле оберегая.

(9) Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. (10) Слушай! (11) Внимай! (12) Любуйся! (13) В мире царствует благодать. (14) Поверь в незыблемость и вечность его. (15) И не говори никаких слов. (16) Не плачь, не стенай — сон и покой кругом.

(17) Тихое-тихое поле. (18) Дивная даль. (19) Россия. (20) Льняное поле в конце лета…

(21) Вид поля являл собою полное согласие с тем, что взошло, отцвело, созрело растение, пора ему на покой, в сушку, в мялку, в расчёску и куделею на прялку.

(22) Потом ниткой в клубок, с клубка на ткацкий станок, а там уж чего швеи-мастерицы решат: рубахой ли быть льну, в онучах ли износиться, полотном ли отбелённым сделаться и вышитым петухами украситься, может, половичком под ноги молодых постелиться, саваном укрыть жницу иль швею.

(23) А пока грустно клонится поле под ветром, слитый звон семян в сухих коробочках наполняет округу музыкой вечности, музыкой труда и жизни. (24) Прощается растение с матерью-землёй.

Сочинение

Природа — это весь окружающий нас мир: горы, море, небо, поля, леса, растения, звери, птицы… Это то, что возникло на нашей планете без участия человека. Нередко мы воспринимаем природу как данность, как источник каких-то благ и не замечаем её красоты.

В рассказе В. Астафьев любуется тихой и неприметной красотой льняного поля (предл. 4).

Его поражает величие и мощь природы (предл. 9—13). Поле становится для него не только источником льна, из которого можно изготовить различные полезные вещи (предл. 21, 22). Это ещё и повод восхититься силой природы, поразмышлять над смыслом жизни, над бренностью нашего существования (предл. 23). Для меня, городского жителя, наш парк является той частью природы, с которой я соприкасаюсь каждый день. Приятно прогуляться по его аллеям в любое время года, полюбоваться голубями, прыгающими по дорожкам, подумать о чём-то очень личном.

Природа дарит нам свою красоту круглый год. Берегите её и любуйтесь!

В. П. Астафьев

Отрывок из Астафьева: “Ода русскому огороду”

Самый мой любимый отрывок из Виктора Петровича. Всякий раз, когда я читаю его, меня начинает бить дрожь.

Виктор Астафьев. Ода русскому огороду (1971-1972)

И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени, и, сплющенная, окаменелая, но не утерявшая запаха гари и крови, клубится она во мне.

Успокоения хочется, хоть какого-нибудь успокоения. Но нет его даже во сне, и во сне мучаюсь я, прячусь от взрывов и где-то за полночь начинаю с ужасом понимать: это уже не та война, от теперешних взрывов не спрятаться, не укрыться, и тогда покорно, устало и равнодушно жду последней вспышки – вот сверкнет бело, ослепительно, скорчит меня последней судорогой, оплавит и унесет искрой в глубину так и не постигнутого моим разумом мирозданья. И вижу ведь, явственно вижу искорку ту, ощущаю ее полет. Оттого вижу, что был уже песчинкой в огромной буре, кружился, летал где-то между жизнью и смертью, и совсем случайно, капризом или волей судьбы, не унесло меня в небытие, а сбросило на изнуренную землю.

Сколько раз погибал я и мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река; коромысло радуги над нею; остров, обметанный зеленым мехом тальника; степенный деревенский огород возле крестьянского двора.

Явятся все женщины, которых хотел бы встретить и любить, и, уже снисходительный к ним и к себе, не протягиваю им руки, а вспоминаю тех женщин, которых встретил и любил на самом деле. С годами я научился утешать и обманывать себя – воспоминания об этих встречах сладостней и чище самих встреч…

Мне говорили: этакая надсада не пройдет даром! Буду я болен и от нервного перенапряжения не доживу сколько-то лет, мне положенных. А зачем они мне, эти сколько-то лет, без моего мальчика? И кто их считал, годы, нам положенные?

Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, упал и рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?” …

Это начало “Оды”, а вот окончание:

“Истлевает паутинка, уплывает, рвется, оставляя серебряный отсвет. Я пытаюсь удержать в себе хотя бы отблеск дивного видения и какое-то время оголенным сердцем чувствую едва ощутимое касание дальнего света, вижу дымчатую даль, и во мне живут звуки, запахи, краски, принесенные памятью.

Спит моя родная земля, глубоко спит, натруженно дышит, и витают над нею беды и радости, любовь и ненависть – и все горит, все не гаснет моя серебряная паутинка, но свет ее отдаленней, слабей, утихают во мне звуки прошлого, блекнут краски, чтоб снова озариться, засиять, когда сделается мне невыносимо жить и захочется успокоения. Хоть какого-нибудь…

Глубоко вздохнув, мальчик кладет теплую ладошку под теплую щеку. Пусть смотрит он свои легкие, радужные сны.

Краткая биография Виктора Астафьева для детей начальной школы

Будущий писатель родился в деревне Овсянка Красноярского края в небогатой крестьянской семье.

Очень скоро отца мальчика, Петра Павловича, обвиняют во вредительстве и сажают в лагерь, а мать, Лидия Ильинична, навещая отца, гибнет на обратном пути.

Маленький Витя остаётся сиротой и его воспитанием занимается бабушка, Екатерина Петровна.

Потом возвращается из заключения отец, женится во второй раз, и семья Астафьевых отправляется в Игарку.

Там Виктору приходится бродяжничать, самостоятельно искать пропитание, и в конце концов мальчик оказывается в приюте.

Один из приютских учителей, Игнатий Рождественский, замечает талантливого мальчика и прививает ему любовь к литературе.

После окончания школы-интерната Виктор Астафьев переезжает в Красноярск, оканчивает училище и становится составителем поездов.

А потом начинается война.

Астафьев уходит на фронт добровольцев, участвует в главных сражениях Великой Отечественной войны.

Оказывается несколько раз ранен, а после демобилизации оседает в Чусовом, на Урале, где живёт семья его жены, Марии Корякиной.

Вскоре Астафьев решает серьёзно заняться литературным творчеством.

Он становится сотрудником местной газеты, а через пару лет выпускает сборник собственных рассказов.

Рассказы пользуются популярностью, и в 1958 году Астафьев становится членом Союза писателей.

В последующие годы творчество Астафьева находится на пике популярности.

Писатель много пишет, его повести и рассказы принимаются с восторгом.

Он переезжает с семьёй сперва в Пермь, потом в Вологду.

Признание мастерства и таланта писателя выражается в получении сперва Горьковской премии, потом двух Государственных.

В 1989 году Астафьев становится Героем Социалистического труда.

В это время он уже снова живёт в Красноярске.

Писатель по-прежнему много работает, он выпускает несколько книг о войне, и получает очередные премии.

Картины природы влияли и на моё состояние.

Всегда радостно было глядеть на радугу. Никогда в небе ничего более удивительного я не видела. В детстве возникало такое чувство, что хотелось точно найти начало радуги и её конец. Было бы ещё чудеснее, найдя начало, шагнуть по ней как по мостику, да ещё и цветному. А куда? Фантазия у каждого своя!

Таким образом, природа улучшает не только физическое, но и нравственное состояние человека, вселяет надежду на лучшее.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(1) Закрою глаза — и вот оно явственно передо мною. (2) Тишина поля открыта доверчивому сердцу. (3) Древняя во всём покорность жизни царствует здесь.

(4) Льняное поле в цвету словно бы вслушивается в себя, бережно наливает свои слабые на вид стебельки ситцевым дождевым крапом — никто не сможет облететь его, пройти мимо, всяк задержится на нём взглядом, приостановит шаг, залюбуется им, пожалеет о чём-то прошедшем и решит, что не всё ещё в жизни утрачено, раз есть на земле эта, всем доступная, обнадёживающая красота.

(5) Над цветущим полем льна даже пчёлы и шмели смиреют, летают неторопливо, долго усаживаются на гибкий стебелёк. (6) Жаворонок выберет минуту, освободится от семейных хлопот, взовьётся в небо и звенит над полем, сзывает всех сущих и зрящих подивиться на него. (7) Стремительный ястреб, высмотрев в гущах льна мышку, падёт вдруг сверху, и дрогнет поле от его вихревых крыльев, катится по нему голубая волна.

(8) Короткой летней ночью объявится на небе всеми забытая луна, и тогда идёт к ней от поля голубое свечение, и остановятся, замрут сами в себе ночное небо, ночная луна, оберегая мир поднебесный от волнений и тревог, и это робкое, тайно сияющее поле оберегая.

(9) Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. (10) Слушай! (11) Внимай! (12) Любуйся! (13) В мире царствует благодать. (14) Поверь в незыблемость и вечность его. (15) И не говори никаких слов. (16) Не плачь, не стенай — сон и покой кругом.

(17) Тихое-тихое поле. (18) Дивная даль. (19) Россия. (20) Льняное поле в конце лета.

(21) Вид поля являл собою полное согласие с тем, что взошло, отцвело, созрело растение, пора ему на покой, в сушку, в мялку, в расчёску и куделею на прялку.

(22) Потом ниткой в клубок, с клубка на ткацкий станок, а там уж чего швеи-мастерицы решат: рубахой ли быть льну, в онучах ли износиться, полотном ли отбелённым сделаться и вышитым петухами украситься, может, половичком под ноги молодых постелиться, саваном укрыть жницу иль швею.

(23) А пока грустно клонится поле под ветром, слитый звон семян в сухих коробочках наполняет округу музыкой вечности, музыкой труда и жизни. (24) Прощается растение с матерью-землёй.

Сочинение

Природа — это весь окружающий нас мир: горы, море, небо, поля, леса, растения, звери, птицы. Это то, что возникло на нашей планете без участия человека. Нередко мы воспринимаем природу как данность, как источник каких-то благ и не замечаем её красоты.

В рассказе В. Астафьев любуется тихой и неприметной красотой льняного поля (предл. 4).

Его поражает величие и мощь природы (предл. 9—13). Поле становится для него не только источником льна, из которого можно изготовить различные полезные вещи (предл. 21, 22). Это ещё и повод восхититься силой природы, поразмышлять над смыслом жизни, над бренностью нашего существования (предл. 23). Для меня, городского жителя, наш парк является той частью природы, с которой я соприкасаюсь каждый день. Приятно прогуляться по его аллеям в любое время года, полюбоваться голубями, прыгающими по дорожкам, подумать о чём-то очень личном.

2 ЛЬНЯНОЕ ПОЛЕ В ЦВЕТУ

4 Голубое поле под голубым небом…

5 РОЖДЕНИЕ КАРТИНЫ ЭПИТЕТЫ, АНТИТЕЗА ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Мотив незащищенности и слабости. МЕТАФОРА – СИЛА, КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ТРУД. Присутствие человека, верящего в результаты своего труда незримо.

6 О ЛЕКСИКЕ Интерес лингвистов к просторечной лексике велик. Это объясняется не только слабой изученностью просторечного словаря, но и той разнообразной ролью, которую играет просторечная лексика в функционировании и развитии русского языка в целом: просторечная лексика – один из неизменных компонентов устной разговорной речи, придающих ей эмоциональность и выразительность. Просторечная лексика – одно из важных слагаемых языка художественных произведений. Употребление таких слов оправдано определённой целью автора представить конкретную среду или конкретный характер.

7 ВЫВОДЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ Синекдоха - употреблении формы единственного числа вместо множественного, придает существительным собирательное значение. В применении синекдохи заключается одна из особенностей искусства слова, требующая наличия воображения, с помощью которого явление характеризует читателя и писателя. Мятущийся -устар, высок, причастие от мястись; испытывающий постоянное сильное беспокойство, не находящий себе покоя Антоним : спокойный, уравновешенный

8 Автор противопоставляет беспокойной, суетной жизни общества спокойную уравновешенную жизнь природы и традиционную жизнь народа.

Какое влияние прекрасная русская природа должна оказывать на человека — вот проблема, над которой размышляет Виктор Астафьев.

В своем произведении он с восторгом описывает цветущее льняное поле. Повествуя, как прекрасно оно, какая в нем кипит жизнь, автор с восхищением и в то же время с удивлением рассказывает про каждую травинку, про каждого зверька и каждую птичку, пролетающую над ним. Виктор Петрович Астафьев уверен, что красота льняного поля никого не может оставить равнодушным: всякий человек, по его мнению, решит, что не все в жизни утрачено, если есть эта красота, доступная всем.

Авторская позиция четко выражена в финале текста, когда В. П. Астафьев, уверенный в том, что природа должна сделать нас лучше, призывает читателей слушать, внимать, любоваться этой красотой.

Таким образом, могу сделать вывод, что всем нам необходимо молча научиться слушать природу, любоваться ею и тогда покой и умиротворение придут в душу каждого.

Р. S. По сборнику тестов к ЕГЭ 2012 года под редакцией Н. А. Сениной, стр. 394 — 395

Читайте также: