Для чего пушкин изображает дворян такими разными мини сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Дворянство обеих столиц Пушкин наблюдал на балах, званых обедах и светских раутах. Сами герои, конечно, же все вымышленные.

Провинциальные дворяне появляются в романе на званом обеде в честь именин Татьяны. Они простые люди. С подозрением относятся ко всему новому. Онегин заменил барщину оброком. Так один сосед решил, что это может нанести страшный вред. Другие соседи посплетничали между собой. И решили, что он чудак, но опасный.

По округе поползли сплетни, что он недалёкого ума человек, сумасброд, хлещет стаканами красное вино, дамам ручки не целует. Но у соседских помещиков были дочери на выданье, и поэтому, они мечтали заполучить в зятья Ленского. Ему не нравились их разговоры про сенокосы, надои молока, собаках. Ему было не интересно выслушивать сплетни про их родню до седьмого колена.

Вот помещики приехали на обед по случаю дня рождения Татьяны. Одни привезли всех детей, от мала до велика, чтобы задарма пообедать. Другой старый сплетник и плут, любитель покушать за чужой счёт. Без зазрения совести берёт взятки. Третий, вообще, в пуху, видимо, в чём ходит в курятник, в том и приехал.

Провинциальное дворянство тоже устраивает балы с танцами. Для этого приглашают полковой оркестр. Мероприятие по размаху уступает столичному. Да и блюда, приготовленные крепостными поварами, не сравнить с рецептами столичных французских поваров.

Дворянское общество Москвы ещё более патриархальное, чем в Петербурге или деревне. Театры, балы. Везде тесно, жарко от горящих свечей, музыка грохочет во всю мочь. Дамы в лёгких уборах. Залетают сюда гусары, но им здесь не интересно. Блеснули, покрутили даму в танце и улетели.

Дворяне Петербурга в год давали по три бала. Денег не хватало – сидели в долгах. Пример – отец Онегина. Мода была, как в Лондоне, короткая стрижка у мужчин. Чтобы произвести впечатление, молодые люди должны были уметь танцевать и говорить на французском языке, непринуждённо кланяться.

Не обязательно было ходить на службу. Они же дворяне, значит, есть поместье и крепостные. Вот, поэтому, он – завидная партия для дочерей. И его приглашают на балы во все приличные семейства. Таков портрет Онегина. Бал – удобное место для признания в любви или вручения любовного письма. Публика на балах сплошь аристократы, военные, дипломаты.

2 вариант

В этом месте люди приучились к показной роскоши, беспокоятся о том, чтобы стать развитыми и цивилизованными, из-за чего они не один час посвящают себя сплетням о мировозрениях, о словесности, но на самом деле их культурность оказывается пустышкой. К примеру, поход в театр претворено в какой-то обряд. Онегин посещает балет, правда его абсолютно не волнует разыгрывающиеся в театре действия. В отношении нравственной действительности - Татьяна в конце называет фешенебельную действительность костюмированным балом. Дворянское сословие в Питербурге пропитано только ненастоящими эмоциями.

Именно поэтому, провинциальные дворяне в представлении Пушкина оказываются народом добрым, натуральным, но не очень культурным, а столичный и городской бомонд предстает фальшивым, притворным, пустым сословием, но немного более культурным чем помещики.

Сочинение Дворянство в Евгении Онегине

Главный герой является типичным представителем петербургского дворянства. По описанию автора одного дня Евгения Онегина можно понять, как проводит своё время всё высшее общество. День столичного денди начинается далеко за полдень. После пробуждения ему приносят приглашения на различные развлечения. Затем утренний туалет и завтрак, время неспешной прогулки по бульвару. После обеда посещение театра, который для высшего света не только искусство, но и дань моде, место светских встреч и любовных интриг. Вечером - бал, где представители дворянства общаются, играют в карты, знакомятся, танцуют. Возвращение домой - под утро, когда трудовой народ уже встаёт и приступает к работе. И так, каждый день - пустая и однообразная жизнь, типичная для всех представителей высшего света. Для аристократического общества превыше всего внешний блеск. Чтобы произвести впечатление на окружающих своей высокой культурой и образованием, они много времени проводят в беседах о литературе, философии, искусстве. Часто знания об этом у многих поверхностные.

Немногим от петербургских отличается жизнь московских дворян. Они менее подвержены европейской культуре, поэтому проще, радушнее, естественнее. Московские дворяне старомодны и любят сплетни. Объединяет всех представителей столичного дворянства – праздность, роскошь, скука.

О жизни мелкопоместного дворянства можно судить на примере семьи Лариных. Их образ жизни намного проще столичного, нет той чопорности и блеска. Деревенская жизнь и близость природы наложила на помещиков свой отпечаток. Родители Татьяны Лариной – старомодные, гостеприимные, добрые люди. Они чтят и соблюдают народные традиции. Их жизнь проходит не спеша. Днём хлопочут по хозяйству, вечером иногда принимают гостей. Отец Татьяны предпочитает простое общество без церемоний, где можно поговорить и посмеяться.

Молодые деревенские дворяне тоже отличаются от столичных аристократов. Романтик Ленский является полной противоположностью скептику Онегину. Простодушная, непосредственная и искренняя Татьяна Ларина не похожа на московских барышень.

Пушкин пишет о семье Лариных с теплотой, но не идеализирует их. Деревенские помещики не отличаются образованностью, высокой культурой, почти не читают книг. Однако, отец Татьяны не запрещает дочери предаваться её любимому занятию, не видит в чтении вреда.

В то же время, Пушкин безжалостно описывает местных дворян, которые пришли в гости к Лариным. Он характеризирует их, как ограниченных людей, обжор и взяточников. В то время, как помещики окружают себя роскошью, их крепостные живут в нищете. Провинциальное дворянство пытается во всём подражать столичному высшему обществу, при этом выглядит иногда смешно.

Таким образом, в романе Пушкина показана пустая и бессодержательная жизнь дворянско-крепостного общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Дворянство в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Мою старшую сестру зовут Катя. Ей уже целых 16 лет. Несмотря на это, папа и мама до сих пор считают, что она не вполне самостоятельная. Это ее очень огорчает. Катя невысокого роста, у нее длинные рыжие волосы (почти до пояса) и веснушки.

Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

Все черты провинциального дворянства того времени находят воплощение в образе главного героя Кирилы Петровича Троекурова. Именно в нем писатель отобразил владыку мира, ярого сторонника продолжения крепостного права. Получая огромные доходы от эксплуатации крестьян, находящихся в его единоличной власти, Троекуров ведет праздный и разгульный образ жизни. Делами и заботами барин себя нисколько не утруждает. Соседи во всем ему угождают, являются в гости по первому зову, больше боясь, чем уважая знатного помещика. А он принимает такие знаки внимания, как нечто должное. Другого отношения к своей высокой персоне он и не представляет.

Праздные бестолковые дни свои богатый барин скрашивал всякого рода забавами, одной из которых была затея с медведем. Троекуров намеренно содержал зверя в поместье, чтобы при удобном случае подшутить над прибывшим гостем. Эти развлечения не всегда заканчивались безобидно. Гости испытывали ужас, а порой получали увечья. Но никто не смел жаловаться. Власть Кирилы Петровича в округе была неограниченной.

На слепом и рабском подчинении строил он отношения и с любимой дочерью. Потакая всем ее прихотям, он вдруг становился жестоким и суровым. Выдавая Машу за нелюбимого мужа, князя Верейского, он в первую очередь думал о богатстве и выгодной партии, совсем забывая о счастье единственной дочери.

Итак, богатый и своевольный помещик Кирила Петрович Троекуров – образ, раскрывающий черты уклада жизни того времени, когда одни человек порабощал другого, и это не вызывало недоумения, а даже, наоборот, являлось нормой. Поместное дворянство вело разгульную жизнь, с пирушками и охотой, и отличалось алчностью и примитивностью.

А вот образ второго помещика, так же полно раскрытый на страницах романа, предстает совершенно иным. Андрей Гаврилович Дубровский по-другому осмысливал жизнь и оценивал роль крепостного крестьянства. Кистеневский барин не притеснял дворовых людей, а они уважали и любили своего хозяина. Ко всем увеселениям и попойкам соседа Дубровский относился отрицательно и хоть и посещал их, но с большой неохотой. У этого дворянина сильно развиты чувства гордости и собственного достоинства. Он не боялся Троекурова, мог спокойно высказать при нем свое мнение, зачастую отличное от мыслей знатного барина. В правила и убеждения Дубровского не входило заискивать перед богатым и властным соседом.

А.С. Пушкин в противовес самовлюбленному помещику Троекурову показывает образ благородного дворянина Дубровского, заботящегося не о собственной наживе, а о вверенных ему крепостных крестьянах.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Евгений Онегин
  • Это сочинение списано 46 318 раз

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Посмотрите эти сочинения

Нравы столичных дворян

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Персонажи в романе вымышлены Пушкиным лишь на половину. Автор сам вращался в дворянских кругах, и большинство образов были действительно найдены им в реальной жизни. Тунеядство и потребительское отношение к жизни были распространены в столичном дворянстве в реальной жизни, а не только на страницах произведения. Именно это делает роман достоянием мировой литературы. Пушкин очень точно смог описать жизнь дворянства, добавив в роман не столько вымысел, сколько примеры из жизни.

Противопоставление столичного и провинциального дворянства. Татьяна в среде дворян.

Поместное дворянство показывается Пушкиным менее образованным, но при этом их отношение к жизни автор ценит гораздо больше. Они беседуют не о модных тенденциях, а о сенокосе и посевах, но жизнь их наполнена смыслом. Семья Лариных относится именно к поместному дворянству. По приезду в Москву Татьяна немного разочарована. Она ждала чуда, а на деле увидела лишь бессмысленность бесед и скуку. Несмотря на то, что приняли героиню очень хорошо, она не спешит новым знакомым открывать свою душу, выбирая в качестве собеседника няню.

Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс…

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил…

Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей,-

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих — вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Получая огромные доходы от эксплуатации подвла- стных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирил а Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего — себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем. Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура — значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличи- тельные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.






Читайте также: