Древний город тараз сочинение

Обновлено: 28.04.2024

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.

Начиная с 6 века нашей эры, появляются первые письменные сведения о городах, возникших на древнем караванном шелковом пути, соединявшем две великие державы того времени - Рим и Китай. Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше - в оазисы Китайского Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание непосредственно о Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был одной из резиденций западно-тюркских каганов.

Соединив воедино археологические материалы с данными древних письменных источников, становится ясно, что обширная территория древнего Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена оседлым и полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве. А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.

Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.

Поэтому границы города усиленно охранялись от внезапного нападения врагов. По крайней мере, когда в конце 9 в. основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз, то перенёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после долгого и упорного сопротивления, когда защита была уже невозможна, вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял ислам. Свою положительную роль в развитии города сыграли присоединение к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами – Бухарой и Самаркандом.

Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Значительное распространение получил орнамент растительной тематики, принимающий всё более и более геометрические формы. Существенное место в украшении заняли стилизированные надписи, представляющие собой изречения религиозного типа. К этому же периоду относится одна из самых интересных находок – керамический светильник, сделанный в форме юрты. Подобная находка в городе, центре ремесла, торговли и земледелия позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживание в Таразе населения, для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю основу жизни, став лишь воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.

Долгое время учёные не могли определить точное расположение города. Его отождествляли с разными поселениями. Одной из причин этого стало не совсем точное описание города в древних источниках. Но В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте более позднего поселения г. Аули-Ата (конец 18 в.). Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда, основанная на произведениях Макдиси, впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича.

Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем свидетельствует археологические находки.

Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок, установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве, выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.

В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и культовых зданий, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули, которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом и декоративном убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли немногие.

Главное направление в архитектуре того времени – это появление новых черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением новых видов строительного материала – ганча, алебастра, терракотовых и изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные связки из тальника, карагача, жиде и пр.

В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность вообще довлеет над остальным.

Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии и Южном Казахстане уже завершены основные строительные приёмы, ставшие принципом строительного искусства и для последующих веков.

Одним из видов архитектурных памятников того времени являются мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем Таразе.

Один из них – мавзолей Карахана - построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии караханидов. Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещё до второй половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге. Мавзолей находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершенно заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.

Второй небольшой мавзолей 13 века - Ша-Мансур - сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.

Особый интерес для ученых-исследователей и туристов представляют два памятника, расположенные на небольшом расстоянии от Тараза.

Первый из них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в 20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов, изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея даже сохранились строки древнего двустишия: "Осень… тучи… Земля прекрасна". Мавзолей давно начал разрушаться, уже не видно западной стены, значительно разрушены остальные.

Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находящийся рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри).

К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать существование бани - 11 в.

Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г. город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.

Список использованной литературы:

Фото Алибек Бегалинов

Тараз - один из древнейших городов Казахстана. Ему приписывают первенство во многом: первый мегаполис, первая построенная в Казахстане мечеть, первое медресе и так далее. С 2011 года в городе возобновлены раскопки. Это значит, что археологам предстоит узнать еще много о загадках и тайнах древнего города. TengriMIX предлагает совершить путешествие в цитадель купцов, влюбленных и ремесленников.

Кто основал Тараз?

Пол толщами асфальта современного Тараза более 2 тысяч лет истории. Город пережил множество кровопролитных набегов и войн, хранит в себе тайны и удивительные истории любви, является колыбелью исламской культуры в Казахстане. Тараз в своих произведениях воспевали величайшие поэты средневековья - Хафиз, Омар Хайям, Руми и другие. Город был центром и многих крупных племен – каркулов, тюргешей, столицей караханидов. Когда точно был основан город - никто не знает. Есть предположение, что случилось это еще до нашей эры. Тараз старше Великого Шелкового пути. По крайней мере, об этом свидетельствуют китайские источники. В 138 году из Китая в сторону Запада двинулся первый посольский караван. Он сопровождал князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Караван прошел из центра Китая в Центральную Азию и дал начало Великому Шелковому пути. Этому каравану обязан своим первым упоминанием и наш казахстанский город. Впрочем, ученые считают, что до этого упоминания город на берегу Таласа уже существовал.


В исторической литературе приводится такой факт, что в 46 году до нашей эры предводитель северных гуннов Чжичжи был приглашен кангюями в союзники против усуней. Союзничество, однако, вскоре распалось. А Чжичжи увел свое войско в верховья Таласа и построил там крепость с цитаделью и двумя оборонительными стенами (наружной деревянной и внут-ренней земляной с башнями). В течение двух лет на стройке ежедневно трудились 500 человек. Завершив строительство, Чжичжи приступил к разбойным набегам на соседей, в том числе на своего прежнего врага – Китай. Обеспокоившись нарастающей опасностью вторжения Чжичжи в Китай, император двинул к крепости на реке Талас свои войска. К нему присоединились усуни и кангюи. Союзники окружили крепость, сожгли наружную стену, проломили внутреннюю, ворвались в цитадель и всех уцелевших при штурме пленили. Чжичжи, вся его семья и многочисленные родственники (полторы тысячи человек) были обезглавлены. Голова Чжичжи была отправлена императору, а рядовые пленные отданы в рабство. Что это была за крепость на реке Талас? Могла ли она быть прародителем современного Тараза? И сколько лет тогда городу? Ученые склонны считать, что крепость Чжичжи была предтечей Тараза, однако достоверных фактов, подтверждающих это, пока не найдено. Говорим – пока, поскольку раскопки на месте древнего городища продолжаются, и вполне возможно, что скоро эта гипотеза будет подтверждена. На данный момент найден полуметровый слой, относящийся к первым векам нашей эры, который отбрасывает все сомнения о древности города.






Расцвет древнего города и развитие исламской культуры

За свою 2-тысячелетнюю историю Тараз пережил многое – и наводнения, полностью опустошившие город, и бесконечные войны, и годы полного забвения. Именно здесь, по преданиям, тюркский каган Дизабул в 568 году принимал посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратегом Земархом. В древнем Таразе решали вопросы заключения военного союза против возможных врагов, и о торговле шелком, и о многом другом. Был казахстанский город и важной узловой точкой на маршруте Великого Шелкового пути. Сюда съезжались купцы из разных стран мира, а на берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды. Летописцы утверждают, что их шелка мало в чем уступали златотканной китайской и индийской парче и даже византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство. В исполнении изделий путем ковки и литья таразским ремесленникам равных не было. Доказательство тому - ритуальный казан мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане, который по сей день потрясает паломников своим величием и красотой исполнения.


Наибольшего расцвета город достиг в X-XII веках, когда караханиды сделали Тараз своей столицей.


О былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, мощеные улицы, а также многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках.


Сегодня полюбоваться всем этим наследием можно в парке "Древний Тараз", открывшемся в 2015 году.










О первой в Казахстане мечети

Караханиды первыми приняли ислам. Подтверждение тому – найденные в 2006 году близ мавзолея Карахана остатки первой в стране мечети, построенной в Х веке. Свидетельством этому является то, что это именно мечеть, а не любое другое сооружение. Об этом говорят колонны, построенные по арабскому образцу, и обращенный на запад михраб. Впрочем, до того как стать мечетью, историки считают, что этот храм был христианским, точнее несторианским. Его построили в VI-VII веках, а после на фундаменте воздвигли исламскую святыню.


Кто же построил мечеть? Ученые единодушны во мнении, считая, что это был саманидский правитель Исмаил ибн Ахмед. Именно он в 893 году завоевал город и обратил местное население в ислам. Сегодня отреставрированный объект является музеем под открытым небом на территории Тараза и радует глаз многочисленных туристов.



Легенда о Карахане и Айша-биби. Мавзолеи любви

Обессмертил Тараз и удивительную историю любви – между караханидским правителем и дочерью его врага. В молодости, как повествуют легенды, предводитель Караханидского государства Ша-Махмуд Бугра Карахан был влюблен в красавицу по имени Айша, дочь своего заклятого врага. Не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих. Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле - маленькую степную гадюку. Айша-Биби потеряла сознание, и по всему было видно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно. Неподалеку с мавзолеем Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой.


12 километров отделяют влюбленных. А построены мавзолеи на одной прямой так, чтобы последний луч солнца касался обоих. Карахан прожил до 95 лет, из которых последние 15 лет посвятил молитвам. Сегодня оба мавзолея - мавзолей Карахана и Айша-биби в Таразе - прекрасные образцы зодчества XI-XII века.



Мистический Тектурмас

Еще одним выдающимся объектом истории города служит Тектурмас – памятник XIV века. Многие начинают экскурсию по Таразу именно отсюда. В переводе с казахского "Тектурмас" означает "гора, которая стоит не просто так". Считается, что здесь покоится Султан Махмуд хан. По одной из легенд он был местным святым, по другой – главнокомандующим войсками Караханидов. Несмотря на то, что мавзолей был полностью разрушен еще в начале ХХ века, по сохранившейся фотографии его удалось восстановить. По преданиям, Тектурмас жил в ХІ веке, слыл умелым военачальником, смелым батыром и к тому же являлся исламским миссионером. Его настоящее имя – Султанмахмут Шах, а Тектурмасом его прозвал народ. Он был очень беспокойным человеком, все держал под контролем и часто устраивал проверки. А потому народ говорил: "Смотрите, снова идет беспокойный Тектурмас". С годами за ним закрепилось это прозвище. После смерти Тектурмаса местность, являющаяся перекрестком девяти дорог Шелкового пути, приобрела сверхъестественные особенности. Летописцы рассказывают, что нередко торговые караваны без веской причины останавливались вблизи этого места. И только после прочтения Корана и выполнения определенных ритуалов, они могли продолжить свой путь. Тектурмас относят в памятникам сакрального Казахстана. Этому есть и научное объяснение - как показали исследования, над этой возвышенностью проходит меридиан. И во время утреннего намаза здесь нередко слышны особенные мелодии. Существует еще версия, что у основания музея есть грот, ведущий подземным тоннелем в Акыртас. Однако, найти его пока никому не удалось.




Экскурсии по древнему городу
Экскурсия по Таразу обычно затягивается на целый день. Помимо упомянутых мавзолеев и мечети, туристам предлагают посетить мавзолеи Бабаджи-хатун (наставницы Айша-биби), средневековую баню Кали-Юнуса, мечеть Абдыкадара, остатки караван-сарая и многое-многое другое. Большинство этих памятников были возведены в эпоху "золотого века" для Тараза - в X-XI веках, когда правили караханиды.

К сожалению, после расцвета город ждали несколько веков забвения. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен. И лишь в конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость и стал быстро отстраиваться новый город. За свою бурную историю Тараз сменил множество имен: в начале XIX века его называли Наманган-коче, в конце того же века - Аулие-Атой. Людям XX века город известен уже под именем Джамбула. Впрочем, пару лет (с 1936 по 1938 год) Тараз успел назваться еще и Мирзояном. Наконец, в 1997 году городу было возвращено его историческое наименование – Тараз. То имя, с которого собственно и начиналась его многовековая история. Почему именно Тараз? По одной версии, именно так называли местность арабы, в силу специфики языка слово Талас стало звучать как Тараз. Согласно другой версии, Тараз произошел от казахского слова "весы" и расцвета международной торговли. Город был узловым центром степного маршрута Великого Шелкового пути, а без весов торговли быть не может. Что бы ни означало слово "Тараз", ясно одно – сегодня это один из самых древних и самых богатых в плане исторического наследия городов Казахстана. И стоит провести в городе не несколько дней, а сразу несколько месяцев, чтобы изучить это наследие сполна. Туристические фирмы Тараза предлагают несколько туров: "Экскурсия по Таразу и области", "Памятники любви и верности", "Загадочный Акыртас", школьные экскурсии. Стоимость всех туров начинается от 1 200 тенге за человека. Цена зависит от количества человек в группе и способа передвижения, что привлекает многих желающих-путешественников.

Более 2000 лет другому городу Южного Казахстана, некогда являвшемуся центром степной части Великого Шелкового Пути – Таразу.

Оказывается, именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратигом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против возможных врагов и решения вопроса о торговле шелком. На берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды, чьи шелка мало в чем уступали златотканной китайской и индийской парче, византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство.

Тараз - один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI веке. Город на протяжение веков оставался важнейшим центром цветной металлургии. Местные мастера отличались высоким художественным исполнением ковки и литья. Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане.

Тараз достиг пика своего развития в X–XII веках, когда он стал известен и как столица государства Караханидов. О его былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощеные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен. В конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость, быстро стал развиваться город.

В районе Тараза сохранились десятки исторических памятников былого расцвета этих мест: мавзолеи Карахана и Давудбека, замки правителей и множество других.

Возле современного Тараза находятся подлинные шедевры древней архитектуры – мавзолеи Бабаджи-хатун (X–XI вв.) и Айша-биби (XI–XII вв.). Оба они включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

А вот находящийся в 40 километрах от Тараза город Акыртас интересен совсем другим. Центром его является большой, на трех квадратных километрах, дворец. Он имеет необычную планировку и выстроен из камня, что для этих мест нехарактерно. Во всем Южном Казахстане это, пожалуй, единственная монументальная, из больших каменных блоков выполненная постройка.

С XIX века известнейшие ученые нашего времени пытались пролить свет на историю этого уникального памятника архитектуры. Сомнение вызывало все: время строительства, назначение сооружения и даже его название. Зодчие тех далеких веков виртуозно проводили точные математические расчеты, в совершенстве владели техникой обработки камня и возведения сложных архитектурных сооружений. Грандиозность замысла и мастерство возведения Акыртаса позволяет соотнести этот загадочный объект с египетскими пирамидами и другими известными сооружениями античных времен.

Среди множества городов Казахстана особо можно отметить город Тараз, ранее называвшийся Джамбулом. Дата его основания – VII-VIII века нашей эры (период одного из главных этапов возникновения Великого Шелкового пути).

Сегодня это красивый современный город, где есть множество церквей, мечетей, а также удивительных природных и памятных исторических мест.

В статье представлены некоторые из самых известных достопримечательностей Тараза (фото с названиями и краткое описание).


Общие сведения

На протяжении многих столетий одно из древнейших поселений среднеазиатского региона было очень уютным и зеленым. Сегодня этот привлекательный современный город является административным центром Жамбылской области и одним из лучших населенных пунктов в Казахстане. Тараз, привлекающий внимание зарубежных гостей своей богатой древней историей, является культурным центром всего Казахстана.

Существует об этом городе (как и о древнейшей Трое) немало удивительных легенд. Большого внимания заслуживают многообразные местные природные и исторические достопримечательности, а также памятники и прочие уникальные сооружения древнего зодчества.

Вам будет интересно: Когда начинается купальный сезон в Крыму? Курорты и пансионаты Крыма. Где лучше остановится в Крыму?

Древний город Тараз

Мавзолей Даутбека

Этот древний объект является одной из многочисленных исторических достопримечательностей Казахстана. В Таразе находится мавзолей, сооруженный в XIII столетии для Шамансура Даутбека – наместника Чингисхана. Выложен он из жженого кирпича.

На надгробии, расположенном внутри купольного сооружения, есть надпись, извещающая о том, что это место захоронения великого военачальника, отлично владевшего мечом и пером, а также защищавшего Коран.

Мавзолей Даутбека

Мавзолей Айша-Биби

Установлен памятник любви и скорби в XII веке. Здесь можно ознакомиться с основами зодчества Средневековья.

О любви между смелым Караханом и красавицей Айша-Биби ходит много красивых легенд. В одной из них рассказывается о том, что красавица умерла от укуса змеи, когда бежала к возлюбленному от своих строгих родителей. Согласно другой легенде, Айша-Биби была женой Карахана и мавзолей был им возведен после смерти любимой супруги. Постройка выполнена из жженого кирпича и отделана терракотовыми плитами.

Мавзолей Айша Биби

Находится эта достопримечательность Тараза (фото представлено в статье) в селе Айша-Биби, в 18 километрах от города.

Памятник "джентльменам удачи"

Удивительным является то, что памятник, расположенный на базарной площади и являющийся творением скульптора Темирхана Колжигита, представляет собой фигуры лишь четверых героев, в числе которых и верблюд Вася. Остается загадкой, почему на этом памятнике нет героя, которого играл Г. М. Вицин.

Памятник Джентльменам удачи

Храм Успения Божьей матери

Эта достопримечательность города Тараза построена в 1998 году. Позже к православному храму, выполненному из белого кирпича, была пристроена часовня. Красивые резные арочные окна украшают храм. В действующем на сегодня храме находятся две иконы (Николая Чудотворца и Нила Столобенского), в связи с чем сюда приезжает множество паломников.

Расположен храм на улице Толе Би (дом 81 а).

Древнее святилище – Мерке

Сохранившееся святилище древних тюрков включает в себя каменные изваяния, женские и мужские фигуры. На территории находится несколько могил и родовых храмов. Фигуры из камня стоят на больших курганах высотой 1,2 метра.

Баня Кали-Юнуса

Эта восточная баня, действовавшая вплоть до середины XX столетия, внесена в список культурного наследия Казахстана. На сегодня ее внутренняя отделка сохранена только частично, хотя и реставрационные работы в ней проводились.

Баня Кали - Юнуса

Состоит она из 11 номеров. Это уникальное сочетание двух стилей: римских бань и турецких хаммамов. Помимо всего, архитектура этого древнего сооружения отражает местные традиции, касающиеся градостроительных работ. На сегодня ванна полностью отремонтирована и является очень интересным памятником архитектуры, представляющим собой для туристов одну из самых запоминающихся достопримечательностей Тараза.

Тектурмас

Архитектурный комплекс является копией древнего мавзолея, построенного в период X-XIV веков. До него на этом месте находилось зороастрийское древнее кладбище.

В советские времена мавзолей был полностью разрушен. Комплекс восстановлен по сохранившимся старинным фотографиям и на сегодня представляет собой место поклонения мусульман, где захоронен Султан-Махмуд-хан. Вблизи протекает р. Талас.

Музей-заповедник, являющийся уникальной достопримечательностью Тараза, основан в 1979 году. Здесь находится множество исторических и культурных памятников (более 100 объектов).

Сотрудники этого уникального заведения оказывают содействие в реставрации сооружений и в проведении раскопок, производящихся на территории этого исторического наследия.

Мавзолей Бабаджи хатун

Возведен великолепный памятник архитектуры в 12-м столетии. Исполнен он в форме куба. Согласно легенде, Бабаджи хатун является хранительницей мавзолея Айша-Биби. Именно поэтому после смерти она была захоронена возле гробницы Айши.

Мавзолей Бабаджа Хатун

Сохранился мавзолей в своем первозданном виде. Его последняя реставрация была произведена в 2002 году.

В заключение

Кроме вышеперечисленных исторических достопримечательностей Тараза, можно особо выделить мечеть Абдыкадыра, святилище Жайсан, городище Баласагун и многие другие места, оставляющие неизгладимые впечатления у любого путешественника.

Среди природных достопримечательностей можно выделить ущелье Коксай (ценность представляют редкие виды растений), ущелье Шалсу-Талдысу (водопады, озера, горные реки, редкие животные, чудесные пейзажи и мн. др.), дюны Мойынкум (места славятся песчаными дюнами, уникальными охотой и рыбалкой, переходами через пустыни и пр.). Все это доступно для многочисленных туристов.

Читайте также: