Еще раз прочитайте тексты вдумайтесь в их содержание и напишите сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект 2 уроков русского языка в 9 классе

Цель урока: продолжить знакомство с типом речи рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения, сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

образовательны е:

· формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения,

· формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли,

· умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

развивающие:

· развивать речевую культуру учеников,

· развивать память учащихся и умение аргументировать,

· развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные :

· воспитывать интерес к предмету,

· содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Тип урока: урок обучающего сочинения.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, самостоятельная.

Методические приемы:

лингвистическая работа с текстом, словарная работа.

Оборудование урока:

текст для работы из ОБЗ, толковый словарь Ожегова, схемы, памятки.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему, формирование мотивации.

Актуализация опорных знаний. Повторение основных элементов сочинения-рассуждения.

Вопросы для беседы:

1. Что такое тема?

2. Что называется идеей текста?

3. Как сформулировать тезис в рассуждении?

4. Как построить рассуждение?

Сколько частей содержит сочинение – рассуждение?

1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения

о предмете рассуждения.

2. Основная часть:

а) формулирование основного текста;

б) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение-вывод.

Слово учителя: по-прежнему в экзаменационной работе осталась лингвистическая тема, к ней присоединились тема сочинения по тексту и сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта. Это прообраз сочинения ЕГЭ по русскому языку.

· Давайте вспомним, что нам известно о сочинении-рассуждении. Чем характеризуется данный тип текста?

(определенная структура, композиция, тезис, аргументированность)

III . Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.

· К какому типу речи можно отнести данный текст?

· Какова тема текста?

· Найдите тезис, который выдвигает автор. Подчеркните его одной чертой.

· Приведите аргументы, подтверждающие авторскую мысль. Подчеркните их пунктиром.

· Найдите вывод и объясните, как вы его понимаете.

· Какие особенности стиля вы заметили? (сочетание книжной лексики, разговорных элементов, приметы публицистики, подразумевается диалог с читателем)

· Какие средств выразительности используются для передачи авторской идеи?

IV . Групповая работа – тезисы.

Первый этап работы над сочинением – анализ темы и формулирование тезиса.

· Как Вы понимаете смысл высказывания из текста?

Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы:

- другими словами это что?

- что на самом деле произошло/происходило?

- в чем причина описанного?

- что испытывает герой и почему?

Вопрос к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный отрывок синонимичными словами.

Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

Лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
1. Вступление, тезис.
2. Аргумент - пример 1 + комментарий.
3. Аргумент - пример 2 + комментарий.
4. Вывод (по тезису).

Работа по структуре сочинения (в парах)

1. ТЕЗИС - утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко - это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

В тезисе заключается тема рассуждения.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения:

Докажем это.

Это можно доказать так…

В этом можно легко убедиться..

Это объясняется следующим..

И вот почему …и др.,

а также вопросительными предложениями со словами почему, для чего и др . ( Приложение 2)

2. АРГУМЕНТЫ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

· Какие виды доказательств можно использовать в сочинении? (дедуктивные: от тезиса к доказательствам;

индуктивные: от примера к тексту;

косвенные: доказательства от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса;

прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).

В доказательстве необходимо использовать всегда два аргумента, последовательно соединяемых друг с другом. Каждый из них приводится из текста. Находите предложения или группы предложений, которые подтверждают, что произошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер.

3. КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения. После указания номера Вы должны ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ (кратко передать содержание выбранного предложения). (Почему Вы выбрали именно это предложение? Что в нем говорится? Как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?)

В доказательстве аргументы обязательно должны соединяться

- вводными словами, наречиями (например, таким образом, поэтому),

- союзами (поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если),

- речевыми оборотами (из этого следует, что…; отсюда заключаем, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; доказательством служит…).

При переходе к аргументу-примеру используются

- вводные слова (например, таким образом, поэтому)

- союзы (так как, потому что, благодаря тому что, поскольку)

- речевые обороты (причина состоит в следующем…; укажем на причины…; это объясняется тем, что…; объяснение заключается в том, что…; это зависит от…; это связано с тем, что…; это обусловлено…; является следствием того, что…)

Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

4. ВЫВОД по тезису, умозаключение может состоять из нескольких предложений. Он должен соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Вывод может быть связан с доказательством посредством:

- вводных слов, наречий (по-моему, на мой взгляд, по моему мнению, по моему убеждению, как мне кажется, скорее всего, видимо, поэтому, потому, отсюда, таким образом),

- союзов (поскольку; так как; так что; если; хотя; несмотря на то, что),

- речевых оборотов (я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; все зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; мне хочется сделать вывод о том, что…).

V . Работа над сочинением.

Обращаю внимание учащихся на то, что в своём сочинении они могут использовать материал изложения!

1 схема сочинения:

Это вступление. Тут закладывается та мысль, которую надо доказывать, а доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац не переписывать. Начинать сразу с понимания:

Смысл данного высказывания я понимаю так:Автор утверждает, что … Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.

Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы:

· почему Вы выбрали именно это предложение?

· что в нем говорится?

· как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?

Получается: В предложениях … приводится неоспоримое доказательство того, что …

Это второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.

Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.

Таким образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.

А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:

Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, …

Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.

Отмечаю, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

2 схема сочинения:

Алгоритм действий

Результат работы с текстом

1. Определите тему (о чём?).

Материнская любовь

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.

Глаголы: поддержит, выручит, вздохнет, простит, ограждает, будет переживать, порадуется.

Имена существительные: сердце матери, совет, тепло, руки матери.

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

Сердце матери способно простить всё своему ребенку. Руки мамы берут на себя все удары жизни и ограждают нас от невзгод и позволяют быть счастливым.

4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.

1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис.

2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)

5) Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса.

2) Мама… Что дает она ребенку? Давайте найдём ответ на данный вопрос.

3) Передо мной текст И. Селивёрстовой. Автор рассуждает о роли матери в жизни каждого из нас, утверждая, что сердце её бездонно и способно простить всё.

5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.

В тексте мы слышим авторское отношение к матери. Он считает, что мамин совет нужен каждому ребенку (и взрослому тоже!) (4).

6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой).

2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…

3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)

2) Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: чтобы дети были счастливы, чтобы они стали настоящими людьми, мама отдаст всё.

3) В заключение можно сделать вывод: чтобы мы стали настоящими людьми, мама посоветует, поддержит, выручит, простит, оградит от невзгод и сделает всё. Нужно дарить внимание и тепло матерям каждый день и час, потому что благодарные дети – лучший подарок для них.

7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.

8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых и грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

IV . Рефлексия (итог урока):

Что на уроке для меня было позитивно?

Что на уроке для меня было негативно?

Что мне было интересно?

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение.

(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и. простит тебя.

(12)А руки матери. (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.

(19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.

(23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

(25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка.(27)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком. (По И. Селивёрстовой. Все мамы разные)

Речевые клише к тезису:

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- В фрагменте произведения .

- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

- Текст заканчивается словами: "…".

- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

- Автор показывает формирование внутреннего.

- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

- В этом отрывке автор говорит о том, что…

- Смысл данного отрывка я понимаю так: …

- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2) - Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

- Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.

- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

Речевые клише к 1 аргументу:

- Давайте заглянем в текст. Вот предложение.

- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

- Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .

- Рассмотрим предложение. В нѐм говорится о том, как.

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

- Убедимся в этом, обратившись к тексту.

- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте.

- Обратимся к тексту русского писателя.

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к . предложению из текста.

- Подтвердить данный аргумент можно примером из . предложения текста.

- В подтверждении собственных выводов приведу пример из . предложения прочитанного мною текста.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

СРОЧНО НУЖНА ПОМОЧЬ Напишите небольшое сочинение - рассуждение по прочитанному тексту.

Самостоятельно определите тему, проблему и основную мысль текста.

Согласны ли вы с выводом автора о том, что " уничтожая природу, он (человек) уничтожает среду собственного обитания".

Вот текст : на фотографие умоляю помогите пожалуйста.

СРОЧНО НУЖНА ПОМОЧЬ Напишите небольшое сочинение - рассуждение по прочитанному тексту?


Нормально сфотай пж


Помогите пожалуйста?

Надо составить текст рассуждение на тему "Что такое совесть.

Текст нужно небольшой.


Напишите сочинение по прочитаному тексту?

Напишите сочинение по прочитаному тексту.

Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объём сочинения - не менее 50 слов.


Помогите написать небольшое сочинение - рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли этого текста?

Помогите написать небольшое сочинение - рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли этого текста.

Тема"нуждается ли русский язык в защите?


Помогите пожалуйста срочно надо * * Напишите небольшое сочинение - рассуждение по прочитанному тексту?

Помогите пожалуйста срочно надо * * Напишите небольшое сочинение - рассуждение по прочитанному тексту.

Самостоятельно определите тему, проблему и основную мысль текста.

Как вы понимаете последнее предложение текста : "Просто гаснет"?


Прочитай текст и выполни задания ?

Прочитай текст и выполни задания .

Что хотел сказать автор читателю ?

Определи и запиши основную мысль текста .


Помогите с текстом что хотел сказать автор читателю?

Помогите с текстом что хотел сказать автор читателю?

Определи и запиши основную мысль текста срочно нужно помогите.


Напишите небольшое сочинение рассуждение по прочитанному тексту?

Напишите небольшое сочинение рассуждение по прочитанному тексту.

(5 - 7 предложений).


Прочитайте текст и напишите основную мысль текста ?

Прочитайте текст и напишите основную мысль текста !


Напишите сочинение по прочитанному тексту?

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте проблему, поставленную автором.

Сформулируйте и прокомментируйте его позицию.

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора.

Выразите свои мысли по данной теме.

Сочинение начните со слов : "В тексте автор касается вопроса.


Прочитай текст и озоглавь его определите тему и основную мысль текста?

Прочитай текст и озоглавь его определите тему и основную мысль текста.


Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на горизонте всё позже, а заходит раньше, и день за днём греет всё слабее. Температура на термометр..


Желтеющие - причастие I - Н. Ф - жетеющий II - Постоянные признаки - действительное, наст. Вр. , несов. В. , непостоянные - полная форма, И. П. , мн. Ч III - (Какие? ) желтеющие( подчеркиваем как определение - волнистой линией).


Однажды родилась одна девочка, которая была неописуемой красоты, но её поведение было отвратительно. Она всех била , дразнила, рожицы показывала. Когда она выросла , она считалась самой красивой девушкой во вселенной, но её поведение за эти годы ещ..


1. Образованный полиглот, ? , детская поликлиника. 2. Биография писателя, биология в школе. 3. ? , душевный монолог.


Рыбка - Рыб - корень К - суффикс А - окончание Избёнка - Изб - корень Ён - суффикс К - суффикс А - окончание.


Рыбка - корень (рыб), суффикс (к), окончание (а), избенка - изб корень, ёнк суффикс, а окончание.


Приставки АТ не бывает.


Светлый ум, дырявая голова, пустая голова, ветреная голова, железное сердце, каменное сердце, браться за ум.


Позолоченный! Ударение на 2 о.


Но больше всего мне понравилось, как папа нашёл большой гвоздь.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2. Проблема, поднятая в тексте.

4. Авторская позиция.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом наблюдает за тем …;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о …;

словно приглашает читателя к диалогу …;

делится своими мыслями, наблюдениями …;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что …;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование …;

автор не может мириться с тем …;

с горькой иронией пишет о том …;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование .

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему :

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту :

· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

Читайте также: