Эволюция казахской государственности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Государственность казахов в средневековье создала благоприятные условия для возникновения, сохранения и развития казахской народности. Это государство — Казахское ханство имело солидный вес в определении исторических судеб стран Центральной Азии, в евразийской системе. Политический организм Ханства казахов был крепким. Более полутора веков он жил и действовал стабильно, многое определяя в своем обширном регионе. Становление ханства приходится на середину пятнадцатого века, расцвет — на шестнадцатый и распад на отдельные, более мелкие ханства в жузовых территориальных пределах — на семнадцатое столетие.

Безусловно, все проходило далеко не так гладко, как на бумаге. Наряду с положительными явлениями, действовали и отрицательные: чингизиды вели беспрерывные внутренние и внешние войны со значительными людскими потерями, не говоря уж о материальных. Эти войны заставляли часть населения покидать пределы государства. А значительное число казахов и без того проживало на территории других государств. Все это препятствовало окончательному объединению казахской народности. Консолидации ее могло способствовать и способствовало лишь одно — создание Казахского ханства.

Образование Казахского ханства — результат сложных этнополитических, социально-экономических и культурных процессов на огромных по протяженности землях Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана — Туркестана. Возникшее в течение длительного времени хозяйственное и культурное единение привело и к политической общности насельников этих земель. Этим процессы олицетворяются с первыми правителями нового Казахского ханства — Кереем и Жанибеком, сумевшими объединить родовую знать и массы скотоводов и земледельцев. Керей и Жанибек чутко уловили тягу, пока еще неосознанную, казахской народности к образованию собственной государственности, развили и направили эту тягу в нужное русло. И Керей, и Жанибек обладали незаурядным умом, позволившим им находить верные решения в труднейших ситуациях и поставить общегосударственные интересы над личными. Дело в том, что оба этих чингизида-султана в равной мере могли претендовать на ханскую власть. И если б они увлеклись борьбой за нее — этим немедленно воспользовались бы враги: судьба задуманного Кереем и Жанибеком государственного образования оказалась бы под смертельной угрозой. К чести своей, Жанибек и Керей избежали усобиц и благополучно довели свои планы и начинания до воплощения в жизнь, оказавшегося блестящим и многообещающим.

Бесконечные войны отрывали рядовых тружеников от скота и земли, несли бесчисленные неприятности, разорений, бедствия, болезни, голод, смерть. У казахов была принята одна форма протеста против произвола — массовая откочевка. И они прибегли к ней. С конца пятидесятых по конец шестидесятых годов пятнадцатого века и произошла массовая перекочевка казахов Восточного Дешт-и-Кыпчака, предгорий Каратау и туркестанских оазисов в Моголистан. Руководили переселением казахских племен и родов, покидавших Государство кочевых узбеков, Керей и Жанибек. Мотивы бегства рядовых скотоводов и земледельцев понятны. А чем мотивировали свой уход из ханства Абу-л-хайра султаны? Тем, что им отказано было в естественном праве власти в степях Дешт-и-Кыпчак, которая передавалась по наследству чингизидам.

Семидесятые годы ознаменовались рядом крупных кровопролитных сражений, так и не определивших окончательного владельца Туркестана, присырдарьинских городов и прилегающих степей. Эти места переходили из рук в руки: удача улыбалась то казахским правителям, то Мухаммаду Шайбани, так же проявлявшему высокий полководческий дар и воинскую доблесть. Восьмидесятые-девяностые годы тоже не внесли полной ясности: кто окончательно завладеет Саураном, Сыгна-ком, Ясами, менее крупными городами и крепостями и оазисами на Сырдарье. Казахские воины, как и узбекские, поочередно выступали в роли осаждающих названные города, в то время, как соперники находились в рядах защитников. Увлекшись перипетиями сражений, автор своевременно не отметил, что вели их уже наследники первых казахских ханов: сын Керея Бурындык и Жанибека — Касым. Правда, в отличие от Керея и Жанибека, обладавших примерно равными способностями и сумевших поделить власть, Бурындык и Касым не сделали этого. Формально лидером был Касым, отличавшийся заметным талантом властителя и полководца. Не вступая в явную конфронтацию, благодаря мудрой и гибкой политике, он отнял власть. Что до совместной борьбы Бурындыка и Касыма за наследные земли, то жители их признавали права казахских владетелей. И закономерным итогом многолетней борьбы стало присоединение к Казахскому ханству Сыгнака, Саурана, Сузака, присырдарьинских оазисов. Это позволило казахским ханам объединить расколотое на части государство и даже расширить его пределы за счет Центрального Казахстана, земель Приаралья и Присырдарьи, предгорий Каратау с примыкающими степями, а прежде всего — Западного Семиречья. Росло и население страны. В него входили как жители отвоеванных и захваченных территорий, так и казахские племена и роды из других государств.

Пик расцвета Казахского ханства приходится на первые десятилетия шестнадцатого века. Касым, избавившись от своего менее способного и удачливого соправителя — Бурындыка, весьма круто повел дела. При Касыме ханство преуспело и по части воинствующего собирания земель во внешних отношениях, и в налаживании мирной созидательной жизни — во внутренних. Это не значит, что счастье неизменно улыбалось Касыму. При нем государство также несло значительные людские и материальные потери из-за непрекращавшихся войн. Но в целом дела обстояли хорошо.

Конец этому благоденствию, пусть и относительному, положила смерть Касым-хана. Мамаш, Тахир, Буйдаш — эти казахские ханы, по разным причинам, а чаще всего из-за своей неспособности управлять, потеряли постепенно позиции, завоеванные Касымом. Дела Казахского ханства вновь стали приходить в упадок. Оно потеряло стратегически важные Туркестан, Отрар, Сыгнак, Сауран, вновь захваченные узбеками-шай-банидами; ряд других земель.

На юге, где Акназару также непременно хотелось расширить свои владения за счет богатых земледельческих и торгово-ремесленных центров, ему не противостояли столь сильные противники, как на севере. И, казалось, у казахского хана были все возможности осуществить свои планы. Боровшиеся друг с другом Баба-султан и Абдаллах-хан заискивали перед Акназа-ром, пытаясь каждый склонить его на свою сторону. Баба-султан сулил казахскому правителю, в случае поддержки, Са-уран и Ясы. Целый ряд туркестанских городов, также принадлежавших Акназару по праву наследования, обещал ему и хан Абдаллах… В этой сложной ситуации казахскому хану ничего нее оставалось, как прибегнуть к тактике лавирования между Абдаллахом и Бабой… Первому Акназар оказал военную помощь, ко второму послал на переговоры двоих своих сыновей. Финал переговоров был печален: юные послы были заколоты. Ненадолго пережил сыновей и сам Акназар.

К власти в Казахском ханстве пришли Шигай, за ним — его сын Тауекел, который продолжил борьбу за жизненно важные для своего государства присырдарьинские города. Уже в самом конце шестнадцатого века Тауекел-хану удалось добиться этой высокой цели. Воодушевленный успехом, Тауекел развил наступление на Среднюю Азию, где и погиб в бою за Ташкент. Так увенчалась победой для казахов цепь многолетних войн за присырдарьинские города, оседло-земледельческие районы юга Казахстана. С одной стороны, эти войны вели к разорению и ослаблению государства, с другой— воссоединение южных районов с общей территорией позволило укрепить и обогатить ханство.

Семнадцатый век принес казахам новые проблемы — усиление междоусобной борьбы. Она развернулась между старшим ханом Есимом, сыном Тауекела, объявившим своей столицей Туркестан, и ханом Турсуном, засевшим в Ташкенте. Пользуясь распрями казахских правителей, на землях их хозяйничали узбекские властители. Конец усобицам положила смерть Турсуна. Годом позже умер и Есим. Его преемник, Жангир-хан, направил основное свое внимание на отражение все более усиливавшейся угрозы с востока — джунгарской агрессии, нацеленной на захват казахских территорий и полное истребление населения. Особая опасность грозила Семиречью и Прииртышью. Потесненные ойратами (джунгарами) на запад и юг, казахи невольно сталкивались с каракалпаками, узбеками, башкирами, ногайцами — уже на их землях. В 1644 году Жангир-хан с малочисленным отрядом разбил значительно превосходящие силы калмаков, развеяв миф о их непобедимости. Миф исчез. Угроза полного захвата казахских территорий и уничтожения народа оставалась. В восьмидесятых годах семнадцатого столетия джунгарский хунтайджи Галдан, преодолевая отчаянное сопротивление, захватил целый ряд казахских городов. Часть жителей была убита, часть угнана в плен.

Наличие собственного государства, как уже отмечалось, способствовало возникновению и росту казахской народности. В свою очередь, казахская народность, по мере своего развития, способствовала становлению и упрочению собственной государственности. Связь тут прямая и обратная.

Казахстан - это могущественная страна с глубокой историей, богатой культурой и духовными ценностями. Республика Казахстан прошла длинный путь присвоении именно своего суверенитета и сохранения казахской государственности. Само государство очень ценит историческую судьбу страны через которую она прошла.

В первую очередь я считаю что именно откочевка Жанибека и Керея в 1456 году стало началом развития событий, а если точнее начало возникновения казахского ханства. Именно данное событие я считаю важным и значимым, потому что оно ускорило процесс сложения казахской народности. Следующим в свою очередь вторым этапом развития независимости была полуторавековая борьба казахов с джунгарами, именно за сохранение национальной государственности казахов. Как и в тот период, вплоть до гибели последнего казахского хана Тауке в 1780 году централизованного этнополитического объединения казахов, которое было сплочено как государство, имея при себе такие законы, как “Жеты жаргы”, “Хана Тауке” или “Правильный путь Касым хана” которые закрепляли государственный строй и права казахов. Получается данный период также показал осведамленность именно казахов о государственности и суверенитете. В свою очередь третьим этапом является антиколониальная борьба против тоталитаризма которая началась после вхождения в состав российской империи в 18 веке и которое продолжалось полутора века. И усиление колониального гнезда в Казахстане именно на ее территории вызывало резкое недовольство народных масс, в последствии крупные волнения народа зачастую даже переростали именно в национально-освободительные движения и восстания. В результате было зафиксировано около 300 национально- освободительных движений. Если говорить про суверенитет, то характерной чертой является не только единая система законов, но так же наличие территории с ее границами, которые были бы официально зафиксированы. Правда суверенитет именно в Республике Казахстан в те годы провозглашался только на словах. Таким образом можно сделать вывод о том, что, на протяжении долгих лет именно всей колонизации, которая приходила на территорию Казахстана, в этот период народ боролся за независимость и за сохранение национального достойнства.

Оценить 8670 0

Этапы развития казахской государственности

АВТОР: Байтенова С алтанат Бактыбековна,

преподаватель правовых дисциплин 1 категории

История Казахстана охватывает четыре крупнейших события, которые олицетворяют четыре этапа становления независимости.

Первый этап. Откочевка Жанибека и Керея в 1456 году. Это событие является началом возникновения Казахского ханства. Жанибек и Керей сумели вырваться из власти шейбанидов, собрать и увести племена, подданые им, и сплотить казахский народ.

Второй этап. Почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности национальной государственности казахов.

Третий этап. Антиколониальная борьба. Первые признаки борьбы против тоталитаризма.

И наконец, четвертый этап, 16 декабря 1991 года - объявление государственной независимости РК, что означает формирование новой политической системы, характеризующейся сильной, президентской власти, основанной на принципах демократии и уважения основ прав и свобод человека.

В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на территории Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1465 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана - Джанибека и Керея - с преданными им племенами Значение этого действия в том, как отмечают казахстанские историки, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в итоге выделения и обособления родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака [1].

Таким образом, в результате откочевки Керея и Жанибека и в процессе борьбы за расширение территории в 1465-1466 году образовалось Казахское ханство. Политика казахских ханов Касыма, Тауке, Хакназара, Тауекеля, Есима создали условия для развития и процветания Казахского ханства.

Несмотря на широкие масштабы, охватившее Среднюю Азию и Казахстан, национально – освободительные движение породило много споров и дискуссий среди историков. Только на научных совещаниях, состоявшихся в 1953 году во Фрунзе и Ашхабаде, затем в 1954 году в Ташкенте с участием историков Москвы, Ленинграда, Азербайджана, Казахстана и Средней Азии, была попытка раскрыть правильную суть и характер этого движения.

С конца Х VIII века и до образования КазССР в Казахстане произошло более 300 национально-освободительных волнений, войн, восстаний.

Наиболее важные решения, как правило, принимались в узком кругу лиц высшего политического руководства, и только потом, как истина в последней инстанции, доводились до народа. Власть неоднократно грубо ошибалась, но никогда, ранее 90-х годов, не признавала своих ошибок. Виновниками, как правило, объявлялись несознательные низы, враги народа, капиталисты, сионисты или ещё кто-нибудь.

Суверенность в республики провозглашалась только на словах. Центр неоднократно занимался перестройкой границ Казахстана. Когда в 1960-ые годы Хрущевым был создан целинный край, были разговоры о передаче края в состав РСФСР – это вылилось в резкую и бурную реакцию студенчества республики.

После распада Советского Союза Казахстан стал независимым государством. Наш народ осуществил вековую мечту – создал свою государственность. Доказательство – показания табло в зале заседания Верховного Совета 16 декабря 1991 года, квалифицированное большинство – 270 депутатов – проголосовало за независимость.

Есть казахская мудрость: «Что случилось потерять-

Если весь народ искать

Я понимаю это так, что мы, потеряв независимость, добились ее возвращения.

Каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать историю. И не только имеет право, а в каком-то смысле и обязано это делать, чтобы удовлетворить свои насущные потребности. Мы хотим знать, как наши беды связаны с прошлым, и найти пути решения того, что, согласно нашим чувствам и нашему выбору, является главной задачей. История определяет наши проблемы, наше будущее и даже наши точки зрения. Мы устремляем взоры в прошлое, чтобы лучше увидеть настоящее.

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться, и еще далеки от своего завершения. И только сейчас, пройдя первое серьезное испытание временем, можно с уверенностью констатировать факт несомненного признания авторитета нашего государства в мировом сообществе.

Список использованной литературы

1. Прошлое Казахстана в источниках и материалах / Под ред. проф. Асфендиярова С. Д. и проф. Кунте П. А. – 2-е изд. – Алматы: Казахстан, 1997. – 383 с.

2. Касымбаев Ж. К. История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995. – 224 с.

4. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития суверенного государства. Алматы, 1992. – 342 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Истоки, преемственность и эволюция казахской государственности

Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность (А.Букейханов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М. Тынышбаев, Ш.Кудайбердиев)

Влияние просветительских идей

вчерашние бедняки Ж. Аймауытов, М. Дулатов

дети среднего слоя С. Мендешев, А. Байтурсынов

потомки степной аристократии М. Шокай, Ш. Кудайбердиев.

Поэтами, журналистами, переводчиками были М.Сералин, С. Торайгыров, чья деятельность нашла признание среди широких слоев казахского общества. Особое место в культуре Казахстана начала ХХ века принадлежит выдающимся поэтам, писателям и общественно-политическим деятелям – Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Шакариму Кудайбердиеву, Магжану Жумабаеву, Жусупбеку Аймаутову, открывшим новую страницу в истории национальной культуры. Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

Идейные воззрения Алихана Букейханова.

А. Букейханов изучал национальную историю, чтобы понять каким образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он был сторонником достижения национальной свободы через активную политическую борьбу. Он считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем через развитие местного самоуправления. Для сплочения народа он выдвинул идею Алаша, подразумевающую консолидацию всей казахской нации. А. Букейханов был убежденным демократом, который придерживался европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов оказали влияние идеи Великой Французской революции.

Сподвижники А. Букейханова.

Алихан Букейханов сплотил вокруг себя лучшую часть передовой казахской интеллигенции.

Мухамеджан Тынышбаев. Закончил Верненскую гимназию с золотой медалью. Он защищал интересы народа от произвола царского правительства.

Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:

А.Байтурсынов написал учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь;

Ж.Аймауытов – методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;

Читайте также: