Дощинский сочинение егэ 2021

Обновлено: 05.07.2024

ЕГЭ 2022, Русский язык, 50 вариантов, Типовые варианты, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

ЕГЭ 2022, Русский язык, 50 вариантов, Типовые варианты, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

ЕГЭ 2022, Русский язык, 12 вариантов, Типовые тестовые задания, Перспективная модель, Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С.

ЕГЭ 2022, Русский язык, 12 вариантов, Типовые тестовые задания, Перспективная модель, Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С.

Русский язык, 4 класс, ВПР, Тренинг, контроль, самооценка, Рабочая тетрадь, Дощинский Р.А., Смирнова М.С., Вартанян В.В., 2017

Русский язык, 4 класс, ВПР, Тренинг, контроль, самооценка, Рабочая тетрадь, Дощинский Р.А., Смирнова М.С., Вартанян В.В., 2017.

ЕГЭ 2021, Русский язык, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

ЕГЭ 2021, Русский язык, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Дощинский Р.А., Смирнова М.С.

ЕГЭ, Русский язык, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., 2020

ЕГЭ, Русский язык, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., 2020.

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 21-26, Анализ текста, Сочинение по прочитанному тексту, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 21-26, Анализ текста, Сочинение по прочитанному тексту, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018.

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 4-20, Нормы современного русского литературного языка, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 4-20, Нормы современного русского литературного языка, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018.

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 1-3, Анализ текста, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018

Я сдам ЕГЭ, Русский язык, Задания 1-3, Анализ текста, Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н., Дощинский Р.А., Дякина Г.Р., 2018.

Какие мифы существуют вокруг ЕГЭ по русскому языку, на что важно и нужно обратить внимание при подготовке и как подойти к решению самых сложных заданий? Об этом рассказал председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

– Сейчас многие выпускники находятся в активной фазе подготовки к ЕГЭ: ребята усиленно занимаются по выбранным профильным предметам и, на мой взгляд, могут легкомысленно относиться к повторению и систематизации знаний и умений по русскому языку, – рассказывает Роман Дощинский. – В молодежной среде вольно или невольно сложилось совершенно напрасное, ошибочное представление о ЕГЭ по этому предмету как о легком экзамене. Говорят, что сдают его все одиннадцатиклассники, а значит, он массовый и рассчитан на общие представления о русском языке, носителями которого в той или иной мере являются практически все граждане России.

Но не все так просто с русским языком, как может показаться при беглом знакомстве с демоверсией ЕГЭ. К этому экзамену тоже нужно готовиться заблаговременно.

Почему для подготовки к ЕГЭ нужно много времени

Некоторые задания требуют тщательной проработки, но самое главное – большого объема запоминания. Приведу пару примеров.

Задание ЕГЭ №4 на знание орфоэпических норм

Речь идет о знании не вообще всех орфоэпических норм, а только тех, которые содержатся в орфоэпическом словнике Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Откройте его, подсчитайте общее количество всех слов, которые вошли в издание. Вывод напрашивается сам собой: за неделю до экзамена ни за что не одолеть весь объем. Даже я, каждый год имеющий дело с подготовкой абитуриентов, иногда заглядываю в него, вспоминаю, повторяю. Для себя я точно решил в свое время, что мне очень удобен принцип запоминания правильного ударения по аналогии:

  • досУг; квартАл; жалюзИ, каталОг, некролОг, НО анАлог, биОлог;
  • мусоропровОд, нефтепровОд, НО электропрОвод;
  • красотА, чернотА, НО зевОта;
  • мЕстностей, чЕлюстей, пОчестей, НО новостЕй;
  • слИвовый, красИвее, НО оптОвый, мозаИчный;
  • смеЯлся, купАлся, НО началсЯ, принялсЯ;
  • дозИровать, копИровать, НО баловАть, премировАть, пломбировАть;
  • включИм, звонИт, вручАт, НО цЕнит;
  • поднЯв, отдАв, начАв, прибЫв, НО закУпорив;
  • дОверху, дОсуха, НО донЕльзя, добелА;
  • зАгодя, зАтемно, НО задОлго и пр.

Задание ЕГЭ №5 на знание паронимов

ФИПИ предлагает для выпускников только два вида словников. Но в интернете в свободном доступе можно найти словники и для других заданий ЕГЭ по русскому языку. Они составлены на основе изучения контрольных измерительных материалов, которые использовались на протяжении многих лет, и включают наиболее часто встречаемые языковые единицы. Очевидно, что знакомство с такими подборками значительно облегчит процесс отработки отдельных заданий:

Развернутый ответ: ошибки и советы

Рекомендуемый объем сочинения на ЕГЭ по русскому языку – 150 слов. Это минимальная граница. Если написать больше – похвально. Только нужно помнить, что увеличение количества слов автоматически увеличивает вероятность тех или иных орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических ошибок. Вместе с тем критерии оценивания остаются неизменными: даже для работы в 300 слов за 1–2 орфографические ошибки поставят уже не 3 балла, а 2; за 2–4 ошибки – только 1.

Что хотел сказать автор

Если возникает желание (в целом совсем неплохое желание!) привести по памяти известный афоризм, процитировать фрагмент из поэтического или даже прозаического текста, следует:

  • во-первых, убедиться в том, что так называемая фотографическая память не подводит;
  • во-вторых, сократить до предела размеры цитаты, чтобы минимизировать возможные фактические ошибки;
  • в-третьих, в случае малейших сомнений в авторстве постараться избежать ссылки на конкретную фамилию и тем более имя и отчество автора.

Когда трудно подобрать слова

Просто, ярко и красиво

Безусловно, использовать в сочинении метафоры, сравнения, эпитеты выпускники не обязаны. Однако они должны понимать, что сочинение – это отнюдь не сухая, бездушная математическая формула. Это, если угодно, частичка сердца автора. Нужно стремиться писать просто и в то же время ярко и красиво. Не следует забывать, что сочинение будут читать учителя-словесники. Филологи сами склонны к красноречию и подсознательно всегда расположены с удовольствием читать и оценивать работы, в которых чувствуется оригинальность.

Цельность и логика

Формула успеха

О самой главной ошибке в комментарии, которую допускают многие одиннадцатиклассники, я писала несколько дней назад здесь:

На что обратить внимание учеников при подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку (транслирую мысли Дощинского)

Выступая на Всероссийской онлайн-конференции "Итоговая аттестация 2022" 27 января, Роман Анатольевич Дощинский несколько раз подчеркнул, что один неверно подобранный пример лишает выпускника сразу 4 баллов по К2. Поэтому основная задача одиннадцатиклассника - постоянно держать в голове заявленную проблему и не отступать от неё ни на шаг. Для наглядности Роман Анатольевич познакомил слушателей с реальным сочинением по тексту Солоухина об исторических памятниках, где второй пример не был засчитан из-за несоответствия проблеме:

Во 2-м примере - о вырубке городских деревьев (не засчитан, так как не иллюстрирует проблему разрушения архитектурных памятников).

Далее Роман Анатольевич предостерёг выпускников от типичных пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Пунктуация (К8).

Целый арсенал пунктуационных ошибок связан с цитированием:

  • "повисшие цитаты" (без слов автора)
  • потеря закрывающей кавычки
  • смешение прямой и косвенной речи.

Кроме того, есть любители поставить запятую после "псевдовводных" слов: "однажды", "однако" в значении "но" и т.д.

Общий совет выпускникам от докладчика: не усложняй сам себе жизнь! (имеется в виду: не строй громоздкие конструкции с несколькими придаточными).

Грамматические ошибки (К9)

Самая распространённая ошибка, связанная с управлением - "рассуждая над проблемой"

  • размышлять можно и НАД проблемой, и О проблеме
  • рассуждать только О проблеме.

Часто в сочинениях выпускников встречается немотивированная парцелляция (например, придаточное без главного).

Речевые ошибки (К10)

  • тавтология
  • речевая недостаточность
  • нарушение лексической сочетаемости

Роман Анатольевич привёл в пример предложение с речевой ошибкой: "Слова утешения - необходимая вещь" . "Слово "вещь" можно употреблять только в первичном значении", - заявил докладчик. И тут же добавил: "Нельзя о таких вещах, как "слова", "любовь", "дружба", говорить, что это вещь". В этом месте я улыбнулась.

Основные фактические ошибки (К12):

Не сказала бы, что услышала много новой и полезной информации, зато убедилась, что не пропустила ничего важного.

Если вам близка тема подготовки к ЕГЭ по русскому языку, подписывайтесь на канал "Люблю читать, люблю писать" (специалисты из техподдержки Дзена утверждают, что эта волшебная фраза поможет каналу существовать долго и счастливо - без неё никак не обойтись).

Для наглядности привожу текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас должен стараться делать добро, ведь тогда помощь людям не будет считаться редким явлением. А также желание помогать должно исходить от сердца, а не от потребности казаться хорошим человеком.

Всем известно, что в 2019 году глобально изменились требования к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В прямом смысле глобально. Но все изменения полностью актуальны и для 2020 года, и для 2021 года.

Если вы еще не в курсе, то стоит почитать эти материалы:

Поэтому все прежние материалы и наработки стали практически бессмысленными и бесполезными :(

Но не стоит отчаиваться! Мы подготовили для вас СВЕЖИЕ и АКТУАЛЬНЫЕ примеры сочинений, которые написаны уже по новым критериям 2019 года и даже ПРОВЕРЕНЫ экспертами. Каждый пример сочинения содержит экспертную оценку, комментарии и баллы, которые сочинение имеет шансы получить на реальном ЕГЭ.

Листайте ниже - там будет PDF документ с 50 примерами сочинений на 21-23 балла в формате 2019-2021 годов! Хотя зачем листать? :) Вот ссылка. Смотрим, изучаем, учимся, комментарии оставляем ниже!

Видеоразбор с примером по тексту Распутина, Про детство

ТЕКСТ по Солоухину

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

Сочинение №1 на 23 балла

В предложенном для анализа тексте В.А. Солоухин поднимает проблему родительского самопожертвования.

Рассуждая над проблемой, автор приводит два взаимодополняющих примера.

Так, например, самка выхухоли пытается спасти своих детенышей, утопающих в крошечной ямке с дождевой водой. Солоухин подчеркивает, что, несмотря на близкое присутствие человека, пугливая выхухоль не оставляет своих детенышей, а, рискуя своей жизнью, старается спасти их.

Далее автор примеряет ситуацию на себя и рассуждает о родительском героизме во время войны. Писатель говорит о том, что если случится такое страшное событие как война, то и он будет из последних сил стараться спасти своих детей. Это говорит о том, что любой родитель будет готов пожертвовать своей жизнью, если почувствует, что детенышам грозит опасность.

Авторская позиция такова: родительское самопожертвование- удивительное явление, присущее всем живым существам.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, и в реальной жизни можно встретить примеры родительского самопожертвования. Мне не раз удавалось видеть, как кошка самозабвенно защищает своих котят от целой своры собак. В отечественной истории тоже достаточно историй о том, как самозабвенно и героически родители жертвовали собой, чтобы сохранить жизнь своему ребенку.

Можно сделать вывод о том, что родительское самопожертвование удивительное, ни с чем не сравнимое, явление.

Сочинение №2 на 22 балла

Как проявляется любовь матери к своим детям? Над этим вопросом нам предлагает задуматься В. А. Солоухин.

Автор, на примере животных, дает нам понять, что материнские чувства проявляются в готовности отдать жизнь за собственных детей.
Я полностью согласна с позицией автора, только родитель, не задумываясь ни на минуту, способен на самопожертвование ради защиты своего потомства, в этом и проявляется его любовь. Этому есть множество доказательств в истории и литературе. Например, во времена блокады Ленинграда, когда был жуткий голод, женщины отдавали часть своей порции детям, не ели, прятали и выносили хлеб с заводов, хотя это и каралось, но ни одна из них не могла дать умереть ребенку голодной смертью.

Таким образом, любовь матери проявляется в готовности защищать детей, жертвовать собой для сохранения их жизни.

Сочинение №3 на 22 балла

В чем проявляются материнские чувства? Над этим вопросом размышляет В. А. Солоухин.

Итогом данных размышлений становится такая позиция В. А. Солоухина: материнские чувства проявляются в готовности пожертвовать собой ради помощи своим детям.

С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что материнские чувства – это прежде всего способность пойти на огромные риски во благо своих детей.

В подтверждение своей позиции приведу пример из истории. Вспомним случай, произошедший во время одного из бунтов конца 17 века. Тогда разъярённые стрельцы подошли к дворцу, где находились Наталья Нарышкина, Петр Алексеевич и Иван Алексеевич, полагая, что Ивана убили. Наталья, опасаясь за жизнь своего сына, Петра, пошла на огромный риск, выйдя к толпе солдат и показав Ивана. Нарышкиной в этот момент руководили только родительские чувства, что позволило ей совершить столь отважный поступок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: действительно, материнские чувства часто проявляются в самопожертвовании, героизме и отваге.

Сочинение №4 на 23 балла

Насколько сильна родительская любовь? Этот вопрос предлагает осмыслить читателю В.А. Солоухин.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает случай из своей жизни. Во время прогулки Солоухин стал свидетелем того, как выхухоль пыталась спасти своих детёнышей, попавших в яму из-за сильного паводка, и даже «держалась на воде

Позиция автора ясна. Солоухин считает, что родительская любовь невероятно сильна, так как ради своего ребёнка родитель готов пойти на всё, в том числе и на самопожертвование.

Таким образом, любовь родителей к своим детям безусловна и самоотверженна.

Сочинение №5 на 22 балла

В чем же проявляется родительская любовь? Именно над этим вопросом предлагает задуматься своим читателям В.А. Солоухин.

Автор повествует нам о детёнышах выхухоли, которые попали в беду во время паводка. Их мать, услышав зов своих детей, поспешила на помощь, даже не боясь находившегося рядом человека. Этим самоотверженным поступком писатель показал

истинную любовь животного к своим малышам. Даже человек, представлявший опасность для небольшого зверька, не помешал выхухоли плыть к детям, чтобы спасти их. Именно так Солоухин представлял настоящие материнские чувства.

Позиция автора такова: родительская любовь проявляется в защите своих детей в случае опасности, готовности отдать свою жизнь за жизнь ребенка.

Таким образом, любовь родителя проявляется в полной готовности поддержать своё дитя в трудной ситуации, вызволить из опасности.

Смотреть в PDF:

БОНУС - пример сочинения по Солоухину - ПРО РОДИНУ

Читайте также: