Дорогие читатели хотите ли вы поговорить с писателями ну скажем сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.
Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С).

ВложениеРазмер
tekst_k_ege.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

(1) Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (2) Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением.

(3) Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. (4) Если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает противник. (5) Помните, нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (6) Этим вы доказываете, как дорога вам истина. (7)Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов. (8) Человек должен уметь с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не

оскорбляя самолюбие оппонента. (По Д. Лихачёву)

1. Определите стиль текста, тип речи.

2. Определите проблему текста.

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

4. В 4 предложении укажите все частицы.

5. В 5 - 7 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.

6. В 5 - 6 предложениях найдите прилагательное в сравнительной степени.

7. Укажите способ образования слова отстаивая (предложение 1).

8. Определите часть речи слова этим (6 предложение).

9. Во 2 предложении укажите все местоимения.

10. Укажите вид сказуемого в 8 предложении.

11. Среди 3 - 6 предложений укажите сложное бессоюзное.

12. Среди 6 - 8 предложений укажите номер предложения с вводным словом.

13. Укажите номер сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

14. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.

15. Как связаны между собой 3 и 4 предложения?

16. Среди 5 - 8 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.

17. В каком предложении есть обособленное обстоятельство.

(1) Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (2) Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. (3) С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому

1. Определите стиль текста, тип речи

2. Определите проблему текста

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

5. В первом абзаце односоставное безличное предложение.

6. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство.

7. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение.

8. Сколько грамматических основ в предложении 3.

9. Выпишите словосочетание со связью согласование из предложения 3.

10. Из предложений 5-9 выпишите числительное

11. Из предложений 5-9 выпишите прилагательное в превосходной степени

12. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью примыкание.

13. Какие предложения связаны с предыдущим с помощью личного местоимения.

14. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

15. Определите тип сказуемого в предложении 10.

16. В каком предложении использовано наречие, омонимичное местоимению с предлогом.

17. Назовите способ образования слова КРАСОТЕ в предложении 8.

18. Назовите назывное предложение.

(1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — не получилось; хотел преумножить своё состояние — потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то

временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя разбить вдребезги.

(4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие часто приобретается путём лжи и обмана.

(7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната для него то же, что для другого роскошный особняк. (9) В этом его сила и его преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в океане, и в капле воды. (По Н. Гарину-Михайловскому)

1. Определите стиль и тип речи.

2. Определите проблему текста.

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

4. Найдите предложение, в котором есть вводное слово.

5. Найдите назывное предложение.

6. Из предложения 1 выпишите словосочетания со связью согласование.

7. Какое предложение связано с предыдущим с помощью сочинительного союза.

8. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.

9. Найдите в тексте сложное предложение с разными видами связи.

10. Среди предложений 4-6 найдите односоставное безличное предложение или предложение, где оно является частью предложения.

11. Найдите в предложении 2 слово, образованное неморфологическим способом образования (путем перехода из одной части речи в другую).

12. Во втором абзаце текста найдите СПП с придаточным изъяснительным.

13. Сколько грамматических основ в предложении 6.

14. В третьем абзаце найдите слова, образованные путем сложения.

15. Определите способ образования слова ПРОЯВЛЕНИЯХ.

16. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

17. Среди предложений 7-10 найдите СПП с придаточным причины, напишите его номер.

(3) Встретиться с ними не так уж трудно. (4) Я могу вам дать их точный адрес. (5) Он очень короткий: библиотека.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдёте в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут

гореть щёки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.

(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга.

(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далёких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С. Маршаку)

1. Определите стиль и тип речи.

2. Определите проблему текста.

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

4. В каком предложении есть обращение?

5. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения.

6. Среди предложений 3-10 найдите простые односоставные безличные предложения.

7. Найдите предложения с вводными словами.

8. Найдите СПП с придаточным определительным

9. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

10. Отметьте предложение, где придаточное изъяснительное стоит в середине другого предложения.

11. Найдите прилагательные в превосходной степени.

12. Выпишите словосочетание с видом связи примыкание из предложения 13.

13. Укажите способ образования слова НЕОБЪЯТНУЮ.

14. В предложении 10 найдите слово с чередованием гласного в корне.

15. Укажите предложение, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными .

16. Определите тип сказуемого в предложении 1.

17. В предложении 11 найдите словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

(2) Я думаю так: если фантастическим образом мы забыли бы, кто жил в Ясной Поляне, забыли бы само имя Толстого, но имели бы перед собой только списки людей, побывавших здесь (Фет, Тургенев, Чехов, Короленко, Репин, Боткин), если бы перед нами возникли те груды писем (пятьдесят тысяч), которые пришли сюда с разных концов света, и мы вообразили бы географию этих писем и круг вопросов, содержащихся в них, мы должны были бы прийти к единственному выводу: здесь жил кто-то столь могучий духовно и интеллектуально, кто притягивал к себе всё лучшее, что образовывало его время.

(3) Дополнительная ценность Ясной Поляны состоит в том, что всё осталось на месте, как будто обитатели её всё ещё живут здесь и пользуются всеми вещами. (4) Одежда и обувь, рабочий стол и диван (на котором, кстати, родился Лев Николаевич), книги и фотографии, рояль и лампы, ноты и шахматы, коса и перо,

валенки и тулуп — всё то, до чего дотрагивался Толстой, чем он писал, чем косил, что надевал и обувал. (5) Воздух, конечно, которым дышал Толстой, изменился за столько лет, но дух не выветрился, дух живёт.

(6) Ясная Поляна. (7) Лев Толстой. (8) Прийти и поклониться, прийти и омыться, прийти и почувствовать себя Человеком с большой буквы. (По В. Солоухину)

1. Определите стиль и тип речи.

2. Определите проблему текста.

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

4. Найдите предложение, в котором есть уточняющий член предложения.

5. Найдите назывное предложение.

6. Найдите предложение с обобщающим словом и однородными членами.

7. Найдите сложное предложение с разными видами связи.

8. Найдите предложение с обособленным определением.

9. Найдите сложное предложение с разными видами придаточных.

10. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция.

11. Найдите предложение, в котором есть вводное слово.

12. В каком предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

13. Определите способ образования слова ПУТЕВОДИТЕЛЮ.

14. Определите тип сказуемого в предложении 1.

15. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

16. Найдите словосочетание в первой части предложения 5 с видом связи согласование.

17. Найдите сложное предложение с однородным соподчинением.

(1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (2) Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. (3) Он очень скромен — так же, как картины Левитана. (4) Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

(5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? (6) Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поёмные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном.

(7) Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? (8) Крикиперепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (9) Можно ещё много написать о Мещёрском крае. (10) Можно написать,

что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (11) Но я нарочно не пишу об этом. (12) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?

(13) Не только за это мы любим родные места. (14) Мы любим их за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (15) На первый взгляд, Мещёрский край — это тихая и немудрая земля под неярким небом. (16) Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (17) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь. (По К. Паустовскому)

1. Определите стиль и тип речи.

2. Определите проблему текста.

3. В каком предложении выражена основная мысль текста?

4. Найдите назывные односоставные предложения.

5. Найдите простое безличное предложение.

6. Найдите обособленные определения в предложениях текста.

7. Найдите предложение с вводным словом.

8. Какое предложение соединяется с предыдущим с помощью анафоры?

9. Какое предложение соединяется с предыдущим с помощью сочинительного и подчинительного союза?

10. Какое предложение является риторическим вопросом?

11. Определите часть речи слова ЗАКЛЮЧЕН. (

12. Найдите СПП с одним придаточным изъяснительным среди предложений 5-12.

13. Из предложения 17 выпишите указательное местоимение.

14. Из предложения 17 выпишите наречие, образованное от прилагательного.

15. Определите способ образования слова УСЛЫШАТЬ.

16. В первом абзаце найдите сложное слово, образованное суффиксальным способом.

Встретиться с ними не так уж трудно. Я могу вам дать их точный адрес. Он очень короткий: БИБЛИОТЕКА.

Все самое важное и интересное, о чем могли бы рассказать вам эти писатели, вы найдете в их книгах. В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. Но если внимательно прислушаться, книги заговорят с вами. Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.

Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, как борются они за свободу, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга.

С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей и их созидательный труд.

Вам, ребята, выпало на долю счастье родиться и жить в замечательной стране, которая строит коммунизм. На ваших глазах осуществится заветная мечта человечества. Вы будете жить и трудиться при коммунизме.

Готовьтесь же к тому, чтобы взойти на эту высокую вершину. Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно.

Но не думайте, что научиться читать — простое дело. Для того чтобы читать и понимать прочитанное, мало одной азбуки.

Внимательному, вдумчивому чтению вы учитесь с первых же классов в школе. А эта книга — вторая ступень. Ее задача расширить и углубить школьные знания. Она расскажет вам о писателях, чьи книги вы уже читали, и о тех, с кем вам еще предстоит познакомиться. Вы поймете, как сложен писательский труд, узнаете, что такое наука о литературе — литературоведение, научитесь искать и выбирать нужную вам книгу.

Пусть эта книга-справочник подготовит вас к встрече с замечательными книгами, которые доставят вам в жизни немало радостных часов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЗНАТЬ, какие придаточные в сложноподчиненном предложении (далее – СПП) являются изъяснительными, какими союзами и союзными словами они присоединяются к главному предложению.

1) определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену;
2) правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упр. 91, II) на интерактивной доске

1. Какие предложения вам встретились в упражнении, которое было задано на дом? (СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными).
2. Что вы знаете о СПП с придаточными определительными?
3. Чем отличаются придаточные местоименно-определительные от собственно определительных придаточных?

Два ученика на доске чертят схемы предложений из домашнего упражнения:

  1. [сущ.], (которая)
  2. [сущ.], (которая)
  3. [сущ.], (где)
  4. [указ. сл. + сущ.], (когда)
  5. [сущ.], (где) или (в котором)
  6. [сущ.], (что)
  7. [сущ.], (когда)

II. Повторение. Орфографическая работа (на интерактивной доске)

1. В предложении № 6 найти слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

2. В том же предложении найти слово с безударной гласной, чередующейся в корне (сгорающий гаргор).

3. По рядам устно назвать проверочное слово:

покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города
поласкать (ласка) собаку – полоскать (полощет) белье
тачать (обтачка) сапоги – точить (точит) карандаш
поседеть (сед) к старости – посидеть (сидя) в кресле
примерять (мерить) пальто – примерять (мир) враждующих
развевать (веять) ветром – развивать (развитие) способности
навевать (веять) печаль – навивать (навить) локоны
скрепя (скрепка) сердце – скрипеть (скрип) стулом
освещение (свет) в доме – освящение (свято) храма
разредить (редкий) посадки – разрядить (разрядка) обстановку
умалять (маленький) значение – умолять (молиться) о пощаде
сторожить (сторож) дом – быть старожилом (старый)
благословение (слово)
укротитель (кроткий).

4. Объяснить правописание гласной в корне:

озарилось улыбкой
незаметно подросла
легкое прикосновение
непромокаемый плащ
подравняться в строю
молоко с пригарью
нежный росточек
замереть от восхищения.

III. Сегодня познакомимся со словами, правописание которых нужно запомнить: где есть безударная гласная, не проверяемая ударением (учебник, стр. 56)

Результат – (конечный итог).
Эффект – (производимое впечатление).
Оптимист – читаем значение слова в упр. 122.
Пессимист – читаем значение слова в упр. 122.
Референдум – (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса).
Презентация – (торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой в целях рекламы.)

Запишите эти слова в свои словарики, составьте с любым из слов предложение с придаточным изъяснительным и запишите его в тетрадь.

Прежде вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (Вопросы косвенных падежей.)

К чему относятся? (К словам со значением мысли, речи, чувства.)

Место придаточного? (Свободное, до, после, внутри главного предложения.)

Чем прикрепляется к главному предложению? (Союзами: что, как, будто, чтобы; союзными словами: кто, что и др.; частицей ли в значении союза.)

Ученый – оптимист очень хотел, чтобы на презентации новых достижений в науке результаты его исследований произвели необходимый эффект на присутствующих в зале пессимистов.

IV. Синтаксические нормы

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик.

Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни.

Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны…

Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения.

2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.

Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)

3. Работа с текстом.

(3) Встретиться с ними не так уж трудно.

(4) Я могу вам дать их точный адрес.

(5) Он очень короткий: библиотека.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.

(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.

(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

3.1. Прочтите про себя.

3.2. Один из учеников читает вслух.

3.3. Найдите:

а) односоставное безличное предложение (3);
б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);
в) СПП с придаточным изъяснительным (10).

3.4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении № 9. (Олицетворение, эпитет, метафора).

3.5. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.7. Согласны вы с позицией автора? Докажите это, приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП.

3.8. Прослушиваем одного-двух учеников.

V. Итог урока

Над какими СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных изъяснительных?

1. Вопросы.
2. К чему относятся.
3. Место придаточного.
4. Чем прикрепляются к главному.

Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.

VI. Домашнее задание

Повторить § 10, §11; выполнить упр. 116 (по данным схемам составить СПП и записать их).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений

2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3) развивающая: развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.

4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями

Учебник: Русский язык 9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)

- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать основной государственный экзамен по русскому языку (ОГЭ). Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках. "

- Ребята, все в ваших руках!

II. Работа СЛАЙД 2

- Проверим, готовы ли мы к работе

(фронтальный опрос по теории)

Взаимоконтроль и оценка

III. Работа с текстом о книгах (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

- А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

(11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

- Докажите, что это текст (Текст — это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Текст всегда состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является. Любой текст — это высказывание на определенную тему (она бывает названа в заголовке), в нем есть начало и конец, часто он разделён на смысловые части (абзацы). Предложения в тексте всегда взаимосвязаны, каждое последующее предложение строится на основе предыдущего. Для связи предложений в тексте применяются различные лексические и синтаксические средства языка. Текст всегда оформляется в каком-либо стиле (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом или художественном).

- Обозначьте тему (О книгах)

- Какую проблему поднимает автор? (Роль книги в жизни человека)

- Определите стиль и тип речи (Публицистический, рассуждение)

- Как вы это определили? (Текст публицистического стиля не только описывает факты, но и отражает мнение, настроение автора, содержит его комментарии и размышления. Публицист стремится писать о том, что интересно для большинства людей, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его читателей. В публицистических текстах всегда поднимаются актуальные проблемы, речь автора страстная и образная, текст острый и яркий. Автор, сообщая факты, формирует общественное мнение, активно воздействует на разум и чувства человека. Публицист не только рассказывает о положении дел в обществе, но и убеждает читателя в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Он стремится доказать правильность своей позиции. Среди средств выразительности часто применяются слова с положительной или отрицательной окраской, риторические вопросы, восклицания).

- Найдите в тексте:

б) СПП с придаточным определительным (7,9),

в) СПП с придаточным изъяснительным (10).

IV. Работа над новой темой

3) Чтение правила в учебнике и упражнения для наблюдений - стр. 83

V. Закрепление

1) Проблемный вопрос: Как мы ориентируемся при определении вида придаточного предложения? (по союзу/ союзному слову и по вопросам).

- Можно ли только по союзу/ союзному слову определить вид придаточного?

2) Анализ предложений (определить вид придаточного предложения)

A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. (изъяснительное)

Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (определителительное)

B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений.

VI. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

- Закройте глаза, откройте. Выполните упр. 10 раз. Посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на кончик носа. Выполните упр. 5 раз.

ОГЭ СБОРНИК (ЗАДАНИЕ 13) ВАРИАНТ 24 -1,4

3) Работа с учебником (самостоятельно–упр. 124 по вариантам (предложение 1-4 – 1 вариант, предложение 5-7 – 2 вариант).

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным? (возвращение к метафоре о бабочке)

Оценка деятельности учащихся

8. Домашнее задание

2. Параграф 25, упр. 125, правило;

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

(11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

(11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

(11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

Читайте также: