Форма и содержание сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка к ЕГЭ - универсальный справочник

Содержание и форма

Содержание и форма — внутренняя и внешняя стороны художественного произведения, которые выделяются в процессе литературного анализа и представляют собой единое целое. Содержание и форма присущи любому явлению природы и общества, поскольку в каждом явлении можно выделить внешние, формальные, и внутренние содержательные элементы (суть явления). Но в искусстве вообще и в литературе в частности проблема содержания и формы решается очень непросто. Дело в том, что содержание и форма конкретного произведения искусства настолько слитны, что их невозможно разделить, не нарушив при этом целостности самого произведения. Любое изменение формы ведет к изменению содержания, а изменение содержания требует коренной переработки формы. В науке, например, дело обстоит иначе: форма научного сочинения или технического проекта может быть изменена без всякого ущерба для его содержания.

Содержание и форма в литературном произведении имеют сложное, многоступенчатое строение. Например, организация речи произведения (метр, ритм, интонация, рифма) выступает как форма по отношению к художественному смыслу, значению этой речи. В то же время смысл речи является формой сюжета произведения, а сюжет — формой, воплощающей характеры и обстоятельства, которые в свою очередь предстают как форма для проявления художественной идеи всего произведения. Таким образом, каждая последующая ступень выступает по отношению к предыдущей как ее содержание.

Иногда к форме относят художественную речь и композицию, а к содержанию — тему, идею, сюжет, характеры и обстоятельства. Но такое деление не является общепризнанным и бесспорным. Это связано с тем, что, расчленяя произведение на форму и содержание, мы тем самым разрушаем его как единое целое. Такое расчленение, разделение внешней и внутренней стороны литературного произведения необходимо для научного анализа. Но при этом следует помнить, что конечной стадией анализа должна быть характеристика произведения как органического единства формы и содержания. Таким образом, на начальной стадии литературного анализа мы разъединяем форму и содержание для того, чтобы глубже понять смысл произведения, и, в конце концов, вновь приходим к единству, нераздельности его внутренних и внешних сторон.

Нельзя считать, что форма художественного произведения является некой оболочкой, внешним покровом, который можно снять, поскольку как раз в форме и проявляется содержание. Читая произведение, мы воспринимаем не что иное, как его форму — речь и композицию. Эта форма и несет в себе содержание. Таким образом, форма — это, по сути, реализация содержания, его внешнее проявление. Содержание переходит в форму, а форма — в содержание.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Взаимодействие формы и содержания в искусстве.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Многие деятели культуры в какой-то момент задумывались над вопросом: что важнее - форма или содержание художественного произведения? Многие предпочитают думать, что без выразительности формы искусство перестало бы быть эталоном красоты, другие считают, что главное назначение искусства - это нести миру истину, которую творец вложил в своё творение. Михаил Гершензон, российский литературовед и философ, раскрывает проблему формы и содержания искусства в своей статье.

Автор заостряет внимание на собственной точке зрения, которая является важной для ответа на вопрос. М. Гершензон пишет: "Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка. " Но в то же время автор не спешит ставить точку на своих рассуждениях. Он хочет сказать, что в искусстве важна не только внешняя красота формы, но и глубина содержания, реальное знание о мире. "Красота - приманка, но красота и преграда." - утверждает автор. При этом Гершензон доказывает свою позицию на примере творчества реально существующей личности, говоря о "блеске" и глубине стихотворений Пушкина.

На мой взгляд, главная мысль автора статьи заключается в том, что в искусстве форма и содержание неразрывны, форма привлекает внимание сначала к произведению в целом, а затем вызывает интерес к его содержанию.

Я полностью разделяю точку зрения автора, и, чтобы подтвердить свою мысль, я хочу обратиться к стихотворению А. А. Фета "Это утро, радость эта. ". Когда я впервые прочитала это стихотворение, мне передалось то радостное чувство, которое переполняло душу автора, когда он его создавал. Больше всего меня привлекла простота и задушевность слов: "Эти капли - эти слёзы. ". Поэт мгновения Фет практически не использует глаголы, что придает строкам красочное звучание. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Здесь он описывает весну, все её прелести и красоту. Но когда перечитываешь это стихотворение вновь и вновь, начинаешь понимать, какой смысл автор вложил в него. Он делится со всем миром своими чувствами и переживаниями, радостью кипящей молодой жизни, которая пробуждается не только у природы, но и у человека.

Ещё один пример, к которому хотелось бы обратиться, - это повесть Н. В. Гоголя "Невский проспект". Действие разворачивается в Петербурге, а точнее на Невском проспекте, переполненном глубокими надеждами, резкими идеями и противоречиями петербургкой жизни. Здесь встретились два давних друга - поручик Пирогов и художник Пискарев. Плененные этой живой и свежей атмосферой, они угнались, как им казалось, за мечтой, за двумя прекрасными девушками. Художник Пискарев, как личность романтическая, увидев красивую стройную девушку с загадочной улыбкой, воображал не только красоту её тела, но и красоту души. Однако герой вскоре разочаровывается в своих убеждениях, узнав, что эта девушка оказалась из дурного общества. В первую очередь Пискарева привлекла красота облика, а не его содержание, что очень пагубно на нем отразилось. Даже Гоголь писал, что внешняя пленительность Невского проспекта обманчива. Мне кажется, что красота играет важнейшую роль в любом произведении, но прежде чем гнаться за ней, нужно познать всю её сущность.

Подводя итоги, хочется лишь сказать, что искусство - это главнейшая часть духовной сферы общества. Оно дает нам не только удовлетворение прекрасным, но и второй опыт жизни.

Гост

ГОСТ

Форма и содержание — это две стороны художественного произведения, выделяющиеся только в ходе его анализа. Непосредственно в самом произведении форма и содержание составляют художественное целое и всегда неотделимы друг от друга.

Содержание литературного произведения

Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.

Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.

В содержании литературного произведения различают три стороны:

  • Тема (совокупность тем – тематика);
  • Проблема (совокупность проблем – проблематика);
  • Авторская позиция.

Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.

Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.

Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.

Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.

Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.

Готовые работы на аналогичную тему

Существует несколько способов выражения авторской позиции:

  • Прямое высказывание автора;
  • Близкий к автору отдельный герой;
  • Через особенности поведения персонажа, его портрет.

Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.

Форма литературного произведения

Форма - это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено.

Элементы содержания не могут существовать вне формы.

Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:

  • Предметной изобразительности
  • Композиции
  • Речевого строя.

Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.

Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.

В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.

Единство формы и содержания в художественном произведении

Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.

Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.

Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.

Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.

В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.

Понятие содержания и формы лит. произведения, их взаимосвязь.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — две стороны литературного произведения, которые выделяются только в процессе его анализа. В самом произведении содержание и форма всегда неотделимы друг от друга, составляя художественное целое.

Содержание — это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме. Изучение различных сторон содержания ведет от поверхностных, неглубоких суждений о материале, избранном писателем, к верному пониманию идей, настроений, мировосприятия писателя, выраженных в произведении. В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем), проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и авторская позиция.

Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений. Содержание произведения всегда каким-то образом оформлено, вне формы все элементы содержания не могут существовать.

Литературно-художественная форма — сложное и многоплановое явление. Анализ формы предполагает изучение трех основных сторон литературного произведения: предметной изобразительности, композиции, речевого строя произведения.

Предметная изобразительность — первый компонент формы — это все жизненные явления, изображенные писателем. Круг этих явлений может быть чрезвычайно широк: события, реально происходившие в жизни и вымышленные, взаимоотношения между людьми, участники событий с их биографиями, материальный мир.

Тема, идея, проблема лит. произведения. Вечные темы. Культурно-исторический аспект тематик.

Типы авторской эмоциональности. Пафос, разновидности: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, комический. Катарсис.

Композиция лит. произведения и ее элементы.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует всю художественную форму текста и действует на всех уровнях: образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов.

Композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность .

1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Умолчание 5.Ретроспекция 6.Свободная 7.Открытая и т.д.

1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные).

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Читайте также: