Эпос урал батыр сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Значение эпоса

Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал батыра за благополучие других людей. Противники главного героя это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
В сюжет введены и мифические существа – небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике.
По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. На склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей Урала и Шульгена.
Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем.
Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
Третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. Дети Урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.

Нужна помощь в учебе?

Баш?ортостан Республика?ы
М??ариф министрлы?ы
Баш?ортостан Республика?ы Краснокама районы
Муниципаль район Хакими?тене? м??ариф б?леге
муниципаль бюджет учреждение?ы
Я?ы Ну?ай ауылыны? урта д?й?м белем бире? м?кт?бе
муниципаль бюджет д?й?м белем бире? учреждение?ы
Баш?орт халы? эпосы “Урал батыр” буйынса инша
Урал батыр –
мине? герой
Баш?ар?ы: 6 синыф у?ыусы?ы Гилемханова З?рим? Илиз ?ы?ы
Ет?ксе?е: баш?орт теле ??м . би?те у?ытыусы?ы Зарипова Инзил? Ш?й??ли ?ы?ы
Я?ы Ну?ай – 2016.
Урал батыр – мине? герой.
Элек-элект?н нефть баш?орт ерене? байлы? символы тип ?анал?ан. ?ы??аныс?а ?аршы, х??ерге заманда нефть бик а? сы?арыла. ? ?асандыр “?ара алтын” ??е ер ??т?н? сы?ыр бул?ан. Борон?о баш?орт хик?й?тт?ренд? нефтте “ер майы” тип й?р?тк?нд?р.
К?п йылдар элек ошо “ер майы” бер батыр?ы? т?гелг?н тылсымлы ?анынан барлы??а килг?н. Уны? исеме – Урал батыр бул?ан. Урал батыр – мине? и? ярат?ан геройым. Ул халы??а шул хазина мен?н фай?аланыу м?мкинлеге бирг?н. Уны? ар?а?ында ??ене? тау?ары, йыл?алары, ту?ай?ары, ер а?ты байлы?тары мен?н г?з?л донъя барлы??а килг?н. Мине?с?, эпик герой?ы? и? ?ур мира?ы – ул бе??е? н??ел кешел?рен? тормош ?а?и??л?рен т?ш?нд?р. б?хет серен асыу тора.
?ай?ан килеп сы??ан Урал батыр?ы? даны? Ошо ?орау мине борон?о с?с?нд?р?е? ижадына м?р?ж. т итерг? эт?р?е. 1910 йылда М?х?м?тша Буран?олов Баш?ортостанды? х??ерге Байма? районында с?с?нд?р?е? донъяны? килеп сы?ышы тура?ында бул?ан борон?о хик?й?тт?рен йыя. Был серле м??л?м?тт?р?е эшк?рте? ?с?н у?а ун йылдан ашыу ва?ыт к?р?к була. Ни?ай?т, 1920 йылдар?а эпосты? я?ма варианты барлы??а кил?. ? 1968 йылда Урал батыр эпосы баш?орт теленд? ба?ылып сы?а.
. тт?, кешег? ы??ай сифатлы образдар ?ына о?шай. Урал батыр?а гел я?шы сифаттар ?ына хас. Бе? ??р ва?ыт атай-?с?й?е? . ен ты?лар?а тейеш. Урал мен?н Ш?лг?н, аталары ?уш?анса, Тере ?ыу?ы ??м ?лемде э?л?п сы?ып кит?л?р. Улар?ы юлдарында бик к?п ?ынау?ар к?т?. Ш?лг?н яуызлы? я?ына к?сеп, Уралды? дошманына ?йл?н?. ? Урал ата?ыны? васыяттарына то?ро булып ?ала.
Кешел?р?е? б?хетле й?ш??е ?с?н к?н?-т?н? буйы Урал батыр яуызлык мен?н к?р?ш?. ??е ?с?н тырышмай, б?т? халы? ?с?н ?ан т?г?. Тере ?ыу?ы ла т?би??тк? с?с?. Батыр д?р?? эшл?г?н. Тик т?би??т кен? м??ге й?ш?рг? тейеш.
Урал батыр?ы? та?ы бер сифаты – кешелеклелек, намы?лылы?. ?атил батша батыр?а ?аршы ??ене? ?ур ?ге?ен еб?р?. О?а? ?ына алыш бара. Урал батыр ?ге??е те?ен? тиклем ерг? батыра, ?мм? ул уны ?лтерм?й, и??н ?алдыра. Шулай итеп, батыр бик к?пт?р ?с?н ?лг? булып тора.
??ене? ?у??ы алышында Урал батыр ??л?к була. Б?т? кешел?р бик ?ай?ыра. Улар батыр тура?ында?ы я?ты и?т?лекте ?а?лап ?алыр?а уйлай?ар. Кешел?р Уралды оло ихтирам мен?н ерл?й??р. ??р килг?н кеше бер ус ер ?ала егетте? ??берен?. Шулай Урал тауы барлы??а килг?н.
Донъяны? тел. нинд?й м?кт?бенд? балалар география д?рест?ренд? Урал тау?ары Европа мен?н Азияны? сиге булыуы мен?н таныша. Тим?к, борон?о герой?ы? исеме планетала й?ш??се б?т? кешел?рг? л? билд?ле.
Б?т? кешел?р ?? Урал батыр ке?ек бул?ындар ине. Донъя ла матурыра?, й?ш?рг? л? е?елер?к булыр ине.

Ай, джигиты, ай, батыры ­ вышли силой и умом,
Только дивы не дремали, в чёрном озере таясь,
Помогли Уралу в битве за добро со страшным
На людей они кидались, зло чинили, не боясь.
злом.
Но с Кахкахой и Шульгеном самый страшный
вышел бой.
И куски Кахкахи тела стали новою горой.
Вот последнее сражение проиграл батыр Шульген.
Сколько дивы ни старались, угодил он к брату в
плен.
Вместе с дивами отважно выпил озеро Урал,
Их батыры перебили, но Урал уже не встал.
Силы все свои отдал он ради мира и добра,
Не желая себе славы, власти, злата­серебра.
И Хумай с небес слетела, опоздав застать в живых,
В губы мужа целовала, не жалея слёз своих.
Доброту и благородство тут Урал наш проявил
Белым лебедем остаться пожелала навсегда,
И Шульгена он Сакмару уничтожить запретил.
Схоронив в горах Урала, улетела в никуда.
Вновь Урал простил Шульгена и на волю
Только сердцу нет покоя, зов земли такой родной,
отпустил.
А потом он встретил старца, что давно на свете
жил.
Старец тот открыл Уралу целой вечности закон,
Что подвластен увяданью каждый, кто землёй
рождён.
Смерть дана всему живому, чтоб избавиться от
мук,
Чтобы жизнь пришла к другому ­ так идёт за
кругом круг.
Не желайте вечной жизни, не судьба воды нам
пить
Родника того Живого, чтобы в муках вечных
жить!
Смысл глубокий речи старца понял мудрый наш
Урал
Всех сильнее бед на свете, лебедя зовёт домой.
И Хумай сюда вернулась, привела зверей и птиц,
Имена их стали днями для календаря страниц.
А Урала и Шульгена сыновья мечом смогли
Горы разрубить, чтоб реки с именами их текли.
Я в горах Уральских тоже в своё время был
рождён,
Но не знал происхождения наших гор и рек имён.
Но теперь о них я знаю, на вершины восхожу,
Там душою отдыхаю, там покой я нахожу.
Эпос про Урал –Батыра ­ то ли сказка, то ли быль,
Только имена героев не покрыла века пыль.
Их поэты прославляют, детям имена дают,
Сладкозвучные сэсэны песни эпоса поют.
И воды живой побольше в рот из родника набрал.
Мы средь них живём и видим красоту и гор, и рек.
Прыснул этою водою он на горы, что создал,
И водою той Живою Жизнь всему живому дал.
Край нам перешёл в наследство. Помни это,
Человек!

Урал-батыр – башкирский эпос.
Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями – сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861-1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
Известны другие версии эпоса: прозаичный вариант был записан в 1956 году у Исмагила Рахматуллина в ауле Имангул Учалинского районаисследователем А. И. Харисовым и издана им в том же году; версия, условно обозначаемая как этиологический миф, была записана в 1984 году у Шамсии Сафаргалиной в ауле Габбасово Зианчуринского района Башкортостана.
Эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями – сэсэнами. В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита Аргынбаева (1850-1921) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова (1861-1923) из аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии. По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.
В 2007 году впервые был опубликован оригинал текста “Урал-Батыра”. Все предыдущие публикации эпоса содержали искажения. Причины некритичной публикаций эпоса кроются в советской практике искажения памятников народного творчества, в преследованиях башкирских учёных (Мухаметша Бурангулов был дважды репрессирован) . Постановления ЦК партии по Башкирской парторганизации запрещали целый ряд фольклорных памятников. Однако, невзирая на репрессии, эпос “Урал-Батыр” чкудом уцелел.

Я хочу познакомить вас, дорогой читатель, с Урал–батыром – главным героем одноименного башкирского эпоса!
В честь Урал-батыра названы Уральские горы. Он приходится сыном герою Янбирде и младшим братом Шульгену.
Однажды, Урал попал в страну горя Катилы. Там – то он впервые показал себя. Поясняю: Урал-батыр сразился с грозным быком, которого и не испугался. Правда, Урал не убил быка, а только поранил. Этот фрагмент говорит нам о чистосердечности и милосердии богатыря.
Также, храбрый Урал-батыр любит свою родину. Ведь, если человек бескорыстно спасает свое отечество и людей живущих в нем, то вероятнее всего, он любит свою родину.
Есть у защитника бедных и слабых злейших враг – падишах Катила. Что между ними произошло? Почему они стали враждовать? Ответ прост: огромный, как обвешанный кладью верблюд, сопящий как ожиревший медведь, с налитыми кровью глазами, со вздутыми веками и бровями, Катила, был отцом единственной дочки, которая выбирала себе жениха. Выбирала – выбирала да и выбрала Урала. Но богатырь не захотел становиться ее мужем, тем самым показав свою независимость. И из – за этого Катила на него осерчал. Но, в конце концов, Урал-батыр усмирил его гнев.
Ну вот, настал конец нашему путешествию по башкирским народным эпосам. Надеюсь, что Урал-батыр вам понравился.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

В башкирской мифологии есть герой-первопредок Урал-батыр или Урал. Подобно Гераклу он путешествует по свету и совершает подвиги во имя добра. При этом, Урал не является богом хотя и обладает мифическими способностями. Так, в своем последнем бою он выпивает целое озеро вместе со своими врагами, но в следствии этого погибает и сам.

Из тела Урал-батыра созданы Уральские горы, а нефть добываемая в этих краях образовалась из пролитой крови Урала. Да и луну создал Урал-батыр уничтожив лишнее Солнце.

Семья у героя тоже была необычная. Брат — главный злодей и враг Урала. Супруга — девушка-лебедь Хумай.

Потомки Урала - дети Идель, Нугуш, Яик и племянник Хакмар (сын брата и главного врага Шульгена, который узнав о предательстве отца попросил Урала стать ему отцом), также стали героями трудившимиса на благо башкирского народа. Их именами теперь называются главные реки Южного Урала: Агидель, Нугуш, Яик, Сакмара.

Волшебный конь Урала — Акбузат, если в огонь попадет – не сгорит, в воду войдет – не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он на небе родился, а когда скачет по земле, буря поднимается такая, что камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.

Легенда о Урал-батыре

Благородный Урал Батыр, уступил безопасный путь старшему брату, а сам направился по дороге, на которой на каждом шагу его подстерегает смерть. Но даже следуя безопасной дорогой Шульген не справился с соблазнами и перешел на сторону зла выпив кровь наделяющую человека силой. После этого Шульген становится одним из главных злодеев и врагов Урала.

Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.

Сражение с быком

Однажды кровожадный царь Катилла угнетающий народ послал против Урала огромного быка, но тот не мог противостоять силе героя. Человеческим голосом бык угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер. Но не тут-то было.

В схватке Урал согнул быку, выбил верхний зуб и разорвал копыта. С тех пор у быков кривые рога, не растет передний зуб и разделенные на две половины копыта.

Помилованный Урал-батыром бык привел свое стадо на Урал, и оно с тех пор служит людям.

Эпос "Урал-батыр"- это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.

А в самом эпосе говорится о семье, которая жила на нетронутых землях. У Янбирде была жена Янбике, а у мне них было два сына младший Урал и старший Шульген. Младший сын был послушным и воспитанным, а старший наоборот никогда не слушался и всегда перечил отцу. Была обычная семья которое занималось охотой и рыболовством, как у них проходила жизнь не спеша.

Но однажды отец поведал своим сыновьям историю о Смерти, который может побороть только живительная вода. Тогда старик сказал парням, что обязательно нужно найти эту воду. Он дал каждому по льву и отправил их в путь.

Тогда,так как братья были очень разными, они разошлись и пошли разными дорогами. Шульген пошёл в край под названием Самрау, а Урал направился в земли Катила, который каждый год приносил в жертву людей. Урал сразу же решил покончить со смертью и поэтому вступил в бой с царством быком. У них была жестокая схватка, но Урал всё-таки выиграл её. При этом Младший сын не убил быка, а даровал ему жизнь. В знак благодарности теперь все бутики находятся на службе у человека, при этом у них загнутые рога и раздвоенные копыта. Правитель этих земель с ужасом покинул их, а Урал поженился на его дочери.

А Шульген на своём пути встретил змеиного правителя, которой был в дружбе со злыми силами. Этот правитель подчинил себе Шульгена и настроил его против младшего брата. Именно поэтому Шульнген постоянно мешал Уралу. Младший брат сражался с различными мифическими существами и выигрывал бои. На местах, на которых оставались тела этих существ, вырастали Уральские горы.

В следующей части эпоса говорится о смерти Великого Батыра, который оставил после себя предков таких же добрых и порядочных. Именно они продолжают род, занимаются хорошими делами, открывают новые реки и горы, которые теперь носят их имена.

Всё-таки Урал нашел ту самую живую воду. Но при этом он не отнес её людям,а вылил на землю. Потому что Батыр считал, что только природа может быть великой и бессмертной.Поэтому предки были очень благодарны Уралу, так как их окружала красивая и величественная природа.

Эпос "урал-батыр" очень интересный, так как в нём много ведуется о происхождении государства, о самоотверженности и преданности, о благородности и умении думать о будущем в нужный момент.

Также читают:

Рассказ Эпос Урал-батыр (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Многие сказки имеют счастливый конец. Но в большинстве произведениях знаменитого Ганса Христиана Андерсена есть добрая доля правды. Поэтому, чаще всего, его рассказы заканчиваются трагически. И сказка о жизнерадостной ромашке не исключение.

Эта история произошла в середине 19-го века. В семье мистера Домби появился долгожданный сын, которого назвали Полем. Сам мистер Домби являлся владельцем одной из крупнейшей лондонских фирм и называлась

Читайте также: