Финал мертвых душ сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Поэма Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души" является одним из самых грандиозных шедевров русской литературы. В своём произведении Гоголь отображает целом Россию 20-30х годов, затрагивая как положительные, так и отрицательные стороны.

Своеобразие первого тома заключается в том, что автор использует мотив "дороги". Этот прием позволяет писателю изобразить всю широту России. Гоголь отправляет Чичикова в путешествие по городам и усадьбам, а читатель следует за ним.

Еще одним из элементов своеобразия поэмы является галерея "Мертвых душ", состоящих из помещиков, образы которых автор расположил в соответствии с художественным принципом: от плохого к худшему, взяв за основу отражение человеческой души.

Для того, чтобы высветить духовное убожество помещиков, Гоголь использует зоологические сравнения, каждому персонажу дает авторскую характеристику.

Так, например, Собакевич похож на медведя и его портретная характеристика соответствует этому образу. Писатель называет его "кулаком" и это слово ярко отражает напористость помещика и его способность стоять на своем до конца, и его желание материального обогащения.

К художественному своеобразию произведения можно отнести такой прием, как изображение интерьера поместья того или иного помещика. В доме Собакевича все подчеркивает прочность: "И даже стул говорил: и я тоже Собакевич". Приём олицетворения позволяет автору подчеркнуть безжизненность самого персонажа. Животная сущность помещика раскрывается и в сцене обеда. Автор прибегает к приему гиперболы, концентрируя внимание читателя на том, сколько же может съесть Собакевич.

Также Гоголь использует множество лирических отступлений, именно это делает произведение поэмой. В лирическом отступлении о "птице Тройке" автор изобразил образ России. В нем переданы искренние чувства писателя о родной земле, о бойкости и расторопности ярославского мужика, сделавшего эту Тройку, о том, что Россия - это великая страна и у нее свой путь в будущее, которое видится автору, все таки, счастливым.

Разнообразные художественные приёмы, которые использует Гоголь в поэме "Мёртвые души" помогли воссоздать реальную картину общественной жизни в период кризиса крепостничества, заострить внимание читателя на духовной гибели представителей дворянства, на экономическом упадке России, показать бытовую сферу жизни господ и простого народа, выразить собственные мысли о будущем страны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Анализ поэмы

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия "Мёртвые души"

Характеристика главных героев "Мёртвых душ"

Жанр и композиция

Зачем Чичикову мертвые души?

Основная идея "Мёртвых душ"

В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

Проблематика поэмы "Мёртвые души"

Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

В чём своеобразие произведения?

Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.

Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.

Анализ поэмы "Мёртвые души" - 2

История создания

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

Жанр, направление

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Смысл названия "Мёртвых душ"

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Суть произведения "Мёртвые души"

Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.

Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.

Главные герои и их характеристика

Образы помещиков описаны в соответствии с хронологией их появления в произведении.

Капитан Копейкин – ветеран великой отечественной войны. Потерял руку и ногу, в связи с чем вынужден был прекратить работу. Отправился в Петербург выпрашивать пособие, однако, не получив ничего, вернулся в родной город и, по слухам, стал разбойником. В этом персонаже воплотился образ угнетенного народа, отверженного государством. Примечательно, что редакция фрагмента, разрешенная тогдашней цензурой, несет диаметрально противоположный посыл: государство, не имея возможности, помогает ветерану, а тот, несмотря на это, идет против него.

Тема взаимоотношения народа и власти представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь.

Феномен русской души тоже является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию.

Тема семьи тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.

В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Основная идея поэмы "Мёртвые души"

Чему учит поэма "Мёртвые души" ?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Вопрос сложен тем, что произведение "Мёртвые души" первоначально задумывалась автором как книга в двух томах. И не только задумывалась, а оба тома всё же были написаны. Настоящая, завершающая, итоговая концовка поэмы была именно во втором томе.

Гоголь писал "Мёртвые души" около шести лет (с 1835 по 1841 годы). За это время был написан первый том, проведена большая работа над вторым. Первый опубликовали в 1842-ом году. А через три года Гоголь, так и не дождавшись опубликования второго тома, полностью уничтожил его в 1845-ом году, за семь лет до своей смерти.

Читателям придётся довольствоваться только окончанием первого тома книги. Вся Русь, таким образом (вспоминая слова Белинского), явилась нам во всей своей "красе" в этом уникальном произведении не полностью, к великому сожалению.


В произведении автор рассказал о мёртвых душах трёх категорий:

1.Те умершие крестьяне, которых оптом закупал "херсонский помещик" для искусственного раздувания своего авторитета.

2.Галерея живых телом, но мёртвых душой помещиков-продавцов.

3.Неживая душа самого Чичикова.

И в конце первого тома Гоголь, кратко напоминая грязный путь персонажа по грязному обществу, делает вывод о духовной омертвелости дворян, бесшабашно торговавших людьми, искавших смысл жизни в копейках и сплетнях, в желании хоть что-то хапнуть, купить и продать всё что угодно.

Говорят, что Гоголь несколько устыдился той картины, которую описал. Ему не за себя было стыдно, а за всю Россию начала 19-го века, погрязшую в крепостнических кошмарах. И автор решил во втором томе смягчить уже написанное. Но раздумал выпускать это смягчение в свет.


Так и закончилась для нас поэма. Загадочной недосказанностью. Знаменитым размышлением Гоголя о тройке-России, сила коней которой до сих пор неведома миру. И чудным звоном по-прежнему заливающихся её колокольчиков.

Поэма "Мертвые души" имела продолжение - 2 том, некоторые отрывки которой Гоголь зачитывал своим друзьям. Ободренный похвалой А.С.Пушкина он и дальше вскрывал характеры русских помещиков с "мертвой душой" и жаждой наживы в глазах, готовых и трупы своих мертвых крестьян продать любому желающему.

Будучи фанатично религиозным, затем он был расстроен плохим отзывом о своей работе личным священником, который считал грехом описания про мертвецов и поклепом на помещиков. Поэтому почти готовый 2 том Гоголь и сжег. Он бы и первый том сжег, но тот уже был опубликован ранее и заканчивался описанием "птицы-тройки", сравнением дальнейшего путешествия Чичикова и самой Руси, несущейся в неизведанное, что вполне нормально для середины повествования.

В связи с тем, что автор (Гоголь) "Мёртвых душ" замысливал после первого тома создание второго, который по некоторым данным был, будучи недописанным, сожжён, а вместе с ним сожжена, естественно, и задуманная концовка. Главы этого тома были напечатаны, но до сих пор воспринимаются исключительно как рабочий, иначе говоря, черновой вариант. Третий том также был задуман, но не написан.

Считая логическим окончанием поэмы всё-таки последние страницы первого тома, мы можем сказать, что в них описаны не события, а размышления. Это молниеносно несущаяся знаменитая тройка-символ, избранная для дальнейшего удивительного пути.

И завершение - мысль о России:

2kPlgNLvrsUGUo3O0nQUN5rVwHs6sQ2.jpg

Под этой завершающей строкой мы видим год написания книги - 1842.

Мы вспоминаем о том, что "Мёртвые души", написанные Гоголем, - это произведение, не являющееся полностью завершённым. Сам Гоголь ещё при жизни доказал этот факт, время от времени зачитывая своим коллегам и друзьям отрывки из второго тома этой поэмы. Являясь человеком очень своеобразным и необычным, Николай Васильевич как нам преподносят, сжёг неоконченную рукопись. Таким образом, финал поэмы мог сгореть, тем более, что третий, последний том, по всей видимости, не был начат. Некоторые фрагменты черновых набросков второго тома мы прочитать можем, но составить общего представления о сюжете не удастся.

А мир узнал, как финал фабулы, написанные набело последние страницы основного - первого тома: в них только великолепно описанный ветер в необъятном просторе, по которому стихийно мчится знаменитая тройка. Эта философская концовка поэмы кажется нам загадкой. Наверное, Гоголь и задумывал сделать как бы эпилог-вывод о загадочности русской души и всей России. У него получилось это замечательно.

По сути, поэма не заканчивается ничем (тем более что по замыслу должен был следовать второй том). Чичикова многие сравнивают с Одиссеем. Но если древнегреческий герой через 20 лет все-таки вернулся на родную Итаку (правда, и там и Одиссей другой, и Итака не та), то у Чичикова дома нет. Жениться он не может, да для Гоголя это и не вариант обретения берега. Умереть для героя было бы слишком много чести.

Вместо дома перед Чичиковым открывается необъятное пространство на свистящем ветру, по которому этот живчик скачет на птице-тройке уже никому не ведомыми путями.

Если стихия грека - море, стихия русского - дорога. Она же - поиск, встреча, разговор, безвыходное кружение. Тройка несется, но куда и зачем?

Этот вопрос возникает потому, что первоначально поэма "Мертвые души" состояла из нескольких томов. Второй том, как известно, автор сжег, задумывался также третий том, но до нас дошел только первый опубликованный.

Поэтому окончанием поэмы следует считать окончание первого тома.

А первый том заканчивается описанием России, которую писатель сравнивает с тройкой, которая несется непонятно куда и зачем. Гоголь тревожится о будущем России, о гнилом обществе, которое тормозит развитие страны.

Это один из самых известных отрывков этого литературного произведения, который школьники учат, как правило, наизусть.

Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" оканчивается описанием птицы-тройки, которая несется не весть куда. Эта тройка сравнивается с Россией, которой якобы уступают дороги другие государства и смотрят ей вслед с удивлением.

Согласно одиннадцатой главе "Мертвых душ" Чичиков сперва служил чиновником в казенной палате, после работал повытчиком. В дальнейшем пошел на службу в строительную комиссию, где растратил казенные деньги, из-за чего был уволен. Однако пользуясь обширными связями, устроился в таможню, где активно помогал контрабандистам, на чем нажил немалое состояние, однако рассорился с своим сообщником, был разоблачен и дальше ввязался в авантюру с мертвыми душами.

Не знаю, как вам, а лично мне кажется, что больше всего на Чичикова был похож покойный ныне одигарх Борис Абрамович Березовский. Правда, похож он, скорее не на персонаж поэмы, а на образ, созданный актёром Александром Калягиным в советском телесериале. Такой же низенький, толстенький, круглолицый, предприимчивый и суетливый.

На губернатора города Н похож каждый второй большой российский начальник. Глупый, самовлюблённый, ограниченный. Образ Ноздрёва у меня ассоциируется с покойным генералом Лебедем и одновременно с здравствующим ныне генералом Руцким. С Маниловым можно сравнить половину наших либералов и, одновременно, Дмитрия Медведева - это чисто моё мнение. Ну, а в роли Плюшкина мне представляется руководство нашего Центробанка.

Пушкин написал роман в стихах, а Гоголь - поэму в прозе, такие они были чудаки.

В "Мёртвых душах" действительно была поставлена цель изобразить падение, исцеление и возрождение души, подобное путешествию Данте по кругам ада, чистилища и рая. Но если у Данте лирический герой перестал различать дурное от доброго

BFzYwdig5FCpEn6yLtXPONZ2nWzsMS.jpg

то гоголевский Чичиков целенаправленно идёт дорогой зла, и лишь жизненная необходимость пересекаться с самыми разными людьми, населявшими огромную Россию, должна была заставить его переродиться в другого человека.

Поэма - большое по форме произведение, в котором значительную роль играет не столько сюжетная основа, сколько внутренние переживания героя, часто выражающиеся в лирических отступлениях. Этим размышлениям о судьбах человека автор намеревался уделить большое внимание, но и того, что мы видим в "аде" уже достаточно, чтобы увидеть отход от сугубо романной формы. Знаменитый отрывок "Птица-тройка", которым завершается первый том, - образец лиро-эпической поэзии. Да, формально без чёткого ритма и рифмы, но не это главное в стихах.

Окончательно поверить в то, что перед нами именно поэма, а не роман, не позволяет форма - она идеально вписывается в требования к роману-путешествию. Это обстоятельство не давало покоя и самому автору, поэтому он сам определил жанровую принадлежность своего произведения.

Чичиков - активный персонаж, мыслящий, хитрый. Это, конечно, подлец ("припряжем подлеца"). Но это еще и тот, который, как спичка, поднесенная к сухому хворосту, заставляет всех обманутых им воспламениться, улучшиться, вносит какой-то безумный азарт в жизнь города.

И далеко не случайно Чичикова принимают за капитана Копейкина, хотя у Копейкина нет руки и ноги, а у Чичикова все в полном виде. В нем чиновники и помещики видят мстителя, живут в ожидании расплаты. Это тот самый ревизор, трикстер, который высвечивает в обитателях города все порочное, заставляет их дотянуться, дорасти до себя, превратиться из мертвых душ в людей

По-моему характеры людей не меняются. И в наши дни можно встретить и маниловых и плюшкиных и коробочек. Характеры людей писатель подсматривает в жизни, и описывает чуть-чуть преувеличивая, чтобы было интересно читателю. Это как сравнить портрет и дружеский шарж у художников.

Анализ поэмы

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия "Мёртвые души"

Характеристика главных героев "Мёртвых душ"

Жанр и композиция

Зачем Чичикову мертвые души?

Основная идея "Мёртвых душ"

В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

Проблематика поэмы "Мёртвые души"

Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

В чём своеобразие произведения?

Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.

Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.

Анализ поэмы "Мёртвые души" - 2

История создания

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

Жанр, направление

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Смысл названия "Мёртвых душ"

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Суть произведения "Мёртвые души"

Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.

Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.

Главные герои и их характеристика

Образы помещиков описаны в соответствии с хронологией их появления в произведении.

Капитан Копейкин – ветеран великой отечественной войны. Потерял руку и ногу, в связи с чем вынужден был прекратить работу. Отправился в Петербург выпрашивать пособие, однако, не получив ничего, вернулся в родной город и, по слухам, стал разбойником. В этом персонаже воплотился образ угнетенного народа, отверженного государством. Примечательно, что редакция фрагмента, разрешенная тогдашней цензурой, несет диаметрально противоположный посыл: государство, не имея возможности, помогает ветерану, а тот, несмотря на это, идет против него.

Тема взаимоотношения народа и власти представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь.

Феномен русской души тоже является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию.

Тема семьи тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.

В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Основная идея поэмы "Мёртвые души"

Чему учит поэма "Мёртвые души" ?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Читайте также: