Духовный портрет князей бориса и глеба сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Почитание на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба отражено, прежде всего, в памятниках агиографии (житийной литературы, от гр. агиос — святой). Агиография — важнейший раздел древнерусской литературы, развитие которого было теснейшим образом связано с историей русской святости. Однако хронологические вехи первой и второй очень часто не совпадали.

Тем не менее, иной раз происходило совсем по-другому: народное почитание каких-то авторитетных лиц очень быстро после их смерти достигало общерусского масштаба и утверждалось Церковью, что, соответственно, отражалось в развитых агиографических, панегирических (прославляющих; от гр. логос панегюрикос — торжественная похвальная речь или гимнографических (гимнография от гр. хюмнос — гимн, славословие и графо — пишу) формах литературного творчества.

Внешним поводом для возникновения такого литературного цикла послужили конкретные события русской истории. В 1015 г. вследствие смерти Владимира Святославича пасынок последнего, Святополк Ярополчич, объявил себя великим киевским князем, и в общем это было законно и вполне согласовалось с тогдашним порядком престолонаследования. Но Святополк, стремясь укрепиться на престоле, убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Другой сын Владимира, новгородский князь Ярослав выступает против Святополка и после длительной борьбы с ним сам становится великим киевским князем в 1119 г. Гибель Бориса и Глеба от руки святополковых наемников истолковывается как смерть мученическая, что подтверждается чудесными явлениями на местах их погребения, и это служит поводом для распространения их особого почитания в народе. Ярослав Мудрый актом канонизации укрепляет последнее в качестве национального культа и добивается признания святости князей со стороны Византийской Церкви. В связи с этими обстоятельствами и появляются литературные тексты о Борисе и Глебе.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В рассказе об убийстве главное внимание уделено Борису и Глебу, и рассказ этот полифоничен (многогласен) по интонации. Присущий летописям повествовательный принцип документально-фактографической констатации обогащен в нем описанием напряженных эмоционально-психологических ситуаций и лирическим пафосом. Соответственно, изложение имеет драматическую природу: персонажи не столько действуют, сколько произносят внутренние монологи и речи в виде молитв, плачей, прошений, раздумий, да и сам автор все время говорит, соучаствуя в событиях собственными размышлениями о них то в виде панегириков, то в виде филиппик. Надо отметить, что Борис и Глеб, хотя и олицетворяют собой вполне определенные и схожие идеи, но под пером автора все же по-разному изображены перед лицом смерти.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Борисо-Глебский литературный цикл издавна привлек внимание ученых. Представители светской науки более всего интересовались вопросами литературной истории составляющих этот цикл текстов, вопросами их взаимоотношения, художественной специфики, фактографической и идейной связи с конкретной историей русского общества XI-XII веков. Напротив, менее всего исследователей интересовал вопрос о духовном содержании и значении самого подвига Бориса и Глеба, равно и произведений, посвященных этой теме. Определенные успехи на этом пути были достигнуты известным православным историком и мыслителем XX века Г. П. Федотовым (1886-1951).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : формирование навыков анализа жития с учетом жанровых особенностей

Образовательные:

Закрепить понятия жития как жанра древнерусской литературы

Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся

Продолжить формирование умений анализа художественного произведения

Работать над развитием устной речи учащихся

Способствовать развитию языкового чутья и воображения

Воспитательные :

Привлечь учащихся к раздумьям над идейным содержанием художественного текста.

Содействовать в ходе урока этико-эстетическому, нравственному воспитанию личности

Ход занятия

Организация начала занятия

Эмоциональная подготовка учащихся к восприятию и усвоению знаний.

А в Россию вновь пришла зима.

И под снегом весел вид берёз.

В шапках снеговых стоят дома

И скрипит на улице мороз.

Вечером обильный снегопад

Все деревья в шубы нарядил.

Вот они на солнышке блестят.

И слетает, как дымок с кадил,

Снег с ветвей… Такая красота!

Клёны ветви к небу вознесли…

Всё святые русские места,

Милый уголок родной земли…

(Пение, зажжение свечей, фрагмент фильма школьного телевидения)

Работа над содержанием Жития

О ком я почитала эти строки? ( Тема занятия).

Как вы думаете, в каком произведении они написаны? Откуда эта цитата?

Что такое Житие?

Какова композиция Жития?

Кто является героем Жития?

Что вы знаете о героях этого Жития? (Слайд3)

Кратко расскажите о детстве и юности главных героев ( Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константино- польской Церковью). Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь служению Богу.
Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
(Слайды 4,5,6)

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

Как вы понимаете слово СТРАСТОТЕРПЦЫ ? (Христиане, претепрепевшие невинные страдания и в них проявившие свою веру, надежду и любовь к Богу и ближнему) (Слайд 7)

Расскажите, как погиб Борис? Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытался её избежать? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека; С именем Христа Борис спокойно принимает смерть) (Слайд8)

Кто противопоставлен Борису и Глебу?

Давайте попробуем заполнить таблицу (Работа в группах). Но прежде определим лексическое значение слов ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК (Работа с Толковым словарём)

(После совместного обсуждения появляется Слайд 11 )

Вы видите, что образы главных героев противопоставлены в сказании. Такой прием в литературе называется КОНТРАСТОМ .

А какие на ваш взгляд добродетели являются главными в этом списке? Они словно соединяют в себе все остальные нравственные качества? (БЛАЖЕННЫЕ, СВЯТЫЕ) Подберите однокоренные слова. (Благо, благодать, благодетель, благодарность, Благовещенье) В словаре – БЛАЖЕННЫЙ – душевно чистый, тот, кто творит благо.

Так за что же Борис и Глеб первыми причислены к лику святых?

Для этого нужно вспомнить Заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди (Слайд12) Выберите любую

Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением Жития : Почему святые Борис и Глеб не оказали сопротивление Святополку?

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.

Итак, Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу. Любовь к Богу и к ближнему, кротость, смирение, непротивление злу были мерилами душевной чистоты в то время актуальны и сейчас.

Давайте рассмотрим схему:

Механизм врастания в святость (Слайд 14)

(Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М,1991)

Составьте духовный портрет князей Бориса и Глеба (Слайд15)

Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Почему его называют Окаянным?

(Слайд 17) Какую роль сыграли братья Борис и Глеб в русской истории? « С того времени затихла на Руси крамола, Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные братья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но они – особые покровители, защитники Русской земли

(Если хватит времени) о чудотворениях (Слайды….)

Что нам, живущим в XXI веке, интересно в житие?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших, быть послушными, терпеливыми, внимательнее относиться к своим друзьям и подругам)

Молодцы! Именно эти заветы оставили нам первые русские святые – князья Борис и Глеб. Их подвиг – непротивление злу. Своей мученической смертью они вступились за мир

V. Релаксация.

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дмитрова

Учитель русского языка и литературы Калинина Ирина Викторовна

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез…

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез…

Борис и Глеб — первые русские святые

Князей Бориса и Глеба называют первыми русскими святыми? Борис и Глеб — князья-страстотерпцы, подражавшие подвигу угодников Божиих.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Борис и Глеб отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Святые Борис и Глеб

Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

Кто же не восплачется, представив перед очами сердца своего эту пагубную смерть?

Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

И так почил Борис, предав душу свою в руки Бога Живого в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских.

Перебили и отроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив голову ему, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.

Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Идеалом нашего народа стала святость, она была национальной идеей, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись все — и князья, и бояре, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Собор смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях.


Собор смоленских святых. Икона.
На иконе представлены 22 смоленских святых. Слева от иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии изображены: (первый ряд) святой страстотерпец кн. Глеб; святой преподобный Николай Японский; святитель Игнатий, епископ Смоленский, чудотворец; святой Питирим Тамбовский; святой Симеон, митрополит Смоленский; (второй ряд) святой Меркурий, епископ Смоленский; святой преподобный Герасим Болдинский; святой преподобный Симон, архимандрит; (третий ряд) святой преподобный Прохор, святой кн. Глеб Всеволодович. Справа изображены: (первый ряд) святой кн. Давид; святой кн. Константин; (второй ряд) святой мученик Меркурий Смоленский, воин; святой преподобный Авраамий; святой кн. Андрей; святой кн. Феодор; святой благоверный кн. Ростислав; (третий ряд) святой преподобный Ефрем Смоленский; святая мученица Иулиания, кн. Вяземская; святой мученик кн. Симеон Вяземский; (четвертый ряд) святой преподобный Аркадий Вяземский; святой кн. Михаил Федорович.

Празднование в честь Собора смоленских святых было установлено в 1983 г. и впервые включено в Православный календарь Русской Церкви в 1986 г. В данных параграфах мы познакомимся с наиболее известными святыми Смоленской земли XI–XIII вв.

1. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. До них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства — страстотерпчество.

Святые князья Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 г. на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за великокняжеский престол. Борис и Глеб не претендовали на княжение в Киеве, не участвовали в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком. Но Святополк приказал убить братьев как возможных претендентов на киевский престол. Сначала погиб князь Борис, а потом и его младший брат Глеб был убит на стоянке у реки Смядыни, рядом со Смоленском. Они перед смертью простили Святополка и своих убийц и кротко приняли мученическую смерть. За это преступление Святополк получил в народе прозвище Окаянный. Это прозвище образовано от имени первого братоубийцы в истории — Каина, который также из зависти убил своего младшего брата Авеля.

В 2015 г. праздновалось 1000-летие со дня преставления равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси и 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба.

Патриарх Кирилл на месте мученической кончины князя Глеба сказал:

Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

1977

Прежде чем обратиться к глубокому содержанию этого стихотворения, давайте внимательно рассмотрим икону святых Бориса и Глеба.

https://www.icon-art.info/

Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. XIV в.

Князья-страстотерпцы изображены в виде воинов, скачущих на конях. В правой руке у каждого князя длинное копье с небольшим знаменем. Младший брат Глеб смотрит на старшего брата Бориса, как бы советуясь с ним и готовясь повторить его жертвенный подвиг. Они плывут над крутыми уступами горок, устремленных в небо. В правом верхнем углу – изображение благословляющего братьев Иисуса Христа.

Стихотворение Б. Чичибабина — вдохновенный гимн жертвенной любви и мученичеству за веру.

Ответим вначале на вопросы, которые остаются после прочтения стихотворения.

Выясните в словарях значение непонятных вам слов.

Найдите в тексте стихотворения слова, в которых поэт пишет о Господнем благословении князей на жертвенный духовный подвиг.

1. В чём заключается подвиг страстотерпцев? Почему святые князья Борис и Глеб не оказали вооружённого сопротивления Святополку?

2. Святой мученик Меркурий Смоленский


Святой мученик Меркурий Смоленский. Фреска Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

Меркурий Смоленский — один из самых известных защитников нашей родной земли, покровитель Смоленска.

Из жития Меркурия Смоленского мы узнаём, что в 1239 г. полчища ордынцев, захватившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах (26,7 км) от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Явившаяся Меркурию Пресвятая Богородица велела ему сразиться с врагом и обещала Свою помощь. Воин той же ночью отправился во вражеский стан в Долгомостье. Там он сразился с вражеским полчищем, истребив множество монголов и обратив их в бегство. Однако сам Меркурий в этом бою погиб. Так, благодаря жертвенному подвигу святого Смоленск не был захвачен монголами.

Фото В. В. Завадкина

Сандалии мученика Меркурия. Смоленский Успенский кафедральный собор.

1. Актуален ли в наши дни подвиг святого воина Меркурия Смоленского? Аргументируйте свой ответ.

3. Чему можно научиться, следуя примеру Меркурия Смоленского?

3. Святой преподобный Авраамий Смоленский

Преподобного Авраамия Смоленского называют первым просветителем Смоленщины. О его жизни нам известно из жизнеописания, написанного учеником преподобного.

Авраамий родился в середине ХII в. в Смоленске, в богатой семье. Интересно, что родители, у которых уже было 12 дочерей, долго молились Богу о рождении сына.

С детства Авраамий был очень любознательным и благочестивым. Он усердно учился в школе при монастыре, часто посещал церковь.

Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. После их смерти преподобный раздал всё имущество монастырям, церквам и бедным. Он принял монашеский постриг в монастыре Пресвятой Богородицы недалеко от Смоленска, на месте Селище. Сегодня это деревня Богородицкое.

Проходя в монастыре различные послушания, преподобный занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. В 1198 г. Авраамий, по решению игумена, принял священнический сан. К этому времени преподобный жил и трудился в монастыре более тридцати лет. Став священником, он каждый день совершал Божественную литургию, исповедовал и наставлял не только братию монастыря, но и мирян. Авраамий обладал даром красноречия, он умел убедить людей в необходимости борьбы с грехами, покаяния и соблюдения заповедей, данных Богом.

В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, несоблюдение которых приводит к губительным последствиям. Грех — это нарушение законов духовного мира, главным из которых является закон любви к Богу и людям.

Покаяние — это осознание человеком своих грехов перед Богом и решимость изменить свою жизнь, чтобы не повторять их в дальнейшем. Тема греха и покаяния является одной из ключевых в русской культуре, её доминантой. К этой теме обращались и обращаются поэты, писатели, художники, скульпторы, музыканты.

Назовите известные вам художественные произведения, в которых находит отражение данная проблема.

Эта тема находит свое отражение и в пословицах и поговорках русского народа. Грех сладок, а человек падок. Грешить легко — трудно каяться. Всякая неправда — грех. Огня без дыму, человека без греха не бывает. Лишь тот свят, кто с креста снят. Неси в храм покаяние и подаяние. И рад бы в рай, да грехи не пускают. Повинную голову меч не сечет. Ошибайся, да сознавайся. И конь спотыкается, да поправляется.

Признание — половина исправления. Умел грешить — умей каяться. Сумел завязать, сумей и развязать. Кайся, да опять за то не принимайся.

Какие пословицы и поговорки о грехе и покаянии вы можете добавить к перечисленным?

Подготовьте аргументирующую речь, положив в ее основу наиболее понравившуюся вам пословицу.

Вскоре Авраамий стал широко известен. Это вызвало зависть братии, а затем и игумена, и преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Здесь преподобный Авраамий продолжил дело духовного просвещения смолян. Жители города очень почитали его и толпами стекались послушать его проповеди. Но некоторым горожанам и представителям духовенства не давала покоя слава преподобного. Они обвинили его в распространении ересей и настояли на суде. Авраамию запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь.

В это время случилась страшная засуха, которую смоляне восприняли как Божие наказание за неправедное осуждение Авраамия. Лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.

Спустя некоторое время смоленский епископ Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил настоятельство в нём преподобному Авраамию. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал новых монахов очень разборчиво, поэтому в его монастыре было только 17 братий.

Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., прожив в иночестве 50 лет. День памяти преподобного Авраамия Смоленского празднуется 3 сентября.


Памятник преподобному Авраамию Смоленскому. Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь г. Смоленска. Скульптор В. С. Гращенков. 2014 г.

1. Расскажите о преподобном Авраамии Смоленском по следующему плану:

  1. Детство и юность.
  2. Монашеская жизнь.
  3. Проповедник покаяния.
  4. Гонения на преподобного и его оправдание.
  5. Архимандрит Авраамий — настоятель монастыря.

2. Как смоляне чтят память преподобного Авраамия Смоленского?

Читайте также: