Достоин ли жалости карандышев сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Одним из ключевых персонажей пьесы Островского "Бесприданница" выступает молодой дворянин - Карандышев Юлий Капитоныч.

Молодой человек служит мелким чиновником и крайне беден. Однако он, не имея вкуса, старается показаться перед другими если не богатым, то оригинальным человеком. Кабинет его обставлен безвкусно, зачем-то имеет три двери, сам Карандышев, имея хорошее зрение, начинает носить для важности очки. Будучи бедным, как церковная мышь, он пытается приглашать важных персон города на званые обеды, где поит своих гостей плохим дешевым вином. Никто не уважает Юлия Капитоныча, его только терпят из сочувствия к его невесте - Ларисе Дмитриевне Огудаловой, которая дала согласие на брак с Карандышевым от безысходности. Огудалова - бесприданница, а бесприданнице глупо рассчитывать на брак с блестящим кавалером Паратовым, в которого была влюблена Лариса Дмитриевна. Когда Огудалова осознала недосягаемость мечты о том, что Паратов когда-то станет ее мужем, то ей все равно было, за кого идти замуж - хоть за Карандышева.

Карандышев глуп и тщеславен. Ему очень льстит, что такая красавица, как Лариса удостоила его высокой чести, согласившись выйти за него замуж. Постепенно он убеждает себя в том, что Лариса выходит замуж за него не из-за определенных обстоятельств и субъективных причин. Карандышев возомнил, что Лариса согласилась стать его женой из-за его личных качеств, что дает ему лишний повод для гордости. Все подтрунивают над Карандышевым, понимая истинную причину поступка Ларисы, лишь сам Юлий Капитоныч остается слеп из-за своего самолюбия и скудоумия.

Попытки Карандышева выделиться среди богатых людей города при помощи приписывания себе достоинств, которых нет и хвастовство невестой, выглядят нелепо и жалко. Но жалеют не Карандышева, а жалеют Огудалову за то, что ей достанется в мужья такой смешной, ничтожный и глупый человек.

Ларису Дмитриевну Юлий Капитоныч совершенно не ценит, не понимает ее чувств и тонкой душевной организации. Девушка честно пытается привыкнуть к мысли о том, что ей суждено всю жизнь жить с таким мужем. В его нелепых действиях и пустых напыщенных поступках она старается усмотреть хотя бы тень от положительных черт его характера. Лариса всячески защищает Карандышева и оправдывает его перед другими, но в глубине души понимает, что это пустой, глупый и совсем неподходящий ей человек. Ей претит, что Юлий Капитонович не умеет постоять за себя и годно ответить на насмешки в свой адрес. В итоге девушка не только перестала уважать, но и возненавидела Карандышева.

Осознание ничтожной сущности жениха подтолкнуло Огудалову на отчаянный шаг. Лариса предпочла единственную ночь с Паратовым унылому и соответствующему приличиям браку с Карандышевым.

Тихий и кроткий с виду Юлий Капитоныч пришел в бешенство. Выкрикнув театральную реплику, Карандышев убил предавшую его невесту, выстрелив в нее из пистолета. Умирающая Лариса спасла своего убийцу от тюрьмы, выставив произошедшее, как самоубийство. Она забрала из рук Карандышева пистолет и положила на стол, чтобы все подумали, что она сама застрелилась. Очень сомнительно, что такой трус, как Юлий Капитонович, сознался бы в том, что это он убил Ларису Огудалову.

Сочинение про Карандышёва

Этот герой живет в бедности и принадлежит к самым низким слоям населения. Среди таких людей, которые чувствуют себя хозяевами жизни типа Паратова и его приятелей , Карандышев регулярно подвергается оскорблениям, на что не может даже возразить. Господа всегда над ним надсмехались. В семье Огудаловых его также унижают и им пренебрегают, особенно в процессе ссоры с Паратовым, когда тот вначале его оскорбляет, а затем презрительно прощает, только тогда, когда Харита Игнатьева просит Сергея Сергеевича об этом. Во время устроенного им обеда Карандышев превращается в клоуна, над ним откровенно потешаются. Паратов с помощью Робинзона напаивает его, Карандышев превращается в обыкновенного шута в шумной компании.

Предстоящая свадьба с Ларисой, которую он по-своему любит, это для него один из путей самоутверждения. Он хочет рассчитаться с теми, кто унижал его. Став женихом прекрасной девушки, Карандышев думает, что может повелевать ее жизнью, и начинает ее поучать, как себя вести. Становясь обладателем такой красавицы, сильно вырастает в собственных глазах и поэтому устраивает шикарное торжество в честь помолвки, стараясь показать всем, что он лучше Паратова. Он не понимает Ларису, так как думает, прежде всего, о своем достоинстве..

Однако, здесь отчетливо видно, что Карандышев, после того, как пережил моральное потрясение, наконец, понимает, что способен оценить свое положение в обществе. Он видит, что в глазах окружающих людей, представлен как ничтожный человек. Прозрев, он говорит Ларисе, что готов вытерпеть все, что угодно, лишь бы она его полюбила. Но сказал это слишком поздно, так как сердце девушки было разбито, а судьба сломлена. И его выстрел для Ларисы лишь избавление от этой тягостной, никому не нужной жизни.

В его безумном поступке проявилась настоящие чувства любовь, из-за которых стреляются на дуэлях. Этого и искала Лариса. Но, после предательства Паратова, она не поверила речам Юлия Капитоныча. Писатель, показывая его образ, стремился показать в человеке человека, что это ему и удалось.

Образ и характеристика Карандышева в пьесе Бесприданница

Несколько интересных сочинений

Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.

Царь Салтан. Более всего на свете царь Салтан печется о делах своего государства. Для царя Салтана было важным иметь наследника, и поэтому царь Салтан, подслушав разговор трех девиц - сестер

В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.

Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.

Личность Карандышева


Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек и жених Ларисы Огудаловой. Он небогатый чиновник. Все вокруг считают, что он ей не пара. Но это, конечно, вопрос спорный. Она тоже так считает, но всё-таки соглашается выйти за него замуж — других вариантов не предполагается.

Молодые люди знакомы уже 3 года. Он никогда не считался достойным женихом, но его не гнали из дома Огудаловых, а придерживали на случай, когда рядом никого более подходящего не было.

На самом деле, во все времена общество состояло и теперь состоит из людей разного социального положения и разного достатка. И это нормально. Но сами люди по-разному относятся к своему положению. Карандышев же был человеком самолюбивым и завистливым, он изо всех сил старался казаться тем, кем не мог быть априори. Он старался доказать, что стоит на одном уровне с сильными мира сего, и именно этим унижал себя в их глазах. По вполне определённым причинам он не мог жить и вести себя в том же стиле, что и Паратов, например. Он не подвергался бы насмешкам, если бы был самим собой, но чужую роль сыграть не смог и стал пародийным двойником Паратова.

Характер

Когда Карандышев официально был объявлен женихом Ларисы, его характер проявился в самых неприглядных поступках. Раньше он был спокойным, кротким человеком, но, едва став женихом, стал показывать свою власть над ней, обвинять её в фамильярности по отношению к Вожеватову, упрекать в том, что в своём доме они живут как в цыганском таборе, пытался запретить ей петь и так далее.

Стремясь сравняться со своими насмешниками, он становился ещё смешнее: с претензией обставил свой кабинет — получилось безвкусно; завёл себе лошадь и кучера — получилось смешно.

Была ли любовь?

Со стороны Ларисы любви, конечно не было. Почему же она согласилась на брак с нелюбимым человеком?

Возможно, вместо несостоявшегося счастья с Паратовым она надеялась создать достойную и нравственную жизнь с Карандышевым, поэтому выбирает путь брака.

Но был ли Карандышев искренен в своём чувстве к ней?

Званый обед

Затевая званый обед, Карандышев имел тайное желание посмеяться над богатыми соперниками и отомстить им. Но у него ничего не получилось: он произносит тост за свою невесту, а получается похвальное слово самому себе; он чувствует своё равенство с ними, а гости видят только его позор и издеваются над ним.

У Паратова была определённая цель: он пришёл на этот обед, чтобы унизить жениха Ларисы в её глазах, и этой цели добился — в борьбе амбиций всегда побеждают сильные и преуспевающие. Теперь Лариса свободна от всех обязательств перед женихом.

Истина

Истина Ларисе всё-таки открывается: женитьба на бесприданнице для Паратова невозможна. Она видит уже настоящего Паратова, для которого выгода и расчет превыше всего. Отношения с ней пробудили в нём азарт игрока. А затем Ларису разыгрывают в орлянку Кнуров и Вожеватов. Но для неё разочарование в любимом равносильно потере смысла жизни.

Выстрел Карандышева для Ларисы является благодеянием, потому что она находится на грани нравственного падения, согласившись фактически быть содержанкой Кнурова. Только смерть позволила сохранить ей цельность личности и высоту положения.

Вывод

В финале пьесы Лариса благодарит Карандышева за его смертельный выстрел. Но он не жертва того жестокого мира, который изображён в пьесе, а часть его. Он стремится к Ларисе не только из-за любви, в нём горит желание отомстить своим обидчикам, продемонстрировать им своё моральное превосходство.

Характеристика образа Карандышева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы – Карандышев. Совсем, конечно, разные люди – Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться “блестящим барином” – таким же, как Паратов: “В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…” – и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выходит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем,

Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев – тоже новый характер, созданный уже с учетом художественного опыта Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него – прекрасный способ для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: “…три года я терпел унижения, – говорит Карандышев своей невесте, – три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними!” Лариса просит его поскорее уехать из

Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед”, о своем торжестве: “Теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться”.

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в маленьком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В конце концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент прозрения: он, наконец, понял или хотя бы почувствовал истину, начинает осознавать и свою настоящую роль в том, что происходит вокруг него.

Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эстетически возвышается, превращаясь из мелкого чиновника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое человеческое достоинство. Страдания его очеловечивают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

“Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны.

Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!”

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. “Хороши ваши приятели! – говорит он. – Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь.

Ну, если вы вещь, – это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может”.

Но, поднявшись до осознания действительно трагического конфликта (человек – вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противоестественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он “с жаром” кричит: “Я беру вас, я ваш хозяин!” Однако такой хозяин Ларисе не нужен.

Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Карандышев стерпеть не может: “Так не доставайся ж ты никому! ” Так оправдалось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: “Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите”.

Портрет

Карандышев — молодой человек, жених главной героини драмы Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Это мелкий чиновник с небольшим доходом. На службе, видимо, у него место не очень престижное, так как, судя по репликам, ему даже не предлагают взятки.

В женихи Карандышев выбран случайно. Он почти три года добивался Ларисы, был в доме Огудаловых частым гостем. Его не гнали, держали, как запасной вариант, никто не выказывал молодому человеку своего расположения. Чаще его не замечали, иногда он был предметом насмешек и издевательств, как, например, в ссоре с Паратовым.

Лариса из-за безысходности своего положения, постоянных сборищ потенциальных женихов в доме матери и отъезда в неизвестном направлении любимого человека, соглашается выйти за Юлия Капитоновича замуж.

Характер

Юлий Капитонович не обладает ни способностями, ни средствами, ни обаянием, хотя претендует на всеобщее уважение. Лариса нужна ему для престижа, чтобы занять соответствующую его эго нишу в обществе.

Ничтожество и непомерная гордыня Карандышева не раз подчёркиваются в пьесе. Особенно ярко эти качества проявились во время званого обеда в честь помолвки молодого человека с Ларисой, на которую он пригласил самых знатных людей города. При этом выявляются ещё такие качества чиновника, как жадность, спесь, глупость, болезненное самолюбие.

Карандышев слаб, труслив и не уверен в себе. Эти качества подчёркнуты во время разговора о его несостоявшемся самоубийстве.

Карандышев и общество

Карандышев и Лариса

Лариса нужна была Карандышеву для того, чтобы потешить своё самолюбие и попасть в высшее общество. Если даже он и любит свою будущую жену, то чувство это не возвышенное. В отношениях с Ларисой он проявляет только отрицательные качества своего характера: ревность, подозрительность, эгоизм.

Возможно, смерть была для Ларисы лучшим выходом потому, что в любом случае с Карандышевым она не была бы счастлива. Девушка для него была такой же вещью, как и для других мужчин её окружения. Только для них она была дорогой вещью для удовольствия, а для Юлия Капитоновича вещью для престижа.

Заключение

Читайте также: