Девочка в красном пальтишке меховых башмаках сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

У рок внеклассного чтения

по рассказу В.П.Астафьева "И милосердия. "

Тема: "Путь к милосердию"

общие - побудить учащихся к размышлению о том, что есть милосердие

частные - ответить на вопросы:

1.что есть милосердие и с чего оно начинается?

2.в чём большая цель милосердия?

3.как и в чём помогает человеку милосердие?

3.индивидуальные карточки-таблицы "путь к слову милосердие.

I .ВЫЗОВ ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

ГОВОРЮ (СЛУШАЮ).

1)вступительное слово учителя:

-Ребята, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)

-Можно ли увидеть, услышать, потрогать руками настроение? Нет. А что можно с ним сделать?

2)демонстрация учителем музыкальной открытки, издающей лёгкую, весёлую мелодию.

-Каким же настроением вы прониклись сейчас?

-Какие образы рождает у вас эта музыкальная мелодия? (Образ тающей сосульки, журчание ручья, весело спускающегося со ступенек человека. )

-А теперь давайте немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы - юные художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить своё абстрактное слово-настроение в виде конкретного образа. Но сделать это не кистью, а с помощью ранней формы языка. Жестами.

(Варианты самые неожиданные (понятные, конечно, только самим учащимся): улыбающиеся губы, солнечная поляна с весёлыми человечками, цветущая вишня, журчащий ручеёк)

-Вы отлично прочувствовали своё настроение. Оказывается, можно прочувствовать даже человека, который находится рядом с тобой. Об этом говорил В.А.Сухомлинский (учитель обращается к записи на плакате).

-А что значит" милосердствовать?"

Составление кластера:

Прощать МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ

Чувствовать

Делать добро

И милосердия…

Девочка в красном пальтишке, в меховых башмаках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.

А на скамейке сидел её отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригрева-

ющего солнца и поощрял девочку, голубей в кузов машины, и когда нагрёб их полный кузов, отвёз на свалку и сжёг там.

Вернулся он домой наутре, осторожно прошёл мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки её были хорошо, с мылом отмыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.

Он, оцепенев спит в гнилых пнях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.

Но я шёл, шёл ослеплённый слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и мило-

- Какие чувства вы испытали, прослушав рассказ? (жалость, тоску, сострадание, боль)

- Укажите количество частей в тексте (пять)

- Выделите ключевые слова в каждой части текста, дайте своё толкование (двойной дневник). Ученики заполняют таблицу самостоятельно, проговаривают в парах, затем представляют кла-ссу.

Ключевые сло-ва, словосоче-тания

Ни о чём не подозревающая девочка кормит голубей отравленными семечками.

Беззаботный отец ночью нагрёб их полный кузов и сжёг там.

Жестоко истребили птицу в той местности, всю подчистую.

Весной под ногами теперь хрустят лишь птичьи скелеты.

Автор призывает всех нас, живущих на земле, к милосердию.

Задание для группы знатоков языка текста:

Используя материал из левой колонки в приведённой ниже табли-це, исследовать языковые средства текста по следующей схеме

Языковые сре-дства, при по-мощи которых связаны предложения

- лексический повтор (клеща-клеща; птицы-птица)

- замена местоимением (отец-он; голубей-они)

Лексика с точки зрения упот-ребления (актив, пассив)

Лексика с точки зрения происхождения

- общеупотребительная лексика (девочка, губы, птица)

- устаревшие слова (наутре, колодины)

- исконно русские слова (сердце, дочь, глухарь, тетерев, рябчик, голубь, спит, дочка)

- старославянские (воздаждь, ми)

- сравнение (тяжело и вязко, будто по мягко проседающему мху)

Результаты исследования оглашаются в классе знатоками языка, одновременно делается вывод о богатстве использования языковых средств В.П. Астафьевым с целью воссоздания широкой картины природных и жизненных явлений.

Вопросы классу для подведения к выводам:

- Что же такое милосердие по В.П. Астафьеву?

Боль, тоска Мольба Стремление понять

- К чему призывает нас автор? (к милосердию для всех: себя, детей своих, всех людей)

Каков он, путь к милосердию? В чём его большая

Учащимся предлагается разделиться на группы по 5-6 человек.

Толковый словарь Ожегова даёт следующее значение:

Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить мило-

сердие . Вызвать к чьему – нибудь милосердию. Действовать без милосердия (жестоко) Сестра милосердия – женщина, работа - ющая в качестве медицинской сестры, помогающая больным, раненым. Милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием. Милосердный человек. Милосердный поступок.

1) Слово, его лексическое значение, происхождение

2) подбор однокоренных слов

(возможно и устой-чивое словосоче-тание)

Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь (исконно русское)

Что такое милосердие? Какого человека можно назвать милосердным? Как взаимосвязаны милосердие и природа? Вот ряд вопросов, над которыми задумывается автор статьи.

Проблема милосердия очень актуальна для нашего времени. Людские души черствеют, в отношениях царят грубость и злость. Большинство стремится к наживе. Природные ресурсы истощаются, от рук браконьеров гибнут животные и птицы, вырубаются леса. Не зря В.П. Астафьев заговорил о милосердии, потому что это очень важное человеческое качество. Это не только человеколюбие, но и готовность помочь кому – либо, умение простить.

Можно ли простить и назвать милосердным отца девочки в красном пальтишке, вручившего дочери отравленный корм для голубей? Ему казалось, что он свершает благое дело: больные голуби могли заразить людей, животных, других птиц. Однако бездушному отцу невдомек, что вместе с больными погибли и здоровые голуби. Разве можно необдуманно и безрассудно подходить к решению таких вопросов? Уничтожить легко. А как потом возрождать то, что уничтожено.

Вновь обратимся к аргументам, которые приводит писатель. "Борцы" за здоровье обсыпали предвесенний лес дустом, желая уничтожить энцефалитного клеща. А клещ в это время спокойно спал в гнилых пеньках. клещей не убили, а вот птиц истребили полностью. Как можно простить людей, поступивших так неразумно и необдуманно? Остается только желать им милосердия.

Именно эти слова и произносит В.П. Астафьев: " Милосердие им возраждать. " " Боже, пошли нам милосердия" - повторяет автор. Писатель призывает нас быть милосердными, и я его поддерживаю.

Нельзя назвать милосердным человека, который не любит людей, не ценит друзей, не радуется пению птиц и красоте цветов, не задумывается о будущем своих детей. Милосердие и природа очень тесно связаны между собой. Именно от бездушного отношения к окружающему миру происходят на земле катаклизмы и катастрофы. Чернобыль, умирающее Аральское море, взрывы танкеров с нефтью в океане.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Вступление

Люди часто жестоки по отношению друг к другу, к животным, к природе, которая их окружает. Порой жертвами человеческой жестокости становятся самые родные и близкие. Очень часто насилие приобретает столь изощренные формы, что его сложно распознать, различить, понять.

Иногда люди и сами не понимают, насколько плачевный результат могут возыметь их необдуманные действия, их желание уничтожить что-то живое, погубить то, что как-то мешает им.

Проблема

В тексте В. Астафьева поднимается проблема жестокости, проявленной по отношению к окружающему миру, в частности, к птицам. Не менее жесток герой рассказа относительно собственного ребенка, которого заставил своими руками убить тех, кто восхищал ее, заставлял смеяться, снился в волшебных снах.

Комментарий

В начале текста мы видим чудесную картину: маленькая восторженная девочка радостно кормит крупой с крошками подлетающих к ней голубей. Они летят толпами, они сбивают друг друга с ног, стремясь съесть как можно больше.

Глядя на девочку, ее отец сидел на скамейке, курил и жмурился от солнца, поощряя усердие дочери.

Корм был отравлен, и ночью мужчина сгреб мертвых птиц и сжег их на свалке. Ручки девочки были тщательно вымыты с мылом, она спала сладким сном, улыбаясь и причмокивая. Возможно, во сне она снова кормила неугомонных птиц.

Оказывается, маленькая, ни о чем не подозревающая девочка, кормила птиц отравленной пищей, специально приобретенной отцом для уничтожения голубей, переносящих заразу животным и людям.

Весной, проходя по лесу, автор слышал хруст ломающихся птичьих скелетов, ноги по щиколотку уходили в перо.

Авторская позиция

Автор с горечью рассказывает о том, как лились его слезы, когда он проходил по настоящему птичьему кладбищу. От горечи он не мог даже проклинать, он лишь молил старинной молитвой самого себя, своих детей и всех людей, не способных думать о последствиях своих поступков, о милосердии. Автор просит дать людям побольше милосердия, доброты и душевности.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Страшно смотреть на то, как беспечно люди уничтожают все вокруг себя, не осознавая, насколько жестокими могут быть их поступки. С другой стороны, для многих людей жестокость воспринимается как норма жизни, поведения. Они видят в ней единственно верное решение, не желая ничего менять в своем образе жизни и воспринимая любые перемены как нечто угрожающее их привычному жизненному укладу.

Аргумент 1

В этих же рамках она пыталась держать и своих домочадцев – дочь, сына и его жену Катерину. Она настолько увлечена своим садизмом и самодурством, что может с легкостью оскорбить или унизить любого члена своей семьи, а потом и посмеяться над этим.

Ее жестокость привела к тому, что Катерина бросилась в Волгу и утонула. Смерть для нее оказалась более приемлемой, чем жизнь в такой атмосфере.

Аргумент 2

Заключение

Мне кажется, жестокость – не только причинение физической боли или психологического дискомфорта, но и отсутствие сочувствия, желания помочь тем, кто нуждается в вашей помощи или словах сочувствия.

А такая жестокость встречается повсюду, ежедневно в нашей обыденной жизни, так как жестокость не что иное как проявление человеческого равнодушия и эгоизма.

Читайте также: