Если бы княгиню трубецкую довелось играть мне сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе

Автор - учитель русского языка и

литературы МБОУ

Лицей №1 г. Аксая

Ростовской области

Шаульская Елена Евгеньевна

предметные

- познакомить учащихся с поэмой, через поэму с исторической эпохой 20-х гг. XIX в. в России, дать представление об основной проблематике художественного произведения;

- формировать умение анализировать художественное произведение, характеризовать его героев;

- формировать навык владения элементарной литературоведческой терминологией;

- учить пониманию роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений;

* метапредметные

- формировать умение понимать проблему,

- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

- выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

* личностные

- приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры;

- учить использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

1 Начало урока.

Проблемный вопрос ( записан на доске):

- Ответив на этот вопрос, мы сможем сформулировать основную мысль ( идею ) произведения.

На другой части доски записан вопрос личностного характера , на который мы тоже попытаемся найти ответ в конце урока:

- Почему поэма некоторым из учащихся показалась неинтересной, скучной?

Обе доски с вопросами закрываются, учитель вернется к ним на этапе обобщения и рефлексии.

2 Этап актуализации знаний.

- Что мы знаем о Некрасове?

- О какой исторической эпохе говорится в поэме?

- Кто такие декабристы? Почему они подняли восстание?

- Какова судьба восставших? Как царь Николай I поступил с декабристами?

- Кто из жен декабристов последовал за мужем?

На все эти вопросы учащиеся отвечают, опираясь на информацию, полученную из разных источников ( энциклопедии, Интернет, учебник

истории) при подготовке к уроку.

Далее следует вопрос, помогающий перейти к анализу поэмы:

- О ком же рассказал Некрасов в своей поэме? Обо всех женах декабристов ?

- Что мы узнаем о женах декабристов из материала учебной статьи?

- Давайте же определимся с направлением нашей деятельности на сегодняшнем уроке? Что мы будем делать сегодня? ( формулировка задач для учащихся)

После обмена мнениями формулируем вместе с учащимися задачи урока :

- будем выразительно читать;

- комментировать прочитанное;

- попробуем, работая с текстом, через систему тропов и стилистических фигур увидеть авторское отношение к тем событиям и героям, о которых он говорит, осмыслить проблематику поэмы, выразить свое отношение к прочитанному.

Композиционно отрывок делится на 2 части. Учащимся предлагается проанализировать содержание 1-й части, опираясь на систему вопросов , предложенных учителем.

- О каком событии идет речь в этой части? Кто участники диалога?

- Как отнесся отец к желанию дочери последовать за своим мужем? Найдите строки, в которых прямо или косвенно выражено отношение отца к отъезду дочери.

Предполагаемый ответ : княгиня Трубецкая выросла в семье, где всегда царило взаимопонимание и уважение к чужим решениям. Сердце отца

княгини рвется на части, но он мужественно принимает решение дочери, отказавшись от всех дворянских привилегий, последовать за мужем в Сибирь.

- С какой целью, говоря о душевном состоянии отца, автор употребляет многоточия?

- Обратившись к тексту, докажите, что отношения между отцом и дочерью очень теплые, трепетные.

… Один, кто мог бы нам помочь,

- О ком идет речь? Почему Екатерина Ивановна прерывает фразу?

Предполагаемый ответ : речь идет о царе Николае I , которого декабристы считали реакционером, душителем свободы. Трубецкая понимает, что такой правитель никогда не станет пересматривать свои решения и смягчать наказание.

- Передавая речь героини, автор использует восклицательные предложения. Какие эмоции выражаются с их помощью?

- Чем же может гордиться отец, отпускающий свою дочь вслед за бывшим дворянином и влиятельным человеком, а ныне бесправным каторжником?

- Отвечая на этот вопрос, вы , безусловно, будете говорить о душевных качествах княгини. Предлагаю вам отразить свои выводы в таблице. В первой графе запишем те качества характера, которые присущи Трубецкой, а во второй графе те качества личности, которые она не приемлет.

Истинные качества души княгини

Что в людях осуждает Трубецкая

преклонение перед силой и властью

Заполнение таблицы идет по мере анализа текста части 1-й и части 2-й и завершается к концу урока.

Переходим к анализу 2-й части поэмы, расширяя свои представления о главной героине.

- Куда, в какой город направляется княгиня?

Основываясь на материале, подготовленном вместе с учителем географии, один из учеников рассказывает о климатических условиях Иркутской области, о том, как туда можно добраться и сколько на это понадобится времени.

- А как туда предстояло добираться княгине? Какие трудности ждали ее? Найдите ответ в тексте.

- Перед нами крупным планом еще один персонаж - губернатор Иркутска.

- Каково авторское отношение к этому человеку? Обратите внимание на портрет губернатора. Литературный портрет - один из способов передачи авторской позиции.

Найдите слова, в которых содержится авторская позиция. Сделайте вывод.

- Какими объективными причинами объясняет губернатор невозможность поездки в Нерчинск?

- Как реагирует княгиня на все эти увещевания? Выразительно прочитайте.

- Выразительно прочитайте монолог губернатора, вложив в чтение те эмоции, которые должны помочь генералу остановить княгиню.

- Обратите внимание, ужасные ситуации, с которыми, по словам губернатора, обязательно столкнется княгиня на пути в Нерчинск. Такой прием в литературе называется градацией .

Учащиеся, обратившись к словарю лингвистических терминов учебника, делают записи в тетради:

Градация - фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

- От чего должна отказаться и с чем должна смириться княгиня?

- Губернатор предлагает Трубецкой вернуться в Санкт-Петербург и начать новую жизнь. Почему княгиня отказывается? Почему она убеждена, что замену своему мужу никогда не найдет в светском обществе? Ответ найдите в тексте.

- Где, в каком эпизоде наиболее ярко проявляется независимость и стойкость героини?

Инсценирование диалога губернатора и княгини.

4 Завершение урока. Выводы. Рефлексия.

Возвращаемся к началу урока. Открываем доски с вопросами.

- Ребята, почему автор изменил название произведения?

Рассуждая, учащиеся выходят на осмысление идеи поэмы. Верность выводов подтверждается обращением к материалу учебника ( стр. 262 –

- Ребята, давайте еще раз обратимся к содержанию заполненной вами таблицы. Каким образом вы выявили в характере героини те качества , которые здесь записаны?

- Какие качества личности отрицает героиня? Какие эпизоды поэмы помогли вам понять это?

- Как вы думаете, почему не всем понравилась поэма?

Предполагаемый ответ :

Автор рассказал о переживаниях взрослых людей, попавших в экстремальную ситуацию. Возможно, не каждый из семиклассников смог проникнуться страданиями княгини.

5 Домашнее задание .

Русские Женщины - поэма Некрасова, я так понимаю. Губернатор всячески отговаривал Трубецкую ехать за мужем на каторгу. Если вам нужно представить себя на месте этого губернатора, то пишите про стремление исполнить приказ ее отца: напугать Трубецкую. Но не забывайте о личном стремлении помочь ей, рассказав правду про рудники. Он как раз не сгущал краски, говорил все по смыслу, как оно есть. Да, он угрожал, но из лучших, честно говоря, побуждений. Опишите его искренность, его восхищение ее стойкостью, его понимание ужаса данной ситуации, его бессилие остановить преданную супруга декабриста. Он все понимает, но вынужден отступить, дать ей возможность следовать за мужем.

Поэма Русские женщины Некрасова. В отрывке Княгиня Трубецкая есть персонаж губернатор. Вот и вопрос

Княгиня Трубецкая - первая боярыня в думе Ивана Грозного. Эта роль великолепно подходит человеку сильному, талантливому. Я бы показала княгиню Трубецкую великолепным, духовным человеком, потому что она единственная во времена опричнины защищала православие и церковь, в то время как Скуратов всячески ей мешал и угрожал. Всю драму княгини Трубецкой мне передать будет трудно, ведь ее личность настолько многосторонняя и сложная. А ее судьба потрясает.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.

Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы проговаривался на одном дыхании. Последнее достигалось и краткостью предложений, и многими анафорами.

Тема: Человек и его мечта
Идея: Реализованная мечта приходит только вместе с борьбой,на которую надо иметь силы преодолеть, чтобы быть по-настоящему счастливым.

Небольшое сочинение ,,Если бы княгиню Трубецкую довелось играть мне . '' из произведения ,,Русские женщины'' ? женщина произведение сочинение княгиня трубецкая

не поделитесь, кто это княгиня Трубецкая?

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а 16 (28) мая 1820 года вышла за него замуж. Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его ещё не была закончена, и Екатерина имела шансы стать генеральшей. Блестящий брак был омрачён отсутствием детей. Екатерина очень переживала по этому поводу и ездила лечиться от бесплодия за границу.

Читайте также: