Его звали костей сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

(1)…Его звали Костей. (2)Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3)Милый Костя! (4)Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя. (5)В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6)Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7)Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8)С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9)Вместе с Костей же явилась и новая книга. (10)– У меня отец всё романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11)И чем страшнее, тем лучше для него. (12)Хочешь, почитаем вместе? (13)Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник". (14)Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием. (15)Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком… (16)– Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17)Только я по-своему читаю. (18)Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19)Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20)Учен я довольно. (21)Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22)Нет, покорно благодарю. (23)Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24)Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай. (25)Его звали Романом Родионычем. (26)Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27)Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28)Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29)Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30)Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31)Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг. (32)Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33)Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34)Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35)Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36)Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37)Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38)Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39)Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.(40)Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41)Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42)Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…(43)– Нет, не могу, – заявил отец. – (44)Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет. (45)Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46)Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47)Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему. (По Д. Мамину-Сибиряку*)*.

Прочитайте текст и выполните задания

(1)… (2)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.

2 рукописи читали (предложение 5)

3 книжник находился (предложение 5)

4 романы были (предложение 3)

2. Книги не нужны, потому что и без них известно, что человек смертен.

3. В жизни слишком много горя, поэтому людям не до книг.

4. Герой не хочет читать книги с плохим концом.

2. В предложениях 5 – 6 представлено рассуждение.

3. Предложения 25–28 включают описание.

4.Предложения 40–46 содержат повествование.

В-2 Из предложений 30–31 выпишите относительное прилагательное.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ (предложение 38).

В4. Среди предложений 34–37 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите через запятую номера этих предложений.

В5 Среди предложений 37–38 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 31–33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В-8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

(1) В тринадцать лет я впервые прочел "Анну Каренину". (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике. (6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я былпотрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть. (14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с "Анной Карениной". (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24) Читаешь "Войну и мир", и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон -- мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон -- это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагическиесобытия двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов. (По Фазилю Искандеру*)

Прочитайте текст и выполните задания

2. Автор был так потрясен гибелью героини романа, что не мог заниматься обычными делами.

3. Автор считал, что мир погибает.

4. Автор считал, что не стоит работать в огороде, потому что есть более важные занятия.

2. В предложениях 31–35 представлено рассуждение.

3. Предложения 39–41 включают описание.

4. Предложения 1-5 содержат повествование.

В2. Из предложений 16–17 выпишите частицы.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании АППЕТИТНО КОСИТ (предложение 22).

В4. Среди предложений 1–7 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5. Среди предложений 5–10 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 23–30 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

Единственное, что мне нравится в богатых людях, — это их деньги. Нэнси Астор
ещё >>

(По Д. Мамину-Сибиряку)

В данном тексте поднимается проблема роли книг в жизни человека.Автор приводит нам историю о мальчике по имени Костя. Затем в тексте идет речь об отце мальчика ,который очень любил читать книги.Мамин-Сибиряк обращает наше внимание на то , что книга это священный дар, который может дать нам величайшие знания,если мы будем использовать ее с умом. Автор считает, что в настоящее время мы недооцениваем книги. "Сейчас легко устроить домашнюю библиотеку".

Позиция автора ясна: Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет.
Нельзя не согласиться с Маминым-Сибиряком. Действительно, книги обладают "громадной силой". Благодаря книгам человек познает мир, историю, культуру разных времен и народов.

Приведу пример из художественной литературы. В романе Р.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" описывается общество,в котором все книги были под запретом.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 2 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 21 из 24

В це­лом со­чи­не­ние от­ве­ча­ет всем тре­бо­ва­ни­ям, оста­ёт­ся толь­ко об­ра­тить вни­ма­ние на ошиб­ки. Же­ла­ем Вам успе­хов - до "по­бе­ды" - 24 бал­лов - со­всем близ­ко.

Сочинения по русскому . Образцы сочинений. Сочинения ЕГЭ, ОГЭ

Сочинение по тексту. Проблема роли книг в жизни человека. По Д. Мамину-Сибиряку. Сочинение для ЕГЭ

Текст. Д. Мамин-Сибиряк

(1)…Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, — он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.
(10) — У меня отец всё романы читает, — рассказывал Костя, коверкая ударение. — (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".
(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…
(16) — Люблю почитать романы, — говорил отец Кости. — (17) Только я по-своему читаю. (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно. (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, — глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай.
(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, — это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.
(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.
(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, — сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…
(43)– Нет, не могу, — заявил отец. — (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.
(45) Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Д. Мамин-Сибиряк (1852 — 1912) — русский прозаик и драматург.

Сочинение по тексту:

Д.Н.Мамин-Сибиряк в своем тексте затрагивает актуальную проблему роли книг в жизни человека.
Автор начинает свой очерк с того, что герой-рассказчик повествует нам о своем первом друге, которого звали Костей. Изначально читателю становится ясно, что Кости больше нет на этом свете, и, что он был жизнерадостным человеком. Затем речь идет об отце Кости, мы узнаем, что он очень любит читать, но у него свои методы чтения. Своим произведением Д.Мамин-Сибиряк пытается доснести до читателя, что книга способна подарить человеку знания, более того, для многих людей она является лучшим другом.
Позиция автора четко заявлена:"Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя бы приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет.
Я, пожалуй, соглашусь с позицией автора. Действительно, книги обладают "громадной силой". Благодаря книгам человек познает мир, историю, культуру разных времен и народов.
Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о том, что книга имеет значительное место в жизни человека. Обратимся к произведению Максима Горького "Университеты". Алеша, герой повести, считал, что именно книги помогли ему найти свое место в жизни, именно они помогли преодолеть жизненные трудности и встать на верный путь, путь человека.
Также, в романе Р.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" фантаст утверждал, что благодаря книгам человек на 99% познает окружающий мир, и только 1% всего мира человек познает глазами.
Бесспорно, книги играют важную роль в жизни человека, к сожалению, со временем люди перестают это понимать.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В. Надыршин проблема предательства в повседневной жизни Не помню, как его звали.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Почему человек идет на предательство? Какими последствиями оно может быть чревато? Такими вопросами задается в своем тексте В. Надыршин, обозначая проблему предательства в повседневной жизни.

Публицист раскрывает свои мысли на примере происшествия, участником которого стал мальчик Дима, совершивший крайне несправедливый поступок по отношению к своему новому однокласснику. Так, автор показывает, что сосед по парте рассказчика доверился ложному стремлению подлеца подружиться, даже согласился порадовать его брата своим рисунком.

Позиция автора выражена ясно. В. Надыршин убежден в том, что предательство является страшным, жестоким поступком. Он считает, что человек, совершивший его, самого себя обрекает на страдания, лекарством от которых может стать лишь смерть прощение.

Трудно не согласиться с автором текста. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Действительно, даже друзья или близкие люди способны предавать друг друга в повседневной жизни. Более того, иногда они не видят замечают своей вины, считая совершенный проступок оправданным и безобидным. Бывает и так, что предателями становятся из-за страха потерять уважение окружающих или же быть осужденным ими. Аргументирую свою точку зрения.

Таким образом, не остается сомнений в том, что предательство даже в повседневной жизни является ужасным поступком, на который способен лишь жалкий человек. Кроме того, оно причиняет душевные муки не только тем, кто оказался его жертвой, но и тем, кто совершил проступок. Не зря еще несколько веков назад Данте Алигьери отнес предательство к одним из наиболее тяжких из существующих грехов.


Единый Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Если вы в этом году заканчиваете 11 класс и поступаете в ВУЗ, тогда пришла пора хорошенько приготовиться к ЕГЭ. На данной специальной странице для школьников 11 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ЕГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ЕГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ЕГЭ / ГИА. Все задания и тесты ЕГЭ были взяты с официального сайта ФИПИ.

Задание ЕГЭ по Русскому Языку. 11 класс.

(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.

(10) – У меня отец всё романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть "Черный ящик", "Таинственный монах", "Шапка юродивого, или Трилиственник".

(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.

(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые "романы" по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…

(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю. (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно. (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай.

(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло "своим умом" и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.

(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным "гужом". (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.

(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…

(43)– Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.

(45) Я отлично понимал, что значит слово "нет", и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.

(По Д. Мамину-Сибиряку*)

Читайте также: