Есть ли будущее у семьи сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Близкие люди, семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – мы бесконечно любим их и очень хотим видеть всегда здоровыми и счастливыми.

Когда человек становится старше, он задумывается о том, что ждет в будущем его и родных, как изменится с годами жизнь семьи, как перераспределятся обязанности и ответственность.

Сейчас моя семья – это мои родители и младший брат Володя. Родители трудятся на крупнейшем в нашем городе промышленном предприятии – машиностроительном заводе. Мама лаборант химического анализа в центральной заводской лаборатории, а отец работает в охране завода. Мой брат учится в третьем классе. Мы, дети, видим, как добросовестно и ответственно относятся взрослые к своей работе, как болеют душой за результат, как много говорят дома об успехах или неудачах. Наша работа – это учебный труд, честное отношение к учебе. И мы очень стараемся не подвести родных, учиться так, чтобы они могли нами гордиться.

Иногда родители говорят с нами о будущем, о выборе профессии, о жизненных планах. Меня очень интересует химия, в дальнейшем я хотел бы получить профессию инженера – химика, химика – технолога. Брат увлечен самолетами и вертолетами, он клеит модели летательных аппаратов, стремится больше узнать об авиации. Возможно, из него вырастет пилот или авиаконструктор.

Пройдут годы, мы, сегодняшние школьники, получим образование и освоим профессии, станем самостоятельными людьми. Тогда уже мы будем заботиться о наших родителях, как сейчас они заботятся о нас. Наши чувства сыновней любви, благодарности, ответственности помогут сохранить самые теплые отношения с ними, помогать им в старости. Мне хотелось бы, чтобы в тех семьях, которые мы создадим, так же соблюдали семейные традиции, заложенные еще бабушками и дедушками, отмечали семейные праздники, любили и поддерживали друг друга. Я верю, что мы воспитаем в своих детях уважение к памяти предков, заложим основы нравственности, культуры.

Семья – это не только ближайшие родственники. Это еще и неостановимая связь времен: от предков к потомкам, это наши корни, наше прошлое и будущее. И каждый из нас может написать в этой книге времен свою достойную страницу.

Также читают:

Картинка к сочинению Каким я представляю будущее своей семьи

Популярные сегодня темы

Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности

Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами

В последнее время в семейной политике происходят серьезные, можно даже сказать, глобальные изменения. Существование самого института семьи сегодня находится под угрозой. Сильно изменилось отношение людей к семейным ценностям. Это можно наблюдать как в средствах массовой информации, так и в повседневной жизни.

Но семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, где происходят изменения в политике, экономике, моральных ценностях, взглядах людей, в их духовном содержании. Многие ученые в разных странах мира говорят о кризисе современной семьи. Сегодня далеко не все хорошо в микро- и макрообществе. На то есть свои причины.

В современном мире явно обозначился конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. Наметилась тревожная тенденция подмены семейных ценностей.

На самом деле институт семьи играет ключевую роль в жизни общества: практически невозможно решить ни одну из глобальных проблем – будь то в сфере экономики, демографии, даже политики, не говоря уже о преступности, алкоголизме, наркомании, если основу общества не будут составлять крепкие, здоровые семьи. Данные социологической статистики совершенно точно говорят, что любое нарушение естественной семьи – брака мужчины и женщины, любые отклонения – гражданские сожительства, неполные семьи, тем более, однополые союзы, которые уже считаются допустимыми в некоторых европейских государствах, – катастрофически негативно влияют как на детей, так и на взрослых. Возрастает количество самоубийств, депрессий, заболеваний наркоманией и т.д.. Следует вспомнить из истории, что народы, погрязшие в разврате, просто исчезали с лица земли.

Вседозволенность становится нормой человеческого поведения – таково следствие потери духовности. Молодые люди, вступая в брак, не чувствуют единства, не чувствуют границ данного обета. Они знают, что есть семейное право, которое, если возникнут проблемы, разделит имущество и регламентирует поведение. Молодожены и не боятся потерять семью – ведь можно попробовать снова! Это приводит к личному эгоизму.

Огромное количество семей разрушается. Зачастую это делается с потрясающей легкостью, без осознания того, что произошло нечто страшное. Многие вообще не хотят вступать в брак, не хотят принимать на себя какой-либо ответственности. Не хотят иметь детей. Если дети есть, то чаще один, ну двое – максимум. А ведь раньше бездетная или малодетная семья считалась ущербной. Такой семье сострадали.

Перечень типичных проблем семьи не столь широк, но год от года заметней, как ожесточаются человеческие сердца и болезненно деформируются внутрисемейные отношения. Статистика семейных разводов ужасна. В нынешних условиях распадается почти каждый второй брак, причем сроки счастливой семейной жизни становятся все более короткими, а причины, по которым люди разводятся все более страшными.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что принятие и любовь ребенку необходимы так же, как пища. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, необъяснимых с медицинской точки зрения, привел ученых к выводу, что причиной тому является неудовлетворенная потребность детей во внимании, заботе, контакте, то есть в проявлении любви.

Все, что некогда было дорого и составляло основу семьи, искажено настолько, что морально-нравственные основы семьи давно поруганы и искажены. Люди духовно нищие даже на психологическом уровне не могут привязать себя к одному человеку на всю жизнь, при этом сохранить ему верность. Кривое зеркало семьи, в первую очередь, основывается на потере духовности и культуры. Люди оказываются в духовном вакууме, и их решения чаще всего основываются на моделировании поведения любимого героя из любимого реалити-шоу. Люди внедряют ситуации, показанные на экране, в свою жизнь. А сценарист-то, в основном, исходит из принципа: чем пошлее и запутаннее будет сюжет, тем выше рейтинг у данной телепрограммы.

Еще одной важная проблема, о которой следует сказать, - изменения отношения к женщине, к ее роли в сохранении семьи, воспитании детей. Неуклонно идет процесс эмансипации женщины. Современная женщина зарабатывает и трудится столько же, сколько и мужчина. Это приводит, в первую очередь, к нарушению иерархии в семье. Зачастую мужчины становятся материально зависимыми от женщин. Говорить, что сегодня много семей с явно выраженным патриархатом не приходится. Это мощный толчок для смены основ семьи, перераспределению ролей, что приводит к другой не менее важной проблеме – стиранию половой идентичности.

Молодые женщины зачастую становятся по характеру и по внешнему виду похожими на мужчин, а молодые мужчины порой по слабости характера и внешнему облику становятся женоподобными. Проблема здесь видится еще в неправильной линии воспитания. Юноша воспитывается не как будущий отец - глава семьи, готовый с полной ответственностью принять то место в жизни, которое соответствует его природе, а как потребитель, стремящийся переложить груз ответственности на хрупкие плечи жены или на само общество.

В мире существует множество разных организаций, призванных помочь преодолению кризиса семьи. Все они предлагают разные пути решения данной проблемы. Но уже сегодня многие понимают, что спасение института семьи не может заключаться в каких-то новых приемах, подходах или взглядах на эту проблему. Нельзя пытаться адаптировать понятие семьи к требованиям и нравам современной жизни. Духовные ценности остаются неизменными в любое время, при любом существующем строе. Никто не отменял Законы, установленные Богом. Поэтому восстановление здоровой полноценной семьи, восстановление семейных ценностей лежит только через восстановление духовности в каждой конкретной личности, через восстановление тех порядков, традиций и законов, которые передавались раньше из поколения в поколение, которые береглись и оставались неизменными при любом типе общества.

Автор: Светлана Алексеева, руководитель Психологической службы отдела социальной благотворительности Ташкентской и Узбекистанской епархии

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Саратовский Государственный Университет

им. Н.Г. Чернышевского

Социальной и экономической географии

Выполнил: Овчинников Денис Валерьевич

Саратов, 2002Действительно, есть ли у семьи будущее? Достаточно сложно ответить на этот вопрос.

Данный вопрос я хочу рассмотреть на примерах разных стран и регионов мира.

Во-первых, южных стран Евроазиатского континента.

Арабский восток очень неоднороден. Традиции, степень религиозности, положение женщин в семье очень сильно различаются. Саудовская Аравия – строго мусульманская страна, Тунис и Иордания – светские. Есть страны, законы которых частично учитывают положение шариата. Но в каждой из них традиции и обычаи сильнее законов.

Во всех арабских странах отцы, независимо от степени религиозности, хотят, чтобы первым ребёнком в семье был мальчик. Многие предпочитают, чтобы все остальные дети тоже были сыновьями. Но это вовсе не означает, что арабы не любят девочек, наоборот, дочерей балуют именно отцы, а не матери. С папами у них добрые доверительные отношения. В традиционной семье девочки воспитываются вместе с братьями лет до семи. Потом их переводят в отдельные комнаты. Тогда же начинают закрывать волосы косынками, а около двенадцати лет, родители приучают дочь надевать паранджу. В религиозных семьях контакты дочерей с мальчиками весьма ограничены. Девочки даже из вполне светской семьи никогда не придёт в голову пригласить домой одноклассника. А вот общение с братьями или с братьями подруг считается вполне приличным.

Если мужчина берёт жену из семьи, где женщины закрывают лицо, то он всё-таки имеет право один раз взглянуть на невесту. Вступление в брак – очень приятное процедура для невесты и страшное разорение для жениха. Сватаясь, он берёт на себя обязанности, которые Европейцу покажутся просто убийственными: родители невесту решают, сколько и какие подарки он сделает, как он обставит свое жилище, каковы будут условия брачного контракта. Да и сама трёхдневная свадьба – дорогостоящее мероприятие. Стол и смена костюмов за счёт жениха.

Кстати брачный контракт вовсе не изобретение западной цивилизации, а положение шариата. В современный брачный контракт могут быть включены и условия невесты. А если муж их нарушит, то это станет служить основанием для развода. В последние время невесты делаются всё более разборчивыми и требовательными. А мужчины из-за этого женятся всё позже и позже.

Влияние родителей на жизнь молодой семьи весьма существенно. Традиционно страшнее тёщи считается тесть, которыё ревностно следит за семейной жизнью молодых. Он имеет право забрать дочь к себе, если считает обращение мужа с ней неприемлемым. Свекровь и тесть в свою очередь, тоже доставляют много трудных моментов жене. Маленькими детьми занимаются только женщины. Чадолюбие – главная черта, которую арабские мужчины хотели бы встретить у свое жены. Уходу за собой арабские женщины посвящают достаточно много времени, и арабские мужчины относятся к этому с пониманием.

Самым неприятным в арабском браке считается многоженство. Оно юридически сохраняется во многих странах мира. В этом вопросе муж совершенно не считает себя обязанным советоваться в этом вопросе ни с первой женой, ни с последующими. Но существенный момент в том, что мужчина может иметь столько жен, сколько сможет материально обеспечить.

По мусульманским законам жена, достигшая сорокалетия, может получить отдельную спальню в доме и отказаться от исполнения супружеских обязанностей.

Но современный прогресс, даже в традиционно арабских странах сглаживает, различая между людьми. Поэтому в большинстве арабских семей супруги сами договариваются о том, соблюдать им традиции или нет.

Возможно ли существование семьи в арабских и мусульманских странах, где развито многоженство, женщина не имеет право голова, и фактически не существует никаких законов? По моему мнению, здесь существует две точки зрения.

Первая современная, т.е. если смотреть с позиций Европейских и Североамериканских стран, мне кажется, что в этих странах никогда семьи не было и быть не может. Ведь муж никогда не будет уделять время одной жене, одному ребёнку и т.д. В свою очередь, и жена никогда не будет чувствовать настоящей Женой, с большой буквы. В таких семьях женщина не имеет право голоса, а значит это уже не семья. Ведь по современным меркам в семье должно быть равноправие между супругами.

Но так кажется только людям, далёким от образа жизни этих государств. Сами же жители мусульманских стран считают, что всё так и должно быть. Они живут по своим обычаям и традициям, т.к. других просто не знают. И окружение тех людей, среди которых они живут для них, и есть семья. Так было целые столетия и так будет всегда. И нравится это кому либо, или нет – это их образ жизни, к которому они привыкли, и другого они себе просто не представляют. И с этой точки зрения, будущее у семьи в арабских и мусульманских странах есть. Как они живут сейчас, так они и будут жить через сто, двести, триста лет. Ведь у них есть законы, которые никто и никогда не изменит.

Теперь рассмотрим семейные обычаи одной из развивающихся, но уже не арабских стран. Например, Кубы.

Тянет, со страшной силой тянет европейцев на Карибские острова. Потому что там вечное солнце, там легко и радостно. Кругом фантастическая экзотика, причём не только природы. Сама жизнь течет по своим, во многом нам непонятным и весьма колоритным законам.

В современной Вест-Индии намешано множество рас и культур. Европейские гены в сочетании с африканскими и индейскими дали пёстрый этническиё сплав, что не могло не отразиться на обычаях жителей островных карибских стран.

Например, семейные отношения. С одной стороны они строятся на патриархальных нравах средневековой Европа. А с другой стороны, наблюдается сексуальная распущенность – прямо как в период рабства. Тогда жизнь рабыни полностью зависела от воли хозяина, и те активно пользовались своей властью. Определенную роль сыграли и африканские традиции многоженства. Однако сегодня сами жители Карибского бассейна объясняют свой могучий полигамный уклон вовсе не этими историческими явлениями, а необузданным темпераментом и горячим тропическим солнцем.

С матерью у кубинских детей на редкость близкие и теплые отношения. Они проводят с ней гораздо больше времени, чем с отцом, и её роль как раз в том, чтобы дать детям как можно больше любви и нежности. Культ матери возник естественным путём – в противовес мачизму. Самое большое семейное торжество на Кубе – День матери. Во время этого праздника всё приходит в движение, электрички и автобусы переполнены людьми, которые спешат поздравить своих мам.

Теперь я хочу рассмотреть отношения между мужчиной и женщиной, в такой стране, как Израиль.

Свадьба – важнейшие событие в жизни еврейской женщины, навсегда меняющей её статус. После свадьбы главное – иметь как можно больше детей. С этого момента она прячет волосы под головным убором или париком, давая этим понять: что нечего кому попало смотреть без нужды на красоту. Но в тоже время, лицо всегда остаётся открытым.

Японская семья традиционно очень дружна. Даже в наше современное время порой дети, родитель, а иногда, а бабушка с дедушкой живут вместе. Такие семьи, состоящие из трёх поколение, до сих пор составляют около 12 % всех японских семей. Разводы здесь тоже не так часты: на 1000 человек приходится только 1,57 разводов, по сравнению с 5 разводами в США или с 3 в Великобритании.

Сегодня большинство японских семей имеют лишь одного или двоих детей. В результате средний возраст населения Японии быстро растет. Сейчас число детей в возрасте до 15 лет равно 20,42 миллиона человек, но, в свою очередь, 17,59 миллиона человек уже перешагнули 64 – летний рубеж. Всё больше престарелых людей живут одни, а молодые люди женятся всё позже: средниё возраст вступающих сейчас в брак составляет 29,7 года для мужчин и 27,1 года для женщин. Так что Япония изучает новые пути оказания помощи как молодым, так и престарелым людям в из жизни и современном обществе.

Япония меняет свои программы по здравоохранению и социальному обеспечению, приспосабливает их к потребностям престарелых людей, и учится помогать им сохранять свою активность и продолжать участвовать в жизни общества, давая им возможность работать.

Молодежь тоже ищет, как жить и работать по-новому. Некоторые супружеские пары предпочитают вовсе не иметь детей, а другие считают, что карьера должна быть у обоих супругов независимо от того, есть ли у них дети или нет. Но для некоторых людей семья и работа не разделимы, как например, на семейных фермах, предприятиях или мастерских. В работе принимают участие все члены семьи, и предполагается, что старшие дети возглавят дело после родителей. Большинство молодых людей понимают, что основой брака должны служить любовь и дружба, и поэтому, всё больше отцов участвуют в воспитании ребёнка, а также выполняют различные обязанности по дому.

Вообще, японская семья существует на обычаях и традициях. Здесь очень развиты родственные связи, и практически каждый японец знает всех своих родственников, число которых порой переваливает за несколько сотен.

Ещё одна развитая европейская страна – Дания.

В 1992 году на свет в Дании появилось 66 тысяч детей. Совсем ещё недавно рождаемость была относительно низкой, но сейчас ситуация меняется к лучшему , хотя почему то считается, что Дания никогда не выдаст эту цифру в сто тысяч человек. Если на свет появился мальчик, то, избежав смертельных болезней, он может прожить 71 год, девочка же может достичь 77 лет. Такова средняя продолжительность жизни в Дании. Почему девочкам отпущена более долгая жизнь, так никто и необъяснил, но факт остаётся фактом: из 342 датчан, которым в 1995 году исполнилось сто лет, было 266 женщин и только 76 мужчин.

Один из главных этапов на жизненном пути – свадьба, а следственно и семья. Около 30 тысяч пар соединяются ежегодно брачными узами, зачастую прожив, какое то время вдвоем и удостоверившись, что подходят друг другу. Свадьбы бывают разные. Примерно половина будущих супругов приходят в будничной одежде в местную ратушу, где их брак регистрирует бургомистр или же его заместитель. Другие предпочитают торжественный обряд венчания в церкви.

Какая из этих свадеб гарантирует долгую совместную жизнь, Пока ещё не установлено. Так или иначе, ежегодно на тысячу заключенных браков приходится до пятисот разводов. Тем не менее, не одной чете датчан удаётся отпраздновать серебряную свадьбу; те же, кто сумел продержаться вместе полвека отмечают золотую свадьбу.

Английская поговорка "Мой дом – моя крепость" к датчанам неприемлемы. Обычно они гостеприимно распахивают двери своего дома перед друзьями, родственниками или даже мало знакомыми людьми. Родственные связи и семейные отношения развиты в Дании очень сильно.

Теперь – Куба. На мой взгляд здесь точно такая же ситуация как и в мусульманских странах, и кому то частые разводы, недолгие браки, некрепкие отношения между супругами, тоже не покажутся обычными. Но для жителей самое Кубы и многих других стран мира, это вполне обычно, и с генами, которые передаются из поколения в поколение, всё это уже заложено. Мы видим, что супруги не страдают из-за распада семьи, и после развода в основном остаются друзьями. Хотя родители, конечно, как и во всём мире дорожат и любят своих детей, сильно они к ним не привязана. Этот момент доказывает то, что когда кубинская женщина выходит новый раз замуж, дети от предыдущего брака переходит жить и воспитываться к её матери, т.е. своей бабушки. Но для них и это, само собой разумеется. И вообще, во многих странах Латинской Америки, такая непрочная семья – это не исключение, а правило. И так и будет продолжаться всегда. И данный вид, пусть не крепкой, но всё таки построенной на каких то семейных отношениях семья так и будет существовать.

Израиль. Наверное, это одна из самых правильных, исходя из семейных отношений стран. Но отношения между мужчинами и женщинами возможно здесь немного странные. Но опять же, это их стиль жизни к которому они привыкли, и они не собираются от него отказываться…

Тоже самое можно сказать и об Японии, и о Дании. Т.е. все живут по своим законам, по своим обычаям…

Вообщем, делая вывод можно сказать, что, чтобы не происходило в мире, как бы не менялись представления о жизни, Семья будет существовать всегда, не смотря ни на что. Конечно, в разных странах существуют разные семья, которые живут по своим обычаям, не от кого не завися. И пусть жителям соседних стран кажется, что они живут по каким то необычным законам, они все равно будут жить именно так. Это их уровень жизни, который формировался из поколения в поколения целыми столетиями, и который будет существовать вечно.

Семья как сложное социальное образование. Типологии семьи по исследователю В.С. Торохтий. Основные группы семейных потребностей по Г. Навайтису. Тенденции развития нуклеарных семей. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж.. Руссо).

Рубрика Социология и обществознание
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 08.06.2015
Размер файла 23,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Институт брака: есть ли будущее у семьи

Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время, семья - это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческую систему” (А.Ф.Лосев).

В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).

Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья - способ физического и духовного бытия человека, выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Семья - активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи - это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.

Социология семьи рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей - семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

1. Типы семьи

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

- по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

- по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

- по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

- по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

- по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

- по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Важная тенденция, как рост числа нетрадиционных семей. К последним относятся неполные семьи. Это семьи, в которых только один родитель. Можно выделить следующие типы таких семей:

- когда один родитель ушел из семьи, а оставшийся не вступил во второй брак;

- когда одинокий человек официально усыновил ребенка;

- когда одинокая женщина зрелого возраста осознанно идет на рождение ребенка вне брака;

- когда ребенок появляется вследствие неплановой беременности, у девушки-подростка (в этом случае, правда, более частым является вариант вхождения ребенка в родительскую семью девушки).

К типу нетрадиционных относятся смешанные семьи. Исследователи выделяют три вида таких семей:

- когда женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

- когда мужчина с детьми женится на женщине без детей;

- когда оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

Иной вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают во второй брак после смерти у одного или у обоих первых супругов.

Еще одна форма смешанной семьи - это семья, берущая на воспитание ребенка. Она может включать только одного приемного ребенка и нескольких родных детей, одного родного и нескольких приемных. В нашей стране в 90-е гг. начали активно создавать семейные детские дома, но затем это движение в силу целого ряда причин ослабело.

Особую группу составляют социально незащищенные семьи. В нее входят:

- семьи с ребенком - инвалидом;

- семьи с умственно отсталым ребенком;

- семья с инвалидом-взрослым;

2. Функции семьи

Это качество определяется глубиной удовлетворенности реализацией семейных потребностей и функций. По мнению исследователя Г. Навайтиса, можно обозначить следующие основные группы семейных потребностей:

- создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

- потребности в любви и опеке, связанные с материнством;

- потребность в психологической и физической близости;

- потребность в семейном общении.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям. В этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

Регенеративная функция (от лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Ее еще называют социально - статусной. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

Рекреативная функция (лат. recreatio - восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Психотерапевтическая функция или функция эмоциональной поддержки. Она состоит в психологической защите каждого члена семьи, его эмоциональной стабилизации. Эту функцию считают новой, она была присуща семье всегда, но в современных условиях, когда все более широкое распространение приобретает партнерская семья, роль этой функции, естественно, возрастает. В нашей стране, где большинство населения в последние десятилетия живет в стрессогенных условиях, значимость этой функции возростает многократно.

Функция сексуального регулирования. Через семью упорядочиваются естественные сексуальные потребности людей, приобретая форму супружеских отношений.

3. Нуклеарные семьи

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:

1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;

2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;

3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.

Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.

Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.

Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.

семья потребность нуклеарный руссо

4. Тенденции развития нуклеарных семей

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория - демографических изменений - сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве "поля" взаимодействия, а не в качестве "объекта", подверженного "фундаментальным", "необратимым " и т.п. "сдвигам". В социологии изменений нет поиска "перводвигателя", нет выбора из факторов - главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи.

В теории развития анализируется переход от "традиционной" семьи к "современной", к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.

В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий. Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж.. Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на "освобождение" личности от "деспотизма" семьи. В русле этой направленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономии семьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводом для отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детского труда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантным поведением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другими институтами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контроля государства над личностью. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения вбрачно-семейных отношениях. Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка.

Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

2. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.

3. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). - Самара: Социологический центр “Социо”, 1992.

4. Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

5. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3.

6. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

7. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.

Подобные документы

Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 06.02.2011

Понятие и виды социального института. Брак–основа семейных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Семья как важнейший социальный институт: жизненный цикл, формы, функции. Распределение ролей в семье. Кризис семьи, ее будущее.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 07.12.2007

Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

реферат [1,0 M], добавлен 25.11.2016

Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

контрольная работа [111,4 K], добавлен 03.05.2012

Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

Несомненно, для каждого человека огромное значение играет семья. Формирование полноценной личности и ощущение собственной значимости происходит у ребёнка с первых годов жизни внутри этого сложного механизма — семейного института.

Если ощущаешь, что любим, что тебя окружают забота и внимание родных, то подсознание будто фиксирует эту яркую картинку и образует правильное представление о внутри семейных взаимоотношениях.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

К сожалению, в наше непростое время, часто встречаются неполные семьи, где одинокая мать, еле сводя концы с концами, всё время проводя на работе, не может уделить ребёнку должного внимания, и он чувствуя вседозволенность и ощущая одиночество, предоставлен самому себе.

Или же взять, к примеру, неблагополучные семьи, где есть и мать, и отец, но которые ведут себя неподобающим образом, имеют пагубные пристрастия. Их дети как губка с ранних лет впитывают поведенческие реакции родителей, и, зачастую, считают их нормой.

Печально осознавать ужасающую статистику, по которой из двух заключённых брачных союзов один распадается. Семейные ценности с течением времени заметно обесцениваются, для современного общества семья не является важнейшим приоритетом, из чего можно предположить, что в будущем ситуация ещё более усугубится.

В нынешнем социуме молодёжь все пристальнее приглядывается к материальному состоянию и статусу друг друга. Браки по расчёту набирают всё большие обороты и перестают восприниматься жестко.

Всё сводится к простой, грубой, но актуальной мысли — возможности купить или продать хорошее отношение за хрустящие банкноты и создать видимость семьи.
Если глубоко задуматься над темой семьи будущего, основываясь на главных аспектах сегодняшнего дня, то в голову приходят неутешительные выводы, какова же она будет.

Важно осознавать, что это не клуб по интересам, не умение пристроиться, а более сокровенное и духовное понятие. Брак — это союз двух искренне любящих людей, которые осознанно подошли к зарождению собственной семьи.

И появление ребенка — это не само собой разумеющееся обстоятельство, а обдуманное, согласованное решение, ведь рождение маленького чуда предполагает готовность нести в полной мере родительские обязательства, одаривать его безграничной любовью и, естественно, возложить на себя всецело ответственность за формирование полноценной личности ребёнка и его ощущением себя неотъемлемой частью общества, в котором он живёт.

Не стоит забывать, что каждый человек, независимо от того, в какой семье он вырос, тем ни менее, должен осознавать, что именно от его собственного восприятия жизни, моральных ценностей, самовоспитания и самодисциплины зависит построение личного счастья, а на благополучии отдельного индивидуума строится фундамент семьи будущего.

Читайте также: