Добрым людям на загляденье сочинение

Обновлено: 14.06.2024

В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.

Я считаю, что без добра невозможно жить. Я верю, что все добрые поступки обязательно вернутся, положительно повлияют на дальнейшую жизнь человека.

Я стараюсь ежедневно совершать добрые поступки. Подкармливаю голубей и бездомных животных, помогаю пожилым людям и просто людям, которые нуждаются в помощи. Сделать добро это же так просто, поднять человеку настроение, помочь больным,

В душе разливается тепло, когда сделав доброе дело, видишь довольную сытую собаку или улыбку людей, слышишь приятные слова в свой адрес. Призываю всех людей делать добрые дела, ведь всякое в жизни бывает, возможно и вам когда-нибудь протянут руку помощи.

Делать добро нужно бескорыстно. Не могу передать ощущение радости и гордости, которое испытываешь совершив очередной добрый поступок.

Для того, чтобы быть добрым и совершать добрые дела нужно каждый день работать над собой. Бороться с ленью, обидами, учиться искренне любить и ценить друзей и близких, хорошо относится к незнакомым

Если люди перестанут быть эгоистичными и не будут проходить мимо человеческой беды, мир станет намного ярче, добрее и позитивней.

2, 3, 4, 5, 6 класс

Сочинение про Добрые поступки

А что это такое? Что подталкивает людей совершать их? Мне кажется, что любой человек дарит добро по какой-то причине, исходящей его души.

Кому-то они даются легко и являются ежедневной привычкой, обыденным делом. А для некоторых – сложность, состоящая в том, что нужно переступить через себя, свои взгляды и убеждения.

В любом случае, можно сказать, что добрые дела и поступки – это не только награда тем, на кого они направлены. Это еще и возможность развития себя как личности тому, кто их совершает. Ведь быть добрым совсем не сложно. Можно уступить место в транспорте, и не важно, пожилой человек это или простая студентка.

Можно придержать дверь, выходя из магазина, пропустив кого-то вперед. Или положить в гардеробе в карман какого-то незнакомого ученика вкусную конфету с пожеланием хорошего дня.

Представьте себе, идет человек по дороге, ему грустно. Может он переживает какие-то сложности и неприятности. А навстречу идет прохожий, на лице которого сияет искренняя улыбка. Ну как можно не улыбнуться в ответ?

Ведь это просто! Не требует больших усилий.

В наше время закрытости, агрессии и ненависти, добрые поступки так важны и необходимы. Как было бы замечательно, если б каждый человек на Земле сделал прямо сейчас один простой жест доброты и щедрости. Сколько людей это могло бы спасти, скольким людям бы улучшило настроение, а может и изменило их жизни?

Древняя пословица гласит: относись к другим так, как хотел, чтобы относились к тебе самому. Несомненно, каждому хотелось бы больше доброты и заботы по отношению к себе. А делаем ли мы это для других? Дарим ли тепло, помогаем нуждающимся?

Подбадриваем тех, кто грустит?

Вот где можно разгуляться фантазии. Вместо того чтобы сидеть у экранов телевизоров или мониторов компьютеров, затрачивая свое время и силы впустую, каждый из нас может протянуть руку навстречу доброте. Сделать шаг в лучшее самостоятельно, позвав за собой друзей и близких.

Кто может улучшить мир, в котором мы живем, если не мы сами. Это совсем не сложно, главное не забывать творить добрые дела.

Интегрированный урок русского языка в 8 классе., Развитие речи., Сочинение-описание хохломской игрушки., Тема: Добрым людям на загляденье.

  • учить художественному видению окружающего мира;
  • расширять кругозор;
  • закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;
  • развивать устную и письменную речь;
  • учить создавать тексты определенного типа речи;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование:

записи на доске, изделия хохломских художников, репродукции с изображением села Хохлома, плясовые наигрыши, компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку:, Кисть хохломская! Большое спасибо!, Сказывай сказку для радости жизни!, Ты, как душа у народа, красива,, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Какой может быть основная мысль нашего урока?

Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Основная часть урока

Рассказ об истории Хохломы

Слушание плясовых наигрышей.

Подготовка к сочинению

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? (Чтение учителем легенд о появлении хохломского искусства)

А как же было на самом деле? (Трое учащихся рассказывают об истории Хохломы)

Почему деревянные изделия называют хохломскими? (рассказ учителя)

Плясовые наигрыши (жалейка, ложка, береста).

Что писали художники на изделия?

Как называется узор из цветов, трав и ягод? (Растительный орнамент)

Какой из них самый любимый? Почему? (травяной)

Каким цветом пишется травка? (красным, черным)

Использование современных технологий обучения на уроке в основной .

. обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной . традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Для .

Как называются самые затейливые узоры? (кудрины, всегда золотые)

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный? (Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)

Что означает слово ХОХЛОМА?

Изделие, которое делают мастера.

Большое старинное торговое село, где продают хохлому.)

Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

У вас должен получиться маленький рассказ.

Какой тип речи будете использовать при написании сочинения о хохломе? (описание).

Что характерно для этого типа речи? ( оно как бы отвечает на вопрос «каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке).

В каком стиле будете писать свою работу? (в художественном).

Чем отличается стиль художественной литературы от научного?

Скажите, перед вами научное или художественное описание? (презентация)

Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

ТРАВКА: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется, золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

ЗАВИТОК: завивается, играет, озорничает; игривый, трепещет, длинный, бегущий.

ЛИСТОК: прячется, дышит, радуется, выглядывает, золотистые, изящные, черно-зубчатые.

УЗОРЫ: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные.

СТЕБЕЛЬ: подглядывает, волнуется, колышется, тонкий, гибкий.

ЯГОДКИ: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые.

МАСТЕР: волшебник, художник, создатель, рисует, творит, создает, расписывает.

В каком значении использованы слова? (в переносном)

Каким может быть план рассказа о Хохломе? (презентация)

Как можно начать сочинение?

Вот передо мной……

Однажды я увидела……

Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…..

Какая главная мысль (идея) сочинения? (подчеркнуть красоту предмета)

Обучающие пишут сочинение

Примеры похожих учебных работ

Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)

. Примечание ПОЭЗИЯ ХОХЛОМЫ (Примерный образец сочинения) Народное всегда красиво – песня ли, . звучный, что, чем дольше глядишь на работы, тем, кажется, глубже постигаешь всю красоту . Парень был искусный резчик. Кошки, ложки, чашки резал. Вот и затеял .

Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном стиле Составить небольшой .

. небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник - красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после . журчание ручьев, веселое щебетание птиц – все говорит о наступлении тепла и радостных перемен. Снега с каждым .

. (38 полотен). Эта коллекция была подарена нации английским частным коллекционером сэром Джорджем Бомонтом. А какая . назад мне случилось посетить Московский музей изобразительных искусств. Его галереи произвели на меня большое впечатление, в частности, .

. металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные . брат, увлекался национальным искусством. В его . описывать в своем сочинении. 5.Словарная работа: . сарафане и платке. Темы для росписи могут . с головы, на голове трилистник .

Описание картины Николая Крымова «К весне. по картине Крымова «К весне Описание картины .

Сочинение о народном промысле

2. Обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка.

3. Вызвать заинтересованность народным искусством, получить эмоциональный отклик.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Итак, цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассказа об одном из произведений народного декоративного искусства (на выбор). То есть мы должны собрать материал к этому сочинению: узнать на уроке о некоторых произведениях декоративно-прикладного искусства.

Декоративно - прикладное искусство

Народно – художественные промыслы.

(словарно – лексическая работа)

прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

Народно- художественный промысел.

(словарь по искусству: отрасли народного декоративного искусства, мастера которых объединены в артели, специализирующиеся на изготовлении тех или иных художественных изделий).

Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. До сих пор в мире широко известны и очень ценятся изделия лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, художественная роспись подносов Жостово, лоскутное шитье, фарфоровое, фаянсовое и стекольное производства. Многие изделия наших народных мастеров являются гордостью частных художественных коллекций.

Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.

Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства)

(Один уч-ся работает у доски (остальные в тетрадях). Запись предложения)

- Объясните постановку знаков препинания.

(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.

Откуда появилось это название?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

- Самые известные народно-художественные промыслы – это Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество, ковроделие.

- Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

- Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).

А сейчас я расскажу вам о некоторых видах народных промыслов.

Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

Расписные платки.

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.

Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева. Выполняют кружева с помощью коклюшек – это работа требует как творчества, так и большого терпения.

- А теперь мы в Нижегородской области.

В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламенная хохлома. Хохлома — старинное село, где рань­ше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют по­тому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.

Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лу­дят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Ро­дины известна пламенная хохлома.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!

Ребята, произведений декоративно-прикладного искусства – великое множество, видов народного промысла – огромное количество. Рассказать обо всех сегодня нет возможности. Но вы можете найти нужную информацию в электронном издании Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Для этого нужно

1. открыть энциклопедию

Обратимся к нашему сочинению.

- Определите стиль вашей работы (сочинение-рассказ).

В вашем сочинении обязательно должны присутствовать такие логические части, как зачин, основная часть и концовка.

Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые сделали бы ваш рассказ ярче и эмоционально воздействовали на читателя.

- Какие это языковые средства? (Эпитеты, метафоры, сравнения).

Краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.

2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.

Искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.

4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.

Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства?

Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ. А работы современных мастеров декоративно – прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.

Вопрос: почему слова хохлома, гжель, жостово являются многозначными? (имеют три значения: изделие, название промысла, название села)

Рефлексия. Обратимся к нашему эпиграфу. Почему именно эти строчки я взяла эпиграфом, ведь речь сегодня шла не только о хохломе? (Строчки подходят для любого промысла):

Кисть хохломская, Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

Тип урока: урок развития речи (описание действий, трудовых процессов).

Цели урока:

  • учиться художественному видению окружающего мира;
  • расширять кругозор;
  • развивать устную и письменную речь;
  • создавать тексты описательного характера о трудовых процессах

Оборудование: изделия с хохломской росписью; выставка книг.

Ход урока

Что на земле достойно уваженья?
Достойны мастера и мастерство.

1. Вступительное слово учителя.

Вся страна наша, Россия, – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, нитками. Русский человек может все: превратить дерево в жилье, лодку, посуду, игрушку; камень в ожерелье, шкатулку; металл – в самовар, поднос.

От отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только полезную и нужную, но и красивую. Во всех уголках нашей необъятной родины живут мастера-умельцы, которые занимаются разнообразными видами художественного творчества. С некоторыми из них вы уже знакомы. Хохлома, Палех, Мстёра… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатство культурных традиций России, открывают тайну русской души.

Сегодня мы ближе познакомимся с одним из видов народного художественного искусства – ХОХЛОМОЙ. И не только узнаем о ней много нового, но и попытаемся передать красоту хохломы и мастерство ее создателей с помощью художественного слова.

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? Красота, мастеру на радость, а добрым людям на загляденье…

А как же на самом деле?

2. Выступление учащихся.

Не было в Заволжье ни одной деревни, ни одного дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-нибудь ремеслом. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, образуя свой цех, куст. Отсюда пошло понятие КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Многоголосая пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующихся, музыкой и песнями цыганских хоров. Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты.

Хохломские предметы, нарядные и дешевые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.

3. Слово учителя.

– Почему же деревянные изделия называют хохломой?

Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица.

Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.

Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил:

– Золото из Хохломы и в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке – взгляни – в середине листья рябиновые да ягоды.

– А почему же, – спрашивают, – золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.

– А насчет огня, - говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – хохлома огненная!

Как же производят на свет это чудо-изделие?

Задание. Сейчас ребята расскажут о том, как мастера создают хохломские изделия, а вы выпишите глаголы, обозначающие действия, выполняемые мастерами.

4. Выступление учащихся.

И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное – мерцающий золотой фон.

2) В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Дошедшие до нас единичные образцы посуды начала прошлого века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов. Прекрасным произведением более раннего периода является братина.

Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир — братчину, а в братине — округлом сосуде в форме горшка — подносили к столу праздничный напиток. Вероятно, еще и в начале прошлого века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На округлой поверхности тулова уверенными и свободными мазками на черном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году — в ночь на Иванов день.

5. Слово учителя.

– Что означает слово ХОХЛОМА?

(1. Изделия, которые делают мастера.
2. Народный промысел.
3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому).

– Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

Сегодня мы готовимся писать сочинение об изготовлении хохломских изделий, мы попытаемся передать необыкновенное мастерство создателей хохломы с помощью художественного слова.

– Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о создании хохломских изделий? (описание)

Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:

  1. подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы; поза, внутренняя собранность и т. д.);
  2. ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца);
  3. результаты работы.

В описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.

Задание. Прочитайте текст, выпишите из него грамматические основы и сделайте вывод об использовании предложений с опущенным подлежащим.

Сначала изделие сушат, затем шлифуют, а потом оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Вапа красновато-коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.

МАСТЕР – 1.Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области. Часовых дел мастер. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств. 3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха. Мастер сборочного цеха.

В каком из значений мы будем использовать слово МАСТЕР?

Чтобы избежать неоправданного повтора слов, давайте подберем синонимы.

МАСТЕР – волшебник, художник, создатель, творец, искусник.

Какие вы знаете пословицы, поговорки, фразеологизмы с использованием этого слова? Назовите их и объясните значение (МАСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ; ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ; МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ)

6. Составление плана.

7. Заключительное слово учителя.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 20 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос. Один немецкий предприниматель взялся даже за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров, открылись целые предприятия.

  1. Из какого материала мастерят хохломскую посуду? (из дерева)
  2. Перечислите действия мастера, создающего хохломские изделия.
  3. Какие цвета используют хохломские художники для росписи посуды? (красный, черный, золотой, зеленый)
  4. Что изображает художник? (траву, цветы, листья, ягоды – растительный орнамент)
  5. Какие предметы расписывают народные мастера? (ковши, чаши, ложки, ладьи)

В настоящее время хохломской росписью украшают не только посуду, но и много других вещей, в том числе целые наборы мебели: кресла, столы, стулья шкафы и так далее.

Читайте также: