Дворянское гнездо сочинение лаврецкий

Обновлено: 01.06.2024

Герой переживает неудачный брак. Ещё не разбираясь в людях, Лаврецкий женился на женщине по сути чуждой ему и вероломной. Расставшись с ней, он вернулся в родное поместье, где встретил юную Лизу, серьёзную, строгую, религиозную. Постепенно его захватывает глубокое чувство к ней, и оно взаимно. Из журнала Фёдор Иванович узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему право на вступление в новый брак.

Надежда на счастье была недолгой. Сведения в журнале оказались ошибочными, блудная супруга приехала к мужу живая и здоровая. Любимая девушка приняла решение постричься в монахини. По её просьбе Лаврецкий примирился с женой, но жил отдельно от неё, вскоре вернувшейся к прежним привычкам.

Фёдор Иванович занялся хозяйством, научился пахать, заботился о крестьянах. Природная близость земле брала своё. Память о Лизе не покидала его. В личной трагедии своей Лаврецкий стал видеть красоту. Однажды он посетил отдалённый монастырь, ему удалось увидеть Лизу. Они не обменялись ни словом, ни взглядом, но никто не знает, что почувствовали оба. Автор говорит, что есть чувства, на которые можно только указать, и пройти не касаясь.

Варвара Павловна — жена Лаврецкого, умная, красивая, расчётливая и безнравственная особа. Возвращается к мужу, чтобы обеспечить будущее дочери. Добившись его согласия на мирное сосуществование, она скоро обзаводится любовником, переезжает в Петербург, потом в Париж, где окружает себя поклонниками.

Лиза Калитина — барышня, юная чистая девушка строгих правил, глубокого серьёзного нрава. Её отец, бывший губернским прокурором, известным дельцом, умер лет десять назад. Лиза не была душевно близка ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой.

Подобно Татьяне Лариной, она воспитывалась под влиянием своей няни Агафьи, которая водила девочку к заутрене, приучила к церковным службам. Под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии её речей сформировался строгий душевный мир Лизы. Воспитание няни предопределило способность Лизы к самоотречению, её уход в монастырь.

У Лизы сильный характер, она не отступает от принятого ей решения, прощается навсегда с любимым, запрещая ему видеться с ней. Девушка глубоко любит Лаврецкого, мучительно страдает, но возвращение его жены перечёркивает для неё возможность счастья, так как, по её понятиям, что Бог соединил, то человек не должен разъединять.

Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы, вдова, женщина более чувствительная, чем добрая, сохранила до старости институтские замашки и любовь к чувствительным сценам.

Марфа Тимофеевна Пестова — родная тётка Калитиной, старая дева с независимым характером, самостоятельная, рассудительная. Любит Лизу, хорошо относится к Лаврецкому, переживает крушение их надежд и берёт с Фёдора Ивановича слово, что он честный человек, то есть должен оставить Лизу в покое.

Владимир Николаевич Паншин — молодой дворянин, камер-юнкер, жених Лизы, которому она отказала, полюбив Лаврецкого. Он высоко поднялся по карьерной лестнице в столице, стал близким другом Варвары Павловны.

Христофор Федорович Лемм — пожилой немец, музыкант, обучает игре на фортепиано сестёр Калитиных. С пиететом относится к Лизе, ценя её душевную красоту.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Главный герой романа – Федор Лаврецкий – происходит из старинного дворянского рода. Автор подчеркивает, что предки Лаврецкого были оторваны от родной почвы, не понимали народ и не стремились узнать его законы и интересы. Они старались постигнуть высокую культуру, общаясь с представителями заграничной аристократии. Но все теории, которые Лаврецкие вычитывали и усваивали из книг западных философов и общественных деятелей, были неприемлемы к русской крепостнической действительности.

Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую герой совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, и возможностью жить на родине. Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого.

Возвратившись из-за границы после разрыва с женой, Лаврецкий утратил было веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно возвращает его былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах, Лаврецкий просто желает девушке счастья. Умудренный своим печальным жизненным опытом, герой внушает ей, что любовь превыше всего, что жизнь без счастья становится серой, пустой, невыносимой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него эта возможность уже утрачена. Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и видя, что их взаимопонимание растет с каждым днем, Лаврецкий начинает мечтать о возможности счастья и для самого себя. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны всколыхнуло его скрытые надежды на возможность перемены жизни, на любовь с Лизой.

Но блеснувшая надежда была призрачной. Известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии Лаврецкого. Приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или выполненный долг по отношению к жене и ребенку.

Выбор Лаврецкого благороден, но печален. Несмотря на то, что превыше всего он ставит любовь, выбирает герой семейный долг, обрекая себя на несчастливую жизнь.

Жизненная и внутренняя история Лаврецкого дается в романе с точки зрения противопоставления счастья и долга как взаимоисключающих сил. В противовес Лизе Лаврецкий имел сильную потребность в самоутверждении. Долгие годы он томился жаждой личного счастья. Семейная драма опустошила героя. И только русская природа способствовала его возрождению.

И. С. Тургенев

Лаврецкий

Герой переживает неудачный брак. Ещё не разбираясь в людях, Лаврецкий женился на женщине по сути чуждой ему и вероломной. Расставшись с ней, он вернулся в родное поместье, где встретил юную Лизу, серьёзную, строгую, религиозную. Постепенно его захватывает глубокое чувство к ней, и оно взаимно. Из журнала Фёдор Иванович узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему право на вступление в новый брак.

Надежда на счастье была недолгой. Сведения в журнале оказались ошибочными, блудная супруга приехала к мужу живая и здоровая. Любимая девушка приняла решение постричься в монахини. По её просьбе Лаврецкий примирился с женой, но жил отдельно от неё, вскоре вернувшейся к прежним привычкам.

И. С. Тургенев

Фёдор Иванович занялся хозяйством, научился пахать, заботился о крестьянах. Природная близость земле брала своё. Память о Лизе не покидала его. В личной трагедии своей Лаврецкий стал видеть красоту. Однажды он посетил отдалённый монастырь, ему удалось увидеть Лизу. Они не обменялись ни словом, ни взглядом, но никто не знает, что почувствовали оба. Автор говорит, что есть чувства, на которые можно только указать, и пройти не касаясь.

Варвара Павловна

Варвара Павловна — жена Лаврецкого, умная, красивая, расчётливая и безнравственная особа. Возвращается к мужу, чтобы обеспечить будущее дочери. Добившись его согласия на мирное сосуществование, она скоро обзаводится любовником, переезжает в Петербург, потом в Париж, где окружает себя поклонниками.

Лиза Калитина — барышня, юная чистая девушка строгих правил, глубокого серьёзного нрава. Её отец, бывший губернским прокурором, известным дельцом, умер лет десять назад. Лиза не была душевно близка ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой.

Подобно Татьяне Лариной, она воспитывалась под влиянием своей няни Агафьи, которая водила девочку к заутрене, приучила к церковным службам. Под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии её речей сформировался строгий душевный мир Лизы. Воспитание няни предопределило способность Лизы к самоотречению, её уход в монастырь.

У Лизы сильный характер, она не отступает от принятого ей решения, прощается навсегда с любимым, запрещая ему видеться с ней. Девушка глубоко любит Лаврецкого, мучительно страдает, но возвращение его жены перечёркивает для неё возможность счастья, так как, по её понятиям, что Бог соединил, то человек не должен разъединять.

И. С. Тургенев

Второстепенные герои романа

Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы, вдова, женщина более чувствительная, чем добрая, сохранила до старости институтские замашки и любовь к чувствительным сценам.

Марфа Тимофеевна Пестова — родная тётка Калитиной, старая дева с независимым характером, самостоятельная, рассудительная. Любит Лизу, хорошо относится к Лаврецкому, переживает крушение их надежд и берёт с Фёдора Ивановича слово, что он честный человек, то есть должен оставить Лизу в покое.

Владимир Николаевич Паншин — молодой дворянин, камер-юнкер, жених Лизы, которому она отказала, полюбив Лаврецкого. Он высоко поднялся по карьерной лестнице в столице, стал близким другом Варвары Павловны.

Христофор Федорович Лемм — пожилой немец, музыкант, обучает игре на фортепиано сестёр Калитиных. С пиететом относится к Лизе, ценя её душевную красоту.

И. С. Тургенев

"Дворянское гнездо" - анализ романа Тургенева И.С.

Обратимся к "узловым" моментам анализа "Дворянского гнезда". Начать необходимо с того, что, несомненно, это был общественный, остро злободневный роман, в котором Тургенев вновь обращается к проблеме дворянства, его роли в сложный период жизни России. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне, подъем крестьянского движения необыкновенно активизировали русское общество. Какую же позицию может занять дворянин при подобном стечении обстоятельств? Как жить дальше? Этот вопрос впрямую ставит перед Лаврецким Паншин: ". Что же вы намерены делать?" — "Пахать землю, — отвечает Лаврецкий, — и стараться как можно лучше ее пахать".

"Дворянское гнездо" — "персональный роман", герой которого своим внутренним благородством, порядочностью, патриотизмом и многими другими достойными качествами напомнит о себе в Пьере Безухове, Андрее Болконском, чеховских героях-интеллигентах.

В "Дворянском гнезде" Тургенев обратился не только к личной судьбе главного героя, но и панорамно изобразил историю рода Лаврецких с тем, чтобы иметь возможность представить обобщенный портрет русского дворянства в аспекте проблематики романа. Особенно жесток автор в оценках отрыва самого передового сословия России от своих национальных корней. В связи с этим тема родины становится одной из центральных, глубоко личностной и опоэтизированной. Родина врачует возвратившегося из-за границы Лаврецкого, равно как народное чувствование жизни помогает ему пережить трагическую любовь к Лизе Калитиной, наделяя его мудростью, терпением, смирением — всем тем, что помогает человеку жить на земле.

И. С. Тургенев

Герой проходит испытание любовью и с честью выдерживает его. Любовь возрождает Лаврецкого к жизни. Вспомним описание летней лунной ночи, увиденной им. Следуя принципу "тайной психологии", Тургенев раскрывает через пейзаж пробуждение души героя — источник его нравственных сил. Но Лаврецкому предстоит пережить и состояние самоотречения: он смиряется с утратой любви, постигая высшую мудрость смирения.

"Дворянское гнездо" как "роман испытания" предполагает проверку жизненной позиции героя. В отличие от Лизы, Михалевича, Лема, отмеченных высотою избранной цели, Лаврецкий обыкновенен в своих земных притязаниях и в мыслимых идеалах. Он хочет трудиться и как можно лучше трудиться, до конца оставаясь верным самому себе. Оказавшись без надежд на собственное счастье, герой находит силы жить, принять законы естественного течения бытия, отраженные в народном миросозерцании, такие, как уметь страдать и терпеть и при этом признать нравственным долгом человека не замкнуться на себе, а помнить о тех, кто вокруг тебя, и стараться трудиться на их благо.

Лаврецкий, а с ним и Тургенев считают такое состояние единственно достойным, хотя и не лишенным горьких внутренних потерь. Не случайно в финале герой ощущает себя одиноким бездомным странником, оглядывающимся на свою жизнь — догорающую свечу.

Тем самым в "Дворянском гнезде" органично сомкнулись характерные для тургеневского романа два временных плана: исторический и вневременной, вылившиеся в философско-символический финал — особенность всех тургеневских романов — с его мыслью о принятии законов быстротекущей жизни с ее вечными противоречиями, обретениями и утратами. И здесь же звучит раздумье Тургенева относительно прерванной связи между поколениями в русской истории, которое станет главной темой романа "Отцы и дети".


Место и время действия

Главные герои

  • Лаврецкий Федор Иванович – богатый помещик, честный и порядочный человек.
  • Варвара Павловна – супруга Лаврецкого, двуличная и расчетливая особа.
  • Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны, чистая и глубоко порядочная девушка.

Другие персонажи

  • Марья Дмитриевна Калитина – вдова, чувствительная женщина.
  • Марфа Тимофеевна Пестова – родная тетка Марии Дмитриевны, честная и независимая женщина.
  • Лена Калитина – младшая дочь Марьи Дмитриевны.
  • Сергей Петрович Гедеоновский – статский советник, друг семьи Калитиных
  • Владимир Николаевич Паншин – красивый молодой человек, чиновник.
  • Христофор Федорович Лемм – старый учитель музыки сестер Калитиных, немец.
  • Ада – дочь Варвары Павловны и Федора Ивановича.

Краткое содержание

Главы I-III

Главы IV-VII

Паншин исполняет присутствующим свой новый романс, который те находят восхитительным. Тем временем к Калитиным приходит старый учитель музыки, мосье Лемм. Весь его вид показывает, что музыка Паншина не произвела на него никакого впечатления.

Лиза провожает до крыльца Лемма, окончившего урок, где встречает высокого статного незнакомца. Им оказывается Федор Лаврецкий, которого Лиза после восьмилетней разлуки не узнала. Марья Дмитриевна радостно встречает гостя и представляет его всем присутствующим.

Покидая дом Калитиных, Паншин объясняется в любви Лизе.

Главы VIII-XI

Родители Ивана смягчили свой гнев, помирились с сыном и приняли в дом безродную невестку с годовалым сыном. После смерти стариков барин почти не занимался хозяйством, и домом управляла его старшая сестра Глафира – надменная и властная старая дева.

Отрочество Федора прошло под постоянным гнетом деспотичного отца. Лишь в 23 года, после смерти родителя, молодой человек смог вздохнуть полной грудью.

Главы XII-XVI

В университете замкнутый и нелюдимый Лаврецкий завел дружбу со студентом Михалевичем, который познакомил его с дочерью отставного генерала – Варварой Коробьиной.

После смерти их первенца супружеская чета по совету врачей отправилась на воды, затем в Париж, где Лаврецкий случайно узнал об измене жены. Предательство любимого человека сильно подкосило его, но он нашел в себе силы вырвать из сердца образ Варвары. Не смягчило его и известие о рождении дочери. Назначив изменнице приличное годовое содержание, он разорвал с ней любые отношения.

XVII-XXI

Лаврецкий заходит к Калитиным попрощаться перед отъездом. Узнав, что Лиза направляется в церковь, просит помолиться о нем. От Марфы Тимофеевны он узнает, что за Лизой ухаживает Паншин и мать девушки не против этого союза.

Приехав в Васильевское, Федор Иванович отмечает, что в доме и во дворе царит сильное запустение, и после смерти тетки Глафиры здесь ничего не переменилось.

Главы XXII-XXVIII

По дороге в Васильевское Федор предлагает Лемму сочинить оперу, на что старик отвечает, что слишком стар для этого.

Федор предлагает пригласить Калитиных в Васильевское, на что Лемм отвечает согласием, но только без господина Паншина.

Лемм собирается домой. Федор едет с ним и заезжает к Калитиным, где тайком передает журнал с некрологом Лизе. Он шепчет девушке, что завтра нанесет визит.

Главы XXIX-XXXII

На следующий день Марья Дмитриевна с плохо скрываемым раздражением встречает Лаврецкого: он ей не нравится, да и Паншин отзывается о нем совсем не лестно.

Во время прогулки по аллее Лиза интересуется, как Федор отреагировал на смерть жены, на что тот честно отвечает, что практически не расстроился. Он намекает девушке, что знакомство с ней затронуло в нем глубоко дремавшие струны.

Вечером Федор вновь идет к Калитиным, чтобы узнать о решении Лизы. Девушка сообщает ему, что не дала Паншину однозначного ответа.

Главы XXXIII-XXXVII

Между Лаврецким и Лизой происходит объяснение в любви. Федор не верит своему счастью. Он идет на звуки необыкновенно прекрасной музыки, и узнает, что это Лемм играет свое произведение.

Федор возвращается домой и с трудом выдерживает разговор с женой, после чего уезжает в Васильевское. Варвара Павловна, узнав, что Лаврецкий каждый день бывал у Калитиных, направляется к ним с визитом.

Главы XXXVIII-XL

В день возвращения Варвары Павловны у Лизы происходит тягостное для нее объяснение с Паншиным. Она отказывает завидному жениху, чем чрезвычайно огорчает свою мать.

Марфа Тимофеевна заходит в комнату к Лизе и заявляет, что ей все известно о ночной прогулке с неким молодым человеком. Лиза признается, что любит Лаврецкого и никто не стоит на пути к их счастью, поскольку его супруга мертва.

На приеме у Калитиных Варваре Павловне удается очаровать Марью Дмитриевну рассказами о Париже и задобрить флаконом модных духов.

Марфе Тимофеевне удается быстро раскусить лживую и порочную натуру Варвары Павловны. Она уводит Лизу в ее комнату и долго плачет, целуя ее руки.

Варвара Павловна не брезгует испробовать свои чары даже на старичке Гедеоновском, чтобы окончательно завоевать место первой красавицы в уездном городке.

Главы XLI-XLV

Калитина со слезами на глазах умоляет Федора Ивановича простить супругу и выводит из-за ширмы Варвару Петровну. Однако Лаврецкий неумолим. Он ставит супруге условие: она должна безвыездно жить в Лавриках, а он будет соблюдать все внешние приличия. Если же Варвара Петровна покинет имение, договор этот можно считать расторгнутым.

В надежде увидеть Лизу, Федор Иванович отправляется в церковь. Девушка не хочет с ним ни о чем говорить и просит оставить ее. Лаврецкие отправляются в имение, и Варвара Павловна клянется мужу спокойно жить в глуши ради счастливого будущего дочери.

Эпилог

Лаврецкий все же находит отдаленный монастырь, в котором скрылась ото всех Лиза. Она проходит мимо него, не поднимая глаз. Лишь по движению ресниц и стиснутым пальцам рук можно понять, что она узнала Федора Ивановича.

Заключение

В центре романа И. С. Тургенева – история трагической любви Федора и Лизы. Невозможность личного счастья, крушение их светлых надежд перекликается с социальным крахом русского дворянства.

Читайте также: