Диагностическая методика сочинение автор

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Процедура проведения методики

Родителю предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения.

Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Список незаконченных предложений

1. Когда я думаю о своем ребенке, то.

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста.

3. Я люблю, когда мой ребенок.

4. Я хотел(а) бы, чтобы.

5. Меня беспокоит в нем/ней.

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания.

7. Я очень раздражаюсь, когда.

8. Когда он/она рос (ла).

9. Моего ребенка интересует.

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком.

11. Скорее всего, он/она.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей.

13. Мне нравится в моем ребенке.

14. Я всегда мечтала о том, что.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а).

17. Мне не нравится в нем/ней.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой).

19. Мой ребенок любит.

20. Мой ребенок и я.

21. Я всегда замечал(а).

22. Самое главное в характере моего ребенка.

23. Мой ребенок силен в.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы.

25. Мне бы не хотелось, чтобы…

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы.

27. Думаю, что ему/ей мешает.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок.

29. Он/она предпочитает.

30. Наши отношения с ребенком.

Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их временную направленность — на прошлое, будущее, настоящее; центрирование - на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом; эмоциональный знак - положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

Психолого–педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.
  2. Прогнозирующую.
  3. Оценочную.
  4. Развивающую.

Используемые методы диагностики:

- Беседа с учеником.

- Беседа с родителями.

- Беседа с педагогами.

- Графический и рисуночный тест.

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

Й класс.

Если ученик изображает учителя или себя у доски, процесс урока, учебный материал, то это говорит о том, что у него хорошая школьная мотивация. Изображение школьной, но не учебной ситуации, игровых сюжетов – низкая школьная мотивация. Изображение в тёмных красках – негативное отношение к школе.

Й класс.

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Детям предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета.

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками.

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Й класс

Диагностическая методика №1. "Ранжирование".

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изу­чаются в третьем классс и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это ис­следование позволяет выявить учебные интересы учащихся, опре­делить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностическая методика № 2. Изучение преобладающих мо­тивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагают написанные па карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значе­ние. Суждения могут быть такими:

— Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

— Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

— Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

— Я хочу окончить школу и учиться дальше.

— Я хочу иметь хорошую работу.

— Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

— Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

— Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

— Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

— Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

— Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведе­ние.

— Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

— Я не хочу получать плохие отметки.

— Мне нравится учиться.

— Мне нравится делать домашние задания.

— Мне нравится рассуждать на уроке.

— Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения 1 - 3 - мотивы долга

4 - 6 - мотивы самосовершенсгвования

7 - 9 - мотивы благополучия.

10 - 12 - мотивы престижности.

13 - 15 - мотивы избегания.

16 - 18 - мотивация содержанием.

19 - 20 - мотивы познания

Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позво­ляет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Класс

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

- Мой самый любимый предмет.

- Моё самое любимое занятие.

- Мой самый грустный день в школе.

- Мой самый счастливый день в школе.

- Что я думаю о моей учёбе в школе.

- Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Можно выяснить, какая проблема доминирует над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации. По результатам работы над сочинением можно организовать индивидуальную консультацию с учащимися, учебную помощь, взаимопомощь.

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Цель–изучитьпереживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульныйматериал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методикапроведения:детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется.После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Анализ структуры рисунка.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Цель изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и родителя.

Инструкция.

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Читайте также: