Сочинение рассуждение по художественному тексту

Обновлено: 05.07.2024

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентация к уроку.

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

- Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
СЛАЙД №3. (План сочинения).

Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора.

Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

- Читаем текст. (Приложение 1). Итак, начинаем работу над текстом.

- О чем же идет речь в тексте? (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

- Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею. С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности - гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

- А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

СЛАЙД №5. Стили речи.

- Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

СЛАЙД №7. Типы речи.

- К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

- Как строится текст-рассуждение?

СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

- Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

- К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

СЛАЙД №9. Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11. Возможные варианты вступлений:

- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

- Итак, как же прокомментировать этот текст?
Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой строке звучит основная мысль автора?

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Отражение собственной позиции .

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

Заключение.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
СЛАЙД №16. Заключение.
- Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(3)Подошла походная кухня, и мы сытно поужинали. (4)Дождь между тем хлещет не ослабевая. (5)Хлопцы стали устраиваться на ночь спать. 96)Часовой занял свой пост. (7)Я же перед тем, как лечь,привычно нащупываю свой талисман. (8)Но тут сон мой улетучивается: карманчик в брюках пуст! (9)Сначала я просто сидел ошеломленный и без единой мысли в голове. (10)Потом стали появляться мысли. (11)Поискать. (12)Где?! (13)Визрытой мокрой земле, которую перемесило множество солдатских ботинок? (14)В высокой траве под ливневым дождем и в темной ночи? (15)В чистом поле, где вокруг окопов накидана земля.

(16)Потерял все-таки. (17)Значит, я буду убит.

(18)Пытаюсь убедить себя, что все это чушь. (19)Ведь талисман, если здраво-то рассудить, - символ, который я сам себе выдумал. (20)Ну при чем здесь, спрашивается, эта маленькая штучка и моя. жизнь или смерть. (21)И зачем тоько я связал себя этим символом!

(26)Всюду истоптанная мокрая глина. (27)Всюду глубокие следы ботинок, наполненные водой. (28)Отец хотел, чтобы я после семилетки пошел в горный техникум на мастера. (29)А мне страсть как хотелось поступить в художественное училище! (30)рисовать люблю — умираю! (31)Получилось же — ни тудаи ни сюда. (32)Пришлось надевать шахтерскую робу и пойти на шахту, сперва откатчиком, а потом забойщиком. (33)Эх, остаться бы живым! (34)Всю бы жизнь на шахте работал! (35)А рисовать. (36)Что ж, рисовать бы и так рисовал.

(37)Смотрю на чей-то огромный след. (38)И вдруг замечаю:на каблучном следе — тоненькая, со спичку вроде, палочка. (39)Я нагнулся, ковырнул ногтем и поднимаю эту палочку-желобок. (40)Ближе осветил фонариком, понюхал изнутри желобка — пахнет никотином. (41)Руки затряслись! (42)Осторожно, еще боясь впустить в себя огромную, бешеную радость, исследую заполненный водой след и достаю вмятые под водой в глину еще три палочки желобком. (43)Да, это был раздавленный, расколовшийся на четыре части мой мндштучок. (44)Талисман мой!

(45)В блиндаже достал я из вещмешка нитки, сложил вместе четыре части мундштука и крепко смотал их ниткой. (46)Потом спрятал свой талисман в брюки на прежнее место и зашил карман наглухо.

Мансур Гизатулович Абдулин (1923-2007) — ветеран Великой Отечественной войны, автор книг о войне, в составе минометной роты принимал участие в разгроме гитлеровцев под Сталинградом, на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Украины.

Работаем с текстом

К какому стилю речи принадлежит данный текст? (Художественный, художественно-публицистический).

Определяем проблему текста художественного стиля:

О чем рассказывает автор в тексте ? (Автор рассказывает о том, как герой на войне во время рытья окопов потерял свой талисман.)

Какую мысль автор хочет донести до читателя? (Для того чтобы ответить на это вопрос, найдем ключевые слова, с помощью которых проанализируем поступки героя, выявим его личностные качества и эмоциональное состояние.)

Хотя автор не выражает свою позицию прямо, но с помощью ключевых слов мы можем понять, что он симпатизирует герою, который, потеряв свой талисман, сильно расстроился, пытался убедить себе, что талисман — это выдуманный символ, безделушка. Но все-таки, несмотря на отсутствие надежды найти талисман, искал его и нашел. И мы понимаем, что на войне герой свято верит в силу талисмана. Итак, позиция автора такова: талисманы — это вымысел, но на войне люди свято верят в их силу (Позиция автора — это основная мысль текста).

Зададим вопрос так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.

Что значит талисман для человека на войне? Проблема отношения к талисманам на войне. (Это и есть проблема текста. )

Для того чтобы определить проблему в тексте художественного стиля, надо:

установить, о чем или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;

найти в тексте ключевые слова, которые называют качества людей, передают их эмоции, настроение или называют свойства явлений и предметов;

на основании ключевых слов выявить основную мысль текста и записать ее в виде законченного предложения;

определить, на какой вопрос отвечает это предложение;

записать этот вопрос ( в нем и названа проблема текста).

Чтобы прокомментировать проблему, надо найти в исходном тексте два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, пояснить каждый пример и указать, как они между собой связаны. Найти примеры помогают ответы на следующие вопросы:

С помощью каких примеров, фактов, событий автор иллюстрирует поднятую им в тексте проблему?

На что автор обращает внимание читателя?

Какие эмоции автора или героя выражены в тексте?

(Рассматривая проблему отношения к талисманам на войне, автор описывает случай, который произошел с героем рассказа во время рытья окопов. )

Поясняя каждый пример-иллюстрацию, можно использовать такие типовые конструкции:

Писатель хочет сказать, что.

Этот пример показывает, что.

Смысл этого высказывания в том, что.

Эти слова убедительно доказывают, что.

Поступок героя свидетельствует о том, что.

Автор осуждает поступок героя.

Симпатии автора на стороне.

В размышлениях автора звучит мысль о том, что.

Автор искренне восхищен.

Автор приводит нас к выводу о том, что.

Указать, как связаны между собой примеры-иллюстрации.

Между примерами могут существовать следующие отношения:

дополнение и уточнение данной информации;

сопоставление, сравнение частей информации;

противопоставление частей информации;

иллюстрация или пояснение частного случая;

обобщение, вывод из предыдущей информации.

Пример сочинения

Какую роль на войне играют талисманы и приметы? Именно на этот вопрос пытается ответить в данном тексте ветеран Великой Отечественной войны писатель Мансур Абдулин.

Авторская позиция прямо не обозначена. Но она понята нам после анализа приведенных примеров: талисман, конечно, выдуманный символ, но на войне он нужен солдату. И мне кажется, с этим трудно не согласиться. И талисманы, и обращение к сверхъестественным силам на войне или в экстремальных условиях укрепляют в человеке дух, вселяют веру в собственную неуязвимость. Мне, например, вспоминается интервью известного фигуриста о том, что залог всех его побед - это белая мохнатая шапка на голове тренера во время его выступления. Когда катается, он, видя эту шапку, уверен в своей победе.

Таким образом, как бы мы ни относились к приметам, талисманам, но переоценить их роль в годы войны нельзя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся писать сочинение…

Замятина Ю.Б .

Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное.

Работа с художественным текстом

Работа с художественным текстом

 Если невнимательно прочитать текст, то можно: автора отождествить с рассказчиком; неправильно сформулировать проблему текста; неверно истолковать аспекты проблемы; неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).

Если невнимательно прочитать текст, то можно:

Создатель художественного произведе ния, в котором отражается его мировоз зрение и реализуется индивидуальный авторский стиль.

Реализует собственный творческий за мысел, разрабатывая фабулу, выстраи вая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.

Один из персонажей произведения, от име ни которого ведётся повествование о судь бе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Принимает участие в событиях и пове ствует о них.

Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям

  • Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица.
  • Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте.
  • Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.

Только повествует о событиях.

жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.

«Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная. Но не завидуйте, юная читательница. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)! Обратите внимание!

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!

Обратите внимание!

«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте?

«Комментарий проблемы…

Как определить проблему в художественном тексте?(К1)

Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2)

Как определить позицию автора?(К3)

поступков героев, их мыслей, диалогов,

средств выразительности,

ключевых слов

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22!

Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор!

Писателем избран художественный стиль, основная цель которого:

Позиция автора :

Каково отношение автора к изображаемому?

Комментарий художественного текста

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Исследуем текст

(1)В оранжерее графов N происходила распродажа цветов. (2)Покупателей было мало: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. (3)Пока работники выносили наши волшебные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том о сём. (4)В тёплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, было чрезвычайно приятно.

(5)Укладыванием растений распоряжался сам Михаил Карлович, садовник, почтенный старик с бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. (6)Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. (7)Это был умный, очень добрый и всеми уважаемый человек.

(13) - Это верно, верно, - согласился купец. (14) - Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков.

(16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:

(По А.П. Чехову)

Герои текста А. П. Чехова

Молодой купец, торгующий лесом

Сосед - помещик

Я - рассказчик

Михаил Карлович, садовник

«Был умный, добрый…

Работник со смуглым цыганским лицом

«Оправдательные приговоры к добру не ведут…

Позиция автора

Сочинение по тексту А. П. Чехова Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту А. П. Чехова

Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.

Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.

Исследуем текст

(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака. (2)И никому на свете не помочь ей сейчас. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал. (5)Куда там! (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу -теперь передние достали до отвала. (8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (П)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал. (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город! (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился. (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает. (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул. (28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. (29)Не обижайте такую собаку. (По Г.Н. Троепольскому)

(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

(29)Не обижайте такую собаку.

(По Г.Н. Троепольскому)

глазами рассказчика

Смысловая связь – обобщение

Мысли автора

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского

Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.

Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.

Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: