Эмоции в профессиональной деятельности медицинского работника сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Эмоции в работе медицинской сестры ⇐ Дискуссионный клуб

Модератор: kapa

Я учусь на исследователя различных общественных процессов, и пишу уже вторую работу на тему медицины, так как считаю, что то, что происходит в современной России в секторе здравоохранения, нуждается в изучении и, возможно, такие исследования смогут сыграть свою роль в улучшении ситуации и изменениях в профессиональной структуре. В данном случае хочу предоставить Вашему вниманию выводы и основные положения моей работы на тему эмоционального труда, который выполняют палатные медицинские сестры, в частности в кардиохирургическом секторе медицинского обслуживания.
Целью моего исследования было понять, насколько общение с пациентом важно в профессии палатного медицинского работника, как оно воспринимается самим работником и какие факторы могут позитивно или негативно влиять на его процесс.
Так же мне было важно понять, каким образом строится коммуникация между медицинским работником и врачом/главной медсестрой, что влияет на такую коммуникацию и в какой степени медицинские работники обладают автономией, особенно в построении общения с пациентом и с начальством.
Для меня очень важно понять, насколько эта тема актуальна и публична, поэтому хотелось бы попросить Вашего внимания к небольшому отрывку составленному из выводов по моей работе, и узнать, насколько данные актуальны на Ваш взгляд и, каким образом, можно повлиять на ситуацию в современной России.

Заранее большое спасибо за Ваше внимание и понимание!


Эмоции в работе палатных медицинских сестер в отделении кардиохирургии

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973). Наряду с этим, как отмечала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных ситуациях.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (Ореховский и др., 1989).

Что же имеется в действительности?

15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников 337

Таблица 15.4 Выраженность эмоциональных особенностей у студентов-медиков разного пола (баллы)

Эмоциональная особенность Мужчины Женщины
Отзывчивость 4,58 4,80
Чуткость 4,51 4,77
Жалостливость 4,36 4,61
Сострадание 4,24 4,57
Сожаление 4,20 4,46

Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, однозначно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном данные получились довольно противоречивые. Суммарная эмпатичность медицинских сестер, определенная по методике В. М. Русалова, оказалась средней (Круглова, 2000), определенная по методике А. Мехрабяна - чуть выше средней (Балмашнова, 2000) или ниже средней (Шилова, 2000).

Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость (Круглова, 2000; Шилова, 2000).

У врачей эмпатийность была несколько выше, чем у медицинских сестер, а по нейротизму различий не выявлено (Балмашнова, 2000).

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное состояние: от беспечности, расслабленности, безмятежности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженности и большей душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловлено тем, что с третьего курса студенты-медики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатичности будущих врачей - студентов медицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух недель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положительное отношение к больным возрастало по сранению с первым впечатлением, в то время как у 50 % низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональной сфере студентов-медиков (табл. 15.4).

Как видно из таблицы, у студенток-медиков все эмпатичные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.

На рис. 15.4 представлены сравнительные данные по возрастным изменениям эмпатии у представителей различных профессий, полученные И. М. Юсуповым (1993).

Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий


Рис.15.4. Возрастная динамика индексов эмпатии для представителей различных

коммуникативных профессий: 1 - педагоги (684 человека), 2 - врачи-терапевты


Лучше всего переносят психологические нагрузки эмоционально устойчивые люди.


О том, как сотрудники медицинских учреждений могут повысить свою эмоциональную устойчивость, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва.

Профессиональные проблемы медиков

Эмоции играют в нашей жизни очень важную роль. Разум — это опора на опыт и знания, а эмоции проявляются в нашей жизни уже с момента рождения, и именно они обеспечивают нам выживание и умение адаптироваться в окружающем мире. Эмоции украшают человека и подчёркивают его индивидуальность, но всё хорошо в меру: если мы будем слишком откровенны в своих эмоциональных проявлениях, то можем напугать, обидеть или оскорбить других людей. Поэтому каждому человеку в своём поведении важно достичь определённого баланса: руководствоваться разумом, но при этом сохранять эмоции. Для работников сферы здравоохранения умение владеть своими эмоциями особенно важно, так как по роду своей профессиональной деятельности они находятся в эмоционально неблагоприятной среде и чаще других сталкиваются с негативными эмоциональными проявлениями. Они вынуждены принимать на себя большой поток негатива со стороны пациентов, подавляя при этом собственные эмоции. Это колоссальная нагрузка, которая требует развития такого качества, как эмоциональная устойчивость.


Путь к эмоциональному равновесию

Чтобы предупредить неблагоприятное влияние эмоций со стороны неуравновешенных пациентов, нужно научиться признавать за ними право на свободное проявление этих чувств и не принимать их выпады в свой адрес. Для этого нужно чаще напоминать себе, что проблемы не у вас, а у пациентов: это с ними, а не с вами жизнь сыграла злую шутку, и они теряют самообладание из-за собственных нерешённых проблем. Постарайтесь снисходительно относиться к таким пациентам, простить им негативные эмоции и оправдать их недостойное поведение болезнью или другими проблемами. Выработав такую гибкость, вы сможете сохранять эмоциональное равновесие в любой ситуации, и работать вам будет намного легче. Напоминайте себе, что чужой негатив — вполне нормальное явление, и это поможет вам быстрее освободиться от эмоционального напряжения.

Причин для развития эмоциональной устойчивости у работников сферы здравоохранения очень много, но главными из них являются следующие.

Причина первая. Негативные эмоции пациентов, стресс и различные неприятности приводят сотрудников медицинских учреждений к снижению работоспособности: человек устаёт и перестаёт сопротивляться стрессу и накопившимся проблемам. При недостаточной эмоциональной устойчивости в такой ситуации можно потерять самообладание, и тогда может произойти эмоциональный срыв. Недавно был чудовищный случай с врачом, который избил пациента до смерти, — яркий пример того, как человек не смог совладать со своими эмоциями и в состоянии, близком к аффекту, совершил страшный поступок.

Причина вторая. Профессия медиков требует сдерживания эмоций, а это очень опасно для здоровья: постоянное сдерживание негативных эмоций (страх, тревога, раздражение и т. п.) отравляет наш организм токсинами стресса и приводит к психосоматическим заболеваниям. Длительное подавление раздражения и гнева — это прямой путь к ишемии, гипертонии, заболеваниям ЖКТ и двенадцатиперстной кишки.

Причина третья. Неумение контролировать свои эмоции может также привести к конфликтам с другими людьми. Чтобы сохранить своё здоровье и при этом достойно выглядеть в глазах пациентов, каждый медицинский работник должен уметь контролировать свои эмоции в любой ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости поможет решить эту проблему.


Но бывают случаи, когда выйти из помещения или дать волю своим эмоциям невозможно — например, если вы сидите на совещании. Чтобы быстрее успокоиться в такой ситуации, нужно перевести угол зрения. Попробуйте посмотреть в окно, причём не просто так, а фиксированно: рассмотрите, что там происходит, и перечислите мысленно всё, что вы там видите, или просто медленно считайте до десяти — за это время эмоция должна уйти. Если посмотреть в окно не удаётся, переведите взгляд на своих сослуживцев: кто как выглядит, кто во что одет, какие у них причёски. Это тоже поможет отвлечься от неприятностей.

Самые простые способы снизить эмоциональное напряжение

Глубоко и медленно дышать

Массировать кончик мизинца

Придумать собственные мантры и мысленно повторять их в трудной ситуации.

Подводя итог

В идеале для развития эмоциональной устойчивости неплохо стать оптимистом: люди с позитивным отношением к жизни в любой ситуации ищут положительные стороны и обязательно их находят. Пессимисты концентрируются на мрачных вещах, поэтому у них преобладают отрицательные эмоции, которые негативно отражаются на здоровье, эмоциональном состоянии и карьере. Старайтесь жить так, чтобы любая опасность воспринималась не как катастрофа, а как временная трудность. Если вы научитесь экономно расходовать свои эмоциональные ресурсы и силой разума корректировать своё поведение, это поможет в любой ситуации сохранять эмоциональную устойчивость и тем самым избежать многих проблем.


Управление эмоциями: пошаговая инструкция

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно понять природу их появления и научиться использовать их с максимальной выгодой для себя.

Шаг первый: признать появление неблагоприятной эмоции.

Шаг второй: выяснить причину появления неблагоприятных эмоций.

Для этого нужно составить для себя перечень ситуаций, которые вызывают негативные эмоции, и понять круг проблем, которые к ним ведут. Другими словами — выяснить, что именно вас цепляет в каждом конкретном случае. Причины могут быть разные: социальные проблемы, повышенный риск, угроза здоровью или благополучию. Изучив перечень ситуаций, в которых у вас возникают нежелательные эмоции, вы сможете к ним подготовиться.


Шаг третий: научиться преодолевать негативную эмоцию, если предупредить её не удалось.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

ВложениеРазмер
doklad_tsukanova_v.a.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом - медсестра умелая, а пациенту - медсестра общающаяся.

Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую установку.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с медицинским работником. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психологического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с медицинским работником, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.

Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

При общение с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих пациентов.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медицинского работника.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинского работника неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.

Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Читайте также: