Сочинение по картине кустодиева балаганы

Обновлено: 01.07.2024

Но большее внимание привлекает центральная часть картины, где на террасе дома изображена дружная семья Кустодиева. Они собрались за большим столом, застеленным белой скатертью для приема чая. На столе стоит большой и золотистый самовар, чашки, ваза с фруктами и печенье. По правую сторону стола сидит собственно сам художник. Он вдумчиво опустил голову немного вниз. Напротив него сидит супруг его сестры. Его рука подпирает свой подбородок, и он задумчиво смотрит вдаль. Рядом с ним сидит сын Бориса, он отвлекся от завтрака, и смотрит очень удивленным взглядом, как будто его отец-художник позвал его, находясь по другую сторону картины.

Рядом с сыном художника, стоит его маленькая дочь. Она играет возле стула с какой-то игрушкой. Девочка находится под опекой няни, которая аккуратно поправляет ей платье. Жена художника, как и положено хорошей хозяйки что-то хлопочет возле стола. Но её внимание переходит на дочь, и она пристально наблюдает за её действиями. Художник показал свою супругу не только хорошей хозяйкой и мамой, а также ещё красивой женщиной. Она одета в красивое платье белого цвета и с изображением цветов, её длинная юбка красиво расположилась на полу террасы. В центре стола, но уже по другую сторону сидит сестра художника. В её руках чашка и блюдце, а взгляд полностью устремлён на своего племянника.

На этой картине каждый занят своим делом и погружен в свои мысли. Но, тем не менее, у них царит спокойная и непринуждённая атмосфера завтрака. Их взгляды наполнены теплотой и любовью, и возможно они так хорошо знают друг друга, что могут понимать всё с полуслова и им не нужно много говорить.

Популярные сочинения

  • Что даёт человеку Чтение сочинение
    Чтение – вот лучшее учение. В этом общеизвестном афоризме отражена главная роль книги в жизни человека – быть источником знаний. Десятки веков рукописные, а затем печатные книги просвещали
  • Мое любимое растение сочинение
    Красота окружающего мира заключается в разнообразие видов живых существ, растений. Все вокруг красиво по своему, поэтому будет правильно сказать, что ликов красоты очень много
  • Сочинения по картинам Грабаря
    Игорь Эммануилович Грабарь замечательный советский художник-живописец, искусствовед, профессор и педагог. Его натюрморты и пейзажи наполнены светом и теплом.

Кустодиев Боpис Михайлович

Сайт посвящен жизни и творчеству выдающегося русского художника, талантливому бытописателю, мастеру психологического портрета, автору книжных иллюстраций и театральному декоратору — Кустодиеву Боpису Михайловичу. На сайте представлены картины Кустодиева, объединенные по различным тематикам — их можно просмотреть в разделе Живопись. Также в разделе Статьи можно ознакомиться с материалами о художнике.

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

С подробной хронологией жизни и творчества Кустодиева можно ознакомиться в разделе Хронология.

Ценителям русской живописи хорошо знакомо имя Бориса Михайловича Кустодиева, удивительно талантливого художника, к сожалению, прожившего не очень долгую жизнь.

С самого детства Кустодиев, рано оставшийся без отца, был окружён, несмотря на все трудности, любовью, заботой и лаской матери. В его доме всегда царила миролюбивая, спокойная атмосфера.

Именно это оказало наибольшее влияние на формирование художественного своеобразия кустодиевских картин, будто пронизанных светом, лёгкостью; от них веет умиротворением и жизнерадостностью.

Довольно долгое время художник, уже взрослый, живёт вместе с женой Юлией Евстафьевной в Европе, но всё это время он скучает по своей Родине, России, которую любит всей душой. Именно красоты в первую очередь провинциальной России становятся для Кустодиева источником вдохновения.

Картина изображает сцену семейного послеобеденного чаепития на веранде дачи четы Кустодиевых. За столом находятся хозяева — художник и его жена Юлия Евстафьевна, дети живописца — Кирилл и крохотная Ирина, няня маленькой девочки, а также сестра Кустодиева со своим мужем.

Борис Михайлович будто бы нарочно выполнил полотно, используя мягкие, тёплые тона, подчёркивающие нежность и уют сценки, разворачивающейся перед зрителем. Удивительное мастерство живописца отразилось и в игре света и тени; благодаря плавным переходам цветов, созданных художником, отчётливо видно время суток — вечер, послеобеденное время, когда пышную трапезу сменяет чаепитие.

Участок, на котором построена дача, ещё не обработан: в саду не растут яркие цветы, нет клумб, а сама трава слишком высокая, так что становится понятно, что её никто не косил. Да и брёвна самого домика очень светлые — из них только-только заложили сруб. Из распахнутого окна вырвалась пленённая прежде занавеска в мелкий цветочек и затрепеталась, забилась на ветру, точно парус.

Все участники действа разместились за большим круглым столом, покрытым длинной скатертью. В самом центре композиции Кустодиев расположил большой блестящий самовар — неизменный атрибут русского чаепития. Именно этот элемент будет повторяться на других полотнах мастера как символ русской провинциальной жизни, русской душевности и теплоты.

Стол заставлен угощениями. Поскольку сытный обед уже закончился, гостям предлагают откушать фруктов — в первую очередь наливных яблочек из плетёной корзинки, румяных, с красными бочками. Второй неизменный атрибут русского чаепития — конечно, круглые баранки!

Одетая в кисейное платье с пышными рюшами, хозяйка дома Юлия Кустодиева разливает чай по фарфоровым узорчатым чашечкам. Она — своего рода символ, образец гостеприимства и… образец настоящей хозяйки.

Ведь несмотря на то, что она занимается гостями, молодая женщина не забывает приглядывать за маленькой шалуньей-дочкой, играющей с яблоком: несмотря на то, что за златовласой девчушкой смотрит няня, повёрнутая к зрителю боком, мать не забывает сама заботиться о дочери.

Волосы Юлии Евстафьевны убраны в простую высокую причёску, немного не сочетающуюся с её нарядным платьем. В совокупности все детали делают облик хозяйки дома, Матери, степенным и уютным; Кустодиева будто излучает спокойствие и добродушие.

Кроме того, она постоянно держится рядом с мужем, сидящим справа от неё, что позволяет сделать вывод о том, что супруги, что называется, тянут лямку жизни вместе.

Если взглянуть на биографию художника, то окажется, что это действительно так: супруги станут поддержкой и опорой друг для друга и пронесут свои чувства через всю жизнь.

Самого себя Кустодиев скромно поместит у самого края полотна. Он сидит боком на стуле, одетый в простую рубаху с красным кушаком. Его руки находятся на столе, а взгляд направлен вниз, на стол. Вероятно, его одолевают мысли — какие? Загадка. Быть может, он задумывает новый сюжет картины или просто наслаждается уютным летним вечером, который мастер проводит в кругу семьи.

Сестра живописца сидит возле своего мужа. Женщина, одетая в розовое платье, пьёт чай, вслушивается в разговор мужчин и присматривает за племянником — сыном Кустодиева. Она выглядит расслабленной; на её губах блуждает едва заметная полуулыбка.

Справа от супруги сидит осанистый мужчина с широкой, густой бородой, одетый в голубую рубаху. Он облокотился одной рукой о стол, а вторую положил на спинку стула, где сидит его племянник. Статный мужчина оживлённо рассказывает о чём-то художнику; об этом свидетельствует его поза — динамичная, будто рассказчик вот-вот примется активно жестикулировать.

Он смотрит на живописца прямо и открыто, не мигая, огромными незабудковыми глазами, тем самым преодолевая художественное пространство картины.

Весь его образ являет собой образец детской наивности и любопытства.

Даже на террасе, во время чаепития, они заняты своими делами — и в то же самое время семью объединяет чувство любви, привязанности друг к другу, уважения и понимания.

Борис Михайлович Кустодиев сумел создать удивительно привлекательную жанровую зарисовку, несущую зрителю одну важную мысль: семья — это самое важное и ценное в человеческой жизни.

Сочинение по картине Кустодиева “На террасе”

Имя Бориса Кустодиева хорошо знакомо всем любителям и ценителям живописи. Его необычная манера письма, запоминающиеся образы привлекают к себе внимание, заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях, о жизни, о красоте.

Стоит только вспомнить его картины “Русская Венера”, “Красавица”, “Масленица” и многие другие. Совсем другим настроением проникнуто произведение художника, которое он назвал просто и емко “На террасе”.

Картина создавалась на жизненном материале.

На ней изображены сам Кустодиев, его жена и дети, сестра с мужем и няня. Они расположились на террасе дома Кустодиевых “Терем”. По ярким, еще не почерневшим от времени бревнам можно сказать, что дом новый, недавно выстроенный. Вокруг растут березы.

Участок еще не облагородили садовыми растениями. Создается впечатление, что домик стоит в лесу, потому что на заднем плане картины изображены густые березовые заросли.

А на самой террасе царит уютная домашняя атмосфера, характерная для аристократических домов девятнадцатого и начала двадцатого веков. Большая, дружная семья собралась за утренним чаем на свежем воздухе.

Тем более, что вокруг открывается такой замечательный вид. Здесь же присутствуют и маленькие дети.

Сын пристально смотрит на художника. Ему очень интересно, что же там делает этот человек. Маленькая…дочь Кустодиева находится под пристальным надзором няни. Но девочка так увлечена знакомством с яблоком, что ее нисколько не интересует происходящее вокруг.

Малышка нарядно одета. Ее светлые волосы украшает голубой бант в тон широкому поясу. Няня бережно поддерживает ребенка, наблюдает за каждым ее движением.

Жена Кустодиева, как и положено хозяйке, разливает чай. Она следит не только за гостями, но и успевает заметить, чем заняты ее дети. Она с заботой и любовью смотрит на свою дочь. Сам художник о чем-то задумался.

Сидящий напротив него муж сестры смотрит вдаль. Сестра Кустодиева засмотрелась на своего маленького племянника. Кажется, что, сидя за одним общим столом, каждый из героев картины, занят своим делом, своими мыслями. Но все вокруг наполнено любовью, теплотой семейного очага. Собравшиеся на террасе люди настолько близки, что им нет необходимости много говорить.

Они, и не произнося ни слова, прекрасно понимают друг друга. Гимном тихой семейной жизни, простым человеческим радостям можно назвать это произведение знаменитого художника. Каждый персонаж картины индивидуален, каждый живет своей обособленной жизнью. Но все они объединены одним общим началом. Это семья, в которой царит мир и покой, любовь и взаимопонимание.


На картине изображены народные гуляния в день празднования Масленицы. Художник изобразил оживленную часть небольшого города. Сам город утопает в снегу. Повсюду снежные сугробы, зима укутала свои белоснежным покрывалом крыши домов и украсила деревья. Благодаря белизне снега картина получилась светлой. Тем ярче на этом белоснежном фоне выделяются одетые в теплые шубы и тулупы жители городка. Весь народ стекается на главную площадь, чтобы отметить праздник.

Масленица – проводы зимы. А значит, и весна стоит на пороге. Художник изображает уже весеннее небо, у которого множество оттенков. Это голубые, синие, бирюзовые и розовые тона.

В центре картины изображена тройка лошадей, которая является символом России. Наверняка, художник изобразил ее в центре картины неслучайно. Тройка олицетворяет русского человека, его бескрайнюю душу, его любовь к быстрой езде и широким гуляньям.

На переднем плане стоят жители городка и оживленно о чем-то беседуют. Слева изображена еще упряжка, мчащаяся мимо.

На заднем фоне на вершине холма стоит храм. Его золотые купола купаются в уже весеннем солнце. От храма идет дорога, ведущая вниз, по ней движутся люди и упряжки, дети съезжают с горы на санках. В основном все движение картины устремлено к ее центру, к площади. Здесь установлен праздничный шатер и видимо ожидается зрелищное представление. Шатер украшен яркими флажками. А вокруг него толпится много городских жителей, которые выделяются темными пятнами на белом зимнем фоне.

В целом картина создает впечатление движения и оживленности, праздника и радости. Хочется вглядываться в каждую ее деталь и проникнуться ощущением единого народного празднества. А еще хочется окунуться в эту праздничную атмосферу и принять участие в проводах зимы.

На картине изображено народное гуляние в небольшом провинциальном городке. Сам город укрыт белоснежным одеянием: земля, дома, деревья. На этом снежном фоне художник изобразил жителей. Люди торопятся на праздничные забавы. Кто-то уже на площади и просто ведет беседы. Кто-то на запряженной лошадьми упряжке торопится на главную площадь города. Дети наслаждаются зимними забавами, катаются на санках, резвятся.

Общая атмосфера картины радостная и праздничная. Это видно по улыбкам и выражениям лиц изображенных жителей. Вот справа на переднем плане о чем-то ведут разговоры мужчины и женщины. Дамы улыбаются. Слева в идущей мимо упряжке, сидит парень и девушка, они тоже улыбаются, а девушка немного смущена. Ее щеки румяные, на губах застыла улыбка.

Вся картина как бы поднимается вверх и перед глазами зрителя на вершине горки предстает храм. Своими куполами храм уходит в весеннее небо. Краски неба уже по-весеннему яркие.

(7 марта 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

Царь Николай II. 1915


Царь Николай II. 1915

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

Автопортрет (1912). Галерея Уффици


Автопортрет (1912). Галерея Уффици

31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

  • 1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).
  • 1923 — член АХРР (Ассоциации художников революционной России).

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Могила Б.М.Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)


Могила Б. М. Кустодиева на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)

Память[ | ]

В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт, посвящённые художнику и его творчеству. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров)[9].

В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина (ранее им. Б. М. Кустодиева) расположен памятник Б. М. Кустодиеву.

Дом-музей Б. М. Кустодиева в Астрахани находится по адресу ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.

Музей имени Б. М. Кустодиева в пос. Островское Костромской области находится по адресу ул. Советская, 29[10].

Именем Б. М. Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

Именем Кустодиева названа улица в Ленинском районе г. Астрахани на берегу реки Кривая Болда.

Именем Б. М. Кустодиева названа улица в г. Кинешме Ивановской области и пос. Островское Костромской области.

Именем Кустодиева назван проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы[11].

с 2013 года имя Бориса Кустодиева носит самолёт Boeing 737 (VP-BRH) авиа

Именем Бориса Кустодиева названа улица в городе-курорте Геленджик

Именем Бориса Кустодиева назван аэропорт города Астрахань

Живопись

Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)


Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)

Красавицы, масленица, революция: народное бытие глазами Бориса Кустодиева

НАРОДНОЕ БЫТИЕ ГЛАЗАМИ БОРИСА КУСТОДИЕВА

140 лет назад, 7 марта 1878 года,
родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника.
Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия.

Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора.

Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, “болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их”.

Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами.

Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение “русской красавицы”. Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников.

Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом.

Они всегда безмятежны и бездейственны.

Для картины “Красавица” 1915 года

художнику позировала актриса Московского художественного театра В.Ф. Шевченко, исполнявшая на момент написания картины роль Настасьи Фурначевой (по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина”) — ленивой и вечно скучающей дочери купца-старообрядца.

Безмятежная красавица помещена художником в характерный для купеческой среды интерьер: постель на сундуке с расписными железными пластинами, воздушное атласное одеяло и подушки с кружевными наволочками.

Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — “кровь с молоком”, щечки — “яблочки наливные”, “губки-вишенки”. Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины.

По воспоминаниям сына художника Кирилла Кустодиева, “в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся”.

Найденный женский идеал художник использовал неоднократно. Картина “Девушка на Волге” 1919 года

— диалог с европейскими идеалами женской красоты. Подобный прототип изображения женского образа на лоне природы можно найти в работе “Венера” итальянского художника эпохи Ренессанса Джорджоне.

В этой картине Кустодиева, как и в “Купчихе”, изображена женщина, исполненная покоя и чувства победоносной величавости. Томная нега красавицы рифмуется с неспешным ритмом пейзажа на втором плане, где художник изобразил широкие берега Волги, белоснежные церковки с зеленой кровлей и молодую пару, распевающую песни под аккомпанирование гармони.

Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его “Купчиха за чаем” 1918 года

. Прекрасное пышное тело купчихи поэтизируется предзакатным пейзажем с легкими розовыми облаками, а разнообразие снеди на столе с гигантским арбузом венчают это торжественное чаепитие.

Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини.

Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Они, так же как и купчиха, разогрели самовар, чтобы выпить чаю после сладкого полуденного сна.

И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы.

Еще один излюбленный сюжет Кустодиева — русская Масленица.

“Масленица” 1916 года

— радостное и феерическое зрелище. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Художник словно вводит зрителя в мир сказки, где все действо развивается в предзакатный час и небо окрашивается всеми цветами радуги.

Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение “Охотники на снегу” нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.

В 1919 году

художник пишет новую
“Масленицу”
. В отличие от картины 1916 года пространство здесь ограничено, словно кулисами, изображением двух зданий, и зритель словно выглядывает из-за них и рассматривает оттуда все происходящее в глубине картины.

Все произведение кажется переполненным многочисленными деталями: со всех сторон пестрят афиши, вихрем несется по дороге тройка лошадей, а позади них открывается уже столь типичный кустодиевский зимний пейзаж — пушистые от снега деревья и черные купола монастыря с колокольней. В этом мельтешении можно не заметить, как Кустодиев с присущим ему озорством помещает свою подпись над витриной магазина, где продают сыры и икру.

Спустя еще два года, в 1921 году

, художник изобразил
Федора Шаляпина
на фоне того же самого масленичного гулянья. Огромная фигура в меховой шапке и шубе нараспашку словно парит над шумным народным празднеством.

Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.

Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры, и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин.

Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях.

Этот портрет буквально вырос из театра: первая встреча Кустодиева и Шаляпина произошла еще в 1919 году во время создания художником эскизов для оперы А.Н. Серова “Вражья сила”. Шаляпин тогда исполнял партию Еремки.

Театральные работы

В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.

Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.

«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, — пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. — У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.

В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.

Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.

После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.

Последние годы его жизни были подвигом.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)

В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.

Книги, графика, плакат, календари, декорации

…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник.

Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Кустодиев – не исключение

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Работы

Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни.
Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.



Наверняка многие скажут, что для русского человека ничего нет краше и милее именно русской зимы. Поэтому любителям отечественной живописи предлагаем полюбоваться зимними пейзажами знаменитого мастера модерна и импрессионизма Бориса Кустодиева . Уж кто-кто, а Борис Михайлович знал толк в русской зиме, он всякий раз оставлял среди своих живописных белоснежных далей частичку своей души.

Борис Кустодиев. Автопортрет.

Парадоксально, но свойственные Кустодиеву жизнелюбие и взгляд на жизнь – нисколько не изменились с болезнью. Он не озлобился, не закрылся в себе. Более того, его живопись, вопреки всему, стала еще ярче и прекраснее. Живя с ощущением всеразрушающей боли, он продолжал существовать в своем мире и писать его – ярко, радостно и празднично. Его палитра буквально была замешана на красках радости, яркого света и любви к жизни.

Наверное, именно любовь к жизни, к России, к единственной женщине, ставшей для художника опорой и поддержкой, придавали ему силы. Подробнее о великой силе любви вы сможете прочесть в обзоре: Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.

Совершенно по-особенному начинаешь смотреть на картины мастера, когда обратишь внимание на датирование большинства лучших его картин. А это, только вдумайтесь, революционные годы, годы гражданской войны, голодовка (в Петрограде она свирепствовала особенно), становление советской власти, когда страну буквально лихорадило от разрушающих и созидающих перемен. Именно в это время в своей холодной ленинградской квартире художник творил потрясающие живописные шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового искусства.

Бесконечная русская зима Бориса Кустодиева - яркая, динамичная, жизнеутверждающая

Природа и народные традиции России были идейными вдохновителями художника. Кустодиев восторгался суровыми снежными зимами и праздничными обрядами простого люда. На своих многочисленных полотнах, посвященных этой самой волшебной поре года, а также Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиев непременно подчеркивал головокружительный вихрь эмоций, в который были вовлечены все его персонажи. Он будто бы вырывал мгновения из бурлящей жизни и искусно накладывал их на свои полотна.

Кустодиев не писал чистые пейзажи, его пейзажи всегда были сюжетными, с огромным количеством различных персонажей. Стоит также отметить, что самым ярким элементом, создающим впечатление динамичного движения, он практически всегда использовал неудержимо мчащуюся тройку - символ русской самобытности.

Полотна художника настолько декоративны по своему колориту и композиционному построению, что напоминают диковинные расписные шкатулки или лубок. Удивительным является и тот факт, что большинство произведений мастера написано по памяти или по воображению. Хотя была в жизни Бориса Михайловича и живописная работа, которую он создал "на слух".

Главной вдохновительницей и глазами художника стала его дочь Ирина. Как-то вернувшись из лыжной прогулки из загорода, куда ездила со своими друзьями, она, радостная, раскрасневшаяся, с таким вдохновением и красноречием рассказала отцу, о том, какую неописуемую красоту ей довелось увидеть. О том, как они катались с гор, каким чудесным было морозное небо, какие великолепные открывались просторы, как в клубах дыма и пара мчался по безбрежной заснеженной дали паровоз.

Кустодиев, буквально заразившись рассказом дочери, тут же взялся за кисть и написал удивительную картину. Причем написал исключительно от услышанной радости и незабываемых впечатлений рассказчицы. Как оказалось, этого талантливому художнику было вполне достаточно. Созданное произведение получилось очень реалистичным и впечатляющим, совершенно непохожим на другие зимние работы мастера, где царило веселое гуляние, праздничное настроение, где кипела яркая жизнь народа среди городских улиц, заметенных снежными сугробами.

Провинциальный городишко завален снегом. По улице несутся сани, в которых сидят молоденькие барышни, лошадью управляет чрезмерно грузный извозчик, а дворник монотонно взмахивает метлой. Аккуратные домишки напоминают игрушечные, а солнечные лучи окрашивают снежный покров и клубы дыма розоватый оттенок. Автор яркой красочной палитрой превратил обыденную сцену в праздник. Под его кистью текущий зимний день приобрел бодрость и красочность.

Тему Масленицы художник отражал в своих работах множество раз, притом в разные годы, интерпретируя ее немного по-разному, но оставляя одну и ту же суть. Масленица - праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный.

На картинах изображен ясный морозный день. Пейзажный фон народных гуляний настолько красочен, и прекрасен, что создается впечатление буд-то праздник витает в самом воздухе. Снежные сугробы, освещенные низким февральским солнцем, буквально искрятся своей белизной, а деревья, покрытые толстым слоем инея, напоминают праздничный фейерверк. Поистине подлинная красота русской зимы, которая никого не оставит равнодушным.

Хотя на первый взгляд, многим может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком ярки и неестественны краски, как для зимнего пейзажа. Но в этих картинах весь Кустодиев. Именно так он видел зимнюю русскую природу деревень и городов. Именно этот чудесный мир он замыкал во времени и пространстве.

Сам народ, который вывалил на улицы, радостный и веселый. Здесь можно увидеть людей всех сословий.

Балаган - непременный атрибут русских народных гуляний на Масленицу. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника - главный источник вдохновения. "Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху гуляющей толпе." А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще не скоро.

Год создания этой работы - 1917-й. Не было в реалиях России уже масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Всем кануло в небытие. И картина - воспоминание о другой, утерянной жизни. Даже в самых радостных картинах Кустодиева ощущается ностальгия по уходящей России. Он писал ту Россию, которая уже исчезла, а новую он так и не успел узнать, так как весь мир для художника был заключен видом из окон его квартиры.

Читайте также: