Евгений гришковец начальник сочинение

Обновлено: 08.07.2024

(1)Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? (2)Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое. (3)Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое…

(4)Такие позывы человек может ощутить в любом возрасте и в любом душевном состоянии, занимаясь делами, очень далёкими от всякого творчества. (5)Что же ему делать?

(8)Вот только обольщаться и надеяться на значительные результаты не стоит.

(13)И взявшаяся за живопись доярка, и кандидат экономических наук, засевший за литературу, и псевдопевец, горланящий песни под караоке, вспоминая, что когда-то пел в детском хоре и учился в музыкальной школе, по сути одинаковы.

(14)Все эти люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения. (15)Они получают ту радость, которую в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности получить не могут. (16)Они получают то самое сладкое удовольствие, которое знает всякий дилетант. (17)Никто, кроме дилетантов, не получает такого сладкого удовольствия от занятия тем, в чём ничего не смыслит, но чувствует свои большие в том способности.

(18)Подлинный художник живёт искусством иначе. (19)Он живёт им тотально, понимая, что ничего другого не может, а главное, не должен делать, даже ради
процветания.

(21)Подлинный художник начинает чувствовать и даже знать о своей призванности служению искусству с довольно раннего возраста. (22)У каждого свой путь к началу сознательной и постоянной творческой деятельности. (23)Многим и многим приходилось и приходится преодолевать сомнения и неверие близких, родных да и своё собственное в то, что можно посвятить жизнь искусству.

(24)Жизнь художника таинственна и непонятна людям конкретных и общественно полезных профессий. (25)Вхождение в жизнь искусством пугает своей непредсказуемостью и отсутствием внятных социально-бытовых ориентиров. (26)Примеры же жизни и судеб больших художников хоть и притягательны, но почти всегда трагичны и явно неповторимы.

(27)Да и просто признание себе в том, что он может написать книгу, быть композитором и автором симфоний или автором настоящего кино, даётся настоящему художнику непросто. (28)Ведь тогда начинается самое сложное! (29)Тогда начинается испытание!

(30)Ну а те, кто решил вдруг пописать стихи или картины, потанцевать или попеть, научиться игре на каком-нибудь инструменте или поснимать кино… (31)Им не нужно проходить все эти испытания или переживания, страдания и сомнения. (32)Они решают заняться творчеством ради приключений, удовольствия или борясь со скукой. (33)Им всегда есть куда отойти, вернуться или спрятаться.

(34)Тот, кто взялся за творчество не ради всепоглощающего искусства, а ради интересного и увлекательного образа жизни, никогда не сделает ничего стоящего… (35)Единственное, что у него может получиться, — это немного развлечься.

(36)Только тот, кто смог совершить первые самостоятельные шаги в искусстве, тот, кто познал тяжесть и мучительную суть этого пути, но пошёл дальше, — только тот сможет шагнуть в неведомое, туда, где до него никто не был. (37)Только настоящий художник может сделать это, опровергнув расхожее убеждение, что всё уже давно сказано, придумано, осмыслено и написано.

(По Е. В. Гришковцу*)*Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель, драматург, театральный режиссер.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №3: Проблема отличия подлинного человека искусства от того, в ком неожиданно проснулся интерес к творчеству

Каждый из нас в том или ином возрасте обращается к творчеству. Кому-то вдруг может захотеться написать книгу, а кому-то – научиться танцевать, кто-то почувствует себя художником и нарисует картину, а кто-то пожелает исполнить песню. Но в чем же отличие подлинного человека искусства от того, кто просто обнаружил в себе тягу к творчеству? Ответ на данный вопрос найдем в тексте писателя Евгения Валерьевича Гришковца.

С подлинными людьми искусства дела обстоят иначе. Художник живет творчеством, он растворяется в нем. Многим из них приходится доказывать своим близким и самому себе, что искусству можно посвятить целую жизнь. Путь истинного художника очень сложный, тернистый, полный взлетов и падений. Но только тот, кто осознает это, кто не испугается двигаться дальше, сможет создать шедевр.

Приведенные примеры противопоставлены друг другу, однако оба они помогают читателю понять отличие настоящего художника от человека, который просто на время захотел окунуться в творческий процесс.

Позиция автора очевидна: люди искусства выдерживают многие испытания, страдания, преодолевают сомнения, проходят долгий и мучительный путь, чтобы создать произведение искусства. Те же, в ком неожиданно проснулся интерес к творчеству, занимаются им ради приключений и развлечения.

Я полностью согласен с мнением автора. Те, кто обратился к творчеству на любом этапе своей жизни, получают радость, которой нет в их обычной реальности. Но они всегда могут вернуться к своей работе, им есть куда отойти. К примеру, моя мама работает главным бухгалтером на крупном предприятии. Ее деятельность связана с финансами, огромным количеством документов и отчетов. И иногда ей хочется отвлечься от всего этого. С недавнего времени мама записалась в танцевальную студию, посещает занятия, учится танцевать. Ей это безумно нравится, она отдыхает от работы, получает положительные эмоции.

В заключение хочется отметить, что любой из нас может попробовать себя в каком-либо творческом деле для приключений и забавы. А подлинное же искусство требует от человека гораздо больших усилий, тотального погружения в свое дело, того, от чего уже невозможно будет отказаться.

Цели урока: Формирование ценностных представлений о мире, о взаимоотношениях детей и взрослых, о творческом и ответственном отношении к своему делу, об ответственности подростка за своё будущее - средствами художественного произведения. Закрепление умения анализировать художественное произведение на примере "вдумчивого чтения" рассказа Е.Гришковца "Начальник". Закрепление навыков коллективной работы.

  • Познакомить учащихся с современным автором - Евгением Гришковцом.
  • В ходе обсуждения рассказа "Начальник" продолжить учить детей анализировать художественный текст (видеть роль детали, авторское отношение к героям и т.д.).
  • Продолжить учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения, в том числе выработанную коллегиально.
  • Подготовить к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем

Средства реализации методической цели

Проблемные вопросы этического и нравственного характера, злободневные и личностно значимые для старшеклассников, полилог, прием "индуктор" (установление ассоциативных связей), индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения.

Оборудование урока:тексты рассказа, мультимедийный проектор.

Эпиграфы на доске;

"Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:
Не забывай, что рядом с тобой человек".
В.А.Сухомлинский.

Предварительная подготовка к уроку

Прочитать рассказ Евгения Гришковца "Начальник".

Подобрать эпизод рассказа, который мог бы выполнить роль эпиграфа, т.е. наиболее точно передать тональность, главный мотив произведения (индивидуальное задание).

Подготовить ролевое чтение одного из диалогов (групповое задание).

Как показан руководитель фотокружка (индивидуальное задание).

Рассказать о каждом из учеников Владимира Лаврентьевича(индивидуальные задания).

Выучить наизусть стихотворение об учителе (индивидуальные задания).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно - установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначении.

Тема учитель - ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В.Г. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А. Алексин "Безумная Евдокия", Ю.М. Поляков "Работа над ошибками", В. Быков "Обелиск", Г. Полонский "Ключ без права передачи" и другие.

3. Объявление темы урока, целей работы.

Я приглашаю вас к раздумью над страницами прочитанного рассказа Евгения Гришковца "Начальник", поэтому, анализируя содержание прочитанного, будьте внимательны к слову писателя

II. Организационно - деятельностный этап.

В 2007 году вышла пятая книга Евгения Гришковца- "Следы на мне", состоящая из девяти, казалось бы, не связанных друг с другом рассказов, повествующих о детстве и юности писателя. "Имена, события, факты и географические названия реальны. Всё остальное- литература",- говорит о своей книге Гришковец. В этот сборник входит и рассказ "Начальник", который мы будем читать на уроке.

III. Чтение с остановками. Знакомство с правилами работы. Общий этап работы. (работа в группах)

Учитель: Я называю такой приём "вдумчивое чтение". Он поможет внимательно прочитать рассказ, заставит включить наше воображение, обратить внимание на отдельные детали. Перед вами текст рассказа, разделённый на фрагменты. Я прошу вас читать только тот фрагмент, с которым мы работаем. Этот же фрагмент появится на экране. Но я рекомендую работать с печатным текстом - в нём вы можете делать любые пометки.

Учитель: "Начальник". О чём может быть рассказ с таким названием?

"Знаете такое выражение: "оказать честь" или вот ещё - "оказать доверие"? Что ещё можно оказать?Со словом "оказать" всегда связано что-то хорошее, важное и благородное. Но доверие, на мой взгляд, самое серьёзное и прекрасное, что может оказать один человек другому. И я помню, как в первый раз в жизни, мне было оказано доверие. Именно оказано."

Учитель: Подчеркните, пожалуйста, в тексте ответ на вопрос, что можно ОКАЗАТЬ. Назовите слова, которые вы подчеркнули.

Как это произошло? Каким образом герою рассказа -14-летнему мальчику было оказано доверие? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, которые у вас возникнут по ходу чтения рассказа, поработаем в своей группе. Каждой группе предложен один фрагмент текста и один- два вопроса к нему. Ваша задача- прочитать свой фрагмент рассказа и познакомить класс с ответом на поставленный перед вашей группой вопрос. Отвечать может кто-то один из группы, каждый может высказать своё мнение, к обсуждению присоединяется весь класс. По ходу чтения делайте пометки в тексте.

IV. Работа в группах.

Группа 1. Фрагмент 2

1) Почему, по вашему мнению, мальчик не смог увлечься ни одним делом?

Возможный ответ детей: во всех кружках к мальчику отнеслись равнодушно, не захотели и не сумели вызвать интерес ни к спорту, ни к моделированию.

"В школе я никак не мог найти себе занятия. Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. А занятие очень хотелось найти. Часто бывало скучно, а энергии было много.

Спортом я никаким не увлёкся. Какое-то время ходил на хоккей. Играл я плохо. Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда всё равно, выиграем мы или нет. Не было у меня азарта. Тренер через какое-то время это понял, и порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и не заниматься другими видами игрового спорта.

Тогда я пошёл в кружок авиасудомоделирования. Там люди моего возраста творили чудеса. Их самолёты летали, корабли плавали. Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и отвалил".

Группа 2. Фрагмент 3

2) Как вам кажется, почему Владимир Лаврентьевич так настойчиво расспрашивает героя?

- Для чего предлагает выбрать лучшие фотографии?

Возможный ответ детей: Неравнодушен, серьёзно относится к ребёнку; требователен; хочет проверить, насколько герой интересный и самостоятельно мыслящий человек, насколько серьёзно заинтересован фотоделом, есть ли у него художественный вкус. (чтение диалога)

"Я пошёл в фотокружок при станции юных техников. Меня встретил руководитель кружка Владимир Лаврентьевич.

- А что ты хочешь фотографировать? - спросил он.

- Не знаю. Сначала хочу просто научиться.

- Научиться что? На кнопку нажимать?

- Да. И на кнопку нажимать, и чтобы в итоге получилась фотография.

Он тут же наклонился ко мне ближе.

- Молодец!- заулыбался он. В итоге фотография, говоришь? Это правильно. Только что будет на этой фотографии? Вот вопрос. Давай сделаем вот что, - азартно сказал Владимир Лаврентьевич, вставая. Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий. - Посмотри на эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего понравились

Я выбрал три фотографии.

- Вот, - сказал я и протянул ему.

Он рассмотрел мой выбор внимательно, взял не выбранные мною фотографии, быстро их перебрал, достал из стопки одну и сунул её мне.

А эта нравится? - спросил он.

Я пожал плечами.

- А эта самая лучшая, - быстро сказал он.-

-А вот эту ты почему выбрал?

-А эта мне нравится, -тут я запнулся. -Это август. Утро. Я такое видел.

- Молодец! Пошли чай пить.

И я стал ходить в фотокружок.

Группа 3. Выбрать те фотографии, которые вам понравились, и объяснить свой выбор.

Сложно ли было выбрать фотографии? Сложно ли было объяснить свой выбор?

Что сложнее - выбрать или объяснить свой выбор?

Группа 4. Фрагмент 4

- Кого в фотокружке называли "дядя"? (Какое определение даёт автор коллективу? - творческий)

- Почему стать "дядей" было заветной мечтой многих ребят?

Возможные ответы детей:

Это признак того, что их выделил Владимир Лаврентьевич,оценил, доверяет им, относится серьёзно, как к равным, как ко взрослым.

"Всех нас Владимир Лаврентьевич называл юношами. Из каждой группы оставался один или два юноши (а то и ни одного), которые вливались в небольшой творческий коллектив или, я бы сказал, в особый клуб. Таких людей Владимир Лаврентьевич называл "дядя". Стать "дядей" была заветная мечта многих. И только те, кого он называл "дядя", могли между собой называть его "начальник".

- А в пятницу вечером ты сильно занят? - однажды после занятия неожиданно спросил меня Владимир Лаврентьевич.

- В пятницу? Вечером я не занят. А что?

- Договорились! - сказал я.

- И ещё. Это так, ерунда, но всё-таки. Многие фильмы, которые в киноклубе показывают: как бы это сказать: Ну, были бы детям до шестнадцати: Там могут быть голые женщины, могут быть разные сцены. А если голые женщины сегодня в кино будут, - сказал он, улыбаясь,- ты глаза не жмурь. Смотри и старайся понять, зачем это показывают. Это очень трудно, хорошо снимать обнажённое тело".

V. Завершаем чтение рассказа. Чтение с остановками. Общая беседа. Читаем, начиная с фрагмента 5.

"Фильм был черно-белый и с субтитрами".

Учитель: Из каких источников мы с вами можем узнать значение слова, пример его употребления в речи?

Дети: Из толковых словарей.

Учитель: Слово субтитр, которое чаще всего употребляется во мн.числе представлено следующей словарной статьёй (информация на слайде; при наличии времени можно предложить учащимся поработать со словарями).

Субтитр -а; м. [от фр. sous-titres - подписи] - надпись под изображением внутри кадра, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст. Фильм с субтитрами. Редактор субтитров. Давать субтитры к фильму, телепрограмме.

"Я впервые смотрел фильм с субтитрами и очень устал их читать. Когда мне стало уже невмоготу от чтения титров и от этого киношедевра, я оглянулся и увидел, что Владимир Лаврентьевич спит. Мне сразу стало хорошо и спокойно, но я не уснул. Фильм кончился. Но всё же я был очень доволен. Даже счастлив".

Учитель: Почему был счастлив? (Ответ - в следующих предложениях, во фрагменте 6).

"Начальник взял меня с собой. Он говорил со мной серьёзно. Он заботился обо мне. И заботился тоже, как надо, серьёзно".

Учитель: Какое слово повторяется дважды подряд и почему?

"Как фотограф я не состоялся совсем"

":Как фотограф я не состоялся совсем. Но я долго ходил в фотокружок, уже даже не пытаясь фотографировать.

У меня появилось моё особое место и особая роль в жизни фотокружка. Многие мои приятели по кружку показывали свои фотографии мне, прежде чем показывать их Начальнику. Да и сам Начальник часто со мной советовался, спрашивал моё мнение о том или ином снимке. Иногда мы спорили, и сильно. Я впервые старался найти точные слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный (для меня) человек. И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. А Начальник слушал. Меня в первый раз так слушали".

Учитель:"Как фотограф я не состоялся", - сказал герой. Почему же занятия в фотокружке он считает важным событием в своей жизни?

Возможный ответ детей: Там герой познакомился с Владимиром Лаврентьевичем, серьёзно и внимательно.

Учитель: Точный ответ - в последних строчках рассказа "Начальник". Какое слово подчёркивает, как внимательно относился Владимир Лаврентьевич к своим подопечным?

":Почти все люди в городе Кемерово, которые прошли через наш фотокружок, кто был "дядей", мы все - члены особого клуба. Члены особого братства. И первое достижение, какое у нас было в жизни - это то, что один азартный, весёлый, умный, взрослый человек называл нас "дядя".

Он оказал нам доверие! Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профессию, свои представления о том, как и что:

Если можно говорить об учителях: Если бы у меня спросили: "Был ли у вас учитель?" Я бы сказал: "Был".

Учитель: Почему именно о руководителе фотокружка герой сказал, что у него был настоящий учитель? Почему назвал серьёзное, уважительное отношение к себе достижением? Точное ли это слово? Какое же это достижение - может, просто везение? Или нет?

(Слово точное, потому что герой заслужил такое отношение к себе-он тоже серьёзно относился к тому, что делал, проявлял творчество, неравнодушие)

6. Рефлексивный этап.

Обращение к эпиграфу. Чтение сочинений - эссе "Мой любимый учитель"

Заключительное слово учителя.

Мы прочитали рассказ Евгения Гришковца "Начальник". Меня он заставил задуматься о многом. Например, о том, что значит быть настоящим учителем, как нужно относиться к любому делу. И ещё о том, что подростковый возраст - важнейший период жизни человека. Именно в этом возрасте формируются жизненные ценности, интересы, взгляды на своё будущее, а значит, во многом формируется само это будущее. Вот почему именно в этом возрасте так важно встретить понимающего, умного, чуткого взрослого. Герою рассказа "Начальник" повезло, рядом с ним был человек, который помог ему правильно определить своё будущее, дал верный взгляд на то, что хорошо, а что плохо. Но ответственность за своё будущее лежит не только на окружающих его людях, но и на самом подростке.

Я надеюсь, что урок заставил и вас о многом задуматься. Подумайте ещё и о том, как вы работали на уроке и какую можете поставить себе оценку.

Поставьте себе оценку за урок, учитывая вашу роль в принятии решения, вашу активность на уроке, степень участия, в выработке решения.

7 готовых лучших сочинений по тексту Гришковцу Е. В (я очень плохо знаю деревенскую жизнь. Точнее, я не знаю её совсем…), с кругом проблем и полным текстом для варианта №11 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

В чем значимость воспоминаний о детстве?

Можно ли передать свои воспоминания?

Чем обусловлена любовь человека к малой родине?

Что чувствует человек, расставаясь с малой родиной?

Нужно ли помнить свое прошлое?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

В чем значимость детских воспоминаний? Вот проблема, которую ставит в своем тексте Е.В. Гришковец.

Оба примера-иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что самые яркие воспоминания детства живут с человеком. Вот она, их значимость! На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я полностью согласен с точкой зрения писателя, потому что забыть то, что личности дорого, забыть место, где прошли самые яркие эпизоды ее детства, невозможно.

Таким образом, значимость ранних воспоминаний связана с тем, что человек всегда стремится сохранить в своей памяти самые незабываемые картины именно детства как счастливой и беззаботной поры.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Нужно ли помнить свою малую Родину? Вот проблема, которую ставит Е.В. Гришковец.

Я разделяю точку зрения Е.В.Гришковца: когда нам трудно или радостно, мы всегда вспоминаем родные места, которые остаются в наших сердцах, согревая их своих теплом. Таким образом, помнить свою малую Родину просто необходимо каждому человеку.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Какое значение имеет для человека малая родина? Конечно, это место, которое невозможно забыть, потому что здесь ты родился и провёл детские годы. В тексте Е.В. Гришковца поднимается проблема отношения к малой родине.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: малая родина – это мир, с которым связаны воспоминания человека о людях, особенностях их речи, о местах и запахах. Именно этим обусловлено то, что у нас появляется потребность отплатить родине за любовь.

В заключение хочется сказать, что благодарный человек не должен забывать родные места. Очень важно чтить и помнить своё прошлое и относиться к малой родине с любовью и вниманием.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Автор уверен, что Колбиха — это огромная ценность для него. Именно поэтому его радует, что он не может по-настоящему рассказать о ней. Малая родина — это то, что принадлежит и будет принадлежать всегда только самому человеку.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Какое значение имеют наши воспоминания о детстве? Какие чувства мы испытываем, обращая свой взгляд в прошлое? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного писателя и публициста Евгения Гришковца.

Авторская позиция заключается в следующем: когда мы обращаемся к воспоминаниям детства, то испытываем желание сохранить в душе что-то важное, то что прошло и уже не повторится.

Позиция автора мне близка. Действительно, воспоминания о детстве навсегда остаются в нашей памяти и греют нам сердце.

В заключение хочу подчеркнуть, что у каждого должны быть детские воспоминания, которые помогают в трудную минуту преодолеть отчаяние и укрепляют веру в лучшее.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

В чём проявляется любовь человека к малой родине? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Евгений Валерьевич Гришковец — российский писатель, драматург, театральный режиссёр.

Автор, рассуждая над вопросом от лица рассказчика, говорит о том, как он прекрасно проводил время в своей деревне Колбихе. Спустя годы он может вспомнить жителей этого поселения и их задушевные истории. Память о своём доме дарит ему сладкое чувство грусти, которое он не может передать словами. Так читатель понимает, что для рассказчика очень много значит его малая родина.

Писатель обращает наше внимание на то, что его деревня самая обыкновенная и ничем не выделяется.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, в чём проявляется настоящая любовь к дому.

По мнению автора, родной край — место, с которым у каждого человека много нежных воспоминаний. Поэтому у людей порой возникает жгучее желание не только вернуться домой, но и оставить свой след в истории.

Таким образом, любовь к малой родине проявляется в способности быть бесконечно благодарным и преданным месту своего рождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Можно ли удержать жизнь? Можно ли сберечь и сохранить то, что происходит в данный момент? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте российский писатель Е.В. Гришковец.

Проблема быстротечности и невозвратности времени раскрывается через воспоминания рассказчика о жизни в деревне Колбихе.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: жизнь никогда не останавливается, поэтому невозможно сохранить то, что происходит в данный момент или уже произошло.

С автором текста трудно не согласиться. Настоящее очень быстро переходит в прошлое: то, что было всего лишь секунду назад, уже является прошлым, которое невозможно сохранить. Человеку не хватает возможностей передать словами все то, что он чувствовал в тот момент. Невозможность сохранить момент жизни связана с неизбежностью изменений. Чтобы доказать эту позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что время неумолимо идет вперед, поэтому сохранить момент настоящего невозможно, так как настоящее резко превращается в прошлое, прожить которое уже нельзя.

Полный текст ЕГЭ я очень плохо знаю деревенскую жизнь (Е. В. Гришковцу):

(16)Удивительное дело! (17)Я помню все лица и почти все имена жителей деревни Колбиха, хотя лично я там проводил не больше полутора месяцев в год. (18)Я уже не могу вспомнить имён всех своих учителей или одноклассников. (19)Помню многих, но не всех. (20)Я не смогу вспомнить всех, с кем мне доводилось много лет работать. (21)А вот жители Колбихи не забываются. (22)Там не было ни одного незаметного человека.

(23)А ещё — и это я знаю точно — жители Колбихи не считают свою деревню ни маленькой, ни большой. (24)Они об этом не думают. (25)Город для них был непостижимо велик. (26)Город им был непонятен как место, а главное, как способ жизни. (27)А Колбиха была их миром.

(38) Я люблю Колбиху, понимаю это и чувствую всё сильнее и сильнее.

(39) Когда я вспоминаю Колбиху, меня охватывает неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить. (40)Но я понимаю в то же самое мгновение, что сохранить ничего нельзя. (41)Жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать! (42)Я не смогу передать или пересказать, как говорила наша соседка Клавдия Владимировна. (43)Не смогу передать её интонации, её обороты, её словечки, её истории. (44)И даже если бы я сделал тысячи снимков, записал бы массу рассказов, всё равно эти записи и фотографии ничего не сохранят и не сберегут. (45)Даже для меня они будут только иллюстрациями к моим воспоминаниям, переживаниями к моей любви.

(46)А любовь не нуждается в иллюстрациях, как жизнь не терпит остановок и неподвижности.

(47)Я пытался рассказать что-то про то, что я видел, чего коснулся и что полюбил.

(48)И вот я с ужасом и радостью понимаю, что у меня нет средств и возможностей передать словами то, что я видел, слышал, вдыхал и знал.

(53)А ещё я помню, когда мы после последней нашей зимы в Сибири приехали проститься с Колбихой, помню, как радостно нас встретила наша Бася — сиамская кошка не очень чистых кровей. (54)Бася явно собиралась с нами в город. (55)А мы ощущали себя предателями.

(56)Мы успокаивали себя, мол, будет трудный и далёкий переезд в другой далёкий город, а там неизвестно что. (57)Мы говорили друг другу, что нашей Басе в Колбихе только лучше. (58)Что в деревне свобода и простор. (59)И ещё мы знали, что Клавдия Владимировна Басю любит и в обиду не даст.

(60)Но ничего не помогало. (61)Мы всё равно чувствовали себя предателями. (62)Смогли бы мы остаться в деревне навсегда?! (6З)Прожили бы?


Приложение 1. Текст для группы 1.

…Фильм был черно-белый и с субтитрами. Я впервые смотрел фильм с субтитрами и очень устал их читать. Когда мне стало уже невмоготу от чтения титров и от этого киношедевра, я оглянулся и увидел, что Владимир Лаврентьевич спит. Мне сразу стало хорошо и спокойно.

Я был очень доволен. Даже счастлив.

Начальник взял меня с собой. Он говорил со мной серьёзно. Он заботился обо мне. И заботился тоже, как надо, серьёзно.

У меня появилось моё особое место и особая роль в жизни фотокружка. Многие мои приятели по кружку показывали свои фотографии мне, прежде чем показывать их Начальнику. Да и сам Начальник часто со мной советовался, спрашивал моё мнение о том или ином снимке. Иногда мы спорили, и сильно. Я впервые старался найти точные слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный (для меня) человек. И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. А Начальник слушал. Меня в первый раз так слушали.

Приложение 2. Текст для группы 2.

– Как вам кажется, почему Владимир Лаврентьевич так настойчиво расспрашивает героя? Для чего предлагает выбрать лучшие фотографии?

Он рассмотрел мой выбор внимательно, взял не выбранные мною фотографии, быстро их перебрал, достал из стопки одну и сунул её мне.

— А эта нравится? — спросил он. – Я пожал плечами.

— Молодец! Пошли чай пить. И я стал ходить в фотокружок.

…Фильм кончился. Я был очень доволен. Даже счастлив.

Приложение 3. Текст для группы 3.

Группа 3. Фрагмент 4

— А в пятницу вечером ты сильно занят? — однажды после занятия неожиданно спросил меня Владимир Лаврентьевич.

— В пятницу? Вечером я не занят. А что?

— Договорились! — сказал я.

– И ещё. Это так, ерунда, но всё-таки. Многие фильмы, которые в киноклубе показывают… как бы это сказать… Ну, были бы детям до шестнадцати… Там могут быть голые женщины, могут быть разные сцены. А если голые женщины сегодня в кино будут, — сказал он, улыбаясь, — ты глаза не жмурь. Смотри и старайся понять, зачем это показывают. Это очень трудно, хорошо снимать обнажённое тело.

Фильм был черно-белый и с субтитрами. Я впервые смотрел фильм с субтитрами и очень устал их читать. Когда мне стало уже невмоготу от чтения титров и от этого киношедевра, я оглянулся и увидел, что Владимир Лаврентьевич спит. Мне сразу стало хорошо и спокойно, но я не уснул.

…Фильм кончился. Но всё же я был очень доволен. Даже счастлив.

Приложение 4. Текст для группы 4.

Группа 4. Задание:

Выбрать не более трёх фотографий, которые вам особенно понравились, и объяснить свой выбор.

Марина Вдовина, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной общеобразовательной школы, Республика Карелия

Читайте также: