Разум человека сильнее его кулаков сочинение

Обновлено: 25.06.2024

разум
I м.
1) Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.
отт. Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи.
2) Ум, интеллект.
Ant:
чувство
отт. Разумность.
II м. устар.
Идейное содержание; смысл.

человек
I м.
1) Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими.
отт. Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением).
2) Личность как обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.
3) Любое лицо; всякий.
отт. Некое лицо; кто-либо.
4) Лицо, персона как единица обслуживания за столом (обедом, ужином и т.п.).
5) см. тж. люди I
II м.
1) Дворовый слуга (в Российском государстве при крепостном праве).
2) Любой слуга мужского пола; лакей.
3) Официант в трактире, ресторане; половой.
4) см. тж. люди II

человек
-а; люди, (устар. и шутл.), человеки; м.
см. тж. человеческий, человечий, человечный, человечек
с колич. сл. только косв. мн.: человек, человекам, человеками, о человеках
1)
а) Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Человек - разумное существо.
Психология человека.
Современный человек.
Органы чувств человека.
Духовный мир людей.
б) отт. чего или какой. Лицо, являющееся носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-л. среде, обществу и т.п.
Добрый, злой человек.
Сумасшедший человек.
Учёный, деловой, практичный человек.
Человек науки, искусства.
Человек дела, слова.
Человек большого ума, высокой нравственности.
Человек чести.
Свой, близкий, родной человек.
Человек с большим сердцем (сердечный)
в) отт. В значении единицы счёта (людей)
Двенадцать человек.
В классе тридцать два человека.
2) Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
Быть настоящим человеком.
Воспитать человека.
Человек с большой буквы.
Стать человеком;
из кого-л. вышел человек. (о том, кто достиг определённого положения, уважения, авторитета)
3) О каком-л. лице; кто-то, некто.
Человек попросил воды.
Вас человек какой-то спрашивает.
Один человек обещал достать путёвку.
Не знаете, что он за человек? (что из себя кто-л. представляет)
4)
а) В России до 1917 г.: дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга.
Послать человека в город.
Крепостной человек.
б) отт.; устар. Официант, слуга в трактире.
Просить человека принести вина.
- человек в футляре
- божий человек
- мил человек
- молодой человек

сильный
I м.
1) Тот, кто отличается большой физической силой.
2) Тот, кто отличается крепким здоровьем.
3. перен.
Тот, кто отличается твердым волевым характером.
4. перен.
Тот, кто имеет большое влияние.
II прил.
1) Обладающий большой физической силой.
отт. перен. Обладающий твердостью духа, упорством, настойчивостью.
2) Мощный, могущественный.
отт. перен. Имеющий большое влияние, вес.
3) Значительный по силе, величине, степени своего проявления.
4. перен.
Оказывающий быстрое, эффективное действие на кого-либо, что-либо (о способах, средствах лечения болезней).
5. перен.
Значительный по своему воздействию на кого-либо; убедительный, впечатляющий.
отт. разг. Резкий, грубый (о слове, выражении и т.п.).
6. перен. разг.
Достаточно сведущий, умелый в чем-либо, в какой-либо области; знающий.

сильный
I см. сильный; -ого; м.
Только сильным это по плечу.
II -ая, -ое; -силён и силен, сильна, сильно, сильны и сильны; сильнейший.
см. тж. силён, сильный, сильно
1)
а) Обладающий большой физической силой. (противоп.: слабый)
От так силён, что может согнуть подкову.
Физически сильный человек.
У него очень сильные руки.
Сильный как бык (очень сильный)
Сильный пол (о мужчинах)
б) отт. Производимый с большим физическим усилием.
Сильный толчок.
Сильный удар.
2) Обладающий значительной мощностью; мощный.
Сильный мотор.
С-ое государство.
3) Обладающий волей, твёрдым характером, стойкий.
С-ая воля.
Сильный характер.
4)
а) Значительный (по величине, степени проявления)
С-ое чувство.
С-ая лихорадка.
С-ое лекарство.
Сильный запах ацетона.
б) отт. Значительный по своему воздействию на кого-л.
Произнести сильную речь.
С-ые выражения (резкие, грубые)
5) Обоснованный, веский, убедительный.
Сильный довод.
6) Талантливый, обладающий знаниями; сведущий, знающий, умелый в чём-л.
Сильный физик.
Сильный ученик.
Брат силён в математике.
7) С высоким содержанием клейковины (о сорте пшеницы)
- сильные мира сего
- сильная сторона

сильно
I нареч. качеств.
1) Характеризуясь большой физической силой.
отт. перен. Характеризуясь твердостью духа, упорством, настойчивостью.
2) Характеризуясь значительной степенью проявления.
отт. перен. Характеризуясь большим влиянием; могущественно.
3. перен.
Оказывая быстрое или эффективное воздействие на кого-либо или на что-либо (о способах или средствах лечения болезней).
4. перен.
Будучи значительным по воздействию на кого-либо; убедительно, впечатляюще.
II предик. разг.
1) Оценка чего-либо как эффективного, значительного по воздействию; убедительно, впечатляюще.
2) Употребляется как одобрение, похвала; соответствует по значению слову: хорошо.

сильно
нареч.
1) к сильный 1), 2), 4), 5)
Лошадь сильно лягается.
Солнце греет сильнее.
Сильно развитая мускулатура.
Сильно сказать, выразиться (допустить какое-л. преувеличение в высказываниях)
2) Очень.
Сильно поношенная одежда.
Ты, я вижу, сегодня сильно не в духе!
Я сильно замёрз.
На улице довольно сильно подморозило.
3) разг.-сниж. Хорошо, здорово (употребляется как похвала, одобрение; выражает восхищение)
Сильно ты на гитаре играешь!
Вот это да, вот это сильно!

кулак
I м.
1) Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами.
2. перен.
Сосредоточенные в одном месте для решительного удара войска, вооруженные силы.
II м.
1) Богатый крестьянин-собственник, постоянно использующий батраков как наемную рабочую силу.
2. перен. разг.
Скупой и корыстолюбивый человек.
III м.
Подвижное, толкающее звено в различных устройствах, механизмах и т.п.

кулак
I
см. тж. кулачишко, кулачище, кулачок, кулачный
1) Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами.
Грозить кулаком.
Стучать кулаком по столу.
Сидеть, подперев кулаком щёку.
Зажать в кулаке деньги.
Бросаться с кулаками на кого-л.
Кулаки сжимаются от гнева.
Кашлять в кулак. (стараться заглушить кашель)
Кулаки чешутся (хочется подраться)
Отведать кулаков (перенести побои)
Зажать в кулак. (также: полностью подчинить себе)
Не жалеть кулаков (драться изо всех сил)
Свистеть в кулак. (прожившись, сидеть без денег)
Смеяться в кулак. (скрывать свой смех)
Держать в кулаке (также: в полном подчинении)
Собрать в кулак. (воедино)
2) с опр. Войска, сосредоточенные в одном месте для решительного удара.
Ударный кулак.
Танковый кулак.
Фланговые кулаки.
3) техн. Деталь какой-л. машины, имеющая форму выступа, толканием приводящая в движение тот или иной механизм.
- свистать в кулак
II
см. тж. кулачка, кулацкий
1) Богатый крестянин-собственник, использующий труд батраков.
2) Стяжатель.
Вот кулак! всё себе да себе.

кулак
I м.
1) Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами.
2. перен.
Сосредоточенные в одном месте для решительного удара войска, вооруженные силы.
II м.
1) Богатый крестьянин-собственник, постоянно использующий батраков как наемную рабочую силу.
2. перен. разг.
Скупой и корыстолюбивый человек.
III м.
Подвижное, толкающее звено в различных устройствах, механизмах и т.п.

кулак
I
см. тж. кулачишко, кулачище, кулачок, кулачный
1) Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами.
Грозить кулаком.
Стучать кулаком по столу.
Сидеть, подперев кулаком щёку.
Зажать в кулаке деньги.
Бросаться с кулаками на кого-л.
Кулаки сжимаются от гнева.
Кашлять в кулак. (стараться заглушить кашель)
Кулаки чешутся (хочется подраться)
Отведать кулаков (перенести побои)
Зажать в кулак. (также: полностью подчинить себе)
Не жалеть кулаков (драться изо всех сил)
Свистеть в кулак. (прожившись, сидеть без денег)
Смеяться в кулак. (скрывать свой смех)
Держать в кулаке (также: в полном подчинении)
Собрать в кулак. (воедино)
2) с опр. Войска, сосредоточенные в одном месте для решительного удара.
Ударный кулак.
Танковый кулак.
Фланговые кулаки.
3) техн. Деталь какой-л. машины, имеющая форму выступа, толканием приводящая в движение тот или иной механизм.
- свистать в кулак
II
см. тж. кулачка, кулацкий
1) Богатый крестянин-собственник, использующий труд батраков.
2) Стяжатель.
Вот кулак! всё себе да себе.

французский
I м. разг.
Французский язык.
II прил.
1) Относящийся к Франции, французам, связанный с ними.
2) Свойственный французам, характерный для них и для Франции.
3) Принадлежащий Франции, французам.
4) Созданный, выведенный и т.п. во Франции или французами.

французский
I см. французский; -ого; м.; разг.
Французский язык.
Брать уроки французского.
II -ая, -ое.
см. тж. французский, по-французски
1) к французы
Французский язык.
Ф-ое государство.
Ф-ая музыка.
Ф-ая литература.
Ф-ие книги.
2) Такой, как во Франции.
3) В составных терминологических наименованиях и зоологических названиях:
Ф-ая булавка (= английская булавка)
Ф-ая булка (небольшая белая булка продолговатой формы)
Ф-ая водка (устар.; водка, полученная перегонкой виноградных вин; коньяк)
Французский замок (самозакрывающийся, врезаемый в дверь замок; английский замок)
Ф-ая зелень (= парижская зелень)
Французский ключ (ключ для французского замка)
Французский каблук (выгнутый, тонкий каблук)
Ф-ая лазурь (спец.; = парижская лазурь)
Французский табак (сорт нюхательного табака)
Ф-ая шаль (квадратная, сложенная вдвое, обычно пёстрая шаль)
Ф-ая болезнь (устар.; = сифилис)
Ф-ая мята.
Французский ревень.
Ф-ая смолёвка.

классик
I м.
Выдающийся, общепризнанный писатель, деятель науки, искусства, произведения, творения которого имеют непреходящую ценность.
II м.
1) Приверженец классицизма.
2) Представитель классицизма.
III м. разг.
Специалист в области классической филологии, античности.
IV м. устар.
Приверженец строгих правил в чём-либо.
V м.
1) Ученик классической гимназии (в Российском государстве до 1917 г.).
2) Тот, кто окончил такую гимназию.

классик
(лат. classicus)
1) Выдающийся общепризнанный писатель, деятель науки или искусства, являющийся образцом в данной области.
Классики русской литературы.
Учиться у классиков.
2) Специалист по классической филологии; человек, получивший классическое образование.
Студент-классик.
3) Последователь, представитель классицизма.

классика
Произведения классиков.

классика
, собир.
Классические, образцовые произведения литературы и искусства.
Русская и зарубежная классика.
Предпочитать классику.
Музыкальная классика.

Эта вечная борьба разума и чувств в человеке! Как часто эмоции превосходят над здравым смыслом! Но что мы можем сделать, если так устроен человек. Совершая определенные поступки, человек не всегда руководствуется разумом. Зачастую им движут различные чувства: ревность, злоба, зависть, любовь и многие другие. Поддавшись этим чувствам, человек не всегда имеет возможность принять правильное решение. Идя на поводу у эмоций, мы порой даже не думаем о последствиях. Например, в порыве гнева человек может обидеть кого-либо, наговорить глупостей, потерять самых близких. Порой чувства в человеке заглушают голос разума, заставляя его совершать необдуманные поступки, способные перевернуть жизнь. Когда же человек осознает свою ошибку, бывает уже очень поздно. Жизнь разрушена, судьба искалечена, будущего нет. И повернуть время вспять невозможно. Чаще всего чувства затуманивают разум у хрупких и беззащитных созданий – женщин. Об этом свидетельствуют произведения русской литературы.

Одним из таких произведений является повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза”. Уже по названию становится ясно, что героиня повести несчастна. Но что же заставило молодую и красивую крестьянку в столь раннем возрасте испытать горе? Девушка влюбилась в интеллигентного и доброго дворянина Эраста. Юноша стал для нее первой любовью. Вместе с ним Лиза была счастлива. Он проявлял к ней заботу, был ласков и нежен. Лиза понимала, что они не пара, ведь она простая крестьянка, а Эраст дворянин. Между ними социальная преграда, преодолеть которую невозможно. Она понимала, что мать ни за что не допустит этих отношений. Да она уже и жениха Лизе присмотрела. Но чувства, которые уже заполнили сердце девушки, заглушают голос разума. Лиза доверяет Эрасту самое дорогое, что у нее есть. И что же она получает взамен? Удар ножом прямо в сердце. Лиза не ожидала такой жестокости. Любовь ослепила ей глаза. Она не смогла жить с этим и простилась с жизнью, оставив свою старенькую мать совсем одну.

Не менее трагична история и другой героини, которая всецело доверилась любви и пострадала от своего решения. Это Катерина Кабанова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского “Гроза”. Катерина не была счастлива в замужестве с Тихоном. Девушка находится под жестким контролем свекрови, которая постоянно упрекает ее. Кабаниха учит сына тому, как он должен обращаться со своей женой. Катерина страдает от того, что Тихон не может самостоятельно принимать решения, что он беспрекословно слушает мать. Однако она очень боится отъезда мужа, она боится остаться одна в этом темном царстве. Девушка встречает родную душу. Она влюбляется в Бориса. Влюбляется чистой, искренней, самоотверженной любовью. Девушка отдается чувствам, не слушая голос разума. Она идет на измену, доверившись Борису. Но он предает ее, оставляет один на один со своей совестью. Когда Катерина понимает, что натворила, она прощается с жизнью. Так чувства погубили светлую душу, оказавшуюся в царстве тьмы.

Оба произведения имеют печальный финал. Они показывают нам настолько чистых и искренних героинь, которые доверились своим любимым и жестоко поплатились за это. Произведения не учат тому, что нельзя открывать сердце для любви. Ведь их любовь была взаимной. Каждая из героинь могла быть счастлива, если бы не коварные обстоятельства, от которых никуда не убежать. Жизнь порой не спрашивает наше мнение. Ей безразличны наши чувства.

Войти на сайт

В тот единственный раз, когда Светлана заходила к мужу на работу, она видела Ирину и очень хорошо ее запомнила. Эффектная брюнетка с длинными волосами и приветливой улыбкой. Тогда она еще подумала, что Ирина – красивая девушка и опасная соперница, но муж всегда утверждал, что ему нравятся только блондинки.

Жизнь полна сюрпризов, в том числе неприятных. И если неприятности подстерегают вас в виде злобной продавщицы в магазине или разъяренного соседа в общественном транспорте, которому вы случайно наступили на ногу – это еще полбеды. Попереживали немного и забыли навсегда. А если стрессовая ситуация возникла дома или на работе? А близкие нам люди хорошо знают наши слабые стороны, наши самые уязвимые места, и, именно поэтому, им легче других вывести нас из себя, зацепить словами, причинить нам боль, обидеть, пусть даже и неосознанно. И вот уже ваше лицо искажает гримаса ярости, губы дрожат, а голос переходит в крик. Жестокие слова сами срываются с губ. Иногда, это роковые слова! Вы о них пожалели, но изменить уже ничего нельзя: потеряна работа, ушел любимый человек. Как же не утратить контроль над собой и своими эмоциями, когда гнев или обида переполняют нас, чтобы, когда буря уже улеглась, нам не было стыдно за свое поведение?

Гнев — естественная реакция человека на обиду или огорчение. Представители животного мира, сталкиваясь с опасностями, становятся перед выбором — бежать или контратаковать. А для эффективной контратаки необходим импульс в виде мощной эмоции гнева, которая у многих животных, особенно у хищников, генетически закрепилась как рефлекторная реакция. Люди, как и животные, склонны к нападению друг на друга в те моменты, когда они испытывают боль или отчаяние. А, выдержка, как известно, редко кому дана от природы. Я хочу привести несколько методик поведения в стрессовых ситуация, чтобы избежать неуправляемых реакций своего организма.

Подключаем воображение. Если вы испытываете сильное волнение на приеме у врача, например, у вас берут кровь на анализ, или вам лечат зуб, можно попробовать такой способ. Представьте себе, что вы находитесь в соседней комнате, и через стеклянную стену смотрите на то, как вам сверлят зуб. Если все еще страшно, сделайте изображение черно-белым. И без звука! Очень помогает, если у вас хорошее воображение. Но даже если вы на минуточку поглядите через окно вдаль — в сторону от проблемы, которая вызывает стресс, глаза расслабятся, а если расслабляются глаза, то у вас появляется тенденция к расслаблению.

Расслабляемся. Все, что мы чувствуем, имеет физическое выражение, поэтому стресс вызывает мышечное напряжение. И, в первую очередь, в тонус приходят мышцы лица. Изменить напряжение мышц сложно, особенно если попробовать резко расслабить лицо. Легче это сделать, если сначала усилить это напряжение, напрягая мышцы еще сильнее (скорчить гримасу, например), а потом уже расслабиться.

Другой сильный инструмент влияния на состояние организма — кисти рук. В стрессовой ситуации они, как правило, напряжены, сжаты в кулаки. Расслабиться можно, помассировав руки, и потерев ладони друг о друга.

Теория, пришедшая к нам от древних восточных учителей, от монахов, которые, блуждая по стране, вынуждены были сами защищать себя, сталкиваясь лицом к лицу с любыми опасностями, попадающимися на их пути.

Восточные мудрецы теорию открытых ладоней объясняют следующим образом. Человек, в состоянии сильного гнева, имеет обыкновение сжимать ладони в кулаки. Это происходит инстинктивно, независимо от мысленных намерений.

Однако мы в кулаки можем собрать, согнуть только пальцы наших рук. Мы не можем то же самое действие выполнить стопами ног. По этому получается сбой нервных импульсов. При опасности, высшая нервная деятельность, реактивно дает молниеносную команду активизировать и сжать конечности, но так как мы не можем сжать в кулак наши пальцы на ногах, мы нарушаем цепь импульсов и получаем разбалансировку команд нервной системы. Это отвлекает, мешает абсолютной собранности и готовности к бою.

Но интересно то, что существует и другая возможность — идти от обратного, и тогда мы получим очень важный, противоположный результат. Для того, чтобы выключить полностью цепь ответно-агрессивных импульсов на подачу адреналового выброса, нам необходимо не сжимать ладони в кулаки, а наоборот выпрямить их, распрямить, оттопырив пальцы! Как бы не казалось это неестественным, однако, самые первые проверки убедят вас в истинности такой теории.

Когда ты при возникающем конфликте чувствуешь, что теряешь ощущение покоя, то сразу же постарайся распрямить свои ладони. Это моментально прервет цепь раздражительных импульсов твоей нервной системы. Сразу же включится управляемость сознанием — ты получишь возможность контролировать свои действия.

Но, опять же ситуация далеко не всегда позволяет сделать даже это. Ведь если ты просто опустишь глаза и будешь смотреть в землю, то: ты все равно будешь внимательно вслушиваться в слова твоего оппонента-врага. А тот в свою очередь запросто сочтет опущенный взор признаком твоей слабости или сдачи позиции, и может еще больше увеличить свою агрессию, и свой напор.

Ничего подобного он не может сделать тогда, когда ты вроде бы продолжаешь смотреть ему в глаза, а зрительного контакта с тобой он почему-то не ощущает. Странно!

Здесь вступает в силу хитрость оптического обмана: — человек, который находится от тебя на расстоянии 50 сантиметров или метра, не способен по твоему взгляду различить разницу, смотришь ли ты ему непосредственно в глаза или смотришь в серединную точку на переносице между бровями. Оценить объективно он это не способен. Ему кажется, что все идет правильно, а контакта зрительного он не чувствует… У него начинается непонятный психологический дискомфорт на подсознательном уровне, это повергает его в смятение, в сомнение, в непонимание происходящего… Естественно, это правило меняет ситуацию как раз в твою пользу.

Теперь вся вышеперечисленная схема нуждается в окончательной сборке и уточнении.

Итак, попав в конфликтную ситуацию на работе или в магазине, или в общественном транспорте, когда на тебя направлен чей-то агрессивный ментальный удар, чья-то негативная энергетика, тебе по пунктам необходимо сделать следующее:

* Сразу же распрямить пальцы, распрямить ладони и тем самым получить доступ к психическому осознанию ситуации, т.е. выйти из подсознательного уровня спонтанности на сознательный уровень понимания.

И последнее. Если вы оказались в какой-то неблагоприятной для вас ситуации, но хотите, чтоб никто не догадался о ваших переживаниях, поработайте

над тремя вещами: походкой, осанкой и улыбкой.

Раздавленный ситуацией человек выглядит соответственно: он сутулится, на плечах у него как будто тяжкий груз лежит, плечи опущены, смотрит в пол, не замечая ничего вокруг, на лице — выражение печали или недовольства. Наша задача — вместо этого жалкого зрелища, создать картину спокойного и уверенного в себе человека, то есть изменить походку, осанку и мимику. Походка должна быть быстрая, четкая, уверенная. Прямой позвоночник, грудь расправлена. На лице — легкая улыбка.

Желаю вам спокойствия, мудрости и философского отношения к жизни!

Ведущая рассылки: Лариса Жукова

Популярные сочинения

  • Плюсы и минусы компьютера сочинение
    Наша жизнь не стоит на месте и с каждым годом человек старается ее усовершенствовать с помощью компьютерных технологий.
  • Сочинение на тему Кот
    Часто возникает вопрос: кто в доме хозяин? Пока члены семьи борются за главенство, пытаются уладить споры – кот мысленно уже на троне семейного очага. Даже если супруг уверен, что все бразды правления в его руках
  • Береги честь смолоду — сочинение для 8,11 класса
    В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители

Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?

В жизни время от времени возникают ситуации, когда чувства берут верх над разумом человека, но это его не пугает, а, наоборот, возвышает над обстоятельствами и дает ему возможность жить дальше, несмотря ни на что. Как правило, тогда людьми руководят сильные эмоциональные порывы, на которые их вдохновляет сама природа. Это естественные, но иррациональные властители человеческой души. Они берут бразды правления тогда, когда у нас случается что-то действительно важное, выходящее за рамки повседневной рутины. Когда же именно чувства человека оказываются сильнее разума?

Когда чувства человека оказываются сильнее разума? Разумеется, это любовь. Но не только к мужчине или женщине, а еще и к ребенку, матери, родине, животному, другу. Это эмоции, которые делают нас людьми. Если мы будем пытаться умерить их, то, сами того не замечая, станем машинами, неспособными жить счастливо.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ежедневно находясь в обществе людей, незнакомых, или знакомых не очень хорошо, мы делаем выводы об их внутреннем состоянии по внешнему виду, по теням эмоций, которые играют на их лицах. Не всегда однако это даёт верное представление. На деле, некоторые личности настолько хорошо скрывают свои эмоции, что лишь близкое, тесное знакомство с ними может раскрыть их внутреннее содержимое и раскрыть такими, какие они являются на самом деле.

Чем вызван внутренний конфликт: чувства против разума

Мы не имеем возможности заглянуть внутрь человека, в его душу. В противном случае нам открылась бы удивительная и страшная картина вечного внутреннего конфликта, который происходит между восприятием мира на чувственном уровне и логическим ходом мыслей. Постоянная оценка происходящего вокруг вновь и вновь запускает процесс, целью которого является анализ и принятие решений по отношению к той или иной ситуации. И всё это взвешивается на двух чашах: с эмоциональной точки зрения и точки зрения холодного сухого расчёта.

Плюсы и минусы крайних положений

Некоторые индивидуумы в процессе принятия решений руководствуются только холодным расчётам и логически выверенным конструкциям, которые почти с математической точностью подсказывают им верные решения. С точки зрения нормальной последовательности. Другие опираются на мир чувственных эмоциональных ощущений, не обращая внимания на первую же лежащую на поверхности подсказку, они ставят себя на место окружающих и следуют, что называется “велению сердца”.

Первый случай – сух и скучен. Действия таких людей предсказуемы и лишены яркости. Вторые могут излишне поддаться эмоциям и, в прямом смысле, не рассчитать степень их воздействия на окружения.

При этом оба типа людей живут в гармонии с собой и не страдают от тяжелейшего конфликта поставленного во главу данного сочинения.

Золотая середина

Считаю, что обе эти силы для того и существуют в каждом, чтобы уравновешивать друг друга. Тогда, предпринимая какие либо действия, мы будем совершать поступки согласующиеся со здравым смыслом, но скорректированные, в зависимости от того насколько они могут быть болезненными для окружающих, либо напротив прибавят радостного настроения.

Конфликт разума и чувств

Вечный спор разума и импульсивных чувств о праве на безумства.

Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства.

Дать пощечину — протестуют все чувства. Но он должен это сделать, потому что у него есть ответственность перед детьми, у которых погибли родители и которых он теперь воспитывает.

Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении Разума и чувств разум только согласится с тем, что диктуют ему чувства.

Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше — тем чаще идет обращение к разуму.

У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения. См.

Человек по своей натуре является очень сложным существом. Его поступки бывают очень трудно предугадать. Рассудок, как правило, пытается найти наилучший вариант для разрешения той или иной ситуации. Но все же, зачастую, в процессе принятия решения вступают и наши чувства. Собственно говоря, в связи с этим и происходит внутренний конфликт чувства и разума.

Что такое внутренняя борьба?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал внутреннюю борьбу. Обычно чувства, живущие в нашем сердце, заставляют нас совершать неразумные или рискованные действия. А голос рассудка, в свою очередь, всеми силами пытается уберечь людей от опасности. Эта борьба – весьма сложный процесс.

Внутренняя борьба

Все же Катерина не оставляла попыток смириться с тем, что проживет жизнь с человеком, к которому ничего не испытывает. Она пыталась смириться с тем, что будет жить в доме, к которому не лежит душа. Это был голос разума. Он пытался убедить девушку в том, что брак по расчету – это правильный выбор. Катерина верила, что члены новой семьи будут к ней благосклонны, но этого так и не произошло. Девушка желала тепла и любви.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.

Слово (Санкт-Петербург). Конфликт между чувствами и разумом

Аудио

Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем совладать со своими чувствами, и даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом?
Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени Павлова в институте экспериментальной медицины.

– Почему же наш разум не властен над чувствами?

– Для начала необходимо сказать вот что: так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам был существом совершенным, у него в гармонии находились все силы души. О каких силах идет речь? Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Говоря современным языком, можно их обозначить так: воля, разум, чувства.

В момент грехопадения эти силы пришли в разлад между собой, то есть между ними возник, можно сказать, диссонанс, или раскол. Они оказались в таком состоянии, как лебедь, рак и щука из басни Крылова: кто куда тянет, в разные стороны. Изначально так не было; подчеркнем: изначально человек – существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничном соотношении.

Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но ему оказалось под силу человеческую природу исказить. И вот искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувств, воли) пришло в разлад.

Современный человек как раз делает то, что хочет. Но хочет он греха, вот в чем дело. Понимаете, современный человек очень часто, не задумываясь, отдается на волю чувств, то есть принимает их за истину и, часто даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам.

Но человек, который даже дает оценку этим чувствам (например, видит, что чувства греховные, что они служат ублажению плоти, плотским желаниям), очень часто вынужден признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии или психофизиологии, – мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, которая в свою очередь зиждется на реальных биологических потребностях.

Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация, когда душевные силы человека стали подчиненными плотским тенденциям, исключительно материальным тенденциям, возникла после грехопадения. Изначально так не было. Весьма интересно апостол Иоанн Богослов в послании говорит о похоти плоти, похоти очей, а еще о гордости житейской. Это основные тенденции, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящее время процентов на 90, если не на 99, биологические. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым противостоять для разума очень тяжело. Получается, что разум находится в состоянии подчиненном по отношению к чувствам и к этим биологическим потребностям.

– А где зарождаются эти чувства – в голове или в сердце?

Но общий контекст их писаний приблизительно таков: речь идет о некой сердцевине, о неком средоточии души человека, скажем так, о некой глубине. То есть сердце в данном случае рассматривается не как анатомический орган, конечно же, а именно как таинственная глубина души человека.

То есть это те механизмы (если мы говорим уже о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции, которые находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным способностям, к аналитическим способностям, к интеллектуальным способностям.

– Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

– Вопрос очень сложный, вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Вы знаете, в современном мире это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы, и, кстати говоря, они ставили перед собой такую важнейшую задачу: подчинять себе различные чувства, влечения, быть очень внимательным к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир.

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов, ими дано очень много советов. Первый момент: для начала надо быть просто внимательным к своим мыслям, к своим душевным движениям, к своим впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность развертывания той или иной мысли, того или иного желания. Желание не возникает сразу, мгновенно со всей своей силой.

Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло опознание, как только дана оценка этому желанию. Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам; причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные. Но вот оно возникло. Человек тут же вправе дать ему нравственную оценку: это желание я принимаю или не принимаю на нравственной основе, на основе заповедей Христовых.

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, вот здесь его побороть очень и очень сложно. Человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию.

Собственно, именно так гибель человека и происходит; гибель по отношению к вечности, то есть впадение в тот или иной грех, когда человек, скажем так, проворонил возникновение тех или иных чувств. Когда чувство очень сильно, врачевать его очень сложно. Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба с теми или иными чувствами со стороны подвижников.

Кстати, у святых отцов это описано. Когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и гасил те или иные греховные движения. Бывает, наше сердце сдается под устойчивым натиском нашего разума. То есть если мы настойчиво говорим себе, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять, в конце концов, если проявляем настойчивость, разум одерживает победу. Но дело в том, кто быстрее это сделает: желание или разум.

– Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться.

– На пользу Вам и всем смотрящим.

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Читайте также: