Сочинение ф м достоевский детям

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Диктант Достоевский.docx

Цитаты М.Ф. Достоевского

1. Во всем есть черта, за которую перейти опасно: ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

2. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра?

3. Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

4. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

5. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

1. Подчеркни в тексте обращение.

2. Выпиши из текста все глаголы.

3.* Придумай синоним к слову человек.

*Некоторые возможные синонимы к слову человек

21. царь природы

24. рабочая сила

25. рабочая единица

27. венец творения

Выбранный для просмотра документ Достоевский .pptx

Детям о М.Ф.Достоевском

Описание презентации по отдельным слайдам:

Детям о М.Ф.Достоевском

Детям о М.Ф.Достоевском

Федор Михайлович Достоевский - русский писатель, мыслитель, философ и публи.

Федор Михайлович Достоевский - русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года.
Один из самых читаемых писателей в мире.
30 октября (11 ноября) 1821 -
28 января (9 февраля) 1881

Достоевский родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни.

Достоевский родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни.

Родители Фёдора Михайловича Достоевского:
отец - Михаил Андреевич и мать - Мария Фёдоровна

Дед писателя, прадед М.Ф. Достоевского были священнослужителями. Учился в се.

Дед писателя, прадед М.Ф. Достоевского были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских.
Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему.
Мариинская больница 1820-х гг.

Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невоз.

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апо.

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье.Ежегодно семья Достоевских посещала Троице-Сергиеву Лавру чаще всего на Троицу.

Федор Алексеев. Троице-Сергиева Лавра. 1800-е (Эрмитаж)

Грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истор.

Будучи папой Достоевский следил за развитием своих детей: читал с ними Библи.

Писатель постоянно заботился о том, чем бы порадовать своих детей, играл с ни.

://httppravkrug.ru/o-kulture/literaturnaya-stranitsa/item/413-ottsovskij-zave.

https://akniga.org/uploads/media/topic/2019/03/22/09/preview/b79be7baa7eba788.

В своём рассказе Достоевский размышляет о горькой участи нищих и брошенных де.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского — один из семи музеев писат.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского — один из семи музеев писателя на территории бывшего СССР и единственный на юге Кузбасса Литературный музей, расположенный в исторической части города Новокузнецка по ул. Достоевского в доме № 40,

22 дня в общей сложности пребывал Федор Михайлович Достоевский в нашем горо.






https://pikabu.ru/story/dostoevskiy_fm_malchik_u_khrista_na_elke_6407535


Выбранный для просмотра документ Достоевский книга .ppt.pptx

ДАИБВЖЕЗКОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА?

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДАИБВЖЕЗКОТКУДА АЗБУКА ПОШЛА?

2Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно.

3Жили на свете Кирилл и Мефодий, Два византийских монаха и вдруг (Нет, не лег.

3
Жили на свете Кирилл и Мефодий,
Два византийских монаха и вдруг
(Нет, не легенда, не миф, не пародия),
Кто-то из них и задумался: «Друг!
Сколько славян без Христа безъязычны!
Надо создать для славян алфавит…

4 Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий.

4
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

5

81. «Буквица — это именование одного из алфавитов славянских, применявшихся н.

8
1. «Буквица — это именование одного из алфавитов славянских, применявшихся на обширной территории, принадлежавшей русам.

9 Задание. Произнесите слово мама по буквице.Читаем по буквам: «Мыслете-аз.

10Вот и пришло, дорогие друзья, время раскрыть перед Вами 16 магических фраз.

11

*12

*13

*14

*15

16

18Обрати внимание. Текст рассказа начинается с буквицы.

18
Обрати внимание. Текст рассказа начинается с буквицы.

19

20

21https://raskraski-razukrazhki.blogspot.com/2020/07/blog-post_572.html

22Задание: Придумайте и нарисуйте свою буквицу к рассказу М.Ф. Достоевского.

22
Задание:
Придумайте и нарисуйте свою буквицу к рассказу М.Ф. Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке” на букву “Э” размер буквицы 5см х5 см

Выбранный для просмотра документ кнгига Мальчик у Христа на ёлке.docx

Э – место для буквицы

тот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу. Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу.Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые. " И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!" Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и. и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

-- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! -- кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом.

-- Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? -- спрашивает он, смеясь и любя их.

-- Это "Христова елка", -- отвечают они ему. -- У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки.

И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей. А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо. А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму. Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе. И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа -- уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Может ли Достоевский воспитывать? Как научить школьника любить ‘Братьев Карамазовых’ и ‘Преступление и наказание’? Рассказывает преподаватель литературы с 10-летним стажем протоиерей Игорь Гагарин.

Может ли Достоевский воспитывать? Как научить школьника любить ‘Братьев Карамазовых’ и ‘Преступление и наказание’? Рассказывает преподаватель литературы с 10-летним стажем протоиерей Игорь Гагарин.


Протоиерей Игорь Гагарин

Настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

Педагог. 10 лет работал учителем русского языка и литературы в средней школе.

В настоящее время преподает Закон Божий и историю Церкви в Православной гимназии им. свщмч. Константина Богородского, а также ведет занятия на курсах для учителей-преподавателей основ православной культуры.

Мне думается, если из всех произведений писателя, начиная от самых ранних и кончая публицистическими, выбрать все то, что говорится о воспитании детей, расположить систематически и должным образом прокомментировать, может получиться если не учебник, то во всяком случае очень интересная и оригинальная книга, которая поможет многим занимающимся с детьми и юношеством. Такая работа еще ждет своего исследователя.

Самые задушевные мысли о воспитании Ф.М. Достоевский вложил в уста любимых своих героев: старца Зосимы, Алеши Карамазова, князя Мышкина и др. Есть однако у писателя произведения, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к педагогике, где говорится вроде бы совершенно о других вещах, но и там, вглядевшись внимательно, мы можем увидеть много очень ценного для воспитателя.

Фото: Viktor Ptashevskyy, photosight.ru

Как бы, однако, ни было, учеба — это труд, труд достаточно тяжелый, и далеко не каждый ребенок может заставить себя этим трудом заниматься. И здесь наблюдения Достоевского над тем, как относятся к труду каторжане, что в их трудовой повинности наиболее тяжело и что, напротив, помогает смягчить эту тяжесть, могут оказаться полезными для учителя или воспитателя. Ведь в экстремальных условиях часто гораздо более очевидно обнаруживается то, что в обычной жизни присутствует менее очевидно, но не менее реально.

В чем особенно выражается невыносимость каторжного труда? Оказывается, замечает Ф.М. Достоевский, вовсе не в объеме, не в тяжести. На каторге часто человек бывает загружен работой не больше, чем на воле.

Самое трудное дело делается с радостью, когда мы желаем им заниматься. И самое простое непосильно, если к нему принуждают. Не в таком ли положении оказываются многие наши дети, садясь за выполнение домашних заданий или идя в школу. И особенно страшно, когда таким становится участие в Богослужении. Не потому ли именно духовное сословие дало в 19-м и в начале 20-го века такое множество нигилистов и революционеров?

Конечно, совсем без принуждения в работе с детьми обойтись едва ли удастся, но чем меньше этот принудительный момент будет ощущаться учеником, чем больше удастся нам так организовать работу, чтобы ребенку самому хотелось ею заниматься, тем большего достигнем. А иначе можем привить такое отвращение ко многим ценностям, в том числе и духовным, что уже никогда не смогут они его преодолеть, даже повзрослев.

Как организовать взаимную работу учителя и ученика таким образом, чтобы она не ощущалась последним как подневольный, а потому ненавистный труд; чтобы он влек к себе и доставлял ребенку радость?

«С каким жаром она принялась за мое воспитание! … Новая воспитательница моя наотрез объявила себя против всякой системы, утверждая, что мы с нею ощупью найдем настоящую дорогу, что нечего мне набивать голову сухими познаниями и что весь успех зависит от уразумения моих инстинктов и от уменья возбудить во мне добрую волю (курсив мой — И.Г.) — и она была права, потому что вполне одерживала победу.

Во-первых, с самого начала совершенно исчезли роли ученицы и наставницы. Мы учились, как две подруги, и иногда делалось так, что как будто я учила Александру Михайловну, не замечая хитрости. Так, между нами часто рождались споры, и я из всех сил горячилась, чтобы доказать дело, как я его понимаю, и незаметно Александра Михайловна выводила меня на настоящий путь.

Все, что делает в этой жизни человек, должно иметь какой-то смысл, какую-то цель, гораздо большую, чем просто завершение работы и возможность отдохнуть. У взрослых такой смысл обычно в их труде присутствует. Иногда это бывает совершенно очевидная польза того, что мы делаем. Иногда — вознаграждение. Лучше, если есть и то и другое.

А вот как раз у ребенка ни того ни другого в его работе часто нет. Единственным стимулом делать порученное является порой угроза наказания в случае невыполнения. Понятно, радости и вдохновения здесь ждать не приходится.

Беда в том, что родители и учителя, требуя от ребенка выполнения того или иного задания, порой не умеют или не хотят объяснить смысл требуемого. На самом деле это действительно нелегко. Но над этим стоит потрудиться. Когда это удается, совершенно меняется отношение ребенка к тому, что он выполняет. Мотивация деятельности, осознанная учеником, является, таким образом, непременным условием того, чтобы эта деятельность не опротивела ему, став бессмысленной и невыносимой повинностью.

— Эй вы, что расселись! Начинать!

Ну а теперь коснемся некоторых мест в творчестве Ф.М. Достоевского, где уже не косвенно, а напрямую поднимаются вопросы педагогики. Самые важные, самые дорогие своему сердцу мысли вложил Ф. М. Достоевский в уста тех героев, которых любил сам. Писатель как никто другой обладал умением пробудить в читателе любовь к тем героям, которых сам любил, и поэтому их мысли и высказывания особенно близко принимаются нами к сердцу.

Трудно без волнения читать, как менялось отношение детей к бедной девушке, какою любовью и заботой в конце-концов окружили они ее. Как помогали ей в ее болезни, ухаживали за ней в последние дни ее жизни, как хоронили ее и как затем дружно с любовью украшали ее могилу. Все это вызывало протест и возмущение родителей, школьного учителя, пастора местной церкви. Впрочем, зараженные милосердием детей, и они в конце несколько смягчили свое отношение к несчастной.

Семена добра и зла живут в каждом человеке, — говорит Достоевский. Дети — не исключение. Мы, взрослые, — дипломаты. Мы умеем не обнаруживать многих свои душевных движений. У детей все куда более открыто. В выражении своих чувств они идут до конца. Там где взрослые обнаруживают холодное презрение к Мари, дети бросают камни и комья грязи.

Фото: Rider7, photosight.ru

Сейчас такой вид семейного общения почти совсем ушел из нашей жизни. Родители еще читают детям книжки, пока они сами читать не научились. А вот чтобы в более старшем возрасте вместе почитать и поговорить о прочитанном, — этого почти не встретишь.

«Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.

Примечания

8. Там же. Т. 9, С. 329

Литература

В мире, в нашей жизни, очень много хороших писателей. Они пишут книги, мы их читаем. А вы, когда-нибудь задумывались над тем - зачем писатели пишут книги: для чего, для кого, почему? Почему у человека появляется желание написать книгу: рассказать нам, читателям, о чём-то и стать писателем. Что руководит человеком, который решил написать книгу?

Наверное, у очень многих, есть свой ответ на этот вопрос. У меня его нет. Но он мне и не нужен. Я просто люблю читать, я люблю книги, я получаю от них удовольствие. Они волнуют меня, заставляют думать, открывают мне свой художественный мир, который влияет на меня и я, возможно, сам, меняюсь. Нужно ли мне это - я не знаю. Но каждый раз, когда я беру в руки очередную книгу, я предвкушаю ожидание, встречу с тем, с чем я ещё не встречался и уже от этого, мне хорошо. Я ожидаю тайну, узнать которую – так хочется. И каждый раз, прочитав, и получив удовольствие, я мысленно благодарю автора, благодарю писателя, подарившего мне это удовольствие. Ведь это он, сотворил это литературное чудо, наделив моё воображение: событиями, человеческими судьбами, характерами, отношениями и многим, многим другим. Иногда, после книги, не можешь заснуть – так она вошла в твоё сознание, в твои чувства, подарила столько эмоций.

О писателях очень много говорят, много пишут. Есть специальная профессия, которая называется - литературный критик. Как правило, это человек очень любящий литературу, очень много читающий и позволяющий себе ( и имеющий право) выносить своё мнение о литературном произведении, об авторе, приводя аргументы в защиту своего мнения.

Литературоведение, литературная критика - профессии, которые завоевали достойное место в литературном, книжном мире. Иногда бывает так, что только, об одной книге писателя, литературоведы, напишут столько других книг, столько стаей, что возникает вопрос: что же такого можно было рассказать в этой книге, чтобы она дала такую пищу для размышлений другим?

Действительно - в мире много великих писателей. Великих, в том смысле, что их любят читать, о них много говорят, много пишут. По их произведениям создают фильмы, спектакли, их награждают почётными званиями, наградами, присуждают премии. Эти люди, остаются в памяти многих поколений.

В нашей стране, немало таких писателей. И одним из них, является великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский! Я не боюсь так высокопарно сказать, но о нём говорит весь мир. Его книги читают люди в разных странах. О них думают и высказывают своё мнение очень много литературоведов, критиков, любителей чтения. Много в мире людей, неравнодушных к книгам этого писателя.

Чем же привлёк внимание читающих, Достоевский? О чём писал он и почему это так возбуждает читателя, почему это, так ему интересно?

Вы знаете, может быть со мной, не согласятся многие критики, но я выскажу своё мнение.

Мне кажется, что в первую очередь, Фёдор Михайлович Достоевский писал о ЧЕЛОВЕКЕ. Я специально выделил это слово, показывая, каким важным является оно для моих размышлений.

Достоевский писал о человеке, рассказывая о нём много удивительных историй, в которых его герои проявляли себя в самых разных ситуациях. Но, главное - как они себя проявляли, как вели себя в том или ином случае. В своих литературных произведениях Достоевский рассказывал о том, что человек может быть добрым и злым, умным и глупым, хитрым и простодушным, странным, порою совсем непонятным, то есть, он может быть, самым, самым разным.

Вы можете мне заметить, что ведь многие писатели пишут о человеке, да почти все пишут о людях, - а почему такое внимание Достоевскому? Чем он его заслужил?

Тем, что он писал так, как другие не писали. Может быть, кто-то и лучше писал, но вот он, писал так, что его герои, своими действиями, поступками, приглашали читателя в очень сложный и удивительный мир человеческих отношений.

А человеческие отношения, это и есть то, что всегда будет волновать людей, всегда будет им интересно.

А ещё, как писатель, он умел делать выводы и предлагал читателю самому делать выводы. А это очень интересно. Интересно пытаться понять героя книги, его характер, его поступки, его желания. Понять, во имя чего он всё это делает и что за этим стоит. Как писатель, Достоевский умел создавать такие художественные образы, которые не могли оставить читателя равнодушным, заставляли читателя переживать, глубоко и серьёзно размышлять над тем, что говорят герои его произведений и, как они поступают.

Читать книги Достоевского очень нелегко. Они призывают читателя думать, много думать. И это тоже, ставится ему в заслугу теми, кто любит его творчество. Вот почему, о нём так много говорят, пишут, ставят по его произведениям спектакли, снимают фильмы. Вы станете постарше, и надеюсь, тоже почитаете Достоевского. И может быть тогда, вы в чём-то, со мною согласитесь, а может быть, и нет.

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Трагический пафос, связанный с болью о человеке;

Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;

Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.

Зрелые годы

Сочинения по творчеству Достоевского

Всем известно, что творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского вырастило огромное число почитателей его таланта. Но при этом его книги очень глубокие и философские по своей сути и каждое слово буквально наполнено пищей для мозга человека, которую ему приходится переваривать в процессе чтения. Все его книги показывают саму суть человечества, в первую очередь демонстрируя через своих главных героев пороки и комплексы всего человечества. Не зря ведь говорят, что в каждом из нас живет Раскольников. По-сути прочитав книги Достоевского и прочувствовав на себе все прелести его повествований можно пройти своеобразный бесплатный курс психотерапии и таким образом решить вопросы относительно собственных психологических проблем. Это поможет взглянуть на мир иными глазами и начать жить здорово и весело. Также стоит отметить, что книги Достоевского популярны по всему миру и переведены на множество языков. Если человек хочет в момент прокачать свои мозги, ему стоит прочитать книги Достоевского и уровень его IQ многократно повысится.

Ведь например тот же его роман Преступление и наказание заставляет не только сопереживать главным героям и следить за нелегкой судьбой Родиона Раскольникова, но и при этом человек проецирует все происходящее на себя и от этого ему становится явно не по себе. Это конечно же заставляет чувствовать себя болезненно, в этом собственно и была задумка Достоевского. Теперь вам ясно почему появилось точное высказывание, что в каждом из нас живет свой Родион Раскольников? Добавлю от себя, живет он в каждом из нас в большей или в меньшей степени и в разные периоды времени этот самый Раскольников или становится больше или меньше.

Поднимается и вопрос человечности в данном романе и каждый для себя может понять как ему вести себя в тех или иных конфликтных ситуациях, как разрешать их без ущерба как для родных и близких нам людей, так и в случае с коллегами по работе, друзьями и знакомыми. Ну а сами книги Достоевского очень полезны в этом плане, поэтому следует начать их изучение, ведь это сделает не только умнее вас, но и поможет смотреть на те или иные жизненные ситуации под другими углами.

Читайте также: