Литература это руководство человеческого разума человеческим ростом сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Эпиграфы:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
.

ВложениеРазмер
ot_analiza_k_sochineniyu.ppt 975.5 КБ
ot_analiza_k_sochineniyu.ppt 975.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 11 классе ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К СОЧИНЕНИЮ Цели : Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения ; Уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; Уметь создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту . Учитель русского языка и литературы Мартиросова Светлана Оганесовна МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского Г. Хадыженск 2014 год

Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом. В.Гюго Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: 1. Роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности. 2. Какова роль книги в развитии личности? 3. Необходимость изучения литературы в школе. 4. Нужно ли изучать литературу в школе?

Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос. ___________________________________ Шаблон. Автор считает… Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста) Я полностью согласен с мнением автора в том, что… Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ 1.Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества. 2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо. - Согласны ли вы с позицией автора?

Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ 1. Общая характеристика темы и проблематики текста. 2. Комментарий к одной из проблем. 3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме . 4. Выражение собственной позиции, её аргументация (не менее двух аргументов).

ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОТДЕЛЬНО КАЖДАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: Формулировка проблем исходного текста Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Отражение позиции автора исходного текста Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Точность и выразительность речи Соблюдение орфографических норм Соблюдение пунктуационных норм Соблюдение языковых норм Соблюдение речевых норм Соблюдение этических норм Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вводный урок литературы

Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека

Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 9 класс

Планируемый результат

- расширение объема знаний по литературе,

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

- умение вести диалог;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

1. Что такое литература?

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).

Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.

Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

перен. разг. Наставление, нравоучение.

Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

За́поведь .

Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

- Объясните смысл эпиграфа.

4. Цели изучения литературы в школе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

Задание для 1 группы

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

Задание для 2 группы

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Задание для 3 группы

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Я зык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

Задание для 4 группы

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

6. Периодизация русской литературы

Устное народное творчество до XI века

Древнерусская литература XI – XVIII в

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Новая русская литература

Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.

1. Организационный этан.

(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.

Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Тема урока: "От анализа текста к сочинению".

  • знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
  • уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
  • создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

2. Этан работы над текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом Виктора Сергеевича Розова.

(Портрет драматурга). (Слайд №2).

Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий.

А еще он очень жизнерадостный человек, который говорит о себе: "Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого внутреннего удовлетворения".

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года.

Первой на сцене Центрального детского театра в 1949 году была поставлена пьеса "Ее друзья", но еще в 1946 году им была написана пьеса "Вечно живые". Позже по этой пьесе был поставлен знаменитый фильм "Летят журавли".

Начальный период деятельности B.C. Розова целиком связан с Центральным детским театром в Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы. Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы "В добрый час!" (1954), которая принесла автору всесоюзную известность и поставила его в первые ряды советских драматургов.

Другие произведения В.С.Розова - "В поисках радости", "Перед ужином", "В день свадьбы", "Традиционный сбор", "Четыре капли" - широко шли в театрах и неоднократно издавались отдельными изданиями.

Предварительная беседа с учащимися.

- Что для вас литература?

- Какую роль играет книга в вашей жизни.

- Есть ли у вас любимые книги? Какие?

- Нужно ли в школе преподавать литературу?

- Какие произведения вы хотели бы изучать?

Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №3).

- Как вы понимаете высказывания этих великих людей.

(Дени Дидро (1713-1794) - французский философ, писатель).

(Виктор Мари Гюго (1 802-1885) - французский писатель)

Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:

Прослушайте внимательно текст, подумайте, как его озаглавить.

(Чтение текста учителем)

("Любите книгу, источник знаний", "Роль книги в жизни человека", "Роль литературы в воспитании подрастающего поколения" и т.д.).

- Прочитайте внимательно текст.

Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в тетрадь)

- Определите тему данного текста. (Что такое тема?). (Ответы учащихся).

(Записать в тетрадях).

- Определить тип речи данного текста (докажите правильность ответа)ю

(Повествование с элементами рассуждения). (Повествование и рассуждение).

- В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)

- Какова основная проблематика текста? (Какие проблемы поднимаются в тексте?)

- Что такое проблема? А проблематика?

- Какие же проблемы здесь поднимаются? (формулировка проблем учащимися).

  • роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности (какова роль книги в развитии личности?);
  • необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу современным школьникам?). (Записать в тетрадях).

Комментарий к проблемам.

- Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в наши дни?)

- Задумывались ли вы над ними?

Определить стиль текста. ( Доказать правильность ответа).

Каково отношение автора к проблемам, поднятым в тексте?

Определить авторскую позицию (в каких предложениях она выражена?), (№2,3; 13,14; 15,20).

Авторская позиция: (Записать)

1. Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества;

2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.

- Согласны ли вы с позицией автора?

Сформулируйте свою позицию, свое отношение к данной проблеме.

Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести доказательства (не менее 2-х), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.

- Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?

Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни ваших родных, близких?

3. Работа над композицией сочинения.

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
  2. Комментарий к одной и проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, ее аргументация (не менее 2-х аргументов).

Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту.

(№1 Формулировка задания).

5. Этап рефлексии.

- Мне понравилось на уроке, что я :

- Я ощущаю себя на уроке :

- После урока я задумаюсь о :

(1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература - для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2) Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга - самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности. (З) Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, - "Любите книгу, источник знаний" - не случайно. (5) Горький говорил: (6) "Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам". (7) Думаю, это может сказать любой развитой человек, даже самый великий. (8) Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами - они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12) Что лучше: [. ] человек или прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14) Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16) Они существуют на Земле несколько тысячелетий - папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова. (17) Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20) Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22) С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

1. Что такое литература?

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).

Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.

Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

перен. разг. Наставление, нравоучение.

Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

устар. То же, что: ответ .

Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

- Объясните смысл эпиграфа.

4. Цели изучения литературы в школе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

Задание для 1 группы

Общество находит в литературе свою действитель­ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

Задание для 2 группы

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон

Задание для 3 группы

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Я зык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

Задание для 4 группы

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

6. Периодизация русской литературы

Устное народное творчество до XI века

Древнерусская литература XI – XVIII в

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Новая русская литература

Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читайте также: