Джон фаулз коллекционер сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Может ли человек жить без общества? Вероятно, каждый человек ответ на этот вопрос по-своему. На мой взгляд, жизнь без общества возможна, но одиночество приводит к негативным последствиям для человеческой личности. Без общения и поддержки люди начинают утрачивать важнейшие социальные навыки. Постепенно человек забывает, на чем основываются принципы взаимодействия в обществе, и важнейшие понятия добра, милосердия, сочувствия становятся ему незнакомы.

Это может обернуться страшной трагедией, которая повлияет не только на "отшельника", но и других людей, которые невольно могут стать его жертвами. За примерами для подтверждения своего мнения обращусь к художественной литературе.

В романе "Преступление и наказание" Фёдор Михайлович Достоевский рассказывает о трагической судьбе Родиона Раскольникова. Молодой человек глубоко одинок внутри. Он полностью разочарован в жизни и не сама сущность человеческого существования кажется ему бессмысленной. Большую часть времени он проводит в своей комнате, размышляя о том, в чём состоят истинные причины несчастья и бедности людей. Изолировавшись от общества, главный герой посвящает всё время размышлениям о том, что равенства между людьми не существует изначально. Родион Раскольников делит мир на тех, кто имеет право распоряжаться судьбами других людей и на тех, кто должен стать жертвой "всемогущих", если этого требуют определенные обстоятельства. Эти рассуждения наталкивают его на мысль о собственном превосходстве. Родион Раскольников начинает разрабатывать план убийства старухи-процентщицы, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы обществу. Раскольников ни с кем не общается, и потому некому заметить те серьезные изменения, которые с ним произошли. Поначалу герой сам не верит, что он способен пойти на страшное преступление. Человека, который смог бы оградить его от посягательства на чужую жизнь, рядом не оказалось. Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, а после вынужденно расправляется и с её сестрой. С этого момента начинается самый сложный этап в жизни героя. Он испытывает желание сознаться в содеянном, но в то же время понимает, что в этом случае сурового наказания ему не избежать. Читателю начинает казаться, что этот внутренний конфликт бесконечен. Но в жизни Родиона Раскольникова появляется Соня Мармеладова. Именно в её доброй и сострадательной душе находит покой главный герой. Рассказав ей о преступлении, он чувствует облегчение. После встречи с девушкой будущее уже не кажется Родиону Раскольникову таким безнадежным, каким представлялось до этого. Так Фёдор Михайлович Достоевский обращает внимание читателя не только страшные последствия одиночество, но и на то, как исцеляет человеческую душу присутствие рядом того, кто всегда поймет и поддержит.

В романе "Коллекционер" Джон Фаулз повествует о юноше по имени Фредерик Клегг. Главный герой рос без родителей и находился на попечении тетушки, которая была мало заинтересована в том, что бы социализация мальчика прошла успешно. В итоге он почти не общался со сверстниками. Будучи изгоем, он мог лишь наблюдать за жизнью окружающих его людей. Больше всех его интересовала девушка по имени Миранда Грей. Фредерик Клегг влюбляется в юную художницу. Девушка начинает занимать все его мысли, но из-за того, что навыки общения с людьми у него отсутствуют, Фредерик Клегг не может начать общение с ней. Осознав, что познакомиться с ней он никогда не осмелится, главный герой решает выкрасть девушку и заточить в подвале недавно купленного дома. Он претворяет свой преступный план в жизнь. Миранда становится жертвой эгоизма главного героя. Он отчаянно пытается влюбить девушку в себя, выполняя все её прихоти и поручения. Но Фредерик Клегг, являясь человек, прожившим всю жизнь без общения, не понимает, что энергичная и активная девушка не может довольствоваться лишь присутствием невоспитанного и неинтересного преступника. Спустя время Миранда заболевает и умирает. Главный герой находит в подвале дневник, который она вела в заточении и решает узнать, какой будет реакция других девушек в схожих обстоятельствах. Сюжет "Коллекционера" позволяет понять, что отсутствие общения с людьми приводит в психическим отклонениям и делает человека опасным для общества и безопасности других людей.

В заключение хочется отметить, что человек и общество неотделимы друг друга. Именно общения с другими людьми воспитывает в человеке доброту, уважение и милосердие. Люди, постепенно отдаляющиеся от общества, могут утратить тесную связь с социумом навсегда.


Английская критика назвала Роман “Коллекционер” психологическим триллером, российские литературоведы – социально-психологическим романом. Автор, объясняя мотивы написания этого произведения, отмечал: “…история, в т. ч. и ХХ в., показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между “Немногими и Массой”, между “Ними” и “Нами”. Моей целью в “Коллекционере” была попытка проанализировать в виде притчи некоторые последствия этой вражды”.

Композиционные, стилевые особенности

произведения, его философско-идейная направленность дает основания утверждать: “Коллекционер” – это философско-психологический, реалистично-гротескный роман о противостоянии массовому обществу и массовой культуре, о последствиях сопротивления и сосуществования потребительски-утилитарного, массового и высокоинтеллектуального мировоззрений, также пораженного вирусом гордыни и спеси по отношению к собственному антиподу.
Неравенство как причина, предпосылка и следствие вечного общественного противостояния были лишь поводом к написанию “Коллекционера”. Его социально-реалистическая направленность

не является самоцелью автора, она лишь один из штрихов в сложной композиционной и идейно-художественной ткани произведения.
Произведение состоит из двух частей – дневниковых записей Клегга и Миранды, похитителя и похищенной, Коллекционера и экспоната, представителя Массы и представительницы Избранных. Разностилевые, неодинаково направленные эмоционально, эти части являются двумя составляющими одной правды об экзистенциальном бытие человека ХХ века. Фаулзу удалось стилизовать и точно воспроизвести манеру высказывания, образ мыслей Клегга, который похищает Миранду невольно, из чувства искренней любви.

Впоследствии между ними возникает смертельный поединок философий существования, мировоззрений – мещанского и высокоинтеллектуального. Записи художницы Миранды является примером другого образа мышления, мировосприятия. Объединяет дневники не только их исповедальный, искренний тон рассказа, но и пребывание их авторов в плену иллюзий относительно своей уникальности, ограниченности другого.

Они являются двумя проявлениями одного и того же явления ХХ века – разрушение целостности человеческого Я под нашествием массового общества.
Выиграв значительную сумму, мелкий служащий Клегг, чьи мечты ограничиваются новыми экспонатами для Коллекции бабочек, получает неожиданную свободу быть кем-то другим. И выделившись из массы таких же, как он, маленьких людей, он не возвышается над миром материального воплощения собственных мечтаний, а остается в плену масс, против которого бессознательно бунтует.
Идея бунта, так же мало понимаемого, определяет поведение, и стремление студентки-художницы Миранды Грей. Изменения, происходящие в ее мире – и восприятии, раскрыто через дневниковые записи, которые воспроизводят события в подземелье, и воспоминания, размышления о былые дни, друзей, события.
Глубокая пренебрежение, отвращение Миранды до своего палача перерастает в попытки принять и понять психологию его поступков, пройти шатким мостиком между гордым осознанием собственной уникальности и пониманием того, что Клегг – другое проявление ее Я, мира, от которого ей хочется убежать, оторваться, чтобы стать другой, какой ее увидел художник Ч. В., что “заставил ее усомниться в себе”. Общения с ним (это подтверждают размышления Миранды на страницах написанного в заключение дневника) побудили ее убедиться: уникальность, которой она утешалась, – обманчива, она, как и все, имеет шанс стать Человеком с Лицом (“Ч. В. сказал мне: “Ваше лицо может быть всяким””).

Самая большая трагедия Миранды в том, что она получила шанс постичь собственное экзистенциальное назначение, но не смогла его реализовать через нетерпимость своего палача.
Мечты и иллюзии Клегга так же разбиты, он скатывается с вершины уникальности, на которую преподносит себя сам, в пропасть зла. Он деградирует до уровня маньяка-убийцы, чувствует себя обманутым, его разочарование связано с разрушением иллюзии. В начале произведения Клегг замечает: “Не могу объяснить, почему и чего, но как только я ее впервые увидел, сразу понял: она – единственная”.

Однако сближение, которое должно завершиться взаимным познанием и взаимопониманием, не происходит. Невидимая стена, которую Клегг связывает с социальным неравенством, высокими, недоступными ему идеалами, разделяет их: “…в том-то и моя ошибка, что я слишком высокие цели себе ставил, я еще раньше должен был понять, что от такой, как Миранда, никогда не получу того, что мне нужно, со всеми ее идеалами, высокими и всякими мудреными штучками. Мне нужно было завести кого-нибудь, кто меня мог бы больше уважать.

Кого-нибудь проще, чем она, обыденнее, кого я сам мог бы чему-то научить”.
Формирование отношений палача и его жертвы Дж. Фаулз развивает как историю о невозможности взаимопонимания. Он сознательно делает повествование двухуровневой, в которой особую роль играют напряженный характер речи Миранды и откровенно упрощенные, даже с грамматическими ошибками высказывания Клегга.

Они говорят своими языками, их восприятие реальности и действительности слишком разные.
Клегг воспринимает мир как враждебную среду, это ощущение сформировано у него с детства, к концу романа он приобретает угрожающе параноидальных форм. Для Миранды мир – буйство оттенков и цветов, водоворот эмоций и переживаний, пульсирующая нить, натянутая между ним и всеми другими людьми. И хоть она тоже сознательно отрекается от собственного окружения, это отречение имеет другой характер – оно является еще одной ступенью самопознания.

Это ступень нового восприятия собственного Я, своих близких и родных. Фаулзу удалось благодаря именно форме дневниковых записей передать все этапы самосознания. Студентка-художница не просто вспоминает свое детство, первые студенческие разговоры за кофе, первую настоящую влюбленность, первое прозрение (“…М. и П., как я теперь понимаю, типичные мещане…”), первый суровый урок в искусстве. Все эти этапы самопрозрения становятся еще выразительнее, потому что является воспоминанием, пропущенным через сознание, воспоминанием, что заметнее на фоне обстоятельств, в которых оказалась Миранда.

Самоуглубление – один из признаков доверительного разговора с чистым листом бумаги. Художница получает возможность не только взглянуть со стороны на обстоятельства и события собственной жизни, но и практически реализовать принципы, которые стали ей близкими благодаря общению с Ч. В.
Как справедливо отмечает Клегг, Миранда все-таки является обычной, не может переступить социальную черту, грань отвращения к Клегга как человека художественно ограниченной, неразвитой интеллектуально (“смогу ли я смотреть на него иначе чем сверху вниз?”). Ненависть постепенно вырывается наружу, и двое молодых людей оказываются обреченными – между ними пропасть духовного недоразумения.
Не менее важным Идейно-художественной особенностью романА является интерсексуальность. Имитация настоящей жизни, которой занимается Клегг и которой настойчиво пытается избежать Миранда, усиливается благодаря прямому указанию на текст Шекспира “Бури”: Клегг хочет, чтобы Миранда называла его не Фредериком, а Фердинандом; Миранда считает, что ему подойдет имя Калибан. Надев маски чужой жизни (Клегг становится богатым, хоть и не готов к этому, Миранда – жертвой случая и искаженного чувства любви), герои оказываются в водовороте настоящих испытаний, открывают сосуществование высокоинтеллектуального и банального, драматического и примитивного.

Это открытие заставляет их по-новому воспринимать мир, собственную социальную ненависть. Путь деградации благодаря интертекстуальным параллелям кажется еще пагубней, стремительнее: Фердинанд Клегг и Калибан Клегг – две разные ипостаси одного Я. Он стремится подчинить себе мир, и это является самым страшным открытием для Миранды: она бунтует против насильственной смены ее мировосприятия, искусственного пробуждения сокровенного чувства – любви. Социально-психологическое противостояние двух типов мировосприятия завершается формальной победой зла.

Клегг деградирует, а Миранде не по силам узнать, какой она могла бы стать и могла изменить мир, не “…прятаться от жизни, которая тебя не устраивает. Однако порой страшно подумать, с чем и как нужно бороться, если воспринимать жизнь серьезно”.
Психологические коллизии Мирандиного мировосприятия связанные с выяснением принадлежности к миру многих отличает от него. Важнейшим является ее открытия того, что “какая-то часть их души всегда вместе с нами”. Для Миранды основным является, прежде всего, сопротивление себе.

Она осознает, что с годами может стать частью мира Массы, перейдет в стан врага”, поэтому пытается противостоять этому, ежеминутно утверждая свое право принадлежать к “избранным”.

Английская критика назвала роман "Коллекционер" психологическим триллером, российские литературоведы - социально-психологическим романом. Автор, объясняя мотивы написания этого произведения, отмечал: ". история, в т. ч. и ХХ в., показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между "Немногими и Массой", между “Ними” и “Нами”. Моей целью в “Коллекционере” была попытка проанализировать в виде притчи некоторые последствия этой вражды". Композиционные, стилевые особенности произведения, его философско-идейная направленность дает основания утверждать: "Коллекционер" - это философско-психологический, реалистично-гротескный роман о противостоянии массовому обществу и массовой культуре, о последствиях сопротивления и сосуществования потребительски-утилитарного, массового и высокоинтеллектуального мировоззрений, также пораженного вирусом гордыни и спеси по отношению к собственному антиподу.

Неравенство как причина, предпосылка и следствие вечного общественного противостояния были лишь поводом к написанию "Коллекционера". Его социально-реалистическая направленность не является самоцелью автора, она лишь один из штрихов в сложной композиционной и идейно-художественной ткани произведения.

Произведение состоит из двух частей - дневниковых записей Клегга и Миранды, похитителя и похищенной, коллекционера и экспоната, представителя Массы и представительницы Избранных. Разностилевые, неодинаково направленные эмоционально, эти части являются двумя составляющими одной правды об экзистенциальном бытие человека ХХ века. Фаулзу удалось стилизовать и точно воспроизвести манеру высказывания, образ мыслей Клегга, который похищает Миранду невольно, из чувства искренней любви. Впоследствии между ними возникает смертельный поединок философий существования, мировоззрений - мещанского и высокоинтеллектуального. Записи художницы Миранды является примером другого образа мышления, мировосприятия. Объединяет дневники не только их исповедальный, искренний тон рассказа, но и пребывание их авторов в плену иллюзий относительно своей уникальности, ограниченности другого. Они являются двумя проявлениями одного и того же явления ХХ века - разрушение целостности человеческого Я под нашествием массового общества.

Выиграв значительную сумму, мелкий служащий Клегг, чьи мечты ограничиваются новыми экспонатами для коллекции бабочек, получает неожиданную свободу быть кем-то другим. И выделившись из массы таких же, как он, маленьких людей, он не возвышается над миром материального воплощения собственных мечтаний, а остается в плену масс, против которого бессознательно бунтует.

Идея бунта, так же мало понимаемого, определяет поведение, и стремление студентки-художницы Миранды Грей. Изменения, происходящие в ее мире - и восприятии, раскрыто через дневниковые записи, которые воспроизводят события в подземелье, и воспоминания, размышления о былые дни, друзей, события.

Глубокая пренебрежение, отвращение Миранды до своего палача перерастает в попытки принять и понять психологию его поступков, пройти шатким мостиком между гордым осознанием собственной уникальности и пониманием того, что Клегг - другое проявление ее Я, мира, от которого ей хочется убежать, оторваться, чтобы стать другой, какой ее увидел художник Ч. В., что "заставил ее усомниться в себе". Общения с ним (это подтверждают размышления Миранды на страницах написанного в заключение дневника) побудили ее убедиться: уникальность, которой она утешалась, - обманчива, она, как и все, имеет шанс стать Человеком с Лицом ("Ч. В. сказал мне: “Ваше лицо может быть всяким”"). Самая большая трагедия Миранды в том, что она получила шанс постичь собственное экзистенциальное назначение, но не смогла его реализовать через нетерпимость своего палача.

Мечты и иллюзии Клегга так же разбиты, он скатывается с вершины уникальности, на которую преподносит себя сам, в пропасть зла. Он деградирует до уровня маньяка-убийцы, чувствует себя обманутым, его разочарование связано с разрушением иллюзии. В начале произведения Клегг замечает: "Не могу объяснить, почему и чего, но как только я ее впервые увидел, сразу понял: она - единственная". Однако сближение, которое должно завершиться взаимным познанием и взаимопониманием, не происходит. Невидимая стена, которую Клегг связывает с социальным неравенством, высокими, недоступными ему идеалами, разделяет их: ". в том-то и моя ошибка, что я слишком высокие цели себе ставил, я еще раньше должен был понять, что от такой, как Миранда, никогда не получу того, что мне нужно, со всеми ее идеалами, высокими и всякими мудреными штучками. Мне нужно было завести кого-нибудь, кто меня мог бы больше уважать. Кого-нибудь проще, чем она, обыденнее, кого я сам мог бы чему-то научить".

Формирование отношений палача и его жертвы Дж. Фаулз развивает как историю о невозможности взаимопонимания. Он сознательно делает повествование двухуровневой, в которой особую роль играют напряженный характер речи Миранды и откровенно упрощенные, даже с грамматическими ошибками высказывания Клегга. Они говорят своими языками, их восприятие реальности и действительности слишком разные.

Клегг воспринимает мир как враждебную среду, это ощущение сформировано у него с детства, к концу романа он приобретает угрожающе параноидальных форм. Для Миранды мир - буйство оттенков и цветов, водоворот эмоций и переживаний, пульсирующая нить, натянутая между ним и всеми другими людьми. И хоть она тоже сознательно отрекается от собственного окружения, это отречение имеет другой характер - оно является еще одной ступенью самопознания. Это ступень нового восприятия собственного Я, своих близких и родных. Фаулзу удалось благодаря именно форме дневниковых записей передать все этапы самосознания. Студентка-художница не просто вспоминает свое детство, первые студенческие разговоры за кофе, первую настоящую влюбленность, первое прозрение (". М. и П., как я теперь понимаю, типичные мещане. "), первый суровый урок в искусстве. Все эти этапы самопрозрения становятся еще выразительнее, потому что является воспоминанием, пропущенным через сознание, воспоминанием, что заметнее на фоне обстоятельств, в которых оказалась Миранда. Самоуглубление - один из признаков доверительного разговора с чистым листом бумаги. Художница получает возможность не только взглянуть со стороны на обстоятельства и события собственной жизни, но и практически реализовать принципы, которые стали ей близкими благодаря общению с Ч. В.

Как справедливо отмечает Клегг, Миранда все-таки является обычной, не может переступить социальную черту, грань отвращения к Клегга как человека художественно ограниченной, неразвитой интеллектуально ("смогу ли я смотреть на него иначе чем сверху вниз?"). Ненависть постепенно вырывается наружу, и двое молодых людей оказываются обреченными - между ними пропасть духовного недоразумения.

Не менее важным идейно-художественной особенностью романа является интерсексуальность. Имитация настоящей жизни, которой занимается Клегг и которой настойчиво пытается избежать Миранда, усиливается благодаря прямому указанию на текст Шекспира "Бури": Клегг хочет, чтобы Миранда называла его не Фредериком, а Фердинандом; Миранда считает, что ему подойдет имя Калибан. Надев маски чужой жизни (Клегг становится богатым, хоть и не готов к этому, Миранда - жертвой случая и искаженного чувства любви), герои оказываются в водовороте настоящих испытаний, открывают сосуществование высокоинтеллектуального и банального, драматического и примитивного. Это открытие заставляет их по-новому воспринимать мир, собственную социальную ненависть. Путь деградации благодаря интертекстуальным параллелям кажется еще пагубней, стремительнее: Фердинанд Клегг и Калибан Клегг - две разные ипостаси одного Я. Он стремится подчинить себе мир, и это является самым страшным открытием для Миранды: она бунтует против насильственной смены ее мировосприятия, искусственного пробуждения сокровенного чувства - любви.

Социально-психологическое противостояние двух типов мировосприятия завершается формальной победой зла. Клегг деградирует, а Миранде не по силам узнать, какой она могла бы стать и могла изменить мир, не ". прятаться от жизни, которая тебя не устраивает. Однако порой страшно подумать, с чем и как нужно бороться, если воспринимать жизнь серьезно".

Психологические коллизии Мирандиного мировосприятия связанные с выяснением принадлежности к миру многих отличает от него. Важнейшим является ее открытия того, что "какая-то часть их души всегда вместе с нами". Для Миранды основным является, прежде всего, сопротивление себе. Она осознает, что с годами может стать частью мира Массы, перейдет в стан врага", поэтому пытается противостоять этому, ежеминутно утверждая свое право принадлежать к "избранным".

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Коллекционер.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Джон Фаулз родился 31 марта 1926 года в деревне Лей-он-Си на юго-востоке Англии. В 1963 году вышел его короткий роман "Коллекционер". Эта книга о двух совершенно разных человеческих мирах. Она дает возможность посмотреть на происходящее глазами каждого персонажа –похитителя и жертвы.

Одной из проблем поднятых в книге Джона Фаулза, является проблема сущности красоты и уродства души. Это книга о противоположностях.

Одна из противоположностей – Фредерик Клегг. Ему нравится коллекционировать бабочек. Все разновидности отряда Чешуекрылых, имеющихся у него дома, он ловил и выращивал сам. Фаулз не случайно сделал Клегга коллекционером именно этих насекомых: у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу.

Если коллекционирование насекомых, частей животных (рога, зубы…) не вызывает особого удивления, то коллекционирование душ людей способно заинтересовать любого и вызвать немало возмущения. Клегг перешагнул через грань. Его эгоизм, равнодушие позволили ему не замечать разницу между животным и человеком. На мой взгляд, это и называется уродством души.

Противоположность Клеггу – Миранда. Она – живая, творческая личность. Ее душа красива хотя бы потому, что в ней живет сочувствие и желание помочь людям. С точки зрения Клегга, она идет в сравнение с бабочкой, только сам герой отчет себе в этом не отдает. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Как мне кажется, она вполне могла бы сбежать, если бы набралась терпения. Внимание человека не может постоянно находиться в активном состоянии и Клегг рано или поздно совершил бы оплошность, потеряв бдительность. Достаточно было подождать, понаблюдать, притвориться, хорошенько все продумать, а затем нанести неожиданный удар. Миранда же действовала иначе, после каждой новой идеи о плане побега она действовала чуть ли не сразу, не успев сопоставить все нюансы и возможные непредвиденный обстоятельства. С другой стороны, легко быть зрителем, а не участником и рассуждать о том, чего сам не испытал. Да и Миранду можно понять. Сидеть взаперти без свежего воздуха, солнечного света, прогулок … так легко сойти сума. Остается только создать себе иллюзию - жить воспоминаниями о прошлой жизни, чтобы хоть как-то перенести этот кошмар.

Это прекрасное произведение. Как мне кажется, автору удалось точно передать мысли, чувства и характеры героев.

Читайте также: