Федька давно мечтал о велосипеде он ему даже снился сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

  • Эка невидаль, — разумно возразил папа, — мальчишки познакомились.
  • Это называется знакомство, — чуть не заплакала мама.

— Все, завтра за забор ни ногой, если не хотите, чтобы мы с Олей не уехали от вас в город. Вот тогда делайте что угодно!

Корова, которая гуляет сама по себе

16 июля. Утром мы проснулись очень рано, так как баба Нюра кого-то очень строго отчитывала. Мы сели на своих матрацах и увидели, как бабушка стоит, раскинув руки в стороны, а перед ней, виновато опустив голову, стоит Дунька, ее корова, с бычком Федькой. Расстроенная баба Нюра увидела наши всклокоченные головы и, обращаясь уже к нам, продолжила стыдить Дуньку:

— Вы только посмотрите на эту бесстыдницу. Ей мало того, что она убежала из дому, бродила по округе, рискуя своим и Федюнькиным здоровьем, так она пропадала неведомо где и таскала бедную кроху за собой. — Баба Нюра протянула к нам руки, ища поддержки.

Правда, кроха была почти одного роста с бабушкой, но вел он себя и правда как малыш: он радостно болтал головой, а один раз даже умудрился лизнуть бабушку в лицо.

Дунька смотрела то на бабу Нюру, то на нас, то, виновато, на Федьку. Мы, спросонья совсем обалдевшие, все-таки поняли, что веселая жизнь в нашей Малиновке, похоже, обеспечена нам на все лето. И даже позавидовали Элен, которая побоялась наших комаров и осталась ночевать в доме.

  • И что вы думаете, люди добрые, — продолжала баба Нюра, — ушла, и где уж ее только не видели: то пятью верстами справа от Малиновки, то десятью — слева… я бедного Дмитрия загоняла в поисках.

В этом месте бабушка нагнула голову Федора, встала на цыпочки и поцеловала кроху в лоб, в белую звездочку. Потом баба Нюра опять повернулась к нам и продолжала гневную речь про бес печную мать, которая из-за своего свободолюбия подвергает риску здоровье и жизнь Федечки. Она так увлеклась, что не заметила, как Дунька и Федя исчезли за поворотом. Когда же они скрылись из виду, мы все не выдержали и засмеялись. Тут уж и баба Нюра поняла, что ей опять маяться от тревоги.

Результаты творческого конкурса, посвященного Дню Матери. "Письмо маме"

Так в этот день наше утро началось в четыре часа. Мы увидели, как край неба становится прямо на глазах все светлее, как показался краешек солнца и оно медленно стало подниматьcя все выше и выше. Громче запели птицы, заиграл на пастушьем рожке Михеич, замычали коровы, которых хозяйки выгоняли пастись. А мы с Васей поняли: если бы нас не разбудила баба Нюра, что-то самое главное прошло бы мимо нас — восход солнца. Ведь некоторые люди так и проживут и не увидят его.

Как же это так получилось, что мы уже перешли в четвертый класс, а восхода солнца ни разу в жизни не видели? Кто виноват?

Борька и Мурзик пропали

18 июля. День начался с переполоха. Как говорит папа, когда что-то происходит странное и не обычное, то, по теории парности больших флуктуаций, жди еще чего-то подобного. Вот и случилось.

Сегодня все СВОИ собрались за завтраком у бабы Нюры. Не было только Мурзика и Борьки.

  • Борька наш мало отличается от гончей собаки. Поймать его на еду мог только слепой, так как зрячий никак не может соблазниться на это контурное изображение поросенка… — но он тут же осекся, увидев горестное выражение лица бабы Нюры.

— Этим нехристям все нипочем, вон народ говорит, что они курган стали зачем-то разрывать, там, где разбитый колокол с разоренной церкви захоронен. Ой, страсти какие, — запри читала баба Нюра. — Там в войну в окрестных лесах бои были тяжелые. Так эти чужаки покопают, покопают, как свинья носом, а кости и черепа погибших солдат поразбрасывают. Мужики захоранивают, где найдут. А еще муравейники зачем-то старые поджигают, а потом разрывают, раскапывают. Видать, надо в район в милицию сообщить, а то мужики уж готовы сами их поймать и поколотить… Знающие люди-то говорят, что они там ищут немецкие каcки, награды, оружие всякое. Вот страсти-то какие, — утерла баба Нюра слезы фартуком.

  • Баба Нюра, — со слезами на глазах мама стала уговаривать старушку, — не беспокойтесь, Борьку им ни за что не поймать, вот Мурзика…

Мама заплакала как маленькая.

Еще бы немного, и я не знаю, что было бы.

Но тут соседский Пашка, который шел с удочкой со стороны озер, заглянул к нам через забор и сказал:

— Ну там ваши дают. Такой концерт закати ли! Мурзик лапу всем подает, правда, только за рыбу, в пустое ведро воет, а Борька его сажает на себя и катает по кругу. Ну, ваш кот артист! Он уже и поросенка на рыбу подсадил, раньше Борька сырую рыбу не ел.

Мы было бросились к берегу, но, похоже, представление закончилось, потому что артисты уже подбегали к дому. Борька как-то сразу понял, какое у бабы Нюры настроение, и юркнул в сарай, а Мурзик растянулся вверх брюшком и задремал… в лучах солнца и своей артистической славы.

— Слушай, Вась, тут действительно просто какая-то аномалия, разлом какой-то, что ли, прошептал я другу. — Таких разумных животных нам не приходилось видеть нигде, ну про сто живут самостоятельной жизнью, и все! Или это вредное влияние наших семей? Все, даже поросята, норовят стать личностью!

Как я провожу время с семьейСемья из 4 человек мама папа я и младшая сестра

  • А что, мне это даже нравится! Вот только они стали от нас частенько сбегать, наши артисты, — ответил мне Петин. — Мурзик от выступлений стал таким толстым, что Борьке его скоро будет не поднять.
  • Разведка — дело хорошее…. — сказал Петя, только там есть один камень преткновения — это то, что живут они в таком жутком месте — на кладбище…
  • Тут уж ничего не поделаешь, — ответил я ему, — для разведки места не выбирают.

19 июля. Мы несколько дней не вспоминали, а вернее, не говорили о том, как нас опозорил перед всей деревней Вовка по кличке Соловей разбойник. Потом уже мы узнали, что он сын конюха дяди Димы, очень доброго и улыбчивого человека. Как только у такого человека мог родиться такой сын?

Примеры похожих учебных работ

О маме, которое заставило папу рыдать

. мама Мое сочинение на тему моя мама могут использовать ученики 4 и 5 классов. В нем я расскажу, как люблю мамочку и почему. Сколько я себя помню, она всегда со мной рядом. Когда . моей мамочки. Когда я только собирался написать сочинение на тему мама, .

Человек и природа (Кладовая Солнца) по рассказу

Травка – друг человека в сказке Кладовая солнца, Пришвин

. Митраша росли одни без родителей, так как мать умерла от болезни, а отец погиб во . выбраться из трясины. Но на помощь пришла Травка. Собака давно жила одна в сторожке . в сторону Слепой елани. Там она нашла сначала Настю, которая сидя на корточках .

Сочинялки. Добрые слова для любимых мам

Про маму для всех классов

Про маму как правильно составить план сочинения и образцы текстов для разных классов

. Я редко вижу её в плохом настроении. Она всегда красиво и чисто одета, у неё аккуратная причёска. Мне нравится, как она пахнет, у неё приятный запах духов. За что я люблю свою маму? .

СЕМЬЯ♡МОЯ запись закреплена

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Конечно, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался, что такое счастье, как почувствовать себя счастливым, что для этого нужно? Для одних, как сказано в данном тексте, счастье — это покой и воля, для других — вечная борьба и вкус победы. Но вот в чём проблема: настоящее счастье, утверждает А. Алексин, — это не то, которое испытываешь сам, а то, которое подарено другим. Я разделяю точку зрения писателя, потому что понимаю: счастье в одиночку не имеет смысла. Гораздо приятнее, если хорошо не только тебе, но и твоим друзьям, родственникам, просто знакомым и незнакомым людям, которые в данный момент находятся рядом.

Текст А. Алексина:

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно — порою даже непроизвольно — делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(По А. Алексину)

— Все, никакого велосипеда, вы не умеете, как нормальные люди, ездить не падая… — выговаривала моя мама, прижигая наши раны.

— Правильно, — иронически отозвался папа, — сиди, сыночек, около мамы, никакого велосипеда, никаких прогулок, там ведь тоже можно споткнуться и упасть…

— Да мы бы и не упали, если бы не Соловей разбойник, — разгорячился я.

— Эка невидаль, — разумно возразил папа, — мальчишки познакомились.

— Это называется знакомство, — чуть не заплакала мама. — Все, завтра за забор ни ногой, если не хотите, чтобы мы с Олей не уехали от вас в город. Вот тогда делайте что угодно!

Корова, которая гуляет сама по себе

16 июля. Утром мы проснулись очень рано, так как баба Нюра кого-то очень строго отчитывала. Мы сели на своих матрацах и увидели, как бабушка стоит, раскинув руки в стороны, а перед ней, виновато опустив голову, стоит Дунька, ее корова, с бычком Федькой. Расстроенная баба Нюра увидела наши всклокоченные головы и, обращаясь уже к нам, продолжила стыдить Дуньку:

— Вы только посмотрите на эту бесстыдницу. Ей мало того, что она убежала из дому, бродила по округе, рискуя своим и Федюнькиным здоровьем, так она пропадала неведомо где и таскала бедную кроху за собой. — Баба Нюра протянула к нам руки, ища поддержки.

Правда, кроха была почти одного роста с бабушкой, но вел он себя и правда как малыш: он радостно болтал головой, а один раз даже умудрился лизнуть бабушку в лицо.

Дунька смотрела то на бабу Нюру, то на нас, то, виновато, на Федьку. Мы, спросонья совсем обалдевшие, все-таки поняли, что веселая жизнь в нашей Малиновке, похоже, обеспечена нам на все лето. И даже позавидовали Элен, которая побоялась наших комаров и осталась ночевать в доме.

— И что вы думаете, люди добрые, — продолжала баба Нюра, — ушла, и где уж ее только не видели: то пятью верстами справа от Малиновки, то десятью — слева… я бедного Дмитрия загоняла в поисках.

В этом месте бабушка нагнула голову Федора, встала на цыпочки и поцеловала кроху в лоб, в белую звездочку. Потом баба Нюра опять повернулась к нам и продолжала гневную речь про бес печную мать, которая из-за своего свободолюбия подвергает риску здоровье и жизнь Федечки. Она так увлеклась, что не заметила, как Дунька и Федя исчезли за поворотом. Когда же они скрылись из виду, мы все не выдержали и засмеялись. Тут уж и баба Нюра поняла, что ей опять маяться от тревоги.

Так в этот день наше утро началось в четыре часа. Мы увидели, как край неба становится прямо на глазах все светлее, как показался краешек солнца и оно медленно стало подниматьcя все выше и выше. Громче запели птицы, заиграл на пастушьем рожке Михеич, замычали коровы, которых хозяйки выгоняли пастись. А мы с Васей поняли: если бы нас не разбудила баба Нюра, что-то самое главное прошло бы мимо нас — восход солнца. Ведь некоторые люди так и проживут и не увидят его.

Как же это так получилось, что мы уже перешли в четвертый класс, а восхода солнца ни разу в жизни не видели? Кто виноват?

Борька и Мурзик пропали

18 июля. День начался с переполоха. Как говорит папа, когда что-то происходит странное и не обычное, то, по теории парности больших флуктуаций, жди еще чего-то подобного. Вот и случилось.

Сегодня все СВОИ собрались за завтраком у бабы Нюры. Не было только Мурзика и Борьки.

— Борька наш мало отличается от гончей собаки. Поймать его на еду мог только слепой, так как зрячий никак не может соблазниться на это контурное изображение поросенка… — но он тут же осекся, увидев горестное выражение лица бабы Нюры.

— Этим нехристям все нипочем, вон народ говорит, что они курган стали зачем-то разрывать, там, где разбитый колокол с разоренной церкви захоронен. Ой, страсти какие, — запри читала баба Нюра. — Там в войну в окрестных лесах бои были тяжелые. Так эти чужаки покопают, покопают, как свинья носом, а кости и черепа погибших солдат поразбрасывают. Мужики захоранивают, где найдут. А еще муравейники зачем-то старые поджигают, а потом разрывают, раскапывают. Видать, надо в район в милицию сообщить, а то мужики уж готовы сами их поймать и поколотить… Знающие люди-то говорят, что они там ищут немецкие каcки, награды, оружие всякое. Вот страсти-то какие, — утерла баба Нюра слезы фартуком.

— Баба Нюра, — со слезами на глазах мама стала уговаривать старушку, — не беспокойтесь, Борьку им ни за что не поймать, вот Мурзика…

Мама заплакала как маленькая.

Еще бы немного, и я не знаю, что было бы.

Но тут соседский Пашка, который шел с удочкой со стороны озер, заглянул к нам через забор и сказал:

— Ну там ваши дают. Такой концерт закати ли! Мурзик лапу всем подает, правда, только за рыбу, в пустое ведро воет, а Борька его сажает на себя и катает по кругу. Ну, ваш кот артист! Он уже и поросенка на рыбу подсадил, раньше Борька сырую рыбу не ел.

Мы было бросились к берегу, но, похоже, представление закончилось, потому что артисты уже подбегали к дому. Борька как-то сразу понял, какое у бабы Нюры настроение, и юркнул в сарай, а Мурзик растянулся вверх брюшком и задремал… в лучах солнца и своей артистической славы.

— Слушай, Вась, тут действительно просто какая-то аномалия, разлом какой-то, что ли, прошептал я другу. — Таких разумных животных нам не приходилось видеть нигде, ну про сто живут самостоятельной жизнью, и все! Или это вредное влияние наших семей? Все, даже поросята, норовят стать личностью!

— А что, мне это даже нравится! Вот только они стали от нас частенько сбегать, наши артисты, — ответил мне Петин. — Мурзик от выступлений стал таким толстым, что Борьке его скоро будет не поднять.

— Разведка — дело хорошее…. — сказал Петя, только там есть один камень преткновения — это то, что живут они в таком жутком месте — на кладбище…

— Тут уж ничего не поделаешь, — ответил я ему, — для разведки места не выбирают.

19 июля. Мы несколько дней не вспоминали, а вернее, не говорили о том, как нас опозорил перед всей деревней Вовка по кличке Соловей разбойник. Потом уже мы узнали, что он сын конюха дяди Димы, очень доброго и улыбчивого человека. Как только у такого человека мог родиться такой сын?

Его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух, а Власову никто не писал, и ему было так скучно, что он даже удивлялся, что может быть на свете такая скука.

С каждым днём ему становилось всё хуже. Бледный, с заострившимся носом, он лежал, отвернувшись к стене, и ему было всё равно, о чём говорят, волнуются, спорят соседи.

И вдруг он получил письмо.

Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.

Позиция автора данного текста состоит в том, что внимательное отношение к людям пробуждает у них интерес к жизни. У человека, окружённого заботой, становится легче на сердце.

Таким образом, внимание и забота о ближних – это неотъемлемая часть нашей жизни. Помогая друзьям, близким и знакомым, мы совершенствуемся сами, становимся чище и добрее.

Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица.

Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.

В чём проявляется сила женской любви? Этим вопросом задается Константин Паустовский в данном тексте.

Позиция автора данного текста проста и понятна: сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания. Люди восхищаются тем, насколько сильно способна любить женщина.

С данной позицией нельзя не согласиться. Тысячи женщин, которые были матерями, женами, дочерями остались дома ждать солдат с фронта. Их любовь, вера в победу, вера в жизнь позволила многим воинам преодолеть препятствия, самоотверженно биться с врагом. Именно о близких и родных думали герои, совершая подвиги на войне: они направляли свои самолеты в колонну вражеских танков, взрывали вместе с собой единственную гранату в тот момент, когда фашисты были близко, не сдавались на допросах, выживали в концлагерях. Сила женской любви безгранична:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Написал Константин Симонов в легендарном стихотворении. Именно эти слова перекликаются с историей Насти и Балашова. И кто знает, может быть, если бы Балашов узнал, что Настя ищет его, то выжил бы в бою и встретился с девушкой, безгранично любившей его.

Таким образом, в самых жестоких обстоятельствах человеку помогает выжить любовь и верность близких людей.

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, однако пояснен недостаточно. "Этот пример показывает, что улица может оставлять некие впечатления на детские воспоминания". Обращаю Ваше внимание, что Вы не пояснили, о каких впечатлениях идет речь, не говорите о роли этих впечатлений или воспоминаний. Читая комментарий, эксперт должен понимать, что именно Вы хотите сказать, недосказанность в комментарии неуместна.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована, по сути Вы не подходите к ответу на вопрос "Какова роль воспоминаний?" По вашему мнению, примеры "показывают влияние разных воспоминаний детства на человека". Какое влияние? В чем оно?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Таким образом, прочитав текст В.Н. Афонина можно сделать вывод, что детство и детские воспоминания оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь человека.

Вывод не отвечает на вопрос, заданный при формулировке проблемы. Нет ответа на вопрос "Какова роль детских воспоминаний7"

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

В работа есть нарушения точности выражения мысли, наблюдается однообразие грамматического строя.

Употребление предлога после в значении наречия ПОТОМ, ВПОСЛЕДСТВИИ. Высший балл не может быть выставлен, потому что по К10 он снижен.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

встречавшимися у него на пути, Но он , с трепетом вспоминал о своём детстве и мечтал о том,
Таким образом, прочитав текст В.Н. Афонина можно сделать вывод,
встречавшимися у него на пути, Но он , с трепетом вспоминал о своём детстве и мечтал о том,
прочитав текст В.Н. Афонина можно сделать вывод, что детство и детские воспоминания оказывают огромное влияние

Нарушение в построении сложного предложения. Правильно: . Можно сделать вывод о том, что детство и детские воспоминания оказывают огромное влияние.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

улица может оставлять некие впечатления на детские воспоминания.

Лексическая неполнота (В романе РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ТОМ, как маленький Илья Ильич в свои детские годы был окружён заботой и лаской.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует подробнее писать комментарий, совершенствовать речевое оформление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал послужит отправной точкой в работе над сочинением с учетом изменений 2019 г.

ЕГЭ-2019. Готовимся к сочинению в новом формате

Нарушевич Андрей Георгиевич, канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова

Основные рекомендации

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Ключевые понятия

• Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)

• Своё отношение к позиции автора

• Обоснование своего отношения к позиции автора

Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор

Проблематика текстов ЕГЭ

- Человек и общество

- Человек и культура

- Человек и культура

- Человек и человек

Способы формулирования проблемы

Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

Автор поднимает проблему отцов и детей.

Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

В центре внимания автора проблема дружбы.

В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

От позиции автора к проблеме

1. Выявите основную мысль текста

2. Запишите её в виде законченного предложения

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Позиция автора

• Человек должен с уважением относиться к родному языку.

• Каким должно быть отношение человека к родному языку?

Выявление проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поступки, отношения героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Комментарий

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Логика комментирования

Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

• Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способы отсылки к тексту

Ссылка на номера предложений

Прямое цитирование

Косвенное цитирование

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Структура комментария

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Примеры-иллюстрации

Публицистический текст

Художественный текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай….

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что.

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Пример + пояснение

Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения

Типовые констукции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.

Где обозначать связь между примерами?

✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.

✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру.

✓Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример (1)

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Пояснение ко второму примеру (4)

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Фрагмент сочинения

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.

Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.

Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)

В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Первый пример (1)

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Связь между примерами (3)

Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

Второй пример (4)

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей.

Пояснение ко второму примеру (5)

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

- Трепотня! - мрачно говорил Берг. -У таких, как мы,нетинеможетбытьродины.

- Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. -Ты землю не любишь, чУдак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

- Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Комментарий.

Первый пример с пояснением

Комментарий.

Второй пример с пояснением

Смысловая связь между примерами

Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Типичные ошибки комментирования

Комментарий не опирается на текст

Комментарий подменяется пересказом или цитированием

Приведены неподходящие примеры

Приведены примеры без пояснеия

Не указана связь между примерами

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Приведены примеры без пояснеия

Не выявлена смысловая связь между примерами

Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении

Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский.

Обоснование своего отношения к позиции автора (К4)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь.

Сама история человеческого прогресса - это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации.

Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство):

Нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Примеры заключений в сочинении

Хорошая речь - важная составляющая имиджа делового человека

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Честность - одно из важнейших качеств человека

Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.

Художественная литература - это могучее средство духовного обогащения человека

Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства.

Стратегия работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

Читайте также: