Детство после войны сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.


Пример сочинения 2

Ещё одним примером того, как война отнимает детство, может стать судьба, которую пришлось испытать маленькой 11-летней девочке, Тане Савичевой. Этому ребёнку пришлось пережить 2 мучительных года, на протяжении которых она теряла самых близких и родных её сердцу людей.

С учетом того, что члены её семьи умирали, вся ответственность переходила на плечи хрупкого, ещё морально и физически не окрепшего существа. В такой ситуации речи о полноценном детстве быть не может. Тот моральный груз, который пришлось ощутить Тане Савичевой, мгновенно лишил её детства и всех радостей юношества. Так война и погубила всё то непорочное и святое, что можно было ожидать от счастливого детского будущего. Таким образом, военное детство очень страшно как для детей, так и для всего мира в целом.

Оставшиеся моральные потрясения и посттравматические синдромы будут преследовать прошедшего войну на протяжении всей жизни. Это своего рода груз, избавиться от которого не предоставляется возможности. Война лишает ребёнка радости, счастья, беззаботного времяпровождения, а, следовательно, и всего детства в целом. Так давайте же, не допустим таких ошибок вновь. Вырастим не одно поколение, в котором дети будут счастливыми и не испытают на себе тяготы взрослой и трудной жизни раньше положенного времени.


Пример сочинения 3

Чтобы рассказать в сочинении о военном детстве, необходимо сказать, чем отличается военное детство от мирного, вспомнить примеры из литературы, назвать проблемы.

Военное детство - это непростое детство. Дети рано взрослеют, видя ужасы войны. Они иначе смотрят на жизнь и никогда не забудут всего, что пришлось пережить, будь это тяготы, лишения, связанные с войной, картины прошлого, связанные с гибелью людей или родственников.

Люди, которые детьми пережили войну, стали свидетелями многих невзгод: голода, холода, пожаров, бомбежек. Это дети такие же, как все, но им не пришлось играть во дворе и гонять мяч, рисовать мелом на асфальте, ходить в кино, смеяться и радоваться беспечно и беззаботно. Они лишены были своего детства.

Самая кровопролитная - это Великая Отечественная война. Многие еще помнят то время, когда грохотали залпы и орудия, взрывались снаряды, падали бомбы и надо было бежать в бомбоубежище. Сильный голод, страх за себя и близких людей постоянно держали в напряжении.

Какие они дети войны? Это ребята и девчата, которые мало смеялись и привыкли считать хлебные крохи.

Среди детей, взрослеющих во время войны, найдется немало героев, достойных уважения и подражания. Вспоминая литературу, среди произведений есть много о героических подвигах детей. Например, в творчестве Льва Кассиля "У классной доски". Костя Рожков не выдал место нахождения партизан, когда немец допрашивал трех учеников и учительницу, а ударил мучителя, скрылся в окно и позвал на подмогу красноармейцев, тогда немцев взяли и допрашивали.

Можно вспомнить примеры из других произведений или жизни и кино. Сережа Алешков - самый юный участник и герой войны. Его маму убили немцы. Мальчику было всего шесть лет, когда он оказался на войне. Он носил солдатам почту, поднимал боевой дух, однажды помог взять двух гитлеровских солдат с рацией. Был под Сталинградом, прошел с полком до Польши, награжден медалью за боевые заслуги. А после войны поступил в Суворовское училище и служил по его окончанию на благо родине.

Многие дети до шестнадцати лет так или иначе помогали нашим солдатам, партизанам, как могли, проявили себя по-геройски.

Военное детство - это нелегкое и горькое, украденное детство, память об ужасах войны и невзгодах на всю жизнь.


Пример итоговоего сочинения

Это было началом того ужаса, который выпал на долю девочки.

Алёнушку угнетала мысль о том, что она должна ехать в Германию по доброй воле, сама. Зачем? Чтобы родить немца? Любила ли она? Это она не знала.

Для родителей Вилли её приезд был шоком. Алёнушка так и осталась для них чужой. После известия о гибели Вилли на фронте у неё отняли ребёнка, так как это было единственное существо, которое стало для родителей памятью о сыне. Что же испытывает мать, которую лишают любимого чада? Конечно же, опустошение, ощущение потерянной жизни, чувство невосполнимой утраты.

Я поняла эту простую истину, сотканную из правды жизни маленьких (по возрасту) людей, чьё детство пришлось на послевоенные годы.

Наконец настал самый долгожданный день 9 мая 1945 года. Ни с чем не сравнимый, дивный восторг и всеобщее ликование! Одному мальчугану этот день запомнился тем, что он нашёл ржавую подкову. Взрослые сказали, что это на счастье, и, о чудо, счастье настало - вернулся папа. А подкову, обернув серебряной бумагой, мальчик хранил всю жизнь, и она действительно приносила счастье. У другого мальчишки в памяти остался праздничный салют, у третьего воспоминания о сухом вине. Оказывается, со слов гостей, сухое оно потому, что в бокал с вином можно окунуть палец, а он останется сухим, во что мальчуган поверил безоговорочно.

Наступили мирные времена, но жилось большинству людей тяжело, холодно и голодно. В памяти юных свидетелей того времени огромные очереди за хлебом, продуктовые карточки, невероятно вкусные лепёшки с лебедой и замечательные тошнотики. Приведу рецепт тошнотиков со слов юного кулинара: весной, когда сойдёт снег, ребятишки собирали перезимовавшую картофельную мелочь. Подсушивали её и пекли отдалённо напоминавшее то, что сейчас принято называть драниками.

Как и кулинария, мода послевоенного времени не отличалась особым изобилием. Девочки носили перелицованные платья и панталоны на резинках. Если не было карманов на платьице, то для хранения особо ценных вещей – тряпочек, стёклышек, камешков использовались штаны с резинками. Ещё один атрибут детской моды: комбинация – это платье или костюм, скомбинированный из кусков разных тканей.

Невдомёк было как молодым, так и взрослым жителям деревни, что непонятная Изабэлья – это изобилие , когда у людей полный достаток.

Безусловно, подобные воспоминания подтверждают, что у людей послевоенного поколения была стальная закалка и невероятная любовь к жизни!

В завершение позволю себе привести слова Людмилы Улицкой:

"И вот какое бы письмо ни было, какие бы там ни были поразительные, ужасные детали, а в конце непременная строка: "Какое счастливое было время. Какое у нас замечательное было детство". И вот этот эффект, который жутко, трудно просто осмыслить, понимаете? То ли это эффект того, что в детстве человек за очень короткое время усваивает мир со всеми его невероятно богатыми деталями, так сказать. Лет до 3-х, с 3-х до 7-ми происходит такое становление личности, человек помнит свои детские времена, как времена исключительно богатые, и при этом само это детство было, конечно, дико скудное и убогое" .

Сочинение 9.3: Что такое военное детство (по тексту Л. Улицкой)

(205 слов) Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.

  1. Пример из жизни. Моя бабушка рассказывала мне, что послевоенные годы были очень тяжелыми для малышей. От недостатка витаминов и голода у нее появились проблемы со здоровьем, которые напоминают о себе до сих пор и не поддаются лечению. Зато испытания той эпохи закалили ее характер: что бы ни случилось, дети войны не унывают, ведь знают, что может быть хуже.
  2. Пример из истории. Один из самых юных героев СССР, Валя Котик был разведчиком во время войны. Ему было всего 11 лет, когда нацисты заняли Украину. Но мальчик не смирился с жизнью в неволе. Все это время он воровал оружие и передавал его партизанам. Также он рисовал карикатуры на немцев и разбрасывал их повсюду. В 1942 году он начал выполнять более серьезные здания: участвовал в диверсиях и нападениях на оккупантов. В 1944 году его ранили смертельно, но добрая память о нем жива до сих пор. Его детство было искалечено и уничтожено войной. История о нем служит нам предостережением о недопустимости повторения тех событий.

Дети и война

22 июня 1941 года рано утром (в 4 часа) Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В этой войне принимали участие не только взрослые, но и дети. Задания у них были не только трудными, но и очень ответственными. Детство закончилось у некоторых мальчишек и девчонок с началом войны. Они не хотели воевать и убивать, но им пришлось защищать себя, своих родных и Родину. Дети на войне – это самая страшная и горькая, правда Великой Отечественной войны.

Эти дети (6-16лет) ходили в разведку, участвовали в сражениях, выходили в море на катерах. И в тылу были самыми незаменимыми работниками. Им приходилось заменять ушедших отцов и старших братьев. Дети войны вставали у станков и делали детали к танкам, минам, снарядам, ухаживали за ранеными в госпиталях, пахали и собирали хлеб. Но не все дожили до Победы, многие награждены посмертно и их имена носят корабли, улицы, дома культуры. Вот несколько имён: Марат Казей, Саша Коваль, Леня Голиков, Валя Котик, Володя Щербацевич, Олег Ольховский, Саша Бородулин, Володя Дубинин, Вася Курка, Толя Комар, Боря Царьков и многие другие. Они получали награды и медали, многим были присвоены звания Героя Советского Союза. Некоторые из юных героев дошли до Берлина.

9 мая 1945 года Германия подписала акт о капитуляции. И в этот день мы празднуем День Победы и чтим память о погибших на этой войне.

Юра Жданько в 10 лет оказался в партизанском отряде. В 11 лет его приняли в комсомол, а в 12 лет Юра был награжден орденом Красной Звезды, в 13 лет он был ранен и отправлен в тыл. Юра Жданько был разведчиком, прыгал с парашютом, ему доверяли трудные и ответственные задания.

Витя Кучерявый — связной и разведчик. После зверских пыток не выдал расположение отряда и был расстрелян.

Василёк Шолухов пустил под откос три эшелона — зверски замучен гитлеровцами.

Марат Казей, юный партизан–разведчик. Героически погиб при выполнении задания. Марат — Герой Советского Союза.

Зина Портнова. Эта юная подпольщица выполняла опасные и ответственные задания, зверски замучена гитлеровцами. Зина — Герой Советского Союза.

Федор Клюев по заданию командования четыре раза переходил линию фронта и добывал ценные сведения.

Костя Кравчук сохранил знамёна полка и за это был награждён орденом Красного Знамени.

Саша Соколов был разведчиком и корректировал огонь войск. Был ранен под Берлином. Был награжден четырьмя медалями и орденом Красного Знамени.

Орденом Красной Звезды.

Дети войны не только принимали участие в боевых действиях, но и наравне со взрослыми трудились в тылу. Работа в тылу была очень важна, т.к. для фронта нужны были снаряды, оружие, танки и многое другое. Юные труженики заменяли отцов и старших братьев. Они работали наравне со взрослыми: стояли у станка, собирали детали, пахали и сеяли, собирали урожай. Ухаживали за ранеными в госпиталях, выносили с поля боя бойцов. Это всё для фронта, для победы.

Вечная слава всем, кто трудился, воевал на благо Родины, кто жив и кто погиб. Мы будем помнить о них!

Список, использованной литературы

  1. Великая Отечественная война…(Краткая иллюстрированная история Великой Отечественной войны для юношества). М., 1975.
  2. Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970.

на участие во Всероссийском детско-юношеском

литературно-художественном конкурсе творческих работ

в Великой Отечественной войне

630075, Новосибирск, улица Народная, дом № 37.

  1. (383) 276 38 69, [email protected]/ru
  2. Каблашова Олеся Васильевна (учитель начальных классов).

Ответы исторической викторины

  1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война началась 22.06.1941году на рассвете и продолжалась до 09.05.1945 г.

  1. Какое государство в 1941году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины вторглись на советскую землю?

На рассвете 22 июня без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Германия развязала войну против СССР.

3.Какие государства были союзниками СССР в годы Великой Отечественной войны?

СССР, Великобритания и США подписали декларацию о взаимной помощи против Германии.

4.Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны?

Верховным Главнокомандующим 8 августа 1941 года был назначен

5.Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны?

В течение месяца сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости.

6.Какие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете? Смоленское, Московское , Сталинградское , Курская дуга ,Ленинградско- Новгородское ,Белорусское, Ясско- Кишенёвское ,Висло –Одерское, Берлинское ,Пражское.

7.Назовите известных Вам советских полководцев и военачальников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Жуков Г.К. ,Конев И.С. ,Рокоссовский К.К. ,Будённый С.М., Говоров Л.А., Мерецков К.А., Баграмян И.Х., Василевский А.М. , Малиновский Р.Я., Толбухин Ф.И.

8.Какой подвиг в годы войны совершили Александр Матросов и Николай Гастелло?

Александр Матросов–закрыл своим телом амбразуру и позволил ,тем самым продолжить наступление войск с наименьшими потерями .Николай Гастелло – направил свой горящий самолет( бомбардировщик ) на колонну танков и погиб за Родину.

9.Что Вы знаете о пионерах-героях? Наравне со взрослыми участвовали в боях, ходили в разведку, были партизанами, работали в тылу и на полях вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев .

10.Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии?

11. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны?

Лучшим танком был признан Т -34.

Советский самолёт ИЛ -2.

13.Что Вы знаете о блокаднице Ленинграда Тани Савичевой ? Во время блокады вела дневник, в котором 9 страниц и на 6 страницах даты смерти близких людей. Её дневник на Нюрнбергском процессе был как один из обвинительных документов против фашистов.

14.Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.

Воины 150-й стрелковой дивизии М.А.Егоров и М.В.Кантария водрузили знамя над рейхстагом.

15. Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве?

24июня 1945 на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы и его принимал маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

Моя прабабушка Бызина Мария с дочерьми в послевоенные годы

Мы сидели большой дружной компанией за длинным столом, растравленным у тёти Шуры во дворе. Я была счастлива сидеть рядом с подругой детства Анютой, да и она не отходила от меня надолго. Я наконец-то познакомилась с её мужем Сергеем и детьми. Старшему сыну Антону на днях исполнилось восемнадцать и он ждал призыва в армию. Средний сын, серьёзный Матвей, лет одиннадцати. А младшая дочка Настя была еще совсем малышка, всего пять лет.

Настюша сидела у деда Михея на коленях и смотрела на него внимательно.

-Дедушка, а почему ты плачешь? Тебе больно?

- Нет, зайка, не больно. Просто вспомнил Войну.

- А ты что ли на войне был?

- Я-то не был, но мой отец был и погиб в боях. Я только по рассказам других людей слышал, какая она страшная эта Война.

Да и детство наше выпало на тяжелые годы, как будто война еще продолжалась. Лучше не буду вспоминать, настроение всем портить.

Мне стало интересно. Мой дед тоже не любил вспоминать послевоенное своё детство. Может друг его больше расскажет. Я попросила, чтобы Михей нам рассказал, что помнит, а другие гости меня поддержали.

- Ну что рассказывать. Жили тогда тяжело. Я ведь родился в сороковом, отца не помню совсем. Ушел он на войну и не вернулся. Маму помню, как работала много, дома и в колхозе. Мы её почти и не видели. За мной старшие сёстры приглядывали. Помню, что голодали. Зарплату-то не платили в колхозе, иногда зерном расплачивались. Мы из этого зерна дома на рушилке крупу мололи, где кашку сварим, где с картошкой перемешаем и лепёшек напечем.

Картошки тоже мало было. Как раз неурожай в 46 и 47 году случился. А у нас еще огород плохой. Одна глина. Сколь посадим весной, почти столько и выкопаем! Все шкурки картофельные в ход шли. Что корове, что и нам в суп. А по весне гнилую картошку на поле собирали.

Я помню, вода в апреле на поле стоит, картошка прошлогодняя всплыла. Я босиком - обувку-то жалко - по льду, по воде собирал картошку. А картошка хоть и гнилая, а вкусная нам казалась! Шкурку снимешь, растолкёшь и в печке лепёшку запечешь — вкуснота! Да нам на голодный желудок всё вкусно было. Правда, сейчас бы не стал такие лепёшки есть…

Тяжелое послевоенное детство. Из воспоминаний деревенских стариков

Хоть корову держали, а молоко почти всё приходилось государству сдавать. Налоги так платили, план был с каждой коровы столько-то литров, а нам уж одёнки оставались. Мать молоко в бидоны на сдачу сольёт, а подойник ополощет водой и нам эти одёнки сольёт, чтобы мы днём пили. Немного только оставляла, чтобы кашу сварить.

Мяса мы совсем не едали. Свиней люди боялись держать – все равно всё в заготконтору сдавать надо, да и кормить нечем. А если где корова заболеет, так её еще и заколоть не давали на мясо. Поди докажи, что ты не специально подстроил, чтобы налоги не платить.

Летом еще жить можно было. Лебеда, крапива. Мать с той гнилой картошкой да с остатками капусты квашеной нам щи зелёные каждый день варила. Тем и жили до урожая. Калачики ели, корни лопуха. Может оттого и здоровые всю жись, что в детстве витаминов наелись (смеётся).

Дрова сами на себе из леса таскали. Мне четыре годика, а я тоже ветки тащу, помогаю. И сено с кустов, что от колхозных стогов как трактор вёз, остается, собирали. Помню, с сестрой далеко в лес уйдем, сено по обочинам собираем. Зато нашей корове наберем. А летом и не накосишь много, все равно в колхоз всё отберут. Всё забирали.

Дети собирают колоски на поле. https://www.maxplant.ru/article/spb_rout_polithistory.php

Вот так и жили. Дай Бог, чтобы вам не знать войны и такой страшной разрухи и голода. За то наши отцы и боролись, чтобы вы хорошо и счастливо жили!

Меня зовут Ольга Блохина и это отрывок из моего романа "Я деревенская". Все главы по порядку можно найти здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: