Экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Что такое сюжет

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Её наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнаёт о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения развиваются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнительных и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План – это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание даёт понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:

описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;

Виды сюжетов

Концентрический сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия.

Концентрический

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Сюжет – это то, что делает книгу интересной для читателя. Даже яркие герои не вытянут повествование при вялом, скучном сюжете. Именно в нем интрига и движуха, красота созданного мира и действия персонажей.

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка – тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил – бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) – возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности

7. Эпилог

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

А о героях и злодеях вы можете прочитать в других моих статьях.

Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).

Сюжет и фабула

Система этих событий и представляет собой сюжет.

Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.

Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.

Пример

Композиция

Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:

  1. экспозиция, в которой мы знакомимся со всеми основными действующими лицами;
  2. завязка, дающая толчок к развитию событий;
  3. развитие действия — самая значительная по объёму часть, в которой мы видим все контакты и столкновения персонажей;
  4. кульминация — апогей действия, когда конфликт произведения доходит до пиковой точки и уже невозможно загладить его, забыть, умолчать;
  5. развязка, в которой нам демонстрируются результаты разрешения конфликта.

Композиция литературного произведения

Пример

Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.

Типы конфликтов

Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.

Пафос может быть:

  • героическим;
  • трагическим;
  • комическим.

Произвольные элементы композиции

Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.

Пример

Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.

Пример

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?

Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.


Что такое сюжет художественного произведения

Сюжет произведения – это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.


3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов


Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка" содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка" кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Читайте также: