Движущие силы развития личности сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Развитие личности является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личностное развитие-это отношение, которое помогает улучшить нашу жизнь. Оно помогает найти возможность создать лучшую жизнь мысленно, физически и духовно. Личностное развитие очень важно по нескольким причинам.

Третья причина - личностное развитие помогает нам общаться с позитивными людьми. Когда мы будем вовлекаться личностное развитие, тогда мы найдем много положительных людей вокруг нас. Имея таких наставников вокруг себя, мы будем более мотивированы двигаться вперед.

Помните, процессу саморазвития нет конца. Личностное развитие помогает улучшить нашу работу и в полной мере реализовать свой потенциал. Каждый человек хочет иметь возможность работать, но у большинства нет правильного набора целей. Только по этой причине большинство из нас не может достичь желаемого результата. Только личная программа развития может помочь нам достичь желаемого результата.

План личностного развития - это процесс, который дает человеку четкое представление о жизни. И каждый сознательный профессионал должен иметь личный план развития для достижения своей цели.

Личностное развитие означает упорный труд. для этого нужна последовательность, терпение и время. Если вы хотите, чтобы развитие в нашей личной жизни, мы должны сосредоточиться на понимании себя. Нужно идти дальше для получения большего количества навыков, которые помогут в будущем для моей профессиональной жизни. Из вышеизложенного ясно, что личное развитие очень важно для нашей жизни. Оно дает осознанное усилие для того, чтобы улучшаться.

2 вариант

В качестве подтверждения правильности высказывания Огюста Марселя Бартелеми можно найти множество художественных произведений писателей различного рода, то есть поэтов, стихотворцев и многих других.

Подобным способом, человека, отступающегося духовно изменяться, а также постоянно выступать против социальных перемен, точнее даже не учитывать их, можно охарактеризовать глуповатым, ибо он, как и все не обладают такой возможностью, как справедливо производить оценку действий, находящийся вокруг реальности.

Также читают:

Картинка к сочинению Развитие личности

Популярные сегодня темы

В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

В жизни случается многое. Дружба может очень быстро превратиться во вражду, и причиной легко становятся пустяки. Но на самом деле есть какие-либо причины, которые просто развиваются из подсознания человека

В этом, я думаю, даже не нужно сомневаться! Они не переводятся в нашем мире! Это, если бы спросили, есть ли до сих пор Чацкие… Все типажи, как мне кажется, существуют.

1. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.

1.1. Постановка вопроса о соотношении наследственности и среды в развитии личности человека.

1.2. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.

1.3. Теория конфронтации двух факторов З. Фрейда.

2. Методологические предпосылкиконцепциидвойной детерминации развития личности.

3. Схема системной детерминации развития лич­ности.

3.1. Индивидные свой­ства человека как предпосылки развития личности.

3.2. Социально-исторический образ жизни как источник раз­вития личности.

3.3. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире.

1. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.

К числу веч­ных вопросов науки относится проблема соотношения биоло­гического и социального в человеке.

Второй па­раметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуаци­ях.

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.

Теория конфронтации двух факторов . Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биоло­гического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной пси­хологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в боль­шинстве направлений изучения личности в современной психологии.

По мнению Э.Фромма, феномены социальной психологии должны быть объяснены как процессы активной и пассивной адапта­ции инстинктивного аппарата к социально-экономичес­кой ситуации. В определенных аспектах инстинктивный аппарат как таковой является биологически данным; но в высокой степени подвержен преобразованиям. Роль первич­ных формационных (образующих) факторов переходит к экономическим условиям. Через семью экономическая си­туация оказывает свое образующее влияние на инди­видуальную психику. Задача социальной психологии заключается в том, чтобы объяснить долю психических установок и идеологии — в особенности их бессознатель­ных корней — через влияние экономических условий на либидозные порывы.

Т.О., в неофрейдизме к биологическому фактору прибавляется солидный социально-экономичес­кий фактор, а лежащие в основе развивающейся системы закономерности полностью остаются согласующимися с их пониманием в метапсихологии психоанализа.

2. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности

Антропоцентристская парадигма мышления. Сущность человека ищется либо в самом человеке, либо в воздейству­ющей на него среде (биологической, социальной или физической).

Абсолютизация филогенетических, социогенетических, он­тогенетических закономерностей развития человека. Из антропоцентрической парадигмы мышления о человеке вытекает либо взгляд на человека вне истории его разви­тия, либо абсолютизация закономерностей какого-либо этапа одного процесса эволюции человека.

Человек — существо социально-генетическое не толь­ко потому, что он родился в обществе. За его появлением на свет стоит сложнейший процесс преобразования эво­люционных закономерностей образа жизни в истории фи­логенеза, антропогенеза и социогенеза.

Примером абсолютизации закономерностей социоге­неза и их прямого переноса на онтогенез личности явля­ется концепция рекапитуляции Стенли Холла. Согласно С.Холлу, подобно тому, как эмбриогенез в сжатом виде воспроизводит филогенез, онтогенез в сжатом виде про­ходит основные исторические этапы социогенеза. С.Холл устанавливает отношения равенства между тремя раз­ными периодами развития человеческого вида — эмбрио­генезом, социогенезом и онтогенезом. Так, ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы раз­вития общества (животная фаза, фаза охоты и рыболов­ства, конец дикости и начало цивилизации и т.д.), как эмбрион проходит основные этапы филогенеза.

Гомеостатическая модель развития психики человека. За схемами двухфакторной детерминации развития личнос­ти стоит гомеостатическая модель, выводящая любые про­явления активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению равновесия. Именно эта модель была исходной для психоанализа З.Фрейда, его метапси-хологических построений. Впоследствии на гомеостатическую модель опиралось большинство теорий психического развития человека, в том числе и теория швейцарской школы генетической психологии Ж.Пиаже. Ж.Пиаже провел скру­пулезный анализ разных вариантов гомеостатических объяснений эволюции в биологии и психологии, рас­сматривающих процесс взаимоотношения организма со средой.

По мнению Ж.Пиаже, могут быть выделены неэволю­ционистские и эволюционистские подходы к пониманию адаптации. К числу самых распространенных неэволюци­онистских подходов относится преформизм, сводящий адаптацию к актуализации изначально заложенных в орга­низм наследственных структур и нивелирую­щий роль внешней среды в процессе эволюции. Среди эволюционистских взглядов на взаимоотношение организ­ма и среды Ж.Пиаже выделил три варианта:

а) объясне­ние адаптивных изменений организма исключительно влиянием среды (ламаркизм);

б) объяснение адаптации эндогенными внутренними мутациями с последующим отбором;

в) объяснение адаптации прогрессирующим вли­янием внешних и внутренних факторов.

Свою теорию по­знавательного развития Ж.Пиаже относит к третьему варианту — к концепции двухфакторной детерминации познавательного развития ребенка.

При всем своеобразии теории генетической психологии Ж.Пиаже она в понимании адаптации процесса развития сходна с представлениями психоанализа об ассимиляции и диссимиляции, обеспечивающими стремление организ­ма при взаимодействии со средой к состоянию равновесия. Поэтому идеи психоанализа о развитии, о двухфактор­ной детерминации личности ни в коей мере не следует считать только достоянием истории психологии.

Из принципов гомеостатического понимания развития человека вытекает ряд прикладных направлений изуче­ния динамики поведения организма. Встает вопрос, су­ществуют ли конкретные факты, которые рассогласуются с гомеостатической моделью развития. Так, из схемы кон­фронтации двух факторов в частности следует, что орга­низм, стремящийся к удовольствию, при встрече с неблагоприятными обстоятельствами или барьерами на пути достижения объекта, испытывает отрицательные эмо­ции, которые им подавляются или, если есть возможность, сводятся к минимуму. Эта схема З.Фрейда получила ши­рокое распространение в психосоматике направлении психологии и медицины, изучающей влияние психологи­ческих факторов, психотравмирующих ситуаций на мно­гие соматические заболевания. В психосоматике как общепризнанный факт принимается положение о том, что неотреагированные отрицательные эмоции (тревога, страх, гнев) приводят к вредным соматическим последствиям.

Основываясь на идеях З.Фрейда, Ф.Александер пред­ложил свою схему действия на организм отрицательных эмоций у человека. Адаптивное значение отрицательных эмоций в регуляции поведения организма заключается в том, чтобы оценить смысл для организма неблагоприят­ной ситуации. После эмоциональной оценки ситуации как неблагоприятной могут быть осуществлены два типа по­веденческих реакций — бегство или борьба. У животных отрицательная эмоциональная оценка ситуации приводит к таким физиологическим изменениям организма, кото­рые призваны обеспечить либо борьбу, либо избегание неблагоприятной ситуации (повышение мышечного то­нуса, учащение пульса, повышение артериального давле­ния и т.п.). Вслед за такой психофизиологической преднастройкой у животных разворачивается поведенчес­кий акт. По-иному происходит адаптация у человека. В силу многих социальных запретов при эмоциональной оценке ситуации как опасной он далеко не всегда может отреаги­ровать бегством или агрессией. Между тем механизмы физиологической мобилизации, выработанные в ходе эво­люции, срабатывают, что и приводит в начале к стойкому вегетативному возбуждению, а затем и к органическому поражению внутренних органов, например к гипертони­ческой или язвенной болезни.

1) отрицательные эмоции вредны организму, причем если они подавлены, то их вред возрастает;

2) эмоционально-нейтральная ситуация предпочтитель­нее для адаптации организма, чем отрицательные эмоции;

3) позитивные эмоции полезны для организма, так как дают возможность более полно проявиться принципу удовольствия (В.С.Ротенберг).

Первая группа фактов основывается на наблюдениях врачей за поведением людей, их подверженностью раз­личным заболеваниям во время экстремальных критичес­ких ситуаций, массовых катастроф, войны, блокады. Во время войн падает процент психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония). Далее, в эк­стремальных условиях повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, например у борющихся с эпи­демиями врачей; у матерей, которые являются единствен­ными кормильцами детей. В указанном круге ситуации резкое ухудшение условий жизни, порой совершенно не­человеческие ее условия приводят к возрастанию отрица­тельных эмоций, которые не только не влекут за собой предсказанные З.Фрейдом и Ф.Александером последствия, а приводят при одном обязательном условии к прямо про­тивоположным эффектам. В качестве такого условия выс­тупает активное вовлечение людей в экстремальных ситуациях в ратную или трудовую деятельность , за кото­рую они несут ответственность и ради которой преодоле­вают самые различные препятствия. При отказе от деятельности и при возвращении в нормальные ситуации, несмотря на положительные эмоции, как это ни пара­доксально, процент психосоматических заболеваний вновь возрастает.

3. Схема системной детерминации развития лич­ности.

Второй ориентир — системная схема детерминации раз­вития личности.

Значит ли это, однако, что на уровне человека проис­ходит остановка всякого филогенетического развития? Что природа человека как выразителя своего вида, раз сло­жившись, далее не меняется?

Если признать это, то тогда необходимо также при­знать и то, что способности и функции, свойственные современным людям, например тончайший фонематичес­кий слух… — все это является продуктом функциональных онтогенетических изменений (А.Н.Северцов), независящих от достижений развития предшествующих поколений.

В деятельностном подходе к изучению личности речь идет не об остановке биологической эволю­ции человека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределы вариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни — хижины или дворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях пекущийся о своем благополучии приспособ­ленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рожде­ния культуры достоинства. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Тем­перамент и задатки, впрочем, как и любые индивид­ные предпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы выс­шей нервной деятельности и т.д.) определяют формаль­но-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения че­ловека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности (А.Г. Асмолов). В связи с этим, напри­мер, конституция или какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирова­ние личности. Основатели конституционных типологий личности (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк ) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связь индивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь.

Индивидные свойства человека развиваются и преобразуются в кон­тексте социально-исторического образа жизни общества.

Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат — оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

фи­зического или хронологического времени, к которому до сих пор сводится представление о времени в позитивистски ориентированной психологии познания;

биологического в ремени, зависящего от жизнедеятельности биологичес­ких систем и изучаемого, прежде всего, в цикле работ о (биологических ритмах жизни, о биологических часах;

ис­торического времени, обусловленного особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей (кто, например, сейчас назовет поездку из Петербурга в Москву путешествием, как это сделал А.Н.Радищев);

психо­логического времени личности, представляющего собой одновременно условие и продукт реализации деятельнос­ти в ходе жизненного пути личности.

Иными словами, в окружающем человека мире объек­тивно существует особое социальное измерение, создавае­мое совокупной деятельностью человечества, — поле значений. Это поле значений отдельный индивид нахо­дит как вне-его-существующее — им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому так же, как то, что входит в его образ мира (А.Н.Леонтьев). Организуя деятельность в со­ответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Со­циальное пространство кажется столь естественным, из­начально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда ока­зываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например, различия в эт­ническом самосознании, ценностных ориентациях и т.д.

Особенно остро эта проблема встает при изучении ин­дивидуальности личности в персоногенезе как продолжении в жизни человека биогенеза и социогенеза. Индивидуаль­ность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выражение проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенци­альные возможности развития культуры.

При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих воп­росов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, этнической и организационной психологии, клинической психологии, психиатрии, то есть тех отраслей психологии, перед ко­торыми стоит задача психологической помощи личности и се частной и профессиональной жизни.

Выделенные ориентиры рассмотрения психологии лич­ности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и лич­ностью. Они также позволяют обозначить точки приложе­ния усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, ме­тоды и закономерности в контексте психологии личности как самостоятельного направления психологической нау­ки и сферы профессиональной практики.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2000.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

5. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.1. – М., 1986.

6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. – М., 1983.

8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. – М., 1984.

9. Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека //Диалектика в науках о природе и человек. – М., 1983.

10. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека //Вопросы психологии. – М., 1976. № 1.

С первой минуты жизни человек сталкивается с трудностями — ему приходится адаптироваться к новым условиям внешней среды, он учится контактировать с другими и получать при этом самое необходимое — пищу, заботу, тепло. Уже тогда младенец начинает действовать чтобы добиться чего то очень важного для него.

развитие личности человека

Движущие силы развития личности — это противоречия, которые приходится разрешать человеку на пути к достижению гармонии между внутренними потребностями и тем, что предлагает внешняя среда, общество, реальными возможностями. Эти противоречия создают мотивацию, заставляют овладевать навыками, коммуницировать, учиться правильно реагировать на неудачи и достигать задуманного.

Понятие личности

В психологии под определением “личность” имеется в виду комплекс, включающий в себя социальные качества человека, набор его жизненных и социальных ценностей. В понятие “личность” также входит умение использовать возникающие противоречия между потребностями и реальностью для дальнейшего развития.

Личность и индивид — не одно и то же. Если индивид — это набор качеств, которыми обладает представитель биологического вида “человек разумный”, то личность — узкое понятие. Оно ассоциируется с более высоким уровнем развития, наличием четкой системы взаимоотношений с другими людьми, происходящими во внешнем мире событиями. Личность выстраивает собственное понимание того, что для нее важно, что приемлемо и неприемлемо, определяет для себя понятия “смысл”, “ценность”.

То, насколько индивид может реализовать собственные принципы, зависит от наличия и развитости:

  • интеллекта;
  • таланта;
  • знаний навыков;
  • умения прилагать усилия (волевых качеств);
  • способности справляться с эмоциями;
  • физических данных.

Процесс формирования личности длится всю жизнь. Базой для развития способностей является наследственность социальная среда.

В зависимости от того, насколько развито умение эффективно коммуницировать с окружающими, решать насущные проблемы, различают 2 типа личности:

  • социализированная — умеющая выживать в обществе;
  • несоциализированная — не способная к социальной коммуникации, выполнению возложенных общественных функций, зачастую — с психическими отклонениями.

Отличительные качества социализированной личности:

ориентир на собственные цели, ценности, жизненную стратегию даже в сложных ситуациях;

  • автономность;
  • умение применять защитные приемы для установления барьера при токсическом воздействии;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, дружить;
  • способность проявлять сострадание;
  • настойчивость в достижении целей.

То, насколько социализирована и развита личность, является основным показателем психического благополучия, способности принимать ответственность на себя.

Развитие личностных характеристик

Врожденные качества определяют, насколько человек способен к разностороннему развитию. В течение всей жизни природные характеристики личности остаются практически неизменными, только некоторые из них меняются вследствие влияния факторов внешней среды, социума.

Временем, которое определяет, в каком направлении будет развиваться личность, являются первые 5 лет жизни. Все последующие годы к уже имеющейся структуре характера только добавляются какие-либо характеристики или немного корректируются имеющиеся.

Характеристики личности влияют на все сферы жизни человека. Они отражаются на стиле поведения в кругу родных, знакомых, коллег, определяют выбор профессии и стиля поведения в разных ситуациях.

воспитание и развитие личности

Так, для человека, стремящегося к карьерному успеху, движущей силой становится его умение трезво взглянуть на имеющуюся ситуацию, оценить свои силы, способность добиваться поставленной цели. Тот, кто понимает свои потребности, осознает собственные интересы, ценность, выберет деятельность, которая поможет максимально полно раскрыть заложенный потенциал.

Большая роль в развитии личностных характеристик принадлежит общению. Оно начинается с первых минут появления малыша на свет. В процесс общения вовлекаются, кроме ребенка, родители, родственники, воспитатели, другие дети. Через активное общение с окружающими маленький человек учится взаимодействовать с окружающими.

Общаясь с другими, малыш находит мотивации, определяется со стилем поведения в разных ситуациях, определяет наиболее действенные инструменты взаимодействия с окружающими.

Механизмы развития личности

Вопрос того, каким путями реализуются развитие личности, какие механизмы при этом задействованы — предмет изучения множества ученых. Большинство теорий развития личности рассматривают такие:

  • присвоение — оно реализуется через осознавание и присвоение своей человеческой сущности;
  • обособление (индивидуация) — индивидуум проявляет стремление выделиться из множества таких же индивидуумов. Обособление делится на внешний и внутренний тип. Внешнее связано с такими характеристиками как национальность, физические данные, пол. Внутреннее — индивидуальные особенности психологического характера, интеллект, темперамент;
  • идентификация — отождествление (в первую очередь, на эмоциональном уровне) себя с другими людьми, группой людей, важным объектом. В детстве ребенок отождествляет себя с родителями или другими значимыми людьми, перенимают их стиль поведения, способ реагирования и общения с социумом, а также вбирают жизненный опыт, взгляды.

процесс развития личности

В подростковом возрасте образец для самоидентификации — сверстники, авторитетные взрослые, кроме родителей. Идентификация длится всю жизнь.

Социализация

Социализация — это многоступенчатый процесс, который приводит к формированию психических свойств у индивида. Основное влияние на социализацию оказывает среда, в которой развивается индивид.

Взаимодействие человека с социумом может происходить двумя способами:

  • пассивным — когда он использует свой социальный опыт;
  • активным — когда человек проявляет активность, действует и таким образом влияет на социальное окружение.

Социализация происходит в несколько этапов:

  1. дотрудовой — наступает при рождении и длится до момента начала трудовой деятельности;
  2. трудовой — совпадает с периодом активной трудовой жизни, зрелости;
  3. послетрудовой — наступает с момента прекращения активной рабочей жизни в преклонном возрасте.

На каждом этапе социализации у человека меняется спектр обязанностей, которые он выполняет, как член семьи, работник. Меняется и социальная позиция, проявляющаяся в отношении к тем или иным событиям. Социальные роли влияют на личностное становление в течение всей жизни.

Роль наследственности в развитии личности

Немалую роль в становлении личности играют наследственные факторы. Они человеку, как представителю биологического вида, помогают адаптироваться к меняющимися условиям.

Для психологической науки наибольший интерес представляет вопрос передачи творческих способностей, задатков от родителей детям и последующим поколениям. Чтобы ребенок мог гармонично развиваться, максимально раскрыть заложенный в нем потенциал. Врожденные задатки прямо влияют на успех в обучении, выбор профессии.

То насколько реализуются врожденные способности, во многом зависит от условий,в которых воспитывается ребенок, внутрисемейных отношений. Именно методы воспитания подкрепляют талант, который передается разным поколениям одной семьи (например, семьи выдающихся музыкантов — Баха, Моцарта).

В современной педагогике уделяется большое внимание разносторонних, самых ярко выраженных способностей уже в детском возрасте. Создаются специальные условия для проявления и развития талантов.

Темперамент — врожденная характеристика. Он определяется свойствами нервной системы. Темперамент не меняется в течение всей жизни. Он определяет особенности реагирования, поведения, влияет на характер и способы взаимодействия с социумом.

Комплекс всех наследственных факторов влияют на способность ребенка самостоятельно развиваться. Перед родителями стоит задача усилить врожденные задатки в процессе воспитания.

Развитие личности — движущие силы и факторы

Роль общения в развитии личности

Общение необходимо для социализации и развития задатков ребенка. Уже в первые годы жизни у него формируется собственный круг общения — в него входят родители, братья и сестры, другие родственники, друзья по детскому саду, воспитатели. С возрастом этот круг расширяется.

Общение со сверстниками в детском саду, на игровой площадке дарит большой спектр эмоций и важный опыт.Он становится базой для развития личностных качеств и отношений в будущем.

Если ребенок не общается со сверстниками, то выявить наличие у него проблем с социализацией не представляется возможным. Если они есть, то выявить их можно только в диалоге в одногодками.

Уже годовалому малышу необходимо общество таких же деток. В парке, центре раннего развития малыш может научиться отстаивать себя, играть и проявлять другие виды взаимодействия.

По мере взросления общение не теряет своей важной роли. Более того, это фактор формирования личности становится еще более весомым. Это связано с тем, что ребенок расширяет свой опыт, духовный мир, поэтому испытывает потребность в том, чтобы делиться им с другими и перенимать чужой опыт. Появляется стремление к общению со взрослыми, формируется круг друзей.

В общении удается более легко преодолеть сложные ситуации. Нередко общение приводит к тому, что корректируются ошибки воспитания. Важно, чтобы родители создали условия для гармоничного развития и формирования позитивного мышления.

В детском возрасте общение происходит через игры. Играя, дети учатся помогать друг другу, конкурируют, строят взаимоотношения. Это вид деятельности позволяет снизить уровень психоэмоционального напряжения, способствует формированию уверенности в собственных силах, помогает стать более активными, избавиться от замкнутости.

Влияние среды на развитие личности

Социум для личности является основным компонентом взаимодействия. Активность человека отражается на социальной среде, точно так же и перемены, которые происходят в социуме, отражаются на нем. Среда диктует свои условия, выставляет к личности определенные требования или же относится к индивиду с доброжелательностью.

То, какой настрой по отношению к человеку демонстрирует социум, зависит от его готовности принимать ее требования. Социальный статус человека обуславливает его поведение.

Воспитание

Наиболее весомым фактором развития личности считается воспитание. Через него удается корректировать неблагоприятные врожденные факторы, нивелировать влияние социума.

В психологии воспитание рассматривается, как средство, которое позволяет контролировать процесс социализации. Заданием воспитания является формирование индивида так, чтобы он максимально советовал требованиям того общества, где он живет, успешно справлялся с трудностями и достигал успеха.

Воспитание развивает человека как потребителя материальных благ. Но это — не единственная задача воспитательного процесса. Он также развивает высшие человеческие потребности — стремление к созданию материальных и духовных ценностей. Эти потребности проявляются в стремлении общаться с другими людьми, сотрудничать с ними, заниматься творчеством. Развитие этих потребностей и связанных с ними эмоций помогает формировать мировоззрение, способность к саморегуляции поведения и деятельности, в обретении нового опыта.

Воспитательный процесс дает возможность структурировать влияние на формирующуюся личность и создать основу для успешной ее социализации.

Обучение и образование

Термин “обучение” включает в себя передачу определенных знаний, а также активное взаимодействие между учеником и тем, кто обучает. Независимо от возраста обучаемого, он в процессе образования получает новый опыт, отрабатывает навыки его использования, тем самым расширяет спектр собственных возможностей для реализации.

Способность к обучению напрямую связана в возрастом и зрелостью мозговых структур. Так, 2-летний ребенок не способен усвоить материал, который излагают первокласснику.

Те психические качества личности, которые формируются при воспитании и обучении — очень сложные новообразования. Они постепенно вырабатываются в процессе индивидуального развития. Каждое их этих психических качеств имеет системную структуру и включает в себя:

  • потребности;
  • мотивы;
  • цели;
  • знания;
  • средства для действий;
  • эмоции.

Например, любопытство предполагает наличие знаний, относительно которых новый объект вызывает удивление, стремление изучить его и средств, которыми человек реализует это стремление. Каждое из психических качеств тесно связано со всеми остальными.

Развитие личности — другие факторы и движущие силы.

Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”— важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.

Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.

Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.

Основной целью развития личности является воспитание гармоничного члена социума, способного принимать самостоятельные решения, видеть новые горизонты, ставить амбициозные цели, достигать их. Движущие силы развития личности, при правильном их использовании, делают человека неповторимым и уникальным, способным на великие дела. Главное, что отличает полноценного человека от заурядного индивида – способность брать на себя ответственность за поступки. Жизнь не дает человеку гарантий, а предоставляет возможности, которыми мудрый человек непременно воспользуется, а несмелый, с большим количеством комплексов – проигнорирует. Итак, цельная личность достаточно смелая, чтобы довериться жизни и преодолеть страхи перед трудностями. Тема статьи – движущие силы психического развития личности. Поговорим о том, как формируется личность, какие факторы влияют на этот процесс и какие существуют механизмы.

мальчик в очках читает книгу

Развитие личности – это выход за пределы возможностей

Почему некоторым удается добиться успеха, а другие люди так и остаются неудачниками? Вероятнее всего, дело в личностных характеристиках, отношении к жизни. Чтобы выбраться за пределы собственных возможностей, необходимо:

  • ежедневно работать над собой и способностью выходить за пределы проблемной ситуации;
  • выходить из зоны комфорта, ставить перед собой неудобные цели;
  • учиться отделять важное от второстепенного и отказываться от цели, которая обречена на провал;
  • выбрать активную жизненную позицию, только так можно приобрести полезный жизненный опыт.

Это важно! В жизни человек получает огромное количество возможностей, но не каждый человек умеет ими воспользоваться. Почему? Ответ прост – многие зацикливаются на единственном способе достижения цели и не способны увидеть другие способы. Чаще всего, человеку мешает чувство беспокойства, именно поэтому распознать альтернативные решения.

Понятие личности

С точки зрения психологии, личность – это совокупность социальных качеств человека, степень овладения социальными, жизненными ценностями, а также способность человека применять движущие силы развития личности на практике.

Индивид и личность – есть ли разница? Индивид – совокупность качеств, присущих биологическому виду homo sapiens. Личность – понятие больше индивидуальное, характеризуется высоким уровнем развития, а также определенной системой взаимоотношений с внешним миром.

Это важно! Свойства человека определяются отношением к социуму, людям, профессиональным обязанностям. Важнейшая характеристика человека – осознание и принятие собственных отношений с другими людьми, внешним миром.

Способность индивида реализовывать свои принципы и жизненные принципы определяется несколькими факторами:

  • талант; ;
  • знания, умения;
  • эмоционально-волевые качества;
  • физические способности.

Способности, личностные характеристики формируются всю жизнь, основой для них является заложенные природой качества или наследственная основа. Таким образом, человеческая природа – это следствие биологической эволюции, истории поколений. Что влияет на становление, развитие личности? Прежде всего, особенности социального окружения, общественные условия.

Различают несколько видов личности:

  • социализированная – подготовленная к жизни в социуме;
  • десоциализированная – не способная выполнять основные социальные функции, человек с психическими отклонениями.
  • имеет собственную автономию;
  • в сложных ситуациях человек продолжает придерживаться жизненной стратегии и ценностям;
  • использует методики психологической защиты;
  • устанавливает добрые отношения в социуме;
  • проявляет сострадание;
  • способна проявлять настойчивость в достижении целей.

Это важно! Состояние развития личности – основной показатель здорового, полноценного человека, способного принять ответственность на себя.

Развитие личностных характеристик

Разностороннее развитие личности зависит от совокупности качеств, заложенных природой, определяющих поведенческие особенности. На протяжении жизни определенные личностные характеристики не меняются, а некоторые – меняются под влиянием внешних факторов.

Это важно! Основным периодом развития личности являются первые 5 лет жизни ребенка. В будущем черты характера незначительно корректируются.

Личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на все жизненные сферы, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором профессиональной деятельности. Главная закономерность – если человек испытывает потребность в лучшей жизни, он приложит все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Движущие силы развития личности в данном процессе это — целеустремленность, умение реально оценивать ситуацию, собственные возможности. Если индивид способен в полной мере осознать свою индивидуальность, он обязательно подберет профессиональную деятельность, которая раскроет весь его потенциал. Кроме этого, всегда можно использовать методы, влияющие на развитие личностных характеристик.

Роль общения в развитии личности играет ключевую роль, поскольку формирование характера начинается с первых дней жизни ребенка. Это процесс, в котором задействованы родители, социум и непосредственно дети. Посредством общения происходит познание всех форм взаимодействия индивида с другими людьми.

Это важно! Все особенности темперамента и характера формируются в детстве. До пяти лет ребенок ищет способы мотивации, стили поведения, подбирает возможные инструменты взаимодействия в социуме.

Механизмы и движущие силы развития личности

сферы развития личности

Вопрос развития личности – предмет изучения многих ученых. Специалистами выявлены основные механизмы развития: присвоение, обособление, идентификация.

  • Человек развивается через присвоение собственной сущности.
  • Обособление – отстаивание своей природы и сущности.
  • Идентификация – процесс отождествления себя с другим человеком и социумом. Данный процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Социализация

Речь идет о многоэтапном процессе развития и формирования психических свойств под влиянием общества и социальной среды.

Формы взаимодействия личности и социума:

  • пассивная – использование уже существующего социального опыта;
  • активная – непосредственное влияние на социальные связи через собственную деятельность.
  • дотрудовой – с дня рождения до этапа зрелости;
  • трудовой – зрелый возраст;
  • послетрудовой – преклонный возраст.

Важно! На каждом увеличивается объем социальных обязанностей – в семье, на работе, в социуме. Таким образом, влияние социальной роли на развитие личности происходит всю жизнь.

Роль наследственности в развитии личности

ребёнок играет с игрушкой

Влияние наследственности на формирование личностных характеристик называют еще одной движущей силой. Наследственность оказывает огромное влияние на жизнь индивида, поскольку сохраняет человека как биологический вид и обеспечивает его способность приспосабливаться к изменению внешних условий

С точки зрения психологии, наибольший интерес представляет наследование задатков и творческих способностей, талантов. Родителям важно учитывать природные задатки ребенка в его воспитании. Именно эти задатки определяют характер и направленность в отношении профессиональных предпочтений. Реализация природных способностей зависит от условий проживания, воспитания и отношений в семье. Психологи отмечают, что способности и талант, которые передаются из поколения в поколение, во многом зависят от методов воспитания.

Это важно! Задатки, данные природой, указывают лишь на общую направленность и общие сферы деятельности, но определить конкретный вид творчества только по ним нельзя.

Современная педагогика ориентирована на выявление различных, наиболее ярких способностей ребенка и их развитии, а также создании условий для проявления талантов.

Характер новорожденного формируется под влиянием нервной системы, которая обладает безграничными возможностями. Сочетание определенных свойств нервной системы определяет темперамент человека. Психологи называют темперамент, как базовую, неизменную характеристику, которая определяет особенности поведения и способности к саморазвитию.

Это важно! Совокупность генетически заданных качеств ребенка определяют его способность саморазвитию. Задача родителей – подкрепить природные задатки воспитанием. В семье, где хорошо поют, повышается роль музыки в развитии малыша, а в семье спортсменов следует обратить внимание на спорт и на физическое развитие.

Роль общения в развитии личности

Влияние коллектива на развитие способностей ребенка и целостной личности ни в коем случае нельзя недооценивать. В дошкольном возрасте у ребенка формируется круг общения и по мере взросления количество контактов увеличивается. Уже в детском саду ребенок переживает огромную гамму чувств и эмоций. Этот первый опыт является фундаментом для формирования дальнейших отношений и развития личностных качеств.

Это важно! Своевременно выявить проблемы социализации и общения со сверстниками можно только посредством диалога.

Специалисты отмечают, что уже в один год ребенку необходимо общение, и родители должны водить его в места, где есть другие малыши. Здесь ребенок впервые учится отстаивать свои права и взаимодействовать с обществом.

При этом нельзя сказать, что роль в развитии личности с возрастом уменьшается, наоборот – значение данного фактора становится глубже. Дело в том, что с возрастом душевный мир ребенка обогащается, становится насыщеннее, появляется потребность в общении с друзьями, взрослыми. Посредством общения ребенок преодолевает сложные жизненные ситуации. Более того, общение позволяет скорректировать ошибки, допущенные в процессе воспитания.

Это важно! Задача родителей и педагогов организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы сформировать позитивное мышление и благоприятные условия для развития личностных характеристик.

Главная форма общения для детей – игра, через нее происходит обучение партнерству, дружбе, строить взаимоотношения. С помощью игры можно снять психологическое напряжение, сформировать уверенность в себе, преодолеть замкнутость и пассивность.

Влияние среды на развитие личности

В психологии социальная среда рассматривается как основной элемент взаимодействия. Человек своим поведением вносит определенные изменения в среду, которая в свою очередь также меняет индивида. Необходимо отметить, что среда в большей степени влияет на человека. Она может диктовать свои условия, выдвигать требования или относиться доброжелательно.

Это важно! Отношение среды к человеку зависит от того, насколько индивид готов принять ее требования. А поведение зависит от положения человека в обществе.

Каждый индивид занимает в обществе несколько позиций – в семье, на работе, среди друзей. Для каждой позиции характерны определенные требования, права и обязанности. В социологии их называют социальным статусом. Он может быть врожденным или достигнутым.

Усвоение и реализация определенного социального статуса и роли – важнейшая составляющая успешной социализации личности.

Воспитание

семья, отец, мать, дети

Воспитание – еще один важнейший фактор формирования личностных качеств. При помощи воспитания можно корректировать наследственный фактор, влияние социальной среды. Психологи расценивают воспитание, как механизм управления процессом социализации. Цель воспитания – формирование человека, который соответствует требованиям социума, способен противостоять негативным факторам в обществе.

  • помогает упорядочить спектр воздействия на человека;
  • создает условия для успешной социализации.

Несомненно, воспитание оказывает влияние на такие факторы, как формирование силы и физической активности, ведь регулярный спорт и тренировки закаливают здоровье, что в свою очередь, положительно отражается на трудоспособности. Кроме этого, психологи отмечают влияние физической культуры на личностные характеристики. Доказано, что регулярный график занятий спортом закаляет характер, человек становится уверенным в себе, учится преодолевать трудности и побеждать.

Это важно! Только воспитание способно приобщить человека к определенному виду деятельности, развить природные задатки. Однако полностью изменить человека с помощью воспитания нельзя, поскольку есть качества, которые не поддаются коррекции.

Обучение и образование

Это важно! Роль обучения в развитии человека становится актуальной только при условии достаточного созревания мозговых тканей и структур.

Как научиться уважать себя

Конечно, каждому хочется, чтобы его уважали, но добиться этого можно только, научившись уважать себя. Для этого необходимо следовать простым правилам.

  1. Мнение человека не должно зависеть от мнения других людей и их оценок.
  2. Никогда не говорите о себе негативные вещи.
  3. Не позволяйте людям указывать, что и как вам делать.
  4. Никогда не изменяйте своим принципам и жизненным ценностям.
  5. Контролируйте свои эмоции.
  6. Постоянно развивайте свой кругозор, поскольку роль образования в развитии достаточно велика.
  7. Возьмите ответственность за собственную жизнь.

Самосознание личности

Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.

Читайте также: