Дракон евгений замятин сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина “Дракон” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Чтение с остановками
Несколько слов о важном

Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути “добывания” информации и работы с ней, новые взаимоотношения “учитель – ученик”, деятельностный характер обучения.

Технологии развития критического мышления (ТРКМ) вызывают сегодня большой интерес учителей. Среди приемов использования ТРКМ есть такой, как “чтение с остановками”. Главная цель урока литературы – воспитание настоящего читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его, и здесь важность этого приема переоценить трудно.

Возможно, использование ТРКМ – это путь к избавлению школьника от малополезного, механического чтения огромных томов. Чего стоят многие сотни страниц “Тихого Дона”! Положа руку на сердце – кто из детей – да и учителей! – внимательно прочел его полностью?

Может быть, использование ТРКМ – это путь к настоящему чтению, к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмыслять, путь к умению видеть мастерство писателя.

Неприятно признавать, но новые технологии на уроках сейчас часто используются… ради самих технологий. Как часто они используются на открытых уроках, явно “выламывающихся” из программы по литературе, то есть никакого отношения к ее прохождению не имеющих! При существующей перегруженности программы отдать два-три урока “под мастерскую” можно только при условии, что в школе “гости”, которым надо показать “парадный урок”.

Предлагаемая вашему вниманию мастерская по рассказу Замятина “Дракон”, рассчитанная на два учебных часа, легко вписывается в программу как 10-го, так и 11-го класса. Ее можно (и даже целесообразно) провести при обучении написанию рецензии – как практическую работу по ее подготовке. Можно дать в 11-м классе – вместо рекомендованного для анализа в учебнике под ред.

В. В. Агеносова рассказа “Пещера”, трудного даже для сильных учащихся.

Рассказ “Дракон” необыкновенно ценен тем, что доносит до учащихся “воздух эпохи”, позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Текст рассказа вполне помещается на листе формата А4. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем учащимся читать “по частям”, каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа.

Уроки по “Дракону” проведены в лагере “Зеркальный” для санкт-петербургских школьников – победителей олимпиады по литературе, а также для учащихся 10-го класса Международного лицея Санкт-Петербурга. Десятиклассники отметили этот урок как один из самых интересных за год.

Ход урока

– Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу.

Можно также дописывать те слова, которые вы считаете “вашими”, но которые не сразу пришли в голову.

Как обычно выглядит дракон? Каково его “цветовое решение”?

Где встречается этот образ?

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко, цветовое восприятие слова, как правило, одинаковое (обычно зеленый и красный цвета). Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.

(Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.)

– Считаете ли вы слово “Дракон” удачным для названия рассказа? Почему?

Кратко запишите ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием.

(Записи, чтение, дополнение записей.)

Название рассказа ребята считают удачным – короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от замятинского рассказа, тем будет интереснее.

Вступительное слово учителя может быть примерно таким.

…Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли “отгадывать” продолжение?

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь – рассказ Евгения Замятина “Дракон”. И мы постоянно будем “отгадывать” – что же там будет дальше в рассказе?

Кроме того, мы будем читать по частям, “с остановками”. Этот рассказ только так и можно читать…

Почему? Что дает такое “неправильное” чтение? А может, как раз такое чтение – самое правильное?

Об этом – в конце урока.

Чтобы закрепить наши впечатления и “ожидания”, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.

Первую графу таблицы тоже лучше заполнять по мере чтения, чтобы урок не выглядел как жесткая “заготовка”. Названия в этой графе могут выглядеть так: “Начало рассказа: описание места действия (экспозиция)”, “Главный герой (портрет)”, “Развитие действия (диалог в трамвае)”, “Кульминация (“воробьеныш”)”, “Завершение рассказа (развязка)”.

Художественное время, пространство и личность в рассказах Е. Замятина "Дракон", "Пещера" и др.

Под небом в круге
измученный человек одичал и вымер.
В. Маяковский
Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости — и перед собой, и перед читателями. Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследием только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан талантливым и самобытным писателем.
Своей литературной изоляцией Замятин был обязан тому, что никогда не скрывал своего истинного отношения к событиям, ознаменовавшим рождение новой страны — Страны все права защищены 2001-2005 Советов. Писатель видел, что революция принесла людям не только надежды на новую жизнь, но и боль, горе, трагедии, разруху, поломала и искалечила многие человеческие судьбы. Поэтому Замятин не смог сразу и без сомнений принять переворот.
Изначально добрая сущность человека и его драматическая судьба в окружающем мире — этот конфликт является основным мотивом творчества Замятина в
первые годы после революции. Современную ему действительность писатель рассматривает сквозь призму вечных ценностей существования, но не видит для них места в исторических процессах своего времени. Исторические и общечеловеческие начала не находят примирения в сознании писателя, но Замятин также и не стремится к возвращению в "старый мир". Именно поэтому в его рассказах зачастую нет ни правых, ни виноватых, а лишь щемящее ощущение драматической фатальности происходящего.
Реальность преображается под взглядом писателя. Петербург, знакомый и близкий многим, предстает перед нами неузнаваемым, фантастическим. Это что угодно, но только не обычный человеческий город. Он то превращается в "разбунтовавшийся каменный океан улиц", по которым плавают "шестиэтажные каменные корабли" — дома, то делается похожим на доисторическую ледяную пустыню с-заснеженными домами-скалами, между которыми бродит лохматый одинокий мамонт.
Время в таком городе не может течь размеренно, спокойно, оно словно дезориентировано в необычном пространстве. Создается впечатление, что ослабленные люди иногда проваливаются сквозь время и начинают бродить между застывших минут, часов ("Пещера"). В обстановке холода, голода, разрухи нет сил продолжать жизнь в прежнем темпе, и люди учатся приспосабливаться к новым условиям. Но иногда, особенно перед обысками, время словно срывается с цепи, и ничто не может удержать его стремительного бега ("Дракон", "Мамонт").
Заново учась жить в таком Петербурге, люди тоже неузнаваемо меняются — и внешне и внутренне. Их облик продиктован странными законами времени-пространства, поэтому ничего удивительного нет, если на улицах "бредового, туманного мира" вам встретятся люди-драконы с красными от мороза лапами и дырой в тумане вместо рта ("Дракон"). На первый взгляд, они кажутся ужасными и жестокими, им ничего не стоит проводить другого человека (не дракона) в Царствие Небесное. Но они не могут пройти мимо замерзающего "воробьёныша",
и мы понимаем, что драконья шкура — лишь оболочка, такая же, как шкуры, когти и клыки у многих в пещерах Петербурга ("Пещера").
И только от внутренней силы и стойкости каждого человека зависит, превратится ли он окончательно в первобытного охотника или любого дракона или сохранит человеческий облик, душу, мысли под неузнаваемой маской, надетой новым временем.

Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости – и перед собой, и перед читателями. Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследием только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан талантливым и самобытным писателем.

Своей литературной изоляцией Замятин был обязан тому, что никогда не скрывал своего истинного отношения к событиям, ознаменовавшим рождение

новой страны – Страны Советов. Писатель видел, что революция принесла людям не только надежды на новую жизнь, но и боль, горе, трагедии, разруху, поломала и искалечила многие человеческие судьбы. Поэтому Замятин не смог сразу и без сомнений принять переворот.

Изначально добрая сущность человека и ее драматическая судьба в окружающем мире – этот конфликт является основным мотивом творчества Замятина в первые годы после революции.

Современную ему действительность писатель рассматривает сквозь призму вечных ценностей существования, но не видит для них места в исторических процессах своего времени.

Исторические и общечеловеческие начала не находят примирения в сознании писателя, но Замятин также и не стремится к возвращению в “старый мир”. Именно поэтому в его рассказах зачастую нет ни правых, ни виноватых, а лишь щемящее ощущение драматической фатальности происходящего.

Реальность преображается под взглядом писателя. Петербург, знакомый и близкий многим, предстает перед нами неузнаваемым, фантастическим. Это что угодно, но только не обычный человеческий город.

Он то превращается в “разбунтовавшийся каменный океан улиц”, по которым плавают “шестиэтажные каменные корабли” – дома, то делается похожим на доисторическую ледяную пустыню с заснеженными домами-скалами, между которыми бродит лохматый одинокий мамонт.

Время в таком городе не может течь размеренно, спокойно, оно словно дезориентировано в необычном пространстве. Создается впечатление, что ослабленные люди иногда проваливаются сквозь время и начинают бродить между застывших минут, часов (“Пещера”)… В обстановке холода, голода, разрухи нет сил продолжать жизнь в прежнем темпе, и люди учатся приспосабливаться к новым условиям.

Но иногда, особенно перед обысками, время словно срывается с цепи, и ничто не может удержать его стремительного бега (“Дракон”, “Мамонт”).

Заново учась жить в таком Петербурге, люди тоже неузнаваемо меняются – и внешне и внутренне. Их облик продиктован странными законами времени-пространства, поэтому ничего удивительного нет, если на улицах “бредового, туманного мира” вам встретятся люди-драконы с красными от мороза лапами и дырой в тумане вместо рта (“Дракон”). На первый взгляд, они кажутся ужасными и жестокими, им ничего не стоит проводить другого человека (не дракона) в Царствие Небесное.

Но они не могут пройти мимо замерзающего “воробьеныша”, и мы понимаем, что драконья шкура – лишь оболочка, такая же, как шкуры, когти и клыки у многих в пещерах Петербурга (“Пещера”).

И только от внутренней силы и стойкости каждого человека зависит, превратится ли он окончательно в первобытного охотника или любого дракона или сохранит человеческий облик, душу, мысли под неузнаваемой маской, надетой новым временем…

Страшнова Ирина Викторовна

ВложениеРазмер
referat_po_zamyatinu.doc 112 КБ

Предварительный просмотр:

XII Региональная научная и инженерная выставка

Изображение Эпохи в рассказах

Автор: Миронова Олеся,

Ирина Викторовна, учитель литературы

г. Мурманск, 2009г.

2.5. Фонетические особенности повествования……………………………………9

3.2 Средства художественной выразительности………………………………….11

4. Средства создания образа эпохи на разных уровнях текста . 12

7. Список используемых источников. ……………………………………………….16

1. Введение, цели и задачи работы.

Объектом настоящего исследования стало творчество Замятина, отражающее события современного ему мира.

Задачи: проанализировать тематические ряды метафор, сопоставить ключевые образы, составить количественную характеристику средств художественной выразительности.

2.1 О природе фантастического у Замятина.

«В наши дни единственная фантастика - это вчерашняя жизнь на трех китах. Сегодня Апокалипсис можно издавать в виде ежедневной газеты; завтра – мы совершенно спокойно купим билет в спальном вагоне на Марс. Эйнштейном сорваны с якорей пространство и время. И искусство, выросшее из этой сегодняшней реальности, - разве может не быть фантастическим, похожим на сон?

Весь рассказ Замятина выстроен на тематическом ряде метафор, создающих миф о первобытном мире. Ледники, мамонты, пустыни, скалы, снежная пыль, серохоботый мамонт, звериные шкуры, чистые и нечистые твари, пещерный бог, секунда, насквозь пронизанная ясным, голым, жестоким электрическим светом, тёмные, багрово-освещённые дыры, полярный кабинет… Эти метафоры пронизывают весь рассказ, они словно очерчивают пространство пещерной страны, затерянной среди скал, наполняют его холодом и смертью. (см. Приложение). Своеобразие замятинских метафор заключается в том, что в тексте эти слова звучат применимо именно к современной жизни, а не к доисторической, и получается своеобразный смысловой перевертыш. Метафоризируется само время, и весь рассказ читается как большая метафора: жизнь, любовь, сострадание, нежность показаны через боль, страдание, муки, смерть. Символизм, метафоризм, лейтмотивность и ритмизация становятся у Замятина новыми образными доминантами. Поэтому основным художественным приёмом является последовательная символизации всех уровней образности прозы: художественной детали, эстетически значимого слова, всех связей и соответствий бытия, внутренних переживаний автора, образов-пейзажей, интерьеров, персонажей.

В тексте выявляется множество символов, создаваемых словесными метафорами:

Обёртышев – символ звериного начала;

книги, деревянный конёк, фортепьяно – символ ушедшей цивилизации;

мамонт – новая послереволюционная эпоха

пещера – разрушенный мир

печка – преклонение перед кровожадными пещерными богами.

2.3. Фантастический эффект

Символом может быть каждый элемент художественной системы: метафора, сравнение, пейзаж, художественная деталь, заголовок, персонаж.

2.4. Синтаксические особенности рассказа.

Обстановку нагнетает ритм , заданный в начале произведения: «Ночные, чёрные. чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры. Ритм жесткий, четкий, дробный, похожий на шаги патруля, совершающего обход.

2.5. Фонетические особенности повествования.

К фонетическим особенностям рассказа следует отнести также з вуковые лейтмотивы :

Еще одна фонетическая особенность рассказа - и нструментовка паронимических рядов.

« Ле гкий ле дяной с квознячок с дувает из-п о д н о г белую пыль, и никому не слышная – по белой пыли, по глыбам, по пещерам, по людям на корто чках - огромная, ровная

Е.И. Замятин изображает послереволюционный Петербург и петербуржцев, жизнь которых в корне изменилась. События разделили мир и людей на две половины. В новом, апокалипсическом мире выживают люди сильнейшие, наглые, первобытные, гнилозубые, приспособленные, потерявшие духовные ценности и нравственные ориентиры. В мире после катастрофы нет ничего человеческого, и люди, такие как Маша и Мартин Мартиныч, увы, обречены на смерть. Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради. Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма.

3.1. Расколотый надвое мир.

Читайте также: