Федоров алексей итоговое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Чуть больше месяца осталось до 1 декабря - дня, когда все ученики 11-х классов будут писать итоговое сочинение. Это - допуск к ЕГЭ . Конечно, предусмотрены и резервные дни для тех, кто не справится с первого раза: 2 февраля и 4 мая. Но кому охота откладывать на "потом": ведь в феврале и тем более в мае уже вовсю нужно будет готовиться к ЕГЭ . Как не провалить сочинение и на что обратить внимание при подготовке, рассказывает один из разработчиков тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров .

Итоговое сочинение - не просто допуск к экзамену, но и пропуск во взрослую жизнь. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Алексей Владимирович , почему именно сочинение сделали допуском к ЕГЭ ?

Алексей Федоров : Потому что итоговое сочинение - это, так скажем, надпредметное испытание. Оно показывает, насколько сформировались у школьника важнейшие личностные качества: умение связно выражать мысли, способность логически мыслить, донести свою позицию до собеседника.

Все это необходимо не только для сдачи ЕГЭ практически по всем школьным предметам, но пригодится и в будущем. К тому же ребята в итоговом сочинении проявляют свою личную позицию по важнейшим нравственно-философским вопросам, которые не теряют актуальности на протяжении всех веков существования человечества. Так что итоговое сочинение - не просто допуск к Единому экзамену, но и пропуск во взрослую жизнь.

Чем оно отличается от тех сочинений, что пишут на уроках русского или литературы?

Алексей Федоров : Обычное сочинение по литературе - развернутое высказывание по заданному конкретному художественному произведению либо по творчеству конкретного автора. Итоговое сочинение - свободное размышление на духовно-нравственную или философскую тему с опорой на источники. И здесь речь не только о произведениях школьной программы по литературе, но и о том, что прочитано учеником за ее рамками. Более того, совсем необязательно, чтобы это были художественные произведения. Научные труды, мемуары, публицистика - все может пригодиться.

Как получить зачет по сочинению?

Алексей Федоров : Есть два основных критерия оценки: соответствие теме и аргументация. Если по одному из них провал, то, считай, "завалил" все сочинение. Есть и технические моменты: объем - 350 слов, включая служебные, а также самостоятельность работы. В ней не должно быть неоправданных заимствований - заученных или списанных откуда-то кусков текста без кавычек и ссылок на источник. Очень часто при проверке бросаются в глаза домашние заготовки. Ведь сейчас известны только тематические направления сочинения, а конкретные темы объявят только утром 1 декабря. Опыт прошлых лет показал: некоторые ребята делают "рыбу" - некий шаблон под общее тематическое направление, который потом пытаются встроить в конкретную тему. Это очень "торчит" и существенно снижает впечатление от работы. А вот чего не надо бояться, так это споров и разных точек зрения. В прошлом году у нас была тема, связанная со смирением: добродетель это или недостаток. Какие были разные суждения! Не бойтесь спорить, не думайте о том, чтобы попасть в правильный "шаблон". Это ведь не тест.

Сочинение - это не тест. Не пытайтесь попасть в "шаблон". Не бойтесь спорить и показывать разные точки зрения

Какие ошибки на итоговом сочинении делали прошлогодние выпускники?

Алексей Федоров : Часто школьники не понимали смысла некоторых слов, которые употреблены в формулировке тем. Например, в теме про смирение сложным оказалось понятие "добродетель". Его превратили в "добродеятеля". Говоря о героях романа, называли их "лирическими", а в романе, как в эпическом жанре, лирических героев быть не может. Кто-то вместо того, чтобы использовать произведение для аргументов, просто пересказывал его. Были случаи путаницы с именами авторов: мы узнали о Федоре Юрьевиче Достоевском . Это не критическая ошибка, но снижает впечатление от работы. Сегодняшний бич - тавтология: "болен болезнью", "испытывает испытание". Это может быть связано и с бедностью речи в целом, и с торопливостью. Поэтому не забывайте редактировать свои тексты.

Направления итогового сочинения

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание - вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина

При подготовке к итоговому сочинению:

1. Изучите круг понятий, которые могут входить в тематическое направление (добродетель, раскаяние, патриотизм и др.).

2. Повторите основные сведения об авторах, героях, сюжетах произведений, которыми вы сможете пользоваться для аргументации своей точки зрения.

3. Потренируйтесь строить развернутое высказывание: тезис, подбор аргументов, логичное доказательство своего мнения, вывод и обобщение.

Консультацию проводит разработчик тем итогового сочинения, эксперт комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе, доктор филологических наук Алексей Федоров.

→ На что стоит обратить особое внимание и как правильно выстроить свою работу по подготовке.
→ Какую структуру и содержание должно иметь сочинения.
→ Как избежать типичных ошибок и правильно пользоваться доступными ресурсами для подготовки.

Сколько в итоговом сочинении должно быть аргументов? Чем пример отличается от аргумента? Может ли пример из литературного материала быть одновременно аргументом?

В критерии не указано количество аргументов, но лучше указать от двух. Но никто не может снизить балл, если аргумент будет один – возможно, этого будет достаточно. Пример – это некая сюжетная ситуация, характеристика героя или что-то связанное с сюжетом произведения. Пример подкрепляет аргумент. Аргумент – это ваше размышление.

Можно ли приводить примеры из жизни и из произведений других видов искусства?

Да, но это не освобождает от необходимости опираться в работе на литературный материал.

Обращение к школьной классике – достоинство или недостаток сочинения?

Это не достоинство и не недостаток. Школьная классика часто становится палочкой-выручалочкой и не говорит об узости кругозора выпускника.

Разрешено ли при написании сочинения использовать произведения современной сетевой литературы?

Литературные произведения – это все, что опубликовано официально с соблюдением соответствующих требований.

Можно ли считать литературой манга и комиксы? Собственные произведения выпускника? Популярные блоги?

Манга и комиксы – это не литературные произведения, а произведения визуального искусства. Опереться на них можно, но это обязательно должно быть подкреплено литературным произведением. Если собственное произведение выпускника опубликовано официально, то на него можно ссылаться. А вот опираться на популярные блоги не рекомендуется, т. к. информация в них может быть удалена и проверяющий не сможет найти приведенный для иллюстрации текст.

Сегодня в 11:00 прошла консультация с разработчиком тем итогового сочинения Федоровым Алексеем Владимировичем.

Я законспектировала для вас основные моменты онлайн-конференции.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

  • Важно поработать над понятиями, которые входят в направления! Нужно знать их определения. При подготовке желательно письменно расписать свою интерпретацию понятий.
  • В сочинении нужно обязательно опираться на литературные произведения.
  • Что можно приводить в пример:

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИС:

Нет, должно быть не меньше 250 слов. Рекомендуется 350. Считаются все слова через пробел кроме инициалов. Инициалы + фамилия автора считаются за одно слово. Цифры, написанные прописью, считаются за слова. Цифры, написанные цифрами, не считаются словами.

3. Можно ли привести в пример афоризм?

Нет, афоризмы, пословицы, поговорки не являются аргументами из литературы.

4. Если в сочинении допущены фактические ошибки, могут поставить незачет?

Тогда количество фактических ошибок должно быть критичным и показывать, что вы вообще не читали произведение. В любом другом случае будет зачет.

5. Нужен ли подробный анализ примеров из литературы?

Его можно использовать, если это поможет раскрыть тему.

6. Можно ли оспаривать тему?

Виды тем на ИС: в виде вопроса, констатирующая тема (утверждение), цитата. Цитаты можно оспаривать, то есть не согласиться.

7. Можно привести несколько аргументов из одного произведения?

8. Можно ли по-своему интерпретировать произведение литературы?

Да, можно. Главное - показать, что вы это произведение читали. И уметь доказать свою точку зрения!

9. На что еще обратить внимание при подготовке?

Самая частая грамматическая ошибка в сочинениях - это ошибка в предложениях с деепричастным оборотом.

10. Какой максимальный объем сочинения?

Объем не ограничен.

11. Можно ли приводить в пример Библию, Коран и т.д.?

12. Если в сочинении много исправлений, это влияет на оценку?

Нет, не влияет.

13. Как подготовиться за оставшиеся 1,5 месяца?

Ни в коем случае не переставать готовиться к ЕГЭ из-за ИС! Очень много времени потеряете!

Важно сформулировать свое понимание понятий, которые заявлены в направлениях и в комментариях к направлениям ФИПИ. Поразмышлять на каждое из понятий, освежить в памяти прочитанные произведения (любые), правильно настроиться на экзамен.

Радостная новость для тех, кто хочет готовиться к итоговому сочинению с репетитором, но ещё его не нашёл.

19 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к итоговому сочинению по русскому языку с участием Алексея Федорова, разработчика тем итогового сочинения, эксперта комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе и доктора филологических наук.

Дата написания

Итоговое сочинение пройдет 1 декабря 2021 года. Те, кто не сможет написать в эту дату или напишет неудачно, получат еще две возможности 02.02.2022 и 04.05.2022.

Продолжительность

Продолжительность написания итогового сочинения составляет 3 часа 55 минут.

Тематические направления

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

А. В. Федоров подчеркивает, что при написании сочинения на тему спектакля, фильма или музыки по-прежнему важно опираться на литературный материал, который может выражаться, к примеру, в опубликованном сценарии, искусствоведческих работах, критических отзывах и др.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

В соответствии с указанными выше тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем. Подробнее о каждом из направлений читайте на сайте ФИПИ.

Допуск к проверке

Сочинение будет допущено к проверке, если:

1) Содержит более 250 слов. Рекомендуемый объём сочинения: 350 слов. Подсчитываются все слова, включая служебные.

2) Работа выполнена самостоятельно, то есть отсутствуют неоправданные заимствования.

Критерии проверки сочинения

Первые два критерия основные. Если хотя бы по одному из них будет незачет, то это означает, что сочинение в целом будет оценено незачетом.

1 критерий. Соответствие теме.

2 критерий. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Остальные 3 критерия неосновные. Чтобы получить зачет по сочинению, необходимо чтобы был зачет по первым двум критериям и хотя бы еще по одному неосновному.

3 критерий. Композиция и логика рассуждения.

4 критерий. Качество речи.

5 критерий. Грамотность.

Подробнее о критериях и рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению читайте на сайте ФИПИ.

Также смотрите полную онлайн-консультацию с разработчиком тем итогового сочинения, доктором филологических наук, Алексеем Федоровым, посвященную подготовке к итоговому сочинению 2021/22:


20 октября 2020 года разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Федоров Алексей Владимирович провёл онлайн-консультацию "На все 100", посвященную подготовке к итоговому сочинениу 2020 года.

Если материал показался интересным – ставь лайк, делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки ты найдёшь сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).

Фото: скриншот с видео

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку
два раза в неделю: во вторник и пятницу

Похожие статьи:

Самый подробный календарь ЕГЭ-2019: даты экзаменов, сроки проверки работ

Узнай проходной балл на свой факультет уже сегодня!

Узнай проходной балл на свой факультет уже сегодня!

Навигатор абитуриента: как найти хороший вуз или колледж

Навигатор абитуриента: как найти хороший вуз или колледж

Онлайн-подготовка
к ЕГЭ и ОГЭ 2022

✅ Тщательно отобранный преподавательский состав из МГУ, МГТУ, ВШЭ
✅ Подбор группы по уровню
✅Отчёты о прогрессе для родителей

Профориентация по уникальной методике

- Определить психотип, сильные качества ребенка;
- Подобрать профессии и виды деятельности, в которых ребенок будет успешен.

Категории

Есть вопросы?

Оставьте свой телефон для консультации по любому виду услуг

Москва, метро Арбатская, Хлебный переулок,
д. 2/3, стр. 1 Курсы ЕГЭ | Курсы ОГЭ |

Связаться с нами

Lancman School © 2022. Все права защищены.

Достойное окружение. Блестящее будущее!

Обратная связь

Отправьте свой телефон и наши менеждеры свяжутся с вами в ближайшее время

Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Ваша заявка отправлена!


В ближайшее время мы свяжемся с вами, а пока почитайте интересные статьи:

Так же рекомендуем вам пройти наш тест профориентации:

Расскажи о нас друзьям:

Мы подготовили ряд бесплатных и полезных мероприятий: мастер-классы, открытые уроки, тестирования и диагностики!

Получи скидку 50%!

Я согласен с условиями обработки персональных данных

Записаться на 2-х месячный интенсив

Вся программа ЕГЭ за 2 месяца!

Если вы понимаете, что вам необходимо максимально повысить уровень знаний за оставшееся время, то это предложение для вас. Оставшиеся 4 месяца эти группы будут работать по-максимуму! Каждую неделю у них будет два больших занятия, длительностью 3 академических часа (2 часа 15 минут). За 4 месяца вы сможете подробно изучить то, на что обычные группы тратят целый учебный год. Такие интенсивы по нашей практике повышают балл ученика в среднем на 37 баллов!

Читайте также: