Душа здесь у меня каким то горем сжата сочинение грибоедов

Обновлено: 04.07.2024

Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.

* Будь плохонький, да если наберется * Душ тысячки две родовых. * Тот и жених.

* К нам на вечер, в четверг, проси скорее * Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!

* То бережешься, то обед: * Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

* Кто хочет к нам пожаловать, — изволь. * Дверь отперта для званых и не званных. * Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях: * Поетем, матушка, мне прафо не под силу, * Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:

* Лгунишка он, картежник, вор. * Я от него все двери на запор… * Но в то же время благодарит его за двух арапчонков: * Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье * Двоих арапченков на ярмарке достал.

* Там моську вовремя погладит. * Там впору карточку вотрет.

Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

* От скуки я взяла с собой

* Арапку-девку да собачку * Вели их накормить ужо, дружочек мой, * От ужина сошли подачку.

* А у меня, что дело, что не дело. * Обычай мой такой: * Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

* Ученье — вот чума, ученость — вот причина. * Что нынче пуще, чем когда, * Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

* Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; * Ни звука русского, ни русского лица * Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чин следовал ему:

* Он службу вдруг оставил, * В деревне книги стал читать. * Родственник княгини Хлестовой: * Чинов не хочет знать! * Он химик, он ботаник, * Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.


Почему чацкий вынужден бежать из москвы?

Столкновение Чацкого и Москвы с ее фамусовским обществом было неизбежно. Разногласия возникают сразу же после приезда Чацкого в дом Фамусова после его трехлетнего путешествия по Европе. Конфликт постепенно набирает обороты и усугубляется любовной драмой, крушением надежд Чацкого на личное счастье. Главный герой вступает в борьбу за свои идеалы, которые полностью противоположны взглядам фамусовской Москвы.

Фамусов и Молчалин видят в государственной службе лишь источник личных выгод, они служат чинам, а не делу. Они не видят ничего зазорного в прислуживании, в то время как Чацкому прислуживаться тошно. Именно поэтому он уходит со службы. Чацкий с радостью служил бы родине, но не хочет прислуживаться начальству.

Фамусовское общество пренебрежительно относится ко всему национальному и народному, рабски подражает внешней западной культуре. Чацкий же обеспокоен развитием национальной культуры. Фамусовская Москва измеряет значимость человека количеством крепостных душ и его происхождением. Чацкий же видит ценность человека в его личностных характеристиках. Для Фамусова и ему подобных мнение аристократического общества является непогрешимым, а Чацкий отстаивает свободу мысли и право каждого человека открыто высказывать свои убеждения.

Чацкий резко критикует произвол, деспотизм, лесть, лицемерие и пустоту жизненных интересов московского дворянства. Он со своими идеями врывается в мир Фамусова, словно вихрь. Но его взгляды опасны для сложившихся устоев, обществу проще признать Чацкого сумасшедшим, чем попытаться понять и принять его. Каждый остается при своем мнении, и Чацкий покидает Москву.

“К вам Александр Андреич Чацкий!” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума” защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:

..Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: – разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Мне кажется, что основной конфликт комедии – столкновение “века нынешнего”, то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с “веком минувшим” – массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает “век минувший” отошедшим, верит, что “век нынешний” уже сделал свои завоевания и что это необратимо:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает “ума искать”, искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву.

Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий – истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет, недоволен я Москвой!

А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром “бессловесных”. Герой пьесы пережил “мильон терзаний”, он бежит прочь из Москвы в поисках места, где “оскорбленному есть чувству уголок”.

И все же произведение Грибоедова – комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…

Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.

Чацкий – это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества – по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде “высокого”, так как это озлобляет, смущает, дразнит людей “низких”.

Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон – они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким.

Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.

А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти “недалекие” люди принимают человека по “золотому мешку”.

И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.

Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют “жить не по лжи”. А это серьезное испытание!

В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое. Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение.

Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными.

Александр Чацкий из комедии Грибоедова

Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла. Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры.

Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.

Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности.

Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти.

Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.

Александр Чацкий из комедии Грибоедова

Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.

“К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ!”

“К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ!”

Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума” защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:

…Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: – разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем!

Мне кажется, что основной конфликт комедии – столкновение “века нынешнего”, то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с “веком минувшим” – массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает “век минувший” отошедшим, верит, что “век нынешний” уже сделал свои завоевания и что это необратимо:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает

“ума искать”, искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий – истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет, недоволен я Москвой!

А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретай дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром “бессловесных”. Герой пьесы пережил “мильон терзаний”, он бежит прочь из Москвы в поисках места, где “оскорбленному есть чувству уголок”. И все же произведение Грибоедова – комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…

Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.

Чацкий – это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества – по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде “высокого”, так как это озлобляет, смущает, дразнит людей “низких”. Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон – они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.

А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий, прежде всего, ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти “недалекие” люди принимают человека по “золотому мешку”. И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.

Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют “жить не по лжи”. А это серьезное испытание!

Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого.

Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества.

Чацкий и Молчалин

Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность.

По своему социальному положению Чацкий — дворянин. С самого детства Александр Андреевич Чацкий жил и воспитывался в фамусовском доме на правах сына покойного друга Фамусова. Его юность прошла как и у тысячи таких же молодых людей того времени. Ему было дано кое-какое образование и воспитание. И вдруг Чацкий покидает Москву, уезжает за границу. Пробыв три года на чужбине, наверное, учась в университете, наш герой возвращается. Увидев свет своими глазами, а не по чужим словам, Чацкий ясно видит свое направление в жизни.

Свобода! Он одну тебя

Еще искал в пустынном мире…

Для того времени Чацкий имеет высокий и глубокий ум; он с точностью может говорить о политике, о внешних делах государства, о военном деле, но у этого человека нет просто желания к таким разговорам, разговорам о типичном и глупом/

В своих душевных чувствах Чацкий верен и постоянен. И в юности, и в часы разлуки, и сейчас он страстно любит Софью, хотя он знает, что она ему изменила, изменила предательски.

И все-таки я вас без памяти люблю…

С презрением наш герой относится к крепостному праву, осуждает помещиков и чиновников, угнетающих простой люд.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь в жизнь его спасли не раз: вдруг На них он выменял борзые три собаки.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за немцев.

И у Чацкого есть единомышленники. Это только упоминаемые лица: князь Федор — двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института; но все же в доме Фамусова он одинок.

В Чацком узнается человек декабристских взглядов, горячо отрицающий самодержавно-крепостническую действительность, но не имеющий опоры в массах.

Сочинение на тему таким я вижу александра андреевича чацкого

Александр Андреевич Чацкий

Один здравомыслящий человек на 25 глупцов

Конец всех видимых грез

Наиболее важным для понимания смысла всего произведения является последний монолог Чацкого. Анализ именно этого эпизода помогает читателю проследить, насколько изменилось мировоззрение персонажа к финальной сцене. Бал в доме Фамусова становится заключительной сценой, где окончательно разрушаются все надежды и мечты всех главных героев.


В развязке основные и скрытые ранее качества героев обличаются. Несмотря на то что Чацкий славится своим умом и воспитанием, он все же, как влюбленный глупец, прячется за колонной, чтобы удостовериться в своей догадке. Именно с этого ракурса он видит всю ужасность происходящей сцены между Лизой, Софьей и Молчалиным.

Не в силах вынести удивления тем, что такая необыкновенная девушка могла предпочесть ему настолько низкого и пустого человека, Чацкий выскакивает из своего укрытия. К этому времени также подходит сам Фамусов со свитой, который ненароком выдает, что Софья и есть источник слухов о сумасшествии юноши.

Именно в этот момент происходит самый известный монолог героя. Сначала Чацкий немного растерян от осознания сразу двух неприятных истин о его возлюбленной: Софья действительно влюблена в Молчалина и она же и распустила о нем столь неприглядные сплетни. Эти события оказали необычайное влияние на отверженного парня.

Чацкий считает себя виноватым в том, что мог рассчитывать на счастье с такой глупой девушкой. Он делает справедливый упрек Софье в том, что она сразу не рассказала ему всей правды о своих чувствах. Кроме того, Александр советует девушке образумиться и помириться с Молчалиным, ведь он так похож на будущего тестя и прекрасно подойдет на роль услужливого и послушного мужа.

Здесь читатель может отметить параллель, которую Чацкий провел, сравнив Алексея с Платоном Михайловичем. С ним Александр познакомился в полку, где знал его как здорового, крепкого мужчину, который мог с утра в любую погоду скакать на коне. И лишь прошел год со дня его женитьбы, как он превратился в беспомощного ребенка, которого во всем опекает и от всего оберегает жена.

Юноша произносит свою реплику и в отношении Фамусова, в доме которого он когда-то вырос. Высказав все, что он думал и понимая невозможность находиться более среди этих людей, Чацкий садится в карету и уезжает навсегда из Москвы в надежде, что сможет еще найти место, где будет счастлив.

Сочинение на тему а судьи кто в комедии горе от ума

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.

Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.

Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.

В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).

Читайте также: