Эти многоликие слова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Слово имеет огромное значение в жизни каждого человека. С помощью слов люди могут выражать свои чувства и эмоции, раскрывая самые тонкие оттенки. Слова помогают человеку передать окружающим свои мысли и рассуждения. Слова учат людей, предостерегают и способствуют развитию. С помощью слов каждый человек может выразить свои желания, может высказать свои опасения.

Слово – это то, чем пользуются почти все люди на планете. Слова называют предметы, признаки, действия. Представьте, как бы жило человечество, если бы слов не было. Такая общественная жизнь была бы похожа на жизнь пещерного человека. С помощью элементарных звуков и картинок выражались бы самые банальные желания. Жизнь во всей ее многогранности проходила бы мимо.

Слова используются людьми каждый день, чуть ли ни каждую минуту. Они настолько прочно въелись в нашу жизнь, что многие не замечают их. Речь человека, наполненная различными словами, которые пополняются каждый год новыми, становится явлением обыденным, однако очень значительным.

С помощью слов можно передать чувство страха, боли или любви. Слова могут использоваться для написания стихотворения, которое может спустя века рассказать о переживаниях автора. Слова – это универсальное средство узнать то, о чем хотел сказать другой человек.

Слова окружают нас с самого рождения. Ребенок стремится не только освоить весь мир, но и отобразить его с помощью слов. Самые первые слова называют самые ценные явления для ребенка – мама и папа… С каждый годом словарный состав человека пополняется более сложными словами, показывая уровень развития. Становится невозможным сосчитать все слова, которыми владеет человек. Они становятся необходимым элементом в жизни человека.

Слово – это то, что может повлиять на окружающих. Различные советы и наставления глубоко западают в душу человека, меняют его мировоззрение. Слово – это мощнейший инструмент в руках человека. И от умения им пользоваться зависят дальнейшие последствия. Как говорится, словом можно убить, словом можно спасти. Неправильно произнесенные речи способны расстроить человека, обидеть его и дать понять о том, что он в этом мире никому не нужен. Но те же речи в умелых устах могут дать человеку надежду на спасение, могут поддержать того, кто находится в тяжелой ситуации.

Учитывая это, необходимо учиться правильно выражать свои мысли с помощью языка. Правильно подобранные выражения помогут человеку доносить до окружающих ту информацию, которую он и хотел передать. Одно слово может выражать противоположные значения, поэтому нужно уметь подбирать контекст так, чтобы слово звучало именно так, как нужно. Если человек с самыми благими намерениями не умеет правильно выражать свои мысли, используя слова, он окажет негативное влияние на окружающих его людей. Поэтому так важно изучать правила речи и языка.

Слова – это привычный инструмент в жизни, однако следует помнить о его значении и о том, что слово может причинить близкому человеку как радость, так и боль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные:

- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас

языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимания к слову.

На данном занятии использовались технологии:

технологии коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного образования,

Метод урока по типу познавательной деятельности:

частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через сочинение акростиха).

Ответы: Многоликий – многообразный, имеющий много лиц.

Уметь находить диалектизмы в текстах художественной литературы.

Уметь работать со словарём

Уметь подбирать синонимы

Обогатить словарный запас

Откроем наш урок красивым стихотворением Вадима Шефнера.

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Ответ: Стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу.

С – сильное , смелое
Л – ласковое, умелое
О- оригинальное, многоликое,
В- вечное, великое
О – обаятельное, милое.

В русском языке более 500 тысяч слов. Все слова собраны, систематизированы в словарях. Ребята, какие словари вы знаете?

С помощью этимологического словаря нам удалось сделать интересное открытие.

Мы выдвинули гипотезу: слова ведьма, невеста, медведь являются родственными.

Слова медведь и ведьма произошли от древне –русского в ѣ дь - ведовство, знание, ведать – знать. Ведьма - знахарка. Ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. Медведь - зверь, который ведает, где находится мёд.

Ответ: Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления.

Ребята, я предлагаю вам поработать со словарной статьёй .

Внимательно прочитайте статью, а Вика и Настя приготовили для вас вопросы.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

Обрядня — женская работа в избе по хозяйству, наведение порядка в избе, сам порядок.

Леваши, левашники - сдобные пирожки с ягодами или вареньем.

Кундумцы кундумцы - вареники с говядиной в подливке.

Голомя — открытое море. Можно ли купаться голомя

Забобоны – сказки, бредни

Рамон масло - аптечная (римская) ромашка

Черностоп — осенние холода без снега. Когда приходят черностопы

Можно ли леваши надеть на правую ногу? (Сдобные пирожки)

Прилично ли ерычется по брюху? (Ругаться, сквернословить)

Когда приходят черностопы? ( в октябре)

Могут ли думать кундумцы? (Вареники с говядиной в подливке)

Можно ли пожарить на рамон масле? (Рамон масло – ромашка)

Кто занимался обрядней? (Женская работа по хозяйству)

Можно ли сшить платье из аксамита? (бархата)

Сколько раз в год крестьянин может орать? (пахать)

Можно ли употреблять ядь в свежем виде? (пищу)

Можно ли верить забобонам? (сказкам, бредням)

Какое ваше порекло? (имя)

Прилично ли купаться голомя? (Открытое море)

Ребята, посмотрите, какие сочные, яркие слова. Даже жаль, что они вышли из нашего употребления, но я надеюсь, что вы их запомните. На смену устаревшим словам приходят новые слова – неологизмы. Приведите примеры.

Ответы: Саммит, инстаграм, инаугурация.

Ребята, что такое диалектизмы?

Ответ: Диалектизмы- это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

А какие диалектизмы употребляются в нашем селе?

Ответы: зарод, копна, изба, кислица, пимы, покос, литовка, хиус.

Ребята, дома вы работали с текстами художественной литературы и диалектными словарями. Вам нужно было найти в текстах диалектизмы и по словарю определить их значение.

Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

ПОСКОТИНА – место где пасётся скот

БОТАЛО – большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров

ЗАПЛОТ– забор возле дома

СТАЙКА – хлев для мелкого скота и птицы

ЖАЛИЦА– крапива

- Как не быть! Братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Ходили они по околотку… крыши да дома красили, тем и зарабатывали; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

НЕ СЕРЧАЙ - не сердись

ПОСЛЕ МОЛЧКА - после молчания

ПО ОКОЛОТКУ – по округе.

В ОСЕНИНУ – осенью.

ДИЧИНУ – дичь.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

ДРАЧЁНА – кушанье из пшена и яиц.

ДЁЖКА – деревянная кадка для кваса или теста


ПЕЧУРКА – углубления в боковой части русской печи, куда кладут для просушки разные вещи.

ПАЗ – щель, дыра

МАХОТКА – глиняная крынка для молока.

Рассказы Василия Макаровича Шукшина (Алтайский край село Сростки)

ЗАПОЛОШНИЧАТЬ - . Шуметь, суетиться.

КУРЖАК- Иней.

ЛОГОВИНА - Широкий и длинный овраг с пологими склонами

ПРИПЕЧЕК. Ступенька для залезания на печь.

ЩЕРБА - Рыбная похлёбка, уха.

Ой, ребята, что это со мной. Что это за слова такие странные употребляю?

Ответы: Вы употребляете жаргонизмы – слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возрастной средой.

А вы употребляете жаргонизмы?

Объект исследования: жаргонизмы

Цель: изучить специфику употребления жаргонизмов,

выявить самые популярные жаргонизмы

58 человек считают жаргонизмы негативным явлением , 7 школьников признались, что жаргонизмы придают речи своеобразный колорит.

2 Двадцать четвертое января. Эти многоликие слова… Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон… М. Горький Классная работа.

3 Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо- зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Л. Петрушевская

4 Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы Синонимы Антонимы

6 Словарный состав языка изучает наука: Укажите номер правильного ответа 1.Грамматика 2.Лексикология 3.Морфология 4.Синтаксис Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата!

7 Вы ответили верно! Приступайте к следующему заданию

8 Найдите ряд, где все прилагательные даны в переносном значении Укажите номер правильного ответа 1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом 2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек 3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ 4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата!

9 Вы ответили верно! Приступайте к следующему заданию

11 Вы ответили верно! Приступайте к следующему заданию

12 Какой разновидностью омонимов являются выделенные слова? Укажите номер правильного ответа: 1.Графические омонимы (омографы) 2.Грамматические омонимы (омоформы) 3.Фонетические омонимы (омофоны) 4.Лексические омонимы Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятерку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать.

13 Вы ответили верно! Приступайте к домашнему заданию


повторить и обобщить материал по теме "Лексика".

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Задачи:

- Закрепить умения подбирать слова синонимы, антонимы;

- различать многозначные слова и слова омонимы, архаизмы, заимствованные и исконно русские слова;

- различать прямое и переносное значение слов в простых ситуациях и в тексте

- повышать творческую активность учащихся,

- развивать интерес к изучению языка;

- совершенствовать грамматический строй речи,

- обогащать словарный запас языка учащихся.

- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока.

Оргмомент.

- Сейчас урок русского языка, - наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. А вы любите преодолевать сложности?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

В Долине Слов дворец стоит,

а в нем волшебный ключ сокрыт.

Тот дивный ключ откроет дверь

в Страну Чудес. Ты мне поверь!

- Ребята, а как вы думаете, о какой стране идёт речь?

- Верно, эта Страна - раздел науки о языке, о слове - Лексика.

Многоликие слова

- Значит, кто живёт в этой стране?

- Посмотрите на схему. Над чем мы с вами будем работать на уроке? Предположите.

- Готовы открыть дверь в Страну слов? - Как открыть дверь?

1. Построй звуковую схему слова, расскажи всё, что ты можешь сказать об этом слове.

2.Что обозначает слово? Лексическое значение. Где посмотреть?

Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Какие слова называют многозначными? Как появляются многозначные слова? Как определить значение многозначных слов?

Петя достал из кармана ….. и открыл дверь.

Таня долго не могла подобрать ….. к зашифрованной фразе.

На уроке музыки дети учились писать скрипичный ….

Много разных есть ключей:

Ключ– родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный- Ключ дверной.

- Какие слова называются омонимами? Почему? Вспомните слова-омонимы.

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: