Егэ русский язык сочинение на егэ курс интенсивной подготовки

Обновлено: 02.07.2024

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока

I. Вступление

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)

Итого – 12б из 24

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4. Шаг 4. Напишите заключение.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

- Прочитайте смысловую связь.

- Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

Сенина, Нарушевич - ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение обложка книги

35 %

Аннотация к книге "ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение"

Учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" предназначено для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене. Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания и методику подготовки к выполнению части 2, Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Книга "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс пособий под редакцией Н.А. Сениной по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, хотя по своему содержанию является совершенно автономной.
В.

Учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" предназначено для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене. Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания и методику подготовки к выполнению части 2, Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Книга "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс пособий под редакцией Н.А. Сениной по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, хотя по своему содержанию является совершенно автономной.
В тринадцатом издании учтены изменения, представленные в проекте демоверсии ФИЛИ на 2022 год.
Пособие адресовано учителям и выпускникам школ, однако по нему можно начинать готовиться к сочинению уже в 10-х классах.

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 10 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Потрясающе грамотно и качественно построенное учебное пособие-тетрадь, с помощью которой каждый выпускник способен самостоятельно или при помощи учителя (репетитора, родителя) подготовиться к написанию части С ЕГЭ по русскому языку. Подробно и детально рассмотрены и разобраны в соответствии с критериями экспертной оценки все части предполагаемой работы, а также сложности и капканы, поджидающие при работе с текстами разных типов и стилей речи. На конкретных примерах показаны методы и.

Потрясающе грамотно и качественно построенное учебное пособие-тетрадь, с помощью которой каждый выпускник способен самостоятельно или при помощи учителя (репетитора, родителя) подготовиться к написанию части С ЕГЭ по русскому языку. Подробно и детально рассмотрены и разобраны в соответствии с критериями экспертной оценки все части предполагаемой работы, а также сложности и капканы, поджидающие при работе с текстами разных типов и стилей речи. На конкретных примерах показаны методы и алгоритмы, упрощающие и объясняющие именно технологию написания сочинения. Даже если ребенок не силен в письменной речи, не умеет писать сочинения или в принципе "не гуманитарий", данное пособие поможет выстроить работу, структурировать её, освоить набор "нужных" фраз, необходимых для построения высказывания и акцентирующих внимание экспертов на раскрытии учеником того или иного композиционного элемента работы. Наряду с объяснениями и примерами в пособии дан хороший подбор текстового материала, разнообразных заданий, помогающих развить навык успешного написания сочинения в целом и наиболее сложных его частей, связанных с определением проблематики и выявлением авторской позиции. Пониманию ребенком того факта, что тем и сюжетов, где поднимается та или иная проблема,может быть несколько, также уделено особое внимание, наряду с тем, на что конкретно обратит свое внимание эксперт, оценивая работу по тому или иному критерию. Пособие прекрасно подойдет учащимся любого уровня языковой компетентности как для работы на уроках подготовки к ЕГЭ, так и для самоподготовки или работы с репетитором, на курсах, в малых группах. Автор пособия - высокопрофессиональный практикующий учитель, преподаватель Московского университета пед.мастерства "Первое сентября", разработчик дистанционных курсов повышения квалификации, которые я у него заканчивала, отметив для себя полезность этого курса и профессиональную компетентность автора-словесника. Пожалуй, это пособие на сегодня лучшее. Рекомендую его всем выпускникам и учащимся старших классов для регулярной и интенсивной подготовки по предмету! Скрыть

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.

Разработала: учитель русского языка и литературы

высшей категории Глушкова Т.В.

МБОУ СОШ №25 г. Шахты Ростовской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели элективного курса:

-гуманитарное развитие учащихся;

-развитие творческих способностей личности;

-овладение учащимися свободной письменной речью;

-подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык.

Задачи элективного курса:

-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С на ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

-работа в группах, парах;

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

-определять позицию автора;

-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

-уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки:

-текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

-промежуточный (проводится в форме творческих работ);

-итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007

Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002

Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997

Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987

Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ:

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы

I Содержание сочинения

К 1 Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

К 3 Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1

II Речевое оформление сочинения

К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

- в работе нет нарушений абзацного членения текста 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текст. 0

К 6 Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. 1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Итак, сочинение на ЕГЭ в новом формате, помним об изменениях, Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.

Комментарий.

Определяющими в оценивании комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции оценивания: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями. При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок.

Итак, сочинение на ЕГЭ в новом формате, помним об изменениях, Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.

ПРИНЦИПЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ.

• Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения: он должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
• Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
• Чтобы избежать пересказа, фактуальную информацию текста необходимо обрамлять концептуальной информацией. (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эти слова? и т.п.) Если мы говорим о том, что делают герои, -это простой пересказ, который оценивается нулём баллов; если мы говорим о том, что думает автор, почему он так оценивает героев, - это уже комментарий.
• При комментировании пишущий должен указать не менее двух примеров, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМЫ (примеры берутся из исходного текста), пояснить примеры-иллюстрации и указать связь между ними.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Итак, сочинение на ЕГЭ в новом формате, помним об изменениях, Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.

Комментарий.

Определяющими в оценивании комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции оценивания: количество примеров-иллюстраций, наличие пояснений к примерам-иллюстрациям, указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями. При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок.

Итак, сочинение на ЕГЭ в новом формате, помним об изменениях, Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.

ПРИНЦИПЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ.

• Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения: он должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
• Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
• Чтобы избежать пересказа, фактуальную информацию текста необходимо обрамлять концептуальной информацией. (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эти слова? и т.п.) Если мы говорим о том, что делают герои, -это простой пересказ, который оценивается нулём баллов; если мы говорим о том, что думает автор, почему он так оценивает героев, - это уже комментарий.
• При комментировании пишущий должен указать не менее двух примеров, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМЫ (примеры берутся из исходного текста), пояснить примеры-иллюстрации и указать связь между ними.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Читайте также: