Фольклорные мотивы в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Отмена крепостного права в 1861 году не принесла улучшения их жизни . Согласно ей, крестьяне должны были выкупать земельные наделы у помещиков втридорога или быть вольнонаемными, то есть так же, как и раньше, батрачить на хозяина. Видя такое положение обездоленных крестьян, Н.А. Некрасов остро переживает за них. В результате и появляется данная поэма. Фольклор же помогает писателю, во-первых, завуалировать главную цель написания произведения, во-вторых, создать красивое художественное творение, а в-третьих, дает возможность автору показать мистические картины русской действительности.

Поэма начинается со сказочного зачина:

В каком году рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись 7 мужиков.

Цифра 7 тоже, видимо, неслучайна. В русских пословицах часто встречается это число. Далее автор перечисляет названия деревень, из которых были родом мужики:

Из смежных деревень:

Эти названия намекают читателю на безрадостную жизнь обитателей этих деревень.

С помощью различных примет Николай Алексеевич показывает и отрицательную сторону крестьянского сознания. Причину многих своих бед они склонны видеть не в общем устройстве жизни, а в том, что им мешают какие-либо потусторонние мифические силы. Например, вину за неурожай они возлагают на женщину, которая

Надела в рождество.

Бывший разбойник Кудеяр, проливший много людской крови, раскаялся, но успокоения не находит. Прощенным он почувствовал себя лишь после того, как вонзил нож в сердце пана Глуховского, похвалявшегося:

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Таким образом, можно заключить, что великому русскому поэту Н.А. Некрасову с помощью привлечения фольклорных жанров удалось создать произведение, изображающее жизнь русского народа во всей полноте и многообразии.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Отлично знавший народное творчество, он умело использовал его приемы и мотивы для придания своей поэме неповторимой атмосферы. Также подобным образом он старался приблизить ее к простым людям. Уже с самого начала, стилизованного под зачин, характерный для былин и сказок, писатель отсылает нас к фольклору.

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Особая манера повествования и ритм текста сохраняются до самого конца. Не последнюю роль в развитии сюжета играют песни. Они не только рассказывают о каких-то событиях, описывают быт, но и передают чувства, показывают внутреннее состояние героя, помогают читателю понять мировоззрение людей того времени.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь.

Тошен свет,
Правды нет,
Жизнь тошна,
Боль сильна.

Помимо этого жанра, можно увидеть в тексте загадки и пословицы:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит…

Автор: Инна Колокольникова

Автор: Самый Зелёный · Published 19.04.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 11.10.2019

Сочинение: Герой Великой Отечественной войны

Автор: Самый Зелёный · Published 22.04.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Некрасов нам знаком по многим произведениям, но особо выделяются его поэмы, а особенно всестороннее произведение “Кому на Руси жить хорошо”, которое имеет большое количество поэтический идей разнообразного стиля, поскольку автор варьирует использование собственных строчек, сделанных под фольклорную стилистику. Соответственно, в этом произведении фольклор играет ключевую роль.

Роль фольклора в произведении

Песни в поэме используются для того, чтобы воссоздать особое настроение и дополнить некоторые сцены разнообразием. В конце нам понятно, что частота использования народных песен больше, чем в начале произведения. Это связано с тем, что с помощью песен автор рассказывает нам быт крестьян и поведение обычных работающих. Помимо этого, мы видим сцену, где с помощью песни, путники продолжают свой путь с приободрённым настроением. Также сцены с Матрёной Тимофеевной дополняются фольклорными “кружевами”, которые означают женскую силу, в особенности её тяжёлую долю в жизни и как она справляется с этим. Матрёна в настоящем не счастлива, она вспоминает время, проведённое с семьёй, когда она жила в родительском доме и по-настоящему испытывала счастье. Использование песен в произведение олицетворяет веру в лучшее будущее, поскольку чем ближе сюжет к концу, тем чаще встречаются песни.
Николай Некрасов проделал немалый путь, используя различные поэтические, бытовые песни, относящиеся к фольклору. Но и он является создателем песен, приближенных к устному народному творчеству.

Виды жанров фольклора

Не зря первые строчки начинаются со слов, которые схожи по стилистике со сказаниями: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай. ”. Как мы видим, писатель умеет подбирать песни так, чтобы атмосфера оставалась и даже дополнялась атмосферой настоящей русской жизни. В произведение используются пословицы и поговорки. Особенно нам заметны другие поэтические обороты речи, которые относятся к устной речи, к примеру “долюшка”, “сторонушка” – это диминутивы с специальными суффиксами, которые автор нередко использует в течение всего произведения, помимо этого, часто встречаются эпитеты – “горькие слёзы”,” бурный ветер”. В отдельных сценах, а именно в главе “Горькое время – горькие песни” включены практически все жанры песен, именно поэтические и бытовые, подчёркивающие несправедливость жизни обычного народа. Стоит отметить, что даже песня “Весёлая” названа так, исключительно из-за иронии крестьян и умения смеяться.

Некрасов – гений литературы

Фольклор в данной поэме занимает играет ключевую роль, и, пожалуй, автор и хотел сделать акцент именно на использовании устного народного творчества – это и лирические песни, и солдатские, и пословицы с поговорками. Критики восприняли это в позитивном ключе и назвали его поэму энциклопедией народной жизни, поскольку произведение включает в себя все сферы жизни -бытовую, личную; все этапы жизни – от рождения, молодости, и до самого конца; все эмоции, через которые проходят главные герои – страх, радость, счастье, боль. В этом и состоит гениальность Некрасова, и именно за это мы его ценим и читаем его произведения по сей день.

2 вариант

Также читают:

Картинка к сочинению Фольклор в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Николай Алексеевич Некрасов с раннего детства жил в сельском поселении. И играл с крестьянскими ребятишками. Он их считал равными по отношению к нему, и они тоже. Он с ними играл в их игры, прогуливался с ними в лесные чащи

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

В басне Иван Андреевич рассказывает о диалоге двух животных, в котором медведь указал обезьяне о невежестве подчеркивать недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему-то видела минусы всех знакомых

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
Особенность поэмы “Кому на Руси жить хорошо” в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не “сгущает

краски”, рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и

былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:
Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!
Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:
Свекровушка
Приметой прислужилася.
Соседкам наплела,
Что я беду накликала.
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.
Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:
Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.
В “Кому на Руси жить хорошо” очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!
Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.
Народность поэме придают и формы кратких причастий:
Поля – недоработаны,
Посевы – непосеяны,
Порядку нет следа.
Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, затеряны…
Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!
Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо” сложно переоценить.

1 гл. Использование причитаний и песен из книжных источников.

2 гл. Создание собственных произведений с использованием

3 гл. Использование других видов фольклорного творчества.

Гл. IV Заключение.

Гл. V Список использованной литературы.

Условимся прежде всего, что под фольклорностью мы будем понимать черты традиционного устно-поэтического творчества, а не черты живой, разговорной крестьянской речи. Когда Некрасов писал, например:

Немудрено, что вцепятся

Друг другу в волоса.

Гляди — уж и вцепилися!

Роман тузит Пахомушку,

Демьян тузит Луку,

А два братана Губины

Утюжат Права дюжего,

И всяк свое кричит!

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать. И т. д.

В главе IV можно взять одну из песен Гриши:

В минуты унынья, о родина мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю. И т. д.

Фольклорно-сказочный материал, несомненно, вошел в сюжет­ную основу поэмы. Так, говорящая пеночка, вмешивающаяся в спор мужиков и обещающая выкуп за птенчика, — образ сказочный. Сказочный мотив также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме Некрасова со­вершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время их странствований.

У Некрасова глава кончается так:

Велел родимый батюшка.

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей-чужак

Впервой я поклонилася —

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася —

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы.

Повелел мой сударь-батюшка,

Да благословила моя матушка.

К дубову столу во стольницы,

К зелену вину в разливщицы.

Я у дубового стола да постояла,—

Во рунах были подносы золоченые.

На подносах были чарочки хрустальные,

Во чарочках хмельное зелено вино

Злодеям чужим чужанинам,

Этым гостям незнакомыим.

И покорила свою младую головушку:

Первой раз я поклонилася,—

Моя волюшка с головушки укатилася,

Другой раз я поклонилася, —

Поблекло мое бело личико,

Третий раз я поклонилася,—

Подрожали мот резвые ноженьки,

Свое род-племя красна девушка посрамила.

Читайте также: