Егораева презентация сочинение егэ 2021

Обновлено: 02.07.2024

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

ЕГЭ 2022, Русский язык, Тренажёр, Учимся писать сочинение, Егораева Г.Т.

В пособии представлена многократно опробованная на практике методика поэтапной подготовки выпускника к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
Каждая часть пособия соответствует критериям оценивания сочинения: определению проблемы исходного текста, созданию комментария, формулировке авторской позиции и собственного мнения с его обоснованием на жизненном или литературном материале.
Таблицы, схемы, алгоритмы выполнения заданий информативны, просты и содержательны, а образцы сочинений в новом формате способствуют запоминанию чёткой структуры сочинения и созданию аналогичных работ.
Подробное разъяснение методики анализа формулировки темы, структуры комментария, способов обоснования личностной позиции поможет учащимся быстро, эффективно и качественно подготовиться к написанию сочинения на предстоящем экзамене.
В приложениях даны интересные тексты для проверки навыков написания сочинения и большой банк материалов из читательского опыта для обоснования собственной позиции.
Пособие адресовано учащимся старших классов, преподавателям и методистам.

Комментируем сформулированную проблему текста.
Комментирование проблемы с опорой на исходный текст — наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы, так как это задание позволяет оценить, правильно ли понят исходный текст, определены ли аспекты сформулированной автором проблемы. Именно умение объяснить рассматриваемые автором стороны проблемы, полнота этих пояснений оцениваются при проверке работы выпускника.

СОДЕРЖАНИЕ.
Требование к сочинению по прочитанному тексту.
Часть 1. Формулируем проблему текста.
Часть 2. Комментируем сформулированную проблему текста.
Часть 3. Формулируем позицию автора.
Часть 4. Отношение к позиции автора и обоснование собственной точки зрения.
Приложение 1.
Тексты для работы.
Приложение 2.
Материалы для обоснования собственной позиции.
Литература.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Выявление смысловых отношений в тексте – важное
условие его понимания
Смысловая связь в тексте помогает автору
установить взаимозависимость и взаимообусловленность фактов, событий,
поступков героя (-ев), его (их) поведения и т.п.;
показать взаимоотношения героев;
детально изобразить что-либо;
создать общую картину чего-л., детали которой обозначены путём перечисления
отдельных частей;
создать целостный образ;
убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
показать причины того или иного события, действия, поступка;
противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное,
реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.
понять основную мысль текста

Смысловые связи и их анализ
Указать смысловые отношения между примерами-иллюстрациями
и проанализировать их – значит найти взаимозависимость этих
примеров и прокомментировать её роль.
Взаимозависимость (смысловая связь)
Первый пример Причинно-следственная
Второй пример
Первый пример Сопоставительная,
Второй пример
сравнительная,
противопоставительная
и т.д.
Как эта взаимосвязь примеров-иллюстраций влияет на понимание
аспектов сформулированной проблемы текста?

Как проанализировать смысловую связь между
примерами-иллюстрациями?
1. Определите вид смысловой связи между выбранными Вами примерамииллюстрациями.
2. Прокомментируйте её в 2-3 предложениях:
О чём свидетельствует эта смысловая связь?
Как она помогает понять сформулированную проблему текста?
Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом
состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)?
Какие выводы, обобщения помогает сделать?
Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел?
Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.

Зачем?
С какой целью?
Для чего?
Автор
Как это помогает
понять,
прояснить,
конкретизировать,
расшифровать,
раскрыть
проблему;
авторскую позицию;
авторский замысел;
характер, поступки,
поведение героя и
т.д.

Комментарий к проблеме
Опора на исходный текст
Наличие 2-х примеров-иллюстраций
Критерии
оценивания
Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
Определение смысловой связи между
примерами-иллюстрациями и её анализ
Фактические ошибки

Таблица оценивания комментария к сформулированной
проблеме текста
Баллы
6
Пример 1
+
+
+
+
+
+
Пояснение 1
Пример 2
Пояснение 2
Смысловая связь
Анализ
смысловой связи
5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
-
2
+
+
+
+
+
+
-
+
+
-
1
+
+
-
+
+
-
+
-
+
-
1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в
комментарии нет

Пояснение к примеру-иллюстрации
• Цель пояснения: выявить смысл авторского
• рассуждения о…/
• повествования о…/
• описания…/
• какого-либо приёма в тексте,
чтобы в итоге установить отношение автора к
проблеме
понять авторскую позицию.
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем
вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?

Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из
текста художественного стиля могут стать
разъяснение смысла, оценка, анализ
мотивов поведения героя (-ев);
монологов (в том числе внутренних), диалогов;
поступков героев;
их личностных особенностей;
взаимоотношений с окружающими;
внутреннего состояния;
отношения к себе и к миру и т.д.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного
текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в
указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.

Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из
текста публицистического стиля могут
стать разъяснение смысла, оценка, анализ
фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
авторских аргументов, доводов;
различных точек зрения на проблему;
авторских (и не только) высказываний и т.п

Пояснения к примерам-иллюстрациям
Толкование,
изъяснение
приведённых
примеров
Объяснительные
примечания к
примерамиллюстрациям
Разъяснительные
замечания к
приведённым примерам
Текст, представляющий собой дополнительное объяснение примеров.
Цель пояснения - облегчить читателю понимание текста, раскрыть его
содержание и авторский замысел.

Алгоритм выявления смысловых связей между
примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской
позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста:
сравнительные, противопоставительные, сопоставительные,
причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие
(иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять,
раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию,
характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав
смысловые отношения между найденными примерамииллюстрациями.

Смысловые связи между примерами-иллюстрациями

Вид связи
1.
Сравнительная,
сопоставительная или
противопоставительная
Как
определить
вид связи
Возникает в том
случае, когда
смыслы
примеровиллюстраций
сравниваются,
сопоставляются
или
противопоставляю
тся друг другу.
Вспомогательные вопросы
Способ оформления
В этом противопоставлении
Какие события (факты) (сопоставлении) особо ярко
сравниваются
можно увидеть (что?)…
(сопоставляются,
Если сопоставить поведение
противопоставляются) героев, то (пояснить, к каким
и почему? Как это
выводам можно прийти)…
помогает понять
Сопоставляя
проблему текста?
(противопоставляя) эти события,
Что
нельзя не отметить, что
противопоставлено в
(раскрыть своё видение роли
примерах?
этой смысловой связи) ….
С чем и почему это
Сравнивая эти события
сравнивается
(факты), нельзя не увидеть,
(сопоставляется)?
что…
В чем автор видит
Противопоставляя факты,
сходство (различие)
автор подчеркнул главное: (что
сопоставляемых
именно и зачем?)
(противопоставляемых) Сопоставляя (поведение героев,
явлений? и т.д.
разные мнения, точки зрения и
т.п.)…, автор обращает
внимание (на что и зачем?)…

Функции сравнительной (сопоставительной) связи
В тексте сравнительная
(сопоставительная,
противопоставительная) связь помогает
понять
• характер героя (явления, события и т.д),
его состояние или мотивы поведения;
• настроение, эмоции героя;
• чувства, мысли героя или автора;
• авторскую оценку героя, предмета или
явления и т.п.

2.
Пояснительная,
уточняющая
Второй примериллюстрация
поясняет,
иллюстрирует,
характеризует,
описывает,
оценивает,
дополняет,
уточняет то, о
чём говорится в
первом примереиллюстрации
Как и для чего автор поясняет
(иллюстрирует,
характеризует, описывает,
оценивает, уточняет то, о
чём говорится в первом
примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок,
действие, факт) можно
объяснить?
Какими примерами автор
подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания
сформулированной проблемы
текста?
Что можно привести в
качестве подтверждения?
Как содержание второго
примера помогает лучше
понять содержание первого?
Продолжая свою мысль, автор
уточняет, детализирует
(что и зачем?)…
Это событие
(характеристика, поступок,
поведение и т.п) дополняет
(как?) представление о…;
Эти примеры
иллюстрируют (что и для
чего?)….
Уточняя сказанное, автор
(что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет,
уточняет (как?) содержание
предложения… (указать номер
первого примера-иллюстрации)
и помогает понять (что и
каким образом?)…
Что нового вносит содержание Автор…. разъясняет
второго примера в понимание
(дополняет, уточняет) (что
первого?
и зачем?) :…

Функции пояснительной (уточняющей)
смысловой связи
• Эти виды смысловых отношений дают
возможность получить полную,
исчерпывающую информацию о чём-либо;
при этом пояснительные отношения как бы
расшифровывают и уточняют идею первого
примера.
Обратите внимание!
Уточняющая связь – это переход от более
широкого понятия к более узкому, а
пояснительная – это обозначение одного и того
же понятия другими словами.

2.
Причинноследственная
Причина и следствие
представляют собой
логическое
единство. При этом
под причиной
понимается явление,
обстоятельство,
обусловливающее
другое явление или
действие, которое
называется
следствием.
Причинноследственная
связь — это сцепка
причин, событий и
последствий, к
которым всё это
привело.
Почему это
произошло?
Что стало причиной
события (поступка,
поведения и т.п.)?
В силу чего это
случилось?
Что из этого
следует?
Какие последствия
повлекло это
событие?
Как это повлияло на
дальнейшие
события?
Что из этого, по
мнению автора,
следует?
К чему это привело
(приведет)?
Как это сказалось
(скажется) на
дальнейшем ходе
событий?
Эти примеры
называют причины, по
которым…
Причиной такого
поведения является…
Следствием такого
отношения к
окружающим стало…
(указать результат и
пояснить свой
вывод)
Этот пример
помогает увидеть
последствия
эгоистичного
отношения к миру:
(что и как
изменилось?
Как сказалось на
судьбе героя (-ев),
событиях и т.п.)

Смысловая связь и её место в композиции
сочинения
Место смысловой связи:
в начале комментария:
Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя
до и после встречи с однополчанами; (в этом случае анализ этих
смысловых отношений может быть дан перед формулировкой
авторской позиции)
• в конце комментария как его завершение:
Противопоставляя эти события, автор помогает читателю
увидеть индивидуальные особенности характера героя —
незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту.

Роль начала художественного текста
1. Вводит систему
координат модели
мира, созданного
автором
2. Выполняет
функцию фонового
описания
3. Участвует в
создании
характеристик как
главных, так и
второстепенных
персонажей
4. Заключает в сжатом
виде основное
содержание текста
или его части.
Кто?
Где?
Когда?

3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот
треклятый ревмокардит.
• не зажёг маячный огонь
• угодил на полгода в госпиталь
• не присвоили очередное звание
НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
1. Не нравящийся своими качествами, противный. Н.
вкус.
2. Вызывающий неудовольствие, волнение,
нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.
• демобилизовали одним из
первых
Синонимы
беда, горе, огорчение, удар, скорбь,
несчастье, зло

(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой
случай становится водоразделом целой судьбы.
(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося
камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только
чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток
провели на островке, пока не затих шторм.

Алгоритм работы над сочинением
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)
Находим первый пример,
иллюстрирующий
аспекты проблемы
Находим второй пример,
иллюстрирующий
аспекты проблемы
Определяем вид смысловой связи между ними
Поясняем первый пример
Поясняем второй пример
Указываем смысловую связь между примерами и
анализируем её
Формулируем авторскую позицию
Формулируем собственную позицию
Обосновываем свою точку зрения

Проблема ответственности человека за свои поступки
Противопоставление частей информации
(13)Он уверил командира в том, что
уже неоднократно высаживался
здесь, что знает проходы в
прибрежных камнях.
(14)Он никогда даже близко здесь не был и
не ведал никаких проходов.
В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?
Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть
безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на
поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться
обстоятельства.

Проблема ответственности человека за свои поступки
Сопоставление частей информации
(3)Все неприятности начались тогда же, когда
он заработал этот треклятый
ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает
иногда: маленький, рядовой случай
становится водоразделом целой судьбы.
(18)Просто судьба изменила…
(20)…Удар, треск ломающихся вёсел,
перекошенные рты на матросских лицах и рык
ветра… (21)Только чудом никто не погиб.
(22)Израненные, простывшие, они больше
суток провели на островке, пока не затих шторм.
В чём смысл сопоставления этих частей информации?
Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не
осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии
виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок,
болен и несчастлив.

Возьмите на заметку!
Проверяя сочинения, учителя иногда
• не учитывают фактические ошибки в понимании текста;
• засчитывают пример-иллюстрацию не по
сформулированной проблеме;
• в качестве двух примеров засчитывают смысловой
повтор, выраженный разными средствами языка (один
пример-иллюстрация);
• в качестве комментария засчитывают авторскую
позицию;
• засчитывают анализ средств выразительности, который
не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы
исходного текста.

2 Исследование термина Комментарий - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Комментарий- 1.пояснения;2. примечания; 3. толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)

3 Требования к комментарию 1.Комментировать сформулированную проблему; 2. Уметь находить и пояснять смысловые компоненты текста (проходить мыслительный путь, обратный авторскому, обозначая те стороны, которые особенно заинтересовали автора;

4 Составляющие комментария Целевая установка; Объект комментирования; Обязательная направленность комментария (Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста). Объём.

5 Виды комментария Текстуальный Концептуальный Объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы Опираясь на знание текста, даются различного рода интерпретации

6 Способы комментирования проблемы 1. Свободный комментарий с опорой на предложенный текст;. 1. Свободный комментарий с опорой на предложенный текст;. 2.Изложение собственной точки зрения с опорой на предложенный текст

8 Учитесь видеть подтекст! Подтекст – способность слов, словосочетаний и предложений в отдельных фрагментах таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста. Прочитать подтекст поможет анализ Заглавия, предисловия (если есть) Языковых особенностей текста Ключевых моментов текста Художественных деталей

9 Концептуальный комментарий Интерпретация проблемы - этоТолкованиеОбъяснениеРаскрытие смысла

10 Важно! Уметь проанализировать что сказано и как сказано. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел. Грамотно изложить свои наблюдения. . Комментарий всегда должен опираться на прочитанный текст.

14 Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Проблема прокомментирована неточно или противоречиво. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.

15 Презентация подготовлена Белой Л.Н. для самостоятельной работы учащихся 10 класса МОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ 2011 год.

Файл содержит конспект урока, презентацию по указанной теме, а также текст и три сочинения-рассуждения учеников, на материале которых ученики, работая в группах, учатся определять достоинства и недостатки работ, исправлять недочёты, комментировать исходный текст. Данный материал может быть использован при подготовке к выполнению задания 25 ЕГЭ как на уроке, так и занятиях элективного курса..



Целевая аудитория: для учителя

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: