Экология в литературе сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Исследование экологических проблем, затронутых в произведениях русской литературы.

ВложениеРазмер
работа 33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно – практическая конференция

Научно - исследовательская работа

Автор: Пасюк Дарья Викторовна,

МБОУ Газимуро – Заводская средняя

Резанова Любовь Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ Газимуро – Заводская средняя

Пасюк Дарья Викторовна

МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа

Цель работы : исследование экологических проблем, затронутых в произведениях русской литературы.

Методы исследования : теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.

В ходе проведённого исследования мы увидели, что проблемы экологии звучат как в произведениях 19 века, так и в произведениях 20 и 21 века. Это и поэтические и прозаические тексты.

Нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в художественных произведениях русской литературы затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы.

В ряде произведений художественной литературы звучит проблема браконьерства.

Также авторы произведений заставляют задуматься над проблемой жестокого обращения с животными.

Одна из острых проблем современности – проблема лесных пожаров – также нашла своё отражение в литературе.

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью.

Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Пасюк Дарья Викторовна

МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа

Гипотеза – в произведениях русской литературы авторы затрагивают острые проблемы любого времени, связанные с охраной природы.

Описание метода исследования:

  1. теоретический анализ источников; 2) библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; 3) литературный анализ художественных произведений, 4) анализ полученных данных, 5) обобщение.

Пасюк Дарья Викторовна

МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа

2017 год объявлен Годом экологии в России. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой.

Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и общественных деятелей, писателей. Учебником жизни назвал когда-то писатель Н.Чернышевский художественную литературу. В художественных произведениях отразились представления людей определённой эпохи о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин. Эта проблема является актуальной и в настоящее время, поэтому она была выбрана для проведения исследования и написания исследовательской работы.

Цель работы – исследование экологических проблем, затронутых в произведениях русской литературы.

Гипотеза - в художественных произведениях русской литературы затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы.

Предмет исследования – экологические проблемы в текстах художественных произведений

Методы исследования – теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что природа – это не только великое чудо, но и великое благо для людей, он требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном отношении и охране.

Надо любить всё: зверей, птиц,

растения, в этом красота жизни.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала художников браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Таким образом, в произведении затронута проблема браконьерства. Браконьерство - незаконная добыча животных и растительного сырья без надлежащего разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки или запрещенными орудиями и способами. (Словарь экологических терминов и определений, 2010)

Взаимоотношения человека с природой переданы в поэме Н. Некрасова "Саша". При вырубке леса была нарушена вся сложная его жизнь: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

. Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом .

Пламенеет заря и ружейный прицел,

Выбирающий цель на заснеженной пади.

Лишь матёрый вожак, оказавшись в окладе,

Сиганул за флажки – и один уцелел.

Вся стая погибает, а волк со своей волчицей уцелел. Пытаясь спасти свою волчицу и будущих волчат, волк уводит её в безопасное место. Но на них выходит один из егерей. Первый выстрел из ружья егеря попал в волчицу, и она падает на землю.

Он за дальней сосной человека заметил ни сразу,

А когда заискрился с ветвей обвалившийся снег…

…И сверкнули ружья два смертельно-обугленных глаза

И… упала волчица! И волка замедлился бег!

Таким образом, в ряде произведений художественной литературы звучит проблема браконьерства.

Ещё одну немаловажную экологическую проблему можно заметить в литературе - проблему жестокого обращения с животными.

В поэзии С. А. Есенина есть произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить "Песнь о собаке". Это одно из его самых трагических стихов. Жестокость человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира.

До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Эта же проблема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не прок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой…

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает…

Главной идеей, на мой взгляд, является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным.

Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова. Глубокой убеждённостью звучат его строки:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,

Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!

Извечной красоты для суетных затей…

Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.

В ходе проведённого исследования мы увидели, что проблемы экологии звучат как в произведениях 19 века, так и в произведениях 20 и 21 века. Это и поэтические и прозаические тексты.

Нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в художественных произведениях русской литературы затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы.

В ряде произведений художественной литературы звучит проблема браконьерства.

Также авторы произведений заставляют задуматься над проблемой жестокого обращения с животными.

Одна из острых проблем современности – проблема лесных пожаров – также нашла своё отражение в литературе.

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью.

Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Р. Рождественский.

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля — все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем, экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экология. От нее зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века — это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Чернобыль. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Роман начинается рассказом о волках, затем в повествовании возникает более широкая тема — тема степи. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от своих новорожденных детенышей. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность этого мирка и его обитателей, потому что прибыль, нажива для них важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы; ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее пристанище волков — горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары — ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, из­раненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло.

Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и вопрос об отношении к Родине. Уроки литературы способствуют развитию у юных граждан любви и бережного отношения к природе.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласна с Чингизом Айтматовым: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

В литературе всегда отдается не последнее место природе. Писатели всегда наделяют природу яркостью и отводят ей одно из самых главных мест в жизни каждого человека. Ведь это правильно, потому что существует неразрывная связь между природой и человеком. Человек является частицей природы.

Но, к сожалению, за последние десятилетия люди перестали заботиться о ценности природы. Они начали бездумно, но очень быстро уничтожать ее, не понимая то, что с исчезновением природы, исчезнут и люди.

Необходимо сказать, что современная литература очень сильно реагирует на негативные изменения в природе. Загрязненные реки и озера, совсем не чистый воздух, засоренная земля – все это взывает человека к помощи.

Кто же виноват в том, что окружающая среда уничтожается? Разве не люди? Об этой проблеме начали писать современные авторы такие, как Валентин Распутин, Сергей Залыгин, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов и многие другие. В их литературных произведениях человек восстает, словно дикий шакал, словно зверь, который забыл свои корни и свой родной дом. Человек ради своих материальных попеременных обогащений, готов истребить все на своем пути, причем не задумывается над тем, что ждет его в будущем.

Нельзя не обратиться к роману Ч. Айтматова "Плаха". Автор очень остро показывает конфликт, который возник между равнодушным, злым человеком и парой волков. Пара несчастных зверей, потеряв свое потомство, вынуждена ради спасения саванны, вступить в неравную схватку с человеческой жестокостью.

Волчица снова рожает детей, но ради обогащения люди снова вторглись в мир природы. Они начинают проводить разработку очень ценного озера, но ценностями его люди не интересуются, да и вообще, им безразличны проблемы природы.

Из-за человеческой избыточности и жестокости, дети волчицы умирают. Убитые горем звери, видят, что природная среда вокруг их дома разрушена человеком, решают спасать свою жизнь высоко в горах.

Но неугомонные люди добираются и туда. Не зря говорят: "На Планете нет, не единого места, где бы ни ступила человеческая нога". И это правда. Человек научился все разрушать и истреблять на своем пути, для него нет ничего ценнее, чем добыча.

Современная литература пытается достучаться до человека, до его разума. Просит людей одуматься, научиться жить в полной гармонии с растительным и животным мирами. Она показывает, что может произойти с человеком, если он и дальше будет продолжать уничтожать природную среду. В современном мире экологические проблемы стали выносить на первые места, на что отреагировала и современная литература.

Экологические проблемы не потеряют актуальности никогда. Даже в те времена, когда вопросы об озоновых дырах и нехватки питьевой воды в Африканских странах не поднимались так остро, как сейчас, писатели часто обращались к проблемам экологии. Авторы раскрывали эту тему с разных сторон - и со стороны человека, и со стороны природы.

  • “Царь-рыба” повесть Виктора Астафьева
  • “Отцы и дети” роман Ивана Сергеевича Тургенева
  • “Хозяин леса” рассказ Михаила Михайловича Пришвина
  • “Прощание с матерой” повесть Валентина Распутина
  • “Плаха” роман Чингиза Айтматова
  • “Война и мир” роман-эпопея Льва Николаевича Толстого
  • “Не стреляйте в белых лебедей” повесть Бориса Васильева

“Царь-рыба” повесть Виктора Астафьева

Виктор Астафьев показывает нам в повести единение и одновременно противостояние человека и природы. Автор указывает, что любое действие человека приводит к какому-либо результату. И только сам человек решает, будет он потребителем или будет помогать природе по мере своих сил. Астафьев через сцену противостояния Игнатьича и Царь-рыбы, которая олицетворяет природу в общем, говорит, что мы сами уничтожаем природу, а потом и уничтожим сами себя. Он не повествует об умеренном пользовании природными ресурсами, которые способны поддержать жизнь в человеке, но крайне негативно отзывается от бездушной эксплуатации природы ради денег и наживы.

Рис. 1.

Рис. 1. "Царь-рыба". Художник Олег Михайлов Игнатьич является браконьером. После того, как он встречает царь-рыбу, он несмотря на поверие, хочет ее убить, и достать два ведра икры. Но природа возьмет свое, чудом спасается Игнатьич. Его спасение произошло только после покаяния в своих грехах.

“Отцы и дети” роман Ивана Сергеевича Тургенева

Знаменитая фраза “природа не храм, а мастерская”, принадлежащая Евгению Базарову, говорит о его эгоизме. Базаров думает только о себе, для него природа - лишь инструмент, который должен приносить пользу. В романе есть эпизод, где Евгений бездушно ломает ветки деревьев лишь из-за того, что у него плохое настроение.

Важно! Он был химиком, но его пренебрежительное отношение к природе сыграло с ним злую шутку - он умер от болезни, от которой так и не придумал вакцины. Природа не смогла стать его мастерской.

Рис. 2. Евгений Базаров. Художник Д. Боровский

“Хозяин леса” рассказ Михаила Михайловича Пришвина

Небольшой рассказ о том, что даже самый маленький мальчик может сделать непоправимые вещи. “Хозяин леса” - так называет себя мальчик, который пришел вместе с подругой Зиной поджигать смолу на деревьях. Одно из подожженных деревьев замечает рассказчик, он успевает его потушить. Мальчик только тогда понимает, что они могли уничтожить весь лес. К нему приходит осознание, что он - не хозяин леса, и не может обычный человек распоряжаться тем, что создала природа.

“Прощание с матерой” повесть Валентина Распутина

Повесть просто пропитана любовью к природе. Персонажи боготворят родную землю, считают ее своей кормилицей и помощницей. Они хотят сберечь природу для потомков, однако молодому поколению этого не надо, оно считает, что человек - хозяин природы. Молодые люди восхищаются постройкой ГЭС, но дети не задумываются, что ГЭС уничтожает уникальные природные объекты, леса, поля. Новое поколение хочет поскорее уехать в город. Даже когда героиня Дарья просит своего сына скосить сено, он не знает, как это делать, зато он обучен работать на ГЭС.

Важно! Повесть заканчивается таинственным воем хозяина острова. Последние жители слышат его и понимают, что именно на острове они жили в ладах с природой и правильными ценностями.

Рис. 3. Прощание с Матерой. Иллюстрация С. Элоян

“Плаха” роман Чингиза Айтматова

Роман об антропогенном уничтожении природных богатств. В заповедник, где живут волки, прилетают браконьеры на вертолетах, чтобы выполнить план по мясосдаче. Охотники убивают не только волков, но и волчат и сайгаков. Людей не останавливает ничего - они издеваются над животными, им нравится эта власть над животными. По сюжету одинокая волчица, чьи дети погибли в пожаре, также устроенным охотниками, приходит к людям, чтобы дать любовь человеческому ребенку. Отец не понимает животного и стреляет в волчицу, однако попадает в своего маленького сына. Автор показывает, что жизнь - бумеранг, и природа все равно возьмет свое. Человек не принимает заботу животного. А волк оказывается гораздо человечнее людей.

“Война и мир” роман-эпопея Льва Николаевича Толстого

Толстой часто обращается к природе в романе. Автор считает, что именно она способна оживить человека, дать ему силы идти дальше. Ясное небо под Аустерлицем видит Андрей Болконский, голубое небо дает ему силы выжить, понять свое предназначение. А после сцены со старым дубом Андрей Болконский говорит, что жизнь только начинается, и он может, как этот дуб, простоять долгие годы, если будет жить по совести и в любви к природе.

Читайте также: