Экологические традиции народов россии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Общие с лавянские поконы или неписаные законы………………….

Забота у нас такая, забота у нас простая: чтобы земля была плодородной….

Приложение 1. Природное происхождение названий некоторых населенных пунктов Оренбургской области…………………………..

Приложение 2. Геральдика районов Оренбургской области……………….

Приложение 3. Чуткое отношение славян к природе в приметах,

Приложение 4. Отражение лада с природой в славянской системе питания..

Приложение 5. Целебные и магические свойства воды в понимании древних славян………………………………………………………….

Приложение 6. Славянские традиции сохранения природы…………………

Жители многих промышленных городов Оренбуржья не понаслышке знают о проблеме загрязнения воздуха, нередко своими глазамиможно увидеть заволакивающий города смог. Оренбургская степь взывает о помощи занесенными в Красную книгу тюльпанами и исчезающими видами животных, мы являемся свидетелями борьбы за выживание Бузулукского бора. Назрела необходимость решения проблем с загрязнением почв: ведь просто закапывать в землю отходы, как зачастую это делается в наших краях, недопустимо. Маленькие озера Оренбуржья, а также и когда-то полноводные Урал и Сакмара с каждым годом становятся все меньше и мельче. И происходит все это не без участия человека. Иногда наше равнодушие или бездумное отношение к природе бывает для нее губительным.

А как справлялись с подобными проблемами наши предки - славяне? Может быть, они знали какой-то особенный секрет в отношениях с природой? Какой экологический след оставили они нам в наследство? Эти вопросы определили тематику данного исследования.

Цель исследования : изучение славянских традиций сохранения природы .

Задачи исследования :

- определить отношение к природе в культуре древних славян;

Гипотеза: бережное отношение к природе наших предков позволило сохранить богатый и разнообразный природный мир.

Обзор литературы по теме исследования:

1. Общие с лавянские поконы или неписаные законы

Свято чтить своих Богов и Предков, жить по Совести и в ладу с Природой (славянская заповедь)

Славянская заповедь, обозначенная в эпиграфе, определяла весь уклад жизни наших предков.

Лю бовь к природе нашла отражение в названиях славянских племен. В лесах проживали древляне, в полях и лугах - поляне, у болот -дрегвичи. Именами животных позже стали называть поселения: Бобрики, Орловец, Изборск. Особенности местности дали названия таким древнеславянским городам как Псков (на песках) и Белые Вежи (на меловых залежах).Данную славянскую традицию используют и в наши дни ( Приложение 1 и 2). Многообразие славянских примет, дошедших до нас, свидетельствует о ценности окружающей среды как источника важных сведений (Приложение 3). Это формировало важное представление о взаимосвязях в природе и способствовало ее сохранению.

Вывод: Вся жизнь наших предков подчинялась определенным правилам (Поконам), которые поддерживали гармонию и порядок.Ограничение потребления природных ресурсов исключало нерациональное их использование, разграбление. Это своего рода моральный кодекс (основной закон), который должен соблюдать каждый человек в отношении с окружающей средой.

3.Забота у нас такая, забота у нас простая: чтобы земля была плодородной.

Земля - кормилица, а и та сама есть просит. Земля ласку любит (пословицы)

Жить на Земле означало у наших предков ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее и ладить с ней. Особенно явно проявляется связь с матушкой-землей и забота о ней в славянском солнечном календаре - Кологоде.Многие никогда не слышали о Кологоде, но вот следы его в нашей жизни очень заметны и значимы.

В Кологоде соблюдался главный принцип жизни славян - принцип природосообразности: живи сообразно природе [2]. Сообразно временам года был построен весь уклад жизни наших предков.

Зимние обряды были призваны обеспечить подготовку к новому урожаю иблагополучие коллектива. День зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы) - 21 декабря - считался самым благоприятным для закладки планов всей общины (оговаривали сроки опахивания земель, выбирали сеятелей), так и семейных планов на весь следующий год. А ведь мы тоже подводим итоги прожитого года и ставим задачи на год будущий, а новогоднюю ночь принято встречать в кругу семьи, как и у наших предков.

Летом работа, связанная с землей, прекращалась только на купальскую ночь. Все остальное время наши предки занимались уходом за ней, ладили ее (в борьбе с вредителями обсыпали землю сажей или поливали отварами трав; чтобы не допустить распространения уничтожали зараженные растения).

Обряды осени связаны с заботами о будущем урожае (уборка ульев на зиму, забота о сохранности семян). В это время собран и подсчитан урожай, уже сделаны запасы на следующий год. В августе-сентябре, как известно, природа начинает свою подготовку к отдыху. Славяне, живя в ладу с природой и наблюдая за изменением ритмов ее развития, также старались в этот период больше времени уделять миросозерцанию и отдыху, занимались охотой и рыбалкой). В день осеннего солнцестояния (23 сентября) празднуется день Макоши (образ земли, судьбы) [2] . Считалось, что заканчивается год, в это время для человека самое важное провести самоанализ. Главным обрядом на Макошь было выйти в поле, взять горсть земли, вспомнить, что было в уходящем году плохого и хорошего.Таким образом, человек сам осознавал свои ошибки и делал соответствующие выводы. Бережное отношение к земле в этот период было связано с внесением удобрений на поля, изгнание насекомых-вредителей (в междурядья укладывали пучки полыни).

Велик океан, да и капля для него прибыль (пословица).

С водой связаны многие запреты. Так, например, в июне во время проведения Русальной недели запрещалось купаться, чтобы не тревожить русалок. По преданиям они могли запросто увлечь человека в воду. Однако, у этой фантастической истории также есть вполне разумное, рациональное объяснение: нерест у большинства пресноводной рыбы проходит с весны до начала лета. Следовательно, чем спокойнее он проходил, тем удачнее рыболовный сезон в будущем. В наше время органами Рыбохотнадзора в этот период также введен запрет на отлов рыбы и отстрел животных и птиц. Также было запрещено плевать в воду, ругаться или говорить что-то плохое возле воды. Считалось, что человек делает это в адрес самого бога.

В давние времена существовало множество священных источников, вода которых обладала особо сильной энергетикой. Вокруг них запрещалось собирать грибы и ягоды. И хотя объяснялось это лишь тем, что будет потеряно лечебное свойство воды, совершенно ясно, что нарушение этой традиции могло попросту способствовать нарушению связей в природе и привести к исчезновению источника. Чтобы не допустить этого, у славян было принято высаживать вокруг них деревья, что позволяло сохранить их полноводность на долгие годы. Славянский след оставлять у источников воды посуду, чтобы любой человек мог напиться, жив до сих пор.

Лебедева, А. А. Народные знания славян / А. А. Лебедева. – Москва: Изд-во Пресс, 1987. - 56с.

Скрипник, А. А. Традиционные народные знания / А. А. Скрипник.- Москва: Изд-во Собос, 2000. –95с.

Приложение 1

Природное происхождение названий некоторых населенных пунктов Оренбургской области

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические традиции и обычаи народов России Материал подготовил: учитель б.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические традиции и обычаи народов России Материал подготовил: учитель б.

Экологические традиции и обычаи народов России Материал подготовил: учитель биологии и экологии Пескова Ольга Юрьевна г. Красноярск, 2017 г.

Давайте вспомним! Экология – это…. Экологическое воспитание – это…. Экологиче.

Давайте вспомним! Экология – это…. Экологическое воспитание – это…. Экологическая культура – это…

Россия является многонациональным государством, на её территории проживает бо.

Россия является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов.

Национальный состав населения

Национальный состав населения

У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные.

У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Миг традиций сейчас не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложении знаний прошлого в современной жизни.

Экологические традиции, в частности включают: • веру в спасительные и целител.

Экологические традиции, в частности включают: • веру в спасительные и целительные силы природы; • почитание растений и животных; • охрану уникальных природных объектов; • принципы рационального природопользования; • понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы.

Экологические традиции русского народа

Экологические традиции русского народа

1. Славяне поклонялись духам природы: водяные, русалки, болотники, лешие, дом.

1. Славяне поклонялись духам природы: водяные, русалки, болотники, лешие, домовые Духи требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде, хозяйству.

2. Поклонение животным и растениям: об этом свидетельствуют отголоски язычест.

2. Поклонение животным и растениям: об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников (например, заметание веток березы на Троицу).

Экологические традиции татарского народа

Экологические традиции татарского народа

1. Вера в духов природы: Дух леса - Шурале, Дух речки и озера - Суанасы. Они.

1. Вера в духов природы: Дух леса - Шурале, Дух речки и озера - Суанасы. Они считаются полноправными хозяевами стихии. Встреча с ними человека, по преданиям, может закончиться гибелью. Такое воззрение предохраняло леса, берега рек и озер от излишне частых, неоправданных посещений.

2. Традиции, связанные с использованием воды: За водой полагается ходить с чи.

2. Традиции, связанные с использованием воды: За водой полагается ходить с чистыми ведрами; если женщина вымоет их у колодца, ее ославят как нерадивую хозяйку. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду.

3. Охрана европейского степного сурка (байбака) как священное животное, поско.

3. Охрана европейского степного сурка (байбака) как священное животное, поскольку утреннее поведение сурка напоминает исламский обряд - намаз.

4. Праздник Сабантуй: Сабантуй - праздник весеннего обновления природы. Сабан.

 Экологические традиции чувашского народа

Экологические традиции чувашского народа

1. Каждый объект природы имеет своего духа: Все обряды и ритуалы древнего чув.

2. У чувашского народа, природа - это не просто местообитание, это и двор отц.

2. У чувашского народа, природа - это не просто местообитание, это и двор отцовского дома, и звёзды на небе, и Вселенная, травы , и букашки, заповедные (по – чувашски усыновлённые), леса, священные дубравы и родники, это и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и д.р…: природа для чувашей представлялась единым живым организмом, поэтому они считали. Что нельзя вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. С древних времён чувашский народ учил молодое поколение жить в природе, любить её. Ориентироваться в окружающей среде, знать приметы погоды, повадки животных и птиц.

3. Лес – материальное и духовное богатство народа: Особое внимание чуваши уде.

3. Лес – материальное и духовное богатство народа: Особое внимание чуваши уделяли святым деревьям, их они считали живыми организмами, требовали не допускать по отношению к ним насилия, грубости.

 Экологические традиции мордовского народа

Экологические традиции мордовского народа

1. Духи природы: - Хозяйка рек, озер, колодцев, родников – Ведь-Ава. Ее воспр.

1. Духи природы: - Хозяйка рек, озер, колодцев, родников – Ведь-Ава. Ее воспринимают и как хозяйку рыбы. Существует обычай делать Ведь-Аве съедобные подарки, опуская их в воду, бросать венки из цветов - Хозяйка леса Вирь-Ава. Она дарит охотничью удачу и от нее зависит, не заблудится ли в лесу грибник, не замерзнет ли путник. Ненавистных ей людей Вирь-Ава может защекотать до смерти. Считалось, что она любит слушать длинные песни и сказки. Поэтому охотники- эрзяне, ночуя в лесных избушках, пели и рассказывали сказки для хозяйки леса, которая могла слушать людей, притаившись за стеной. - Дух полей – Паксь-Ава. Ее представляли женщиной огромного роста.


Задание Напишите небольшой рассказ об экологических традициях вашей семьи.

Задание Напишите небольшой рассказ об экологических традициях вашей семьи.

Домашнее задание Выберите любую экологическую традицию и сделайте к ней иллюс.

Домашнее задание Выберите любую экологическую традицию и сделайте к ней иллюстрацию: Формат А4 Рамка белая 1 см Рисунок в цвете (карандашами или красками) С обратной стороны, простым карандашом, подписать Ф.И., класс и название работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Поиск информации в литературных и интернет ресурсах.

2. Опрос старшего поколения.

3. Знакомства с традициями, обычаями, легендами, пословицами и поговорками России.

4. Выяснить значение, влияние на окружающую среду данного народного фольклора.

Что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Экологические традиции - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением.

Что такое экология?

У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Мир традиций сейчас не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложении знаний прошлого в современной жизни.

Экологические традиции русского народа.

Экологические традиции русского народа.

1. Славяне покланялись духам природы: Водяные Русалки Болотники Лешие Домовые Духи требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде и хозяйству.

1. Славяне покланялись духам природы:

Духи требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде и хозяйству.

2. Поклонение животным и растениям: Об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников.

2. Поклонение животным и растениям:

Об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников.

Экологические традиции Нижегородской области.

Вера в духов природы: Дух леса – Шурале Дух речки и озера – Суанасы

Вера в духов природы:

Традиции, связанные с использованием воды:

Культурные традиции марийцев

Марийский культ растений

  • Экологические традиции интересны не только тем, что они адаптируют человека к условиям местности.
  • Важно, что на протяжении столетий они сумели выжить и войти в наш век успешно функционируя в условиях современности.

Спасибо за внимание!


-75%

Благоговение к святыне в сочетании с бережностью и рачительностью не может не менять отношение ко всякой вещи как дару Божию. Отсюда и возможно более полное использование того, что посылает Бог. Грех, если земля запущена и заброшена. Господь дал ее людям в управление и спросит с них за нее.

О традициях русского природопользования и о необходимости их возрождения рассказывает профессор, доктор геолого-минералогических наук Сергей Николаевич Чернышов. В этом году 12 ноября ученому исполняется 80 лет.

Каждый народ, живя на земле, выработал свою философию природопользования. Она может быть не записана, даже не осознана многими носителями ее. Но она всегда есть, если говорить о народах со сложившейся и древней культурой. Без такой философии народ не может существовать. Без органического культурно-хозяйственного уклада он губит природу. Сейчас во многих местах планеты мы наблюдаем стремительно развивающиеся процессы разрушения природы, которые неизбежно следуют за отказом от национальных традиций и чрезмерным заимствованием опыта других наций.

Обратимся к отечественным принципам природопользования. Положение человека под небом на земле давало ему право пользоваться природой как даром Божиим. И одновременно обязывало его украшать землю и заботиться о животных, братьях наших меньших, как назвал их Сергей Есенин. Жизнь на земле в идеале мыслится как гармоничное сообщество, процветающая экосистема.

Любя животных, русский человек отличал себя от них. Это выражалось даже в языке. О человеке говорили: родился и умер, а о животных выражались другими словами: корова отелилась, лошадь ожеребилась и пала.
Отчетливо осознавая себя между небом и землей, между Творцом и остальной тварью, русский человек в соответствии с учением Церкви ставил себе задачи: самоограничение потребностей; возможно более полное использование всего взятого им у природы; украшение земли посредством своего труда.

Профессор Сергей Николаевич Чернышев

Профессор Сергей Николаевич Чернышев

Самоограничение потребностей считалось идеалом. Счастье видели в богатой, обеспеченной жизни, но высшее счастье – в духовном богатстве, в отречении от земного, в пути преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Паисия Величковского. Но и в миру самоограничение было идеалом. Самоограничение в повседневной жизни всего народа выражалось в неукоснительном соблюдении постов – общей продолжительностью около 16 недель. Другой формой ограничения в пище были приуроченные к церковным праздникам сроки начала сбора яблок, меда, орехов, так называемые яблочный Спас (19 августа), медовый Спас (14 августа) и ореховый Спас (29 августа).

Самоограничение в охоте, рыбной ловле очень близко примыкает к традиции наиболее полного использования всего, что дает природа. Здесь можно вспомнить, как запрещалось не только выбрасывать хлеб, но и хлебные крошки. Народная мудрость учила беречь дар Божий и плод труда – хлеб.

Помню, как заставляли меня в детстве тщательно сгребать скошенную на сено траву, как чисто выкашивать. Из рассказов рязанцев знаю, как весь город охранял Окский луг, что зеленым ковром лежит у его подножия. Ходить через луг разрешалось только определенными тропами и только босиком. Горожане разувались, ступая на луг.

Окские луга

Окские луга

Все, что не съедалось людьми, – отдавалось скоту. Все, что непригодно скоту, – шло в печь, давало тепло и золу для удобрения и борьбы с вредителями. Так в земле завершался круговорот веществ в крестьянском хозяйстве. Таким образом, человек кормил скот и облагораживал почву, ухаживал за ними. Принцип безотходного производства был реализован в крестьянском хозяйстве. Одновременно осуществлялась экономия ресурсов и очистка природной среды от отходов, говоря современным языком. У деревни не было помойки или свалки. Использовались только возобновляемые источники энергии: трава, дрова, вода, ветер, солнечная энергия.

Можно назвать еще много народных традиций, которые вытекают из православного отношения к творению Божию, но нужно сказать несколько слов о новом переломе в мировоззрении, который смел народные традиции.

Традиции русского народа и других христианских народов нисколько не препятствуют развитию хозяйства и цивилизации, но ставят разумные, вполне посильные человеку и обществу ограничения, диктуемые духовно-нравственными основаниями жизни и заботой о сохранении природы.


Сейчас 21 век, так? Кто меня постоянно читает, мои соратники, понимают, что Русская Тайга – единый живой организм. Идеям великого русского мыслителя Вернадского – столетие. Сотню лет как в научный мир пришли термины, описывающие взаимосвязь живого и не живого. Понятия, ясно определяющие всю нашу планету, как единый живой организм! Все ли это понимают сейчас? Стали ли такие представления об окружающем нас мире общепризнанными? Нет! Больше того: единицы это понимают! Не просто большинство, а подавляющее большинство, об этом даже не задумывается.

Странно прозвучит, но в прошлом представления о живой Матери-Земле были общераспространенными. Если осмыслить взгляды наших не очень то и далеких предков на окружающий мир, то окажется, что они очень похожи на современные научные представления о живых биологических системах. И, при этом, еще и очень практичны! Связаны с ритуалами, повседневным поведением людей. Направленны на жизнь в гармонии с природой.

У народов Центральной Азии – Тенгри. Сейчас возрождается. Многие молодые люди эту концепцию праотцов осмысливают вновь. Разницы то нет со славянскими древними представлениями, по сути! Мать-Земля и Отец-Небо в Тенгри! И всеобщая сила жизни, которая пронизывает собой все.

Я свой проект когда-то назвал Русская Тайга. Потому, что искал какую-то фразу, символизирующую объединение. В тайге нашей, и тайгой нашей, живет множество народов. Тайга – она дом для всех. И всегда, издревле, таким домом любому человеку и народу была. После летней экспедиции 2019 года я все больше задумываюсь, как похожи представления всех наших народов о тайге, о своем взаимодействии с окружающим миром. Почему развитие культуры свернуло на путь противопоставления человека природе?

В шоке, наверное, наши предки бы были, если бы увидели, как люди сейчас поступают!

Я верю, что Мать-Земля живая. Я вижу в Русской Тайге обитель моих Богов.

И мне кажется, что древние Боги Русской Тайги просто спят. Однажды лесорубы свалят такое древнее дерево-прародитель, и они проснутся. И плохо будет всем нам, не сохранившим Мать-Землю!

Автор: писатель Павел Пашков.

Этот материал важен? Вы можете поддержать мою общественную деятельность, стать соучастником проектов в защиту природы. Я не размещаю рекламу и не финансируюсь кем-либо, вся деятельность ведется исключительно самостоятельно, своими силами! Все материалы, экспедиции, рейды. Мы должны оставаться полностью независимыми от власти и бизнеса. Не оставайтесь в стороне, когда это действительно важно: ПОДДЕРЖАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Читайте также: