Филиппка и агапка сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родная литература, 6 класс.

Чтение с остановками рассказа В. А. Никифорова-Волгина

1.Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

1. Орг. момент.

Я рада вас приветствовать на уроке родной литературы. Надеюсь, сегодняшнее занятие принесет вам только положительные эмоции.

2. Стадия вызова.

Прошу вас обратить ваше внимание на видеофрагмент.

Подумайте, в какой ситуации оказался главный герой? (ситуация выбора)

С чем ассоциируется у вас это слово? ( решение, сомнение, правильный, неправильный, сознательный, тяжелый).

Приведите примеры литературных произведений, где герои стояли перед выбором?

Неслучайно, ребята, в начале урока мы начали говорить о ситуации выбора, потому что герои рассказа, который мы сегодня прочитаем, оказались в ситуации нравственного выбора.

3. Знакомство с творчеством писателя (портрет на слайде).

Знаком ли вам писатель, изображенный на фотографии?

Сформулируйте тему урок (мозаика на слайде).

Тема урока: Неизвестные имена в литературе 20 века.

Василий Акимович Никифоров –Волгин.

Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно в России. О нём просто не знали, потому что в определенное время его произведения запрещали печатать. И вот в печати стали появляться замечательные и трогательные произведения В. Никифорова- Волгина. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено сведений немного, но девочки нашли материал о его жизни.

1. Ахметзянова Аида.

2. Кузнецова Катя.

4. Анализ рассказа.

- Чтение начала рассказа. ( 1 часть)

Вопросы для обсуждения:

1.Что узнали о ребятах?

2. Что сближало ребят?

3.Как понимаете значение слова напасть, дьякон, саженного? (работа со словарем)

4. О каком событие может идти речь дальше?

-Чтение 2 части.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой предстала перед нами Надя?

2.Найдите слова, характеризующие мальчиков при первой встрече с Надей?

3. Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше?

-Чтение 3 части.

Вопросы для обсуждения.

Как проявили себя Агапка и Филиппка, ухаживая за Надей?

Почему именно клюквенный кисель произвёл на Надю впечатление?

Прочитайте последнее предложение 3 части. О чём может быть разговор?

- Чтение 4 части.

Вопросы для обсуждения.

Кто из героев оказался в ситуации нравственного выбора?

Какой нравственный выбор пришлось сделать Филиппке?

Как Филиппка чувствовал себя после этого?

Какая обрадованная мысль могла появиться в голове у мальчика?

-Чтение 5 части.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой выход нашёл Филиппка?

2. Филиппка дважды делает выбор. Как его характеризует тот и другой?

3. Как вы думаете, сохранится дружба Агапки и Филиппки после после возврата гривенника?

4. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какой выбор совершили бы вы?

5. Вернёмся к названию рассказа. О чём этот рассказ? (о дружбе, первой любви, о выборе)

6. Приведите пословицы о дружбе.

5. Рефлексия. Задание на выбор.

1). Составить синквейн.

2)Написать письмо одному из героев рассказа.

Домашнее задание: придумать продолжение рассказа.

1. Таких озорных ребят, как Филиппка Морозов да Агапка Бобриков, во всем городе не найти. Был еще Борька Шпырь, но его недавно в исправительный дом отправили. Жили они на окраине города в трухлявом бревенчатом доме – окнами на кладбище. Окраина славилась пьянством, драками, воровством и опустившимся, лишенным сана дьяконом Даниилом – саженного роста и огромного голоса детиной.

Про Филиппку и Агапку здесь говорили:

– Много видали озорных детушек, но таких ухарей еще не доводилось!

Было им лет по девяти. Отец одного был тряпичник, а другого – переплетных дел мастер. Филиппка – маленький, коротконогий, пузатый, губы пятачком и с петушком на большой вихрастой голове. Всегда надутый и что-то обдумывающий. Ходил он в диковинных штанах – одна штанина была синяя, а другая желтая и с бубенчиками. Эти штаны, как сказывала ребячья молва, он стянул из ярмарочного балагана от мальчика-акробата. В своем наряде Филиппка зашел как-то в церковь и до того рассмешил певчих, что те перестали петь. Церковный сторож вывел его вон. Филиппка стоял на паперти , разводил пухлыми руками и в недоумении бурчал:

– Удивительно, Марья Димитриевна!

Агапка был тощим, в веснушках, зоркоглазым и вертким. Зиму и лето ходил в отцовском пиджаке и солдатской фуражке-бескозырке. Выправка у него военная. Где-то раздобыл ржавые шпоры и приладил к рваным своим опоркам. Агапка пуще всего обожает парады и похороны с музыкой. Матери своей он недавно заявил:

– Не называй меня больше Агапкой!

– А как же прикажете вас величать? – насмешливо спросила та.

Агапка звякнул шпорами и лихо ответил:

Озорства с их стороны было всякого. На такие проделки, как стянуть на рынке рыбину и продать какой-нибудь тетеньке, разрисовать под зебру белого кота, перебить уличные фонари, забраться на колокольню и ударить в набат, смотрели сквозь пальцы и даже хвалили за молодечество.

Было озорство почище и злее, вызывавшее скандалы на всю окраину.

Однажды случилось событие. На Филиппку и Агапку пришла напасть , от которой не только они, но и вся окраина стала тихой…

Первая остановка.

Вопросы для обсуждения:

1.Что узнали о ребятах?

2. Что сближало ребят?

3.Как понимаете значение слова напасть, дьякон, саженного? (работа со словарем)

4. О каком событии может идти речь дальше?

2. Пришла в образе девятилетней Нади, дочери старого актера Зорина, недавно поселившегося на окраине и на том же дворе, где проживали озорные ребята. Актер ходил по трактирам и потешал там публику рассказами да песнями, а Надя сидела дома. Всегда у окна, всегда с рукоделием или книжкой.

Проходил Агапка мимо, посмотрел на девочку, тонкую, тщедушную и как бы золотистую от золотистых волос, падавших на тихие плечи, и неведомо от чего вспыхнул весь, застыдился вздрогнул от чего-то колкого и сияющего, пробежавшего перед глазами и как бы сорвавшего что-то с души его. Не стало вдруг Агапки, а появился другой, похожий не то на Божью книгу с золотыми листами, лежащую в алтаре, не то на легкую птицу, летающую по синему поднебесью… Он даже лицо закрыл руками и поскорее убежал.

В этот же день Филиппка тоже увидел золотистую девочку. Он смело подошел к ней и солидно сказал:

– Меня зовут Филипп Васильевич!

– Очень приятно, – тростинкой прозвенела девочка, – а меня Надежда Борисовна… У тебя очень красивый костюм, как в театре…

Филиппка обрадовался и подтянул пестрые штаны свои.

После этой встречи его душа стала сама не своя.

Вторая остановка.

Вопросы для обсуждения.

1.Какой предстала перед нами Надя?

2.Найдите слова, характеризующие мальчиков при первой встрече с Надей?

2. Перед такой уверенностью мальчика все сразу кажется незначительным, сомнения пропадают даже у взрослых. Очень показательна сцена, в которой Филипок радостно демонстрирует учителю, чему он успел научиться от старшего брата, даже не посещая школу. Он читает свое имя, пусть и путается в буквах, он вспоминает молитву Богородице, пусть и перевирает все слова. Он пробует, не стесняется, не боится ошибиться. Он знает, что здесь его поправят и научат. Учитель сумел это оценить, он похвалил мальчика и пригласил продолжить обучение. Так мальчишка, которому еще рано в школу, заставляет взрослых прислушаться к нему.

Смысл рассказа Толстого

Смысл книги

Главные герои рассказа

Главным героем рассказа, несомненно, является Филиппок, маленький мальчик, которому еще рано учиться и ходить в школу, но который горит жаждой знаний. Его старший брат уже учится читать и писать, и главный герой учится с ним, наблюдает за его успехами и получает обрывочные знания. И очень хочет пойти в школу вслед за братом, но мама и бабушка беспокоятся о слишком маленьком младшем ребенке и не пускают его в школу из-за его возраста. Кроме того, Филиппка моно назвать очень целеустремленным и смелым ребенком.

Учитель тоже играет важную роль в рассказе. Хотя он и кажется суровым и строгим, на поверку он оказывается понимающим и умеющим поддержать человеком, видящим жажду знаний у Филиппка и помогающим ему остаться в школе в конце рассказа, несмотря на возраст мальчика.

Мама и бабушка главного героя тоже являются важными действующими лицами рассказа. Они любят своего младшего сына, но, так как тот слишком мал, запрещают ему ходить в школу и получать образование. В то же время сам мальчик пытается от них сбежать за старшим братом в школу, поэтому всегда остается под присмотром бабушки.

Сюжет рассказа

Рассказ начинается с того, что Филиппок решает пойти со своим старшим братом в школу, но мать не разрешает ему, говорить, что мальчик еще слишком мал. Когда родители уходят на работу, Филиппок остается под присмотром бабушки, от которой быстро сбегает и идет в школу.

Пока путь мальчика пролегал по улице, где он и жил, все было в порядке, но дальше на него бросились собаки. Их отогнал проходивший мужичок. Добежав до школы, в которой уже шли уроки, и зайдя в класс, Филиппок оробел и поначалу не смог даже ответить на вопрос учителя о том, как его зовут и кто он. Один из учеников рассказал, что это младший брат Кости, который очень хочет учится, но его не пускают родители. Учитель смягчился, посадил мальчика рядом с его старшим братом и пообещал, что договорится с его родителями. В конце рассказа автор говорит, что Филиппок начал ходить в школу благодаря учителю.

Хотя рассказ и для детей, в нем заложен достаточно глубокий смысл. Рассказ учит нас не сдаваться на пути к своей цели, идти к мечте, хоть дорога бывает порой и сложной, и добиваться своего. Одним из основных образов рассказа является путь, по которому идет Филиппок. Этот путь – это и физическая дорога, которую должен пройти мальчик, чтобы попасть в школу, и метафорический образ преодоления препятствий на пути к цели. На этом пути раскрываются смелость, упорство, целеустремленность главного героя, его умение собраться и взять себя в руки, добиться своего.

Кроме образа пути в рассказе очень явно выражается образ препятствий, которые на этом пути встречаются. И здесь также это препятствия и социальные, такие как контроль родителей и бабушки и их запрет посещать школу, и физические трудности: долгая дорога, большие собаки, опасные для маленького мальчика. Рассказ учит нас не бояться и преодолевать все препятствия, брать себя в руки и идти к своей цели.

Заключение




Пример сочинения 1

На картине мы можем увидеть парня и девушку. Пара сидит за столиком на стульях. Судя по всему, дело происходит в столовой, куда молодые люди зашли пообедать. Фон картины не отвлекает зрителя от основной темы произведения. Два человека спорят за столом, обсуждают какую-то тему, на счёт которой у обоих есть свои мнения, и каждый пытается их отстоять.

Молодой человек в синем костюме и чёрных туфлях, начищенных до блеска. На девушке коричневое платье и сапоги. В этом споре собеседники не выходят за рамки приличия, не ругаются и не переходят на эмоции, демонстрируют свою интеллигентность. Спор максимально вежливый, уважительный, с целью не отстоять именно свою точку зрения, а разобраться в предмете обсуждения.

На столе уже пустые тарелки, они закончили с обедом, но не собираются уходить, так как спор оказался настолько увлекательным, что они решили закончить его обсуждение, прежде чем собираться. Молодой человек активно жестикулирует, сосредоточившись на своих доводах, он чуть развернулся. Девушка внимательно его слушает, но у неё есть своё мнение на этот счёт, и она не собирается просто слушать и принимать его точку зрения.

Простая и незатейливая сценка из повседневной жизни, которую, быть может, каждый из нас может наблюдать каждый день, оказалась очень глубокой. Зритель будто бы подсматривает за парой, которая находится за соседним столиком или даже представляет себя на месте парня или девушки, вспоминает аналогичные ситуации из своей собственной жизни. Именно такая жизненность и реалистичность приковывает внимание, делает картину даже любопытной, так что непременно хочется узнать, что заставило двух людей так увлеченно обсуждать какую-то интересную тему.

Пример сочинения 2

Картина, на мой взгляд, очень реалистична, так как с первого взгляда на неё становится ясно, что хотел изобразить автор. На полотне мы видим молодых парня и девушку. Сложно сказать, какие отношения их связывают, но они явно не настроены враждебно. Очевидно, что они о чём-то спорят. Это выдаёт их оживлённая жестикуляция.

Можно предположить, что парень и девушка студенты и их беседа происходит в студенческой столовой. На эти предположения наталкивает характерный для советских столовых интерьер: чёрно-белый кафель на полу, выложенный в шахматном порядке, и серо-голубые стены. Мебель также отличается простотой: мы видим два табурета и стол на металлических ножках. Одеты молодые люди очень скромно. На парне – строгий серый костюм, а на девушке – коричневый пиджак и такого же цвета юбка. Рыжие волосы девушки украшены маленьким чёрным бантиком. Одной рукой она прикоснулась к подбородку, словно обдумывая что-то, а другой указывает на парня. Парень явно пытается в чём-то убедить собеседницу.

Рассматривая эту картину, можно только догадываться о предмете развернувшейся дискуссии. Но сомнения в интеллигентности и образованности молодых людей можно отбросить сразу. Их позы, жесты и одежда сразу дают понять, что парень с девушкой хорошо воспитаны. Кроме того, сразу ясно, что обоим одинаково интересен предмет спора. Пименов изобразил ничем не примечательную сцену из повседневной жизни, но как правдоподобно! Именно поэтому, как мне кажется, ею можно любоваться часами, пытаясь угадать, о чём же всё-таки спорят молодые люди.

Пример сочинения 3

Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя. Мы видим девушку и парня, которые о чем-то спорят. Находятся эти молодые люди в обыкновенной столовой со слегка голубо-серыми старыми стенами. Пол этой столовой выполнен из плитки в шахматном порядке. Сидят ребята на самых простых табуретках и за обыкновенными столами. Все очень типично и обыденно.

Девушка очень мила и красива. Она имеет рыжую копну волос с четко подстриженной челкой, закрывающая весь лоб, которая одета в темные сапоги и в коричневый костюм. Волосы девушки собраны в заколку. Перед девушкой за столом сидит молодой человек, одетый в темно-серый костюм и такого же цвета ботинки. Эти ребята выглядят очень просто и без излишеств.

При первом взгляде на картину можно понять, что ребята о чем то спорят. Об этом свидетельствуют поднятые и находящиеся в движении руки. Но стоит заметить, что это довольно мирный спор, в котором каждый из них пытается доказать свою точку зрения на какой то ответ при этом без оскорблений и криков. Все делается очень тихо и не мешает другим. Чувствуется что ребята из интеллигентной семьи.

Девушка изображена задумчиво, которое отражается в ее позе и прикосновением к подбородку. Лицо очень серьезное и задумчивое. Ее мысли погружены в мире размышлений и водимо в поиске правильно ответа и решения спора со своим другом. Очень точно чувствуется связь между ними, по которой можно понять что никто из них не хочет уступать другому. Все высказывания и доводы парня видимо более аргументированее, чем у девушки.
Вероятнее всего парень победит в этом споре, так как он дает более правдоподобные ответы.

Все, что изобразил Юрий Иванович Пименов воспринимается на тонком уровне, так как не каждый зритель сразу поймет о чем эта картина. А именно что это спор, который ни за что не перейдет в ругань, так как все строится на взаимном уважении, так как ребята делятся своими мнениями по определенному вопросу.


Пример сочинения 4

На переднем плане картины изображены двое друзей. Они сидят на простых табуретках за металлическим столиком на тонких ножках. Девушка справа одета в длинный коричневый свитер, джинсы и высокие черные сапоги. Рыжие волосы девушки собраны сзади черной заколкой. Слева от неё сидит молодой человек, похоже, друг девушки. Он в синем костюме и черных туфлях. У него темные волосы и бледная кожа. Молодые люди, жестикулируют, активно общаясь.

На заднем плане картины изображены серые стены и пол, покрытый бежевой и коричневой плиткой. Судя по обстановке и посуде на столе у спорящих людей, это место – студенческая столовая.

Картина написана автором с положительными эмоциями, спор двух друзей кажется увлекательной и активной беседой. Они не ссорятся, просто обсуждают что-то, на что имеют различные мнения. Это видно по лицам героев картины. Автор придает обыденному сюжету легкость и красоту, создавая из него интересное действие на своей картине.


Пример сочинения 5

Девушка выглядит более сдержанее чем молодой человек. Копна рыжих волос собрана в хвост. Одета девушка просто в коричневый пиджак и черную юбку. По сапогам можно понять, что погода на улице в то время была холодной. Поза рыжей героини говорит о ее задумчивости она будто выжидает время чтобы ответить своему оппоненту. Парень изображеный на картине напротив занял более активную позицию что видно по его жестикуляции рук. Одет молодой человек просто без всяких излишеств в будничный серый костюм и классические туфли. Скорее всего молодой человек находится более в выигрышном положении.

По картине можно так же определить, что спор двух молодых людей протекает спокойно так как их позы, не выражают агрессии и открытого конфликта между ними. Разговор протекает без напряжения каждый отстаивает свою точку зрения, которую считает правильной. Ребята выглядят очень сдержано и интеллигентно.

Молодая девушка находится в задумчивой позе лицо ее очень серьезное. Скорее всего ее мысли погружены в размышления и иона ищет достойный ответ своему собеседнику. Чувствуется что молодые люди не обычные знакомые, а больше даже друзья. Уступать в этом споре конечно никто не хочет и каждый пытается доказать свою правоту.
Скорее всего молодой человек победит в этом споре так как он выглядит очень убедительно. Девушка в данной ситуации более спокойна и сдержана. Все картины Юрия Ивановича Пименова написаны очень тонко, но в тот же момент очень просты и интересны. Единственное что можно сказать что спор на данной картине не перерастет в ругань потому что чувствуется уважение между двумя спорящими людьми.

Читайте также: