Нравственная проблематика в творчестве пушкина сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Рассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.

Нравственный выбор

Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.

Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому его работы находят отклики в сердцах людей.

В своем романе “Капитанская дочка” на первое место Пушкин ставит проблему нравственного выбора. На примере двух молодых мужчин, дворян, он показывает насколько разным может быть для них понятие честь. Сначала мы видим молодого юношу Петра Гринева, который только вступает во взрослую жизнь. Он отправляется на службу в Оренбург. Не смотря на то, что он еще так юн, он уже совершает добрые поступки. Во время своей поездки он дарит тулуп совсем незнакомому человеку, а также отдает долг тому, кому проигрался, все это потому, что он остается в любой ситуации верен своим принципам. Однажды этот тулуп спасет ему жизнь, когда окажется, что подарил он ее тогда повстанцу Пугачеву, который в будущем захватит Белгородскую крепость, где служит Петр. Однако Гринев не поступается своими принципами и здесь. Когда проводят публичные казни тех, кто защищал крепость, предлагая альтернативу, либо присоединиться к Пугачеву, либо умереть, Петр не колеблется, он готов пожертвовать жизнью и говорит Емельяну, что он присягал императрице, а значит ему не присягнет. Пугачев оставляет Петра в живых, ему тоже не чуждо слово честь. Он уважает юношу за такие стойкие моральные качества. Однако другие военные решают по-другому. Например, Швабрин, который ради спасения своей шкуры переходит на сторону к Пугачеву. Он сделает все, лишь бы выжить. Швабрин, не раздумывая, клевещет на людей, например на дочь коменданта Миронова, Машу, потому что она отказала ему, когда он сватался к ней раньше. Он хоть и дворянин, и у него должно быть понятие чести и морали, но поступает он хуже, чем тот же простолюдин Пугачев.

Автор ставит каждого героя перед выбором: поступить по совести или нет. Он показывает, что если у тебя есть титул – это не значит, что ты честный и добрый человек. Мы также понимаем, что в итоге всем воздастся, каждый получит по заслугам, кто-то обретет любовь, а кто-то лишится жизни. Автор говорит о том, что честь – не пустой звук для благородного человека. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше противостояния добра и зла.

Внутренний мир

Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.

Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.

Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.

Еще сочинения автора:

Способность к подвигу

Счастье

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.

Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.

Чувство справедливости

Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.

Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.

Пример 2

На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Честь и совесть

Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.

Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.

Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.

Преданность и верность

Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.

Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.

Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.

Преданность

Милосердие и доброта

Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.

Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.

Милосердие

Любовь

В романе просматривается и родительская любовь:

  • Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
  • Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.

Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.

Многие авторы русской литературы, такие как Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин поднимали в своих произведениях вопросы противостояния добра и зла, проблемы нравственного выбора, верности долгу и чести.

Роман Александра Сергеевича “Капитанская дочка” является одним из произведений, которое насыщенно нравственными проблемами. Здесь каждый герой однажды встает перед выбором. Петр Гринев, молодой дворянин, отправленный отцом на службу, старается все свои поступки совершать так, чтобы не запятнать кодекс дворянской чести. Он помнит слова отца, что нужно в любой ситуации оставаться честным и порядочным. Не колеблясь, он отдает долг в сто рублей, который проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, а так же отдает свой тулуп неизвестному человеку. Петр всегда поступает, по совести. За клевету своего якобы друга Швабрина на любимую девушка Петра, он вызывает того на дуэль. Гринев готов умереть, но поступить правильно. Когда же Белгородскую крепость захватывает Пугачев, Петр не присягает ему на верность, он готов к смерти, лишь бы не опозорить дворянскую честь. Чего не скажешь о Швабрине, тот готов на все, лишь бы спасти свою шкуру. Родители Маши Мироновой тоже встают перед выбором во время штурма крепости. Отец, истекая кровью, отказывается присягнуть Пугачеву, мать, стоя у виселицы называет Емельяна беженцем. У таких родителей и дочь выросла честной и доброй. Она лучше умрет, но не выйдет замуж за ненавистного Швабрина, который мучает ее голодом, чтобы заставить сделать это. Маша любит Петра и верна ему до конца. Вроде бы и злодей Пугачев, который поднимает бунт должен быть беспринципным и жестоким, однако он милует Гринева в память о том подаренном тулупе, а так же помогает спасти Машу от Швабрина. В итоге все герои проходят путь, который проверяет их силу воли и порядочность. И оказывается, что Швабрин, который вроде бы и дворянин, но совести у него нет и душа у него гнилая. Ведь даже злодею Пугачеву не чуждо понятие чести.

Пример 2

Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы нравственности в творчестве А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин любил Россию. Еще будучи только юношей, писал:

Великим быть желаю,

Люблю России честь.

Исполню ли, Бог весть.

Он хотел ее видеть могучей, восхищался ее крепостью, мощью:

Сильна ли Русь? Война и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Ее, беснуясь, потрясали -

Смотрите ж: все стоит она.

Сейчас мы видим, что те болезни, на которые указал поэт, выросли в большую эпидемию и грозят погубить страну. Вот почему, на мой взгляд, тема моей работы актуальна.

Русская литература всегда исследовала те процессы, которые происходили в глубине общества, народных масс. Рисуя эпоху, писатели изображали нравственные проблемы, болезни души.

Им овладела понемногу.

Что же такое хандра? Откроем словарь:

Хандра - мрачное, тоскливое настроение, томительная скука. [С.И. Ожегов]

Хандра-скука, тоска, уныние; ипохондрия, сплин.

Хандрить - смертельно скучать, тосковать ни по чем. От безделья и всяк поневоле хандрить станет. [В. И. Даль]

Хандра - нравственная болезнь века, светская разочарованность.

Что это за болезнь? каковы её симптомы? Послушаем, что говорит об этом современник поэта, святой Серафим Саровский:

Обратите внимание: оба пути приводят к смерти души.

И Евгений Онегин тоже пришел к преступлению. Вспомним обстоятельства, которые привели к роковому событию романа.

Соседи съехались в возках,

Приехал толстый Пустяков,

Скотинины, чета седая,

Уездный франтик Петушков.

Начинается она признанием Фауста:

Любопытен ответ Мефистофеля:

Что делать, Фауст?

Вся тварь разумная скучает:

Иной от лени, тот от дел…

И всяк зевает и живет –

И всех вас гроб, зевая, ждёт

Скажи, когда ты не скучал?

Как над Вергилием дремал?

Тогда ль, как погрузился ты

В великодушные мечты?

В пучину тёмную науки.

Желал ты славы – и добился,

Хотел влюбиться – и влюбился

Ты с жизни взял возможну дань,

А был ли счастлив?

Когда красавица твоя

Была в восторге, в упоенье,

Ты беспокойною душой

Уж погружался в размышленье

(А размышленье – скуки семя)

Что ж грудь моя полна

Тоской и скукой ненавистной?

Фауст не выдержал правды, сказанной Мефистофелем, и прогнал его прочь, велел скрыться от его взора.

Корабль испанский трёхмачтовый,

Пристать в Голландию готовый:

На нём мерзавцев сотни три,

Две обезьяны, бочки злата,

Да груз богатый шоколата,

Да модная болезнь: она

Недавно вам подарена.

Фауст нашёл Мефистофелю задание:

Болезнь настолько заразна, что Пушкин забил тревогу, именно поэтому этой проблеме посвящено не одно произведение.

Страшно то, что эта болезнь приводит к гибели души! Устами Мефистофеля поэт говорит о том, что модная болезнь привезена с Запада, она не русского происхождения.

Наполеонизм.

Наполеон не только полководец, завоеватель, но и государственный деятель. Он стал делать историю по своему произволу, рассматривать власть как дело своего честолюбия, стал и мир рассматривать как свою вотчину, забыв о том, ради чего получил власть. Вот эти и другие вопросы стали темой литературных произведений Пушкина, а позже и многих других писателей XIX века.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Затем последовал Германн со своим желанием изменить данность.

Сразу, с первой фразы Пушкин утверждает это время как сегодняшнее, как начало 30-х г. Здесь нет темы народа, народного восстания. Автор повествует здесь только о людях столичного, светского общества. Здесь изображена и его верхушка- Графиня, Томский, Елецкий, Инженерный офицер, живущий жалованием, воспитанница - дворянка - на низшей границе того же слоя. Неимущим уготовлено место внизу, поднять их может лишь изменение материального благополучия. Состояние становится абсолютной мерой значения человека, положения его в обществе - вот основная черта современных нравов, перспектива жизни России всего XIX века.

Ему уготовлена обществом определенная роль, своя клеточка, а он стремится вырваться из нее, мечтает о перемене судьбы и действует во имя этой перемены.

Германны не могли появиться в старой Московской Руси. Они появились в императорском Петербурге, в котором модернизированное самодержавие, оттеснившее на задний план старинные боярские роды, стало сочетаться со все растущей властью денег, капитала.

Вопрос о том, что сделает это Лицо с приобретенным могуществом, у Пушкина остается открытым, на этот вопрос потом ответил Ф. М. Достоевский в своих произведениях.

Безумец бедный обошел

И взоры дикие навел

На лик державца полумира.

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный !-

Шепнул он, злобно задрожав,-

Слова простолюдина вызвали гнев императора, и он скачет за Евгением грозно на своем коне.

Страсть к развлечениям

Появилась еще одна болезнь, о появлении которой заговорил Иоанн Кронштадтский:

То есть из жизни ушла главная цель, она утратила содержание, истинный смысл. Страсть завладела не единицами, а обществом. Общество не хочет решать серьезные проблемы, люди сознательно уходят от них.

Ф. М. Достоевский - замечательный критик, читатель, могучий интерпретатор - так разъясняет пушкинский фрагмент. Клеопатра – «это представительница того общества, под которым уже давно пошатнулись все его основания. Уже утрачена всякая вера, надежда кажется одним бесполезным обманом, мысль тускнеет и исчезает: божественный огонь оставил ее; общество совратилось и в холодном отчаянии предчувствует перед собой бездну и готово в нее обрушиться.

Так оценил поэт эпоху Нерона.

Один из героев решительно отвергает возможность в XIX в. ситуаций, имевших место в Египте эпохи Клеопатры, другие признали, что в Петербурге XIX в. они возможны. Спор между героями возник довольно острый, одни утверждали, что такой торг теперь несбыточен. Другие возражают:

- Отчего же несбыточен? Неужто между нынешним не найдется ни одной, которая захотела бы испытать на самом деле справедливость того, что твердят ей поминутно.

Получается, что то, что было дозволенным во времена Клеопатры, во время языческого общества, остается возможным и в XIX в. Все это от того, что у людей сложилось извращенное понимание жизни. Это страшная оценка, данная поэтом обществу своего времени.

XIX век Е. Боратынский в одном из своих произведений называет железным:
Век шествует путём своим железным

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчётливей, бесстыдней занята.

Но почему именно железный? Чтоб ответить на этот вопрос, придется вспомнить легенды о пяти веках.

Следующий век, при Зевсе, был Серебряный. Люди этого века были горды и неразумны, не почитали богов, он похуже.

Поколение Медного века было могучим и страшным, люди занимались войной и насилием. Их собственная сила и воинственность принесла им погибель.

Четвёртое поколение – поколение героев. Они лучше и справедливее предыдущих, но и их погубили грозные войны.

Святые отцы церкви говорили, что в последние времена будут властвовать над миром два греха – жажда денег и жажда власти.

Скупой собирает деньги и наполняет ими сундуки, стремится к власти над миром. Деньги – средство, с помощью которого он ею завладевает. Послушаем монолог Скупого:

Что неподвластно мне? как некий демон

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут

И вольный гений мне поработится

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды…

Мне всё послушно, я же – ничему.

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

Но ведь сам-то в подвале, царь – на троне должен быть. У царя должен быть наследник. Для скупого пир – спуститься в подвал, зажечь свечи и любоваться блеском золота. А ведь на пир-то собирают гостей по поводу рождения наследника, или победы в чём-то. Пир собирают затем, чтобы разделить радость с друзьями.

Все человеческие чувства извращены. Да он и сравнивает себя с демоном.

Отсюда появление демонических натур. Их вред в том, что они уводят людей с истинного пути. Святые отцы предсказывали, что человек превзойдёт демонов в искусстве погубления людей, что мы и видим.

У человека появляются черты не свойственные людям: холод души, отсутствие способности любить, отсюда страдание близких, безблагодатность - черты свойственные демоническим натурам.

Демон - в греческой мифологии обобщенное представление о некой неопределенной и божественной неоформленной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает; демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает беды, зловещие сны, направляет человека на путь, ведущий к каким - либо событиям, часто катастрофическим; вызывает неожиданно ту или иную мысль.

В римской мифологии демону соответствует гений, символ судьбы и личности человека.

В христианстве демон - это образ злой бесовской силы.

Они не связаны пространством, владеют стихиями, имеют возможность тонкого проникновения в ход человеческих мыслей, вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но бесы не обладают полным знанием глубин человеческих душ; тайное решение очень твердой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз бесов.

Бесы могут принимать образ черного пса, кота, мыши, летучей мыши, жабы, змеи.

Встреча со светлыми силами приводит человека в восторг, необыкновенно чистую радость, приносит спокойствие, тишину души.

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел-

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Однажды А.С. Пушкин, беседуя о философском значении библейского и байроновского образа духа тьмы, искусителя, на одно из замечаний Александра Тургенева живо и серьёзно возразил:

И действительно, герои с демоническими чертами обладают приятной, необычной внешностью.

Вот портрет Онегина:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет…

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка

Забав и роскоши дитя…

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Демонические натуры против брака. Послушаем, что говорит Евгений Онегин:

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый.

Позже он скажет, почему не захотел дома, семьи:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Демонические личности не принимали существующую действительность, нигде не служили, были недовольны существующими порядками. Евгений Онегин:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел

Ничем заняться не умел.

Но если он не знает, что ему надо, это значит, у него нет цели в жизни, нет смысла жизни. Поэтому он не созидатель, не творец: у него нет дома, нигде не служит, а самое главное – не способен любить. Если у человека появляется цель, сразу чувствуется прилив энергии.

Насколько человек ограничен заниматься творческой деятельностью, настолько он болен!

Ф.М. Достоевский в своей речи об А.С. Пушкине говорит об Онегине:

«Она [Татьяна] знает, что он принимает её за что-то другое, а не за то, что она есть, что не её даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает!

Пушкин видит идеал на земле, а не в мечтах. Идеальные герои есть и в жизни, в реальной действительности.

Сбились мы. Что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Все критики сходятся на том, что основу сюжета этого стихотворения образует мотив утраты пути.

Композиционно произведение представляет чёткую трёхчастную структуру. Это соответственно: три первые строфы четвертая строфа – три последних. Четвёртая строфа – момент превращения, оборотничества.

Субъект речи здесь пытается разглядеть в метели разыгравшихся бесов. И вот он созерцает кружение бесов, которые изначально явлены для субъекта речи как духи:

Вижу: духи собралися

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны

Будто листья в ноябре…

Сколько их? Куда их гонят.

Мчатся бесы рой за роем.

Переживание чувства страха человеком в ситуации, действительно грозящей гибелью, вольно или невольно рождает у него мысли о смерти. Такие мысли служат обычно отправной точкой для мучительных размышлений, содержащих оценку прожитой жизни. Это своего рода попытка заглянуть в будущее, что ждёт тебя после смерти. Это свой частный суд, свой Судный день. Интересен один черновик вариантов этого стихотворения. Ямщик там говорит:

Бес ночной нас водит, видно,

Да кружит по пустякам.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Он понимает, что грядет, страдает за Россию, за человечество - это следствие того, что люди отступили от Бога, поэтому весь его дальнейший путь - это путь к Богу.

Почему А. С. Пушкина беспокоили именно эти болезни общества более всего?

2. Наполеонизм делает человека средством. Поэт понял, что это страшное заблуждение, ибо цель сотворения мира - человек. Обесценивание его может привести к падению нации. Поэт понимал и то, что у истории есть свои законы. Нельзя использовать их в личных мелких целях, меняя естественный ее ход. Это опять-таки приведет к непредсказуемым итогам.

4. Увидел он, что идет демонизация общества, т.е. идет жестокость, неспособность любить. Это самое страшное.

Мы пронаблюдали как, что и куда в произведении движется, какое событие в исследуемых нами произведениях главное, для чего оно совершается, что происходит.

1. Ахматова А. А. О Пушкине. - Горький, 1984. - С. 92

3. Касаткина Т. А. Ценою жизни ночь мою // Московский пушкинист V в. - М., 1998. - С. 16-21

4. Непомнящий В. Поэт и судьба. - М.: Советский писатель, 1983. - С 278, С 273

5. Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира.-М., 1999.-С. 14-15

7. Житие старца Серафима. - М.: Типография И. Ефимова, 1884. - С. 16 - 17

8. Мифы народов мира. -М.: Советская энциклопедия, 1991. Т1. -С 169 – 170

Задача русской литературы не в том, чтоб как можно более натурально воспроизвести жизнь, а в том, чтобы понять, соответствует ли эта жизнь национальному идеалу.

Важнейший капитал нации – нравственные качества народа.

Только нравственность масс есть прочный фундамент всякой цивилизации; краеугольным камнем его служит дом.

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы еще назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. По-моему, это прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя.

Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, он пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести

до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.
Мое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина – “Евгений Онегин”. Каждому свойственно найти в этом романе что-то дорогое, уникальное, иногда понятное только ему, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?
Несмотря на то что роман назван “Евгений Онегин” – главным героем, по-моему, является сам автор. Ведь в сравнении с Евгением Онегиным духовный

мир лирического героя, отношение его к жизни, к труду, к искусству, к женщине выше, чище, значительнее. Жизнь Евгения Онегина, полная светских развлечений, надоедает ему. Для него любовь является “наукой страсти нежной”; театр ему надоел, он говорит:
Всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.
Для Пушкина театр – “волшебный край”.
В поэтическом романе Пушкин затрагивает вопрос чести. Онегин едет в деревню, где знакомится с Ленским. Стремясь (ради развлечения) подразнить друга, Онегин ухаживает за девушкой Ленского. Ленский в пылу ревности вызывает его на дуэль – возможность отстоять свою запятнанную честь.

Для Онегина – условность, он бы не пошел стреляться, если бы не мнение света, который осудил бы его за отказ. Ленский погибает. Пушкин показывает, как жизнь человека становится дешевле, чем сплетни.
Онегин отправляется в путешествие, которое сильно изменило его. Происходит переоценка ценностей. Он становится чужим для того мира, где несколько лет назад был своим.

Онегин полюбил женщину. Для Пушкина любовь является нравственной ценностью, сколько прекрасных строк он посвятил этому чувству. Вспомним его стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Любовь для Пушкина – святое чувство. Любовь, пробудившаяся в Евгении, является ярким свидетельством того, как изменился Евгений. Но любимая женщина остается с другим – вот суровое наказание Онегину.
А вот нравственным идеалом в романе для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:
Я так люблю
Татьяну милую мою.
Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.
Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. “Татьяна любит не шутя”, – рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Добром отвечают на добро – вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее “русская душою”.
“Береги честь смолоду” – вот эпиграф повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет.

Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины – честная служба на благо Отечества.
В “Капитанской дочке” мы встречаем очень много героев, для которых принцип “Береги честь смолоду” является главным в жизни. Для Пушкина понятие “честь” ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”.
Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.
Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.
Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип “на добро отвечают добром” является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева.

Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.
Я рассказала всего о двух произведениях А. С. Пушкина. Как и у каждого человека, у него был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

Читайте также: