Сочинение на тему домострой

Обновлено: 05.07.2024

3067 Слова | 13 Стр.

Домострой

747 Слова | 3 Стр.

Домострой. Быт и отношения в Домострое

2054 Слова | 9 Стр.

Домострой как памятник культуры

Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Наш русский "Домострой" сложился не сразу. По предположениям филологов он бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. (Wikipedia, 2013) В том окончательном виде, как мы его знаем и предлагаем сегодня вашему вниманию, "Домострой" сложился в эпоху Иванна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытодживания.

2385 Слова | 10 Стр.

7812 Слова | 32 Стр.

Русский семейный уклад в XVI В. По домострою

4867 Слова | 20 Стр.

ДОМОСТРОЙ

ДОМОСТРОЙ ДОМОСТРОЙ – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни. По мнению одних исследователей (С.М.Соловьев, И.С.Некрасов, А.С.Орлов, в настоящее время Д.В.Колесов) текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества.

684 Слова | 3 Стр.

Семейный уклад по домострою

4361 Слова | 18 Стр.

гражданская современные подходы и оценки

1328 Слова | 6 Стр.

Этике: исторические корни и современный смысл

Тема: ЭТИКЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СОВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ Работу выполнила: Студентка I курса Группы СП 11 Белозерова Зоя Владимировна Проверил (а): Преподаватель Фролова Ольга Леонидовна Магадан 2011 Оглавление Введение 3 1. Становление и развитие этикета в Европе 4 2. История развития этикета в России. 8 Заключение 10 Список литературы 11 Введение В современном мире большую роль играет этикет, охватывает.

1826 Слова | 8 Стр.

Семья в современном мире

2998 Слова | 12 Стр.

Свет и тени современного российского образования

4456 Слова | 18 Стр.

основы соц культ проектирования скд Современные социально культурные институты как база для создания и внедрения прогрессивных социальных педагогических анимационных досуговых и других технологий

20 Введение В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни. Преемственность.

3407 Слова | 14 Стр.

Домострой

1291 Слова | 6 Стр.

домострой

539 Слова | 3 Стр.

Духовно-нравственное воспитание

1650 Слова | 7 Стр.

Kursovaya_Domostroy

3528 Слова | 15 Стр.

71571

3050 Слова | 13 Стр.

Эволюция семьи и брака в истории человечества

1243 Слова | 5 Стр.

«Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв

4575 Слова | 19 Стр.

Современная семья. Типы семей

5997 Слова | 24 Стр.

эргономика рабочего места

. 3 1. Характеристика сословно-представительной монархии в России. 4 2. Правовое регулирование семейных отношений по Судебнику 1550 г. и Домострою. 7 3. Наследственное право. 9 Заключение.

2196 Слова | 9 Стр.

Психология

4321 Слова | 18 Стр.

Праздничная культура XVII – XVIII веков и современность

ВВЕДЕНИЕ Праздничная культура XVII – XVIII веков – это фундамент для последующих столетий и пример для нашего поколения, для эпохи разрозненного общества и вымирания народных традиций, как в культуре, так и в бытности человека. Современный праздничный сервис построен на развлечениях, ни к чему не обязывающих и ничего не воспитывающих, в то время как праздничная культура XVII – XVIII столетий через одни только праздники, удивительные по своей масштабности и зрелищности, способствовала воссоединению.

5909 Слова | 24 Стр.

Проблемы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоритические основы изучения проблем насилия в современной российской семье 8 1.1. Насилие в семье: понятие, проблемы, причины 8 1.2. Виды и формы насилия в семье. 10 Глава 2. Насилие в семье как объект социальной работы 14 2.1. Международные и российские нормативно - правовые документы в области защиты прав женщин. 14 2.2. Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам, их технология медико-социальной работы 18 Заключение 25 Список использованной.

5421 Слова | 22 Стр.

Современные социалные институты

Современные социальные институты |Социальный институт |Общество | |[pic] |[pic] | |Социальные институты общества, их понятие и функции |Общество | |Признаки и элементы социальных.

5427 Слова | 22 Стр.

вафавмфыв

2267 Слова | 10 Стр.

Быт русского народа 15 16 вв

выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей.

1486 Слова | 6 Стр.

Принципы советского семейного права

Содержание Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1 История развития семейного права в России ……………………….5 1.1 Домострой как первый источник Русского семейного права………………………………………………………………………..11 Глава 2 Советское семейное право…………………………………………. 13 2.1 Предпосылки реформирования семейного права……………………….13 2.2 История развития советского семейного права…………………………15 .

5090 Слова | 21 Стр.

Подбор кадров в современных организациях

|Введение | |Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления | |предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением | |кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. .

5666 Слова | 23 Стр.

домострой

6998 Слова | 28 Стр.

религия и бизнес реферат

2802 Слова | 12 Стр.

Православные основы рос

соответствии с учением Священного Писания………6 2. Вклад славянофилов в развитие российской экономики на основе духовно-нравственных принципов…………………………10 3. Влияние образование на социально-экономическое развитие России…………………………………………………………………14 4. Современные взгляды на православный базис российской экономики………………………………………………..16 Заключение………………………………………………………………………21 Список использованных источников…………………………………………23 Введение В России исторически сложилась самобытная национальная.

4716 Слова | 19 Стр.

Курсовая работа по социологии

5124 Слова | 21 Стр.

СОРОКИНА Е

экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. 2 Задачи выпускной квалификационной работы:        определить.

1066 Слова | 5 Стр.

Социальные институты семьи и брака

6618 Слова | 27 Стр.

Формирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия

17751 Слова | 72 Стр.

Семьеведение

восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи; • функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи). Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преемственность статуса и власти. В настоящее время подобная функцияреализуется лишь незначительным числом.

10755 Слова | 44 Стр.

Семья и брак в раннем средневековье

5394 Слова | 22 Стр.

Домострой+Поучение детям В. Мономаха + Гражданство обычаев детских

680 Слова | 3 Стр.

1_vopros

ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно.

4398 Слова | 18 Стр.

Практика по психологии

8292 Слова | 34 Стр.

семья в истории человечества

3345 Слова | 14 Стр.

Этикет

2107 Слова | 9 Стр.

Институт семьи и брака

6224 Слова | 25 Стр.

Название Отоофон Название 121

Все эти работы освещают эволюцию семейных прав в России с IX по XVIII вв. При рассмотрении эволюции семейных прав в России в IX-XVIII вв., мы опирались на работу Семеновой О.П. – Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве и Домострой работе. В данной работе были отражены все этапы эволюции семейного права, начиная от язычества, форм таинства, до обычаев вступлений в брак в ХVIII в. Так же в работе были рассмотрены условия и порядок заключения брака, взаимоотношения супругов в.

4883 Слова | 20 Стр.

Чародей языка" ( мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы "Гроза

рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного. Главная мысль "Грозы" заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении. Название.

652 Слова | 3 Стр.

Экономическая мысль Древней Греции

1091 Слова | 5 Стр.

Философские проблемы экономики и

задачей. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Модернизация указывает способ, с помощью которого запоздавшие в своем развитии страны стремятся достичь современной стадии и войти в мировое сообщество. Органическая модернизация подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация представляет.

6024 Слова | 25 Стр.

История экономических учений

неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ. Экономические учения исследуются в динамике в процессе исторического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это определяется особой актуальностью и даже злободневностью рассматриваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется.

2961 Слова | 12 Стр.

История развития и типы семьи

Историческое развитие семьи……………………………………. 4 * Семейные ценности в Древней Руси. 4 * Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв. 6 * Трансформация семьи в современной России (XX – XXI вв.). 8 3) Глава 2. Типы семей. 10 * Диктаторский тип семьи.

3909 Слова | 16 Стр.

Наука наука наука

эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой.

2018 Слова | 9 Стр.

Referat_po_sotsiologii

5489 Слова | 22 Стр.

Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года

памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности. 1. Общая характеристика Стоглава 1551 года В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый Собор, который имел большое значение как для русской церкви, так.

2034 Слова | 9 Стр.

Влияние православия на русскую литературу

как нарушение любви, как измену родителям, как неблагодарность к ним. Искаженные формы родительской любви являются нарушением здоровья семьи и искажают психологический климат в семье. Актуальность этой проблемы на сегодняшний день очевидна. В современном обществе количество детей с невротическими расстройствами настораживает, так как неуклонно растет, при общем обследовании школ обнаружено, что более половины учащихся страдают неврозами. Психиатрами, психологами и педагогами эта проблема исследована.

3947 Слова | 16 Стр.

Исторические типы браков

921 Слова | 4 Стр.

5ballov 79960

семинарских занятий Тема 4. Профессиональная этика социального работника. Основные понятия и принципы Вопросы для обсуждения 1.Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества 2. Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное 3. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб. Литература. Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в.

4489 Слова | 18 Стр.

ИДЗ ТПУ вариант №20

обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. 3. Анализ источника, события: Задание № 5 Битва на Калке (31 мая 1223) - бой между русско-половецкими силами с одной стороны и монгольским войском с другой на реке Калке, на территории современной Донецкой области. Закончился победой монголов, наголову разбивших русско-половецкие отряды. В битве погибло много князей и родовитых бояр южной и центральной Руси. Люд пытался предотвратить и подготовится к следующему нашествию, но князья не хотели.

902 Слова | 4 Стр.

православная педагогика

3255 Слова | 14 Стр.

становление и развитие экономической теории

очень тесно связана с политикой. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса. Теория и методология.

ДОМОСТРОЙ — анонимный памятник средневековой литературы, результат длительного коллективного творчества, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах христианского общества. В основе текста Д. лежит несколько традиционных для средневековья жанров: поучения “от отца к сыну”, известные на Руси с XI в.; сжатые до афоризмов нравственные сентенции “святых отец, како жити Христианом”, первоначально переводные (чаще всего это поучения Иоанна Златоуста), вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда (см.: Сборники устойчивого состава); разного рода средневековые “обиходники”, которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения (идеал Дома во многом сближался с идеалом монастырской жизни) .

Большое влияние на создание текста Д. оказали современные ему западноевропейские “домострой”, восходящие к древнейшим текстам такого типа (вплоть до древнегреческого сочинения Ксенофонта “О хозяйстве” (IV в. до н.э.), “Политики” Аристотеля), издававшимся на латинском, немецком и польском языках в Италии, Франции, Германии и особенно Польше. Первоначальный текст Д. содержал и многие “картинки с натуры” — городские рассказы простонародного типа, характерные для демократической среды больших городов. В результате памятник отразил типичную для средневековой Европы атмосферу, вовсе не ориентированную исключительно на русские формы общественной и семейной жизни, как иногда утверждают, вера и хозяйство в те времена подавляли собою национальное и государственное. Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов — тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле Д. является типичным произведением своего времени; он регламентирует то, что до него обладало известными степенями свободы, т. е. личные отношения человека с близкими ему людьми. Многие рекомендации Д. вынесены из поучений, переведенных на славянский язык давно, отсюда и архаическая форма выражения, например, в мотивах, осуждаемых нами сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей) ; в оригинальных частях памятника отношение к тем же темам может быть иным.

Д.— памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Прагматический характер изложения нацелен в Д. прежде всего на подачу информации под оценивающим углом зрения Писания. Здесь нет намеренного сочинительства, как нет и сознательного использования поэтических или ораторских приемов, вполне заменяемых средствами самого языка, одновременно и образного, синкретически многозначного, и использующего традиционные книжные штампы; именно в Д. впервые появляются важные термины, разграничивающие уровни нравственных понятий (“женщиаа” и “женка” при традиционном “жена”; “совесть” при старом “стыд” и пр.). Важно также, что первоначальный текст Д. создавался в Новгороде, т. е. является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Д.— не просто “экономия” (таково точное значение кальки “Домострой”), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом “государь” одновременно обозначается и “хозяин” государства, и вождь общества, и владыка дома.

Д.— сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Первая редакция Д. составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект Д. (“малый Д.”), который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция — контаминация двух основных с различными частными добавлениями.

Три основные части составляют Д. всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении “духовного строения” (религиозные наставления, главы 1—15), “мирского строения” (о семейных отношениях, главы 16—29) и “домового строения” (хозяйственные рекомендации, главы 30 — 63 по II редакции), с возможными дополнениями, например “Чином свадебным”. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя Д., а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом.

Д. входил в круг памятников эпохи московского собирательства и восполнял урядом домашнего обихода такие книги, как Стоглав, Четьи Минеи, летописи и др. Религиозное, приравненное в них к государственному, здесь как бы спускается с небесных высот, достигая первейшей ячейки — семьи, тем самым подчеркивая значение семьи как основы и общества, и государства.

Недостаток Д. в его содержательной завершенности. В своих рекомендациях он достиг предела и не способен был развиваться как текст. При этом он весь — в прошлом, замкнут на тот быт, с которого и был “снят” как образец праведного жития в миру. Это регламент частного и личного быта, представленный как дополнение к церковным (Стоглав) и гражданским (Уложение) законам своего времени, т. е. важная часть общей системы тогдашних понятий о законе и правде. Но как бы ни были плохи или прекрасны отдельные его советы, все же Д. не отражение действующих в жизни норм (за что осуждают его современные критики термином “домостроевщина”), а литературный памятник своего времени.

Изд.: О р л о в А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным//ЧОИДР—1908— Кн 2—С 1—104, 105—172; 1910— Кн 1— С I—IV, 1—140, Домострой / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова//ПЛДР. Середина XVI века—М, 1985.—С 70—173, 580—586, Домострой—М, 1991, Домострой.—СПб , 1992 (сер. “Лит. памятники”)

Лит.: Кизеветтер А. А. Исторические очерки — М , 1912— С 3—59, Ключевский В. О. Очерки и речи- Второй сборник статей — М, 1913—С 216—247; Орлов А. С. Домострой Исследование—М, 1917—4 1, Буланин Д. М., Колесов В. В. Сильвестр//Словарь книжников — Ч 2, вып 2 — С 323—333

Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но отличается он от других средневековых памятников тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся изречения народной мудрости.

1. Редакции памятника

Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18 вв. и неоднократно издавался.

Текст первой редакции (до середины 16в.) издан И.Е.Забелиным в 1882г.

Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 – начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А.Орлов в 1908 году.

Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.

Были известны чешские и польские обработки и переложения (Фомы Щитного, Смиля Фляшки, Николая Рея), итальянские, французские, немецкие (а также изданные на латыни): Егидия Колонна, Франческо де Барберини, Годфруа де Лотур-Ландри, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне, Рейнольда Лорихиуса, Бальтазара Грасиана и др.

4. Композиция

5. Особенности повествования

Деловитые перечни множества частных действий и мелких предметов напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.

Прежде всего это касается женщин.

6. О роли женщины в средневековой семье

Очень строго надо было вести себя в церкви: не разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить после окончания службы, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия и помнить: везде и всегда ты ходишь перед Богом, тем более в церкви.

Несомненно, роль женщины в средневековой семье была очень важна, потому что для младших членов коллектива она – мать, и во многом ее поведение являлось образцом для детей, особенно девочек.

О ведении домашнего хозяйства женщиной надо сказать особо. Рано утром встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, госпожа должна была прислуге задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты пирогов, количество муки, необходимое для этого, и знать во всем меру. Когда хлебы пекут, отделить часть теста и начинить пироги в скоромные дни – скоромной начинкой, а в постные – кашей, горохом, маком, репой, грибами, капустой – все это доставит семье удовольствие.

Она должна знать все, что касается пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, как что делается.

Сама должна уметь готовить мясные и рыбные блюда, пирожки, блины, всякие каши и кисели.

Она надсматривает, как стирают рубашки и лучшее белье, сколько уходит мыла и золы, хорошо ли все вымыто, высушено и выкатано, вести счет всему. Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. Служанкам-рукодельницам давать указания по шитью рубашек, вышиванию шелком и золотом. Самой выдавать холст, тафту, золото, серебро. Учить слуг, которые делают черную работу. Сама хозяйка никогда не должна сидеть без дела, и слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Если вдруг придут гости к мужу, она должна всегда сидеть за работой.

Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания ног.

И за всем этим должна следить хозяйка и учить соблюдать чистоту детей и слуг.

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

Все тексты представляют собой произведения художественного творчества; в соответствии с особенностями средневекового мышления они описывают любую сторону быта.

Сейчас традиции Домостроя воспринимаются глубже и основательнее.

Список использованной литературы

3. Таценко, С.И. Духовная культура Москвы конца ХУ – ХУ1 вв. – Библиотека Интернет.

7. Лихачев, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

8. Розов, Н.Н. Книга Древней Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

9. Бердяев, Н.А. Статьи. – Библиотека Интернет.

10. Соловьев, В.А. – Статьи: Записки Академии наук. – Библиотека Интернет.

В своё время эта книга был настольной книгой на Руси, её известность сейчас, хоть и не настолько, но тоже велика. Существует большая научная литература посвящённая ей, которая продолжает постоянно пополняться. Наша работа носит научно - обзорный характкр. Оригинальные тезисы здесь сочетаются с исследованиями ученых, затрагивавших данный вопрос и глубоко его изучивших.

В этой части рассматриваются вопросы авторства и происхождения книги, её литературных протопипов и классифицируется содержание сочинения.

Существует две полярных научных гипотезы. Так А.С.Орлов [ 10 ] считает, что текст Домостроя – результат коллективного творчества, начатого еще в пятнадцатом веке в Новгороде. А А. В. Михайлов [ 9 ] относит авторство Домостроя к сподвижнику Ивана Грозному, протопопу Благовещенского монастыря в Москве, выдающемуся религиозному и общественному деятелю шетснадцатого века Сильвестру.

Поэтому и содержание этой книги можно разделить на религиозные, общественные, семейные и хозяйственные вопросы. В таком порядке мы и будем их расссматривать.

В религиозной и церковно-государственной сферах в это время происходили важнейшие сдвиги. Во - первых, только в шестнадцатом веке по - настоящему почти полностью на Руси исчезло язычество, оплотом которого были окраины Московского царства. Во - вторых, православие Руси впервые стало осознавать себя активной действующей силой. Наконец, тогда церковь теснее объединяется с государством: Иван Грозный был первым "помазанным" на правление великим князем.

Далее показываются самые малейшие стороны православной религиозной жизни и обрядности. [ 5 ]

Не случайно между главами посвящёнными религии вклинивается глава в основном посвящённая власти царя.

Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, подсчитывать и убирать посуду, шить навырост одежду, чистить её, чинять и сохранять поношенные вещи.Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.

1. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л. Наука. 1988. 244 с.

2. Андреев Д. А. Роза мира, М.: Прометей. 1991. 240 с.

3. Буслаев Ф. И. О литературе. Исследования, статьи. М.: Художественная литература, 1990. 512 с.

4. Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С. и др. История русской литературы X - XVII вв. М.: Просвещение, 1979. 462 с.

7. Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО, 2006. 1024 с.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация cредневекового Запада М., Республика. 1992. 390 с.

9. Михайлов А. В. К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Министерство Народного Просвещения, 1889. Ч. 261. № 2. С. 294—324.

10. Орлов А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным // Чтения Общества истории и древностей. М.: Московский университет, 1908. Кн. 2. С. 1—104.

11. Орлов А. С. Домострой // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. Литература 1220— 1580 годов. М.- Л.: АН СССР, 1945. С. 441 — 445.

12. Самохин Ю. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. 2000. № 10. С. 25 - 29.

Читайте также: