В сочинение под названием альмагест основное содержание сводится к изложению

Обновлено: 30.06.2024

Книга I является вводной. В ней утверждается, что небесный свод движется как единая сфера, что Земля шарообразна, находится в центре небесной сферы, имеет по сравнению с ней ничтожно малые (точечные) размеры и неподвижна. Во второй половине книги I приводятся основы птолемеевой сферической тригонометрии и ряд полезных таблиц, а также описание некоторых простых угломерных приборов.

В книге II приводится решение ряда общих задач сферической астрономии, в книге III рассматривается движение Солнца по эклиптике и солнечная аномалия (происходящая, как мы теперь знаем, от неравномерности движения Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите), в книге IV - видимое движение Луны и его аномалии. В книге V Птолемей строит свою теорию движения Луны, основанную на комбинации нескольких круговых движений, вводит понятия об эксцентре и эпицикле.

Книга VI посвящена теории солнечных и лунных затмений, основой для которой служат расчеты моментов сизигий (новолуний и полнолуний), а также движения Луны по широте, связанного с тем, что ее орбита наклонена к плоскости эклиптики на небольшой угол (5?00`). Здесь же приведены таблицы затмений.

Книги VII и VIII посвящены неподвижным звездам. В них приводятся описания созвездий, доступных наблюдениям в Греции и в Александрии, и знаменитый каталог звезд, составленный Птолемеем на основании наблюдений Гиппарха и своих собственных. В этом каталоге приведены положения 1025 звезд.

В книге XII Птолемей рассматривает попятные движения планет на небесной сфере и находит, что охватываемые ими дуги находятся в согласии с его теорией. Здесь же приводится таблица точек стояний планет (в которых планета меняет прямое движение вдоль эклиптики на попятное или наоборот). Книга XIII посвящена движению планет по широте.

5. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы находились на экваторе?

6 . Как называется большой круг небесной сфе ры, по которому происходит видимое

8 . Точки пересечения небесного экватора с эклиптикой называются:

1. в полнолуние, если Земля находится между Солнцем и Луной ;

2. в новолуние, если Земля находится между Солнцем и Луной ;

3. в полнолуние, если Луна находится между Солнцем и Землей ;

4. в новолуние, если Луна находится между Солнцем и Землей .

10. Какое астрономическое явление помогло историкам установить, что войска

князя Игоря были на границе половецкой земли 1 мая 1185 года.

Часть В. Из приведенных ниже утверждений выберите правильн ые .

1. Зенит находится вертикально над головой у человека, находяще гося на какой - либо

2. Полюс мира находится вертикально над головой у челове ка, находящегося на любой

3. Зенит и полюс мира совпадают для наблюдателя на экваторе Зем ли.

4. Зенит и полюс мира совпадают для наблюдателя, находящегося на севе рном полюсе

2 . Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной систем ы.

«Создать полную картину мира выпало на долю ____________. В сочинении под

мира, в которой шарообразная Земля занимает централь ное неподвижное положени е. Это

была ____________ теория, позволяющая заранее п редсказать мес тоположение всех

«В своей системе ми ра _____________ низвел Землю до роли рядовой планеты, ________

он поместил в ц ентре системы, а все п ланеты вместе с ________ дви гались вокруг

3 . В представленном списке созвездий определите лишнее и обоснуйте свой ответ.

годового пути Солнца. Название связано с тем, что большинство зодиакальных созвездий

с древних времё н носят н азвания животных. Например, Скорпион, Козерог, Дракон,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Игра по станциям.docx

2. Впишите недостающие слова в текст: «В своей системе мира __________________ низвел Землю

до роли рядовой планеты, ________________ он поместил в центре системы, а все планеты вместе

3. Какие телескопические открытия Г. Галилея и М. В. Ломоносова подтвердили истинность гелиоцентрической системы мира?

1. Чему равен звездный период обращения Юпитера, если его синодический период равен 399 сут?

2. Как часто повторяются противостояния Марса, синодический период которого 2,1 земных года?

3. Определите звездный период обращения Марса, зная, что его синодический период равен 780 земных сут.

4. Через какой промежуток времени повторяются моменты максимальной удаленности Венеры от Земли, если ее звездный период равен 225 земных сут?

5. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяются через земных 1,6 года?

6. Какой будет звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояния будут повторяться через земных 1,5 года?

1. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внутренними:

2. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внешними:

3. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца? Укажите правильный ответ:

A. По окружностям.

4. Как изменяются периоды обращения планет с удалением планеты от Солнца?

A. Чем дальше планета от Солнца, тем больше ее период обращения вокруг него

Б. Период обращения планеты не зависит от ее расстояния до Солнца.

B. Чем дальше планета от Солнца, тем меньше ее период обращения.

5. Укажите, какие из перечисленных ниже планет могут находиться в верхнем соединении:

6. Укажите, какие из перечисленных ниже планет могут наблюдаться в противостоянии:

Выбранный для просмотра документ Развитие представлений о строении мира.docx

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период.

Учитель: Барышников Андрей Николаевич

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира, представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Виды деятельности:

Решение теоретических и практических проблем, сотрудничество в группе при их обсуждении, выделение проблемы с доказательством её актуальности, краткое и точное изложение идей, ответы на вопросы, дополнения.

Этапы урока

Учитель называет тему урока, цели урока, поясняет порядок проведения урока.

Слушают, выполняют необходимые записи.

Повторение пройденного (3 минуты)

Учитель поясняет задание на экране и контролирует работу учащихся.

Отвечают на вопросы на слайдах.

Просмотр видеоролика (10 минут)

Обеспечивает просмотр и дисциплину.

Просматривают видеоролик, выполняют записи.

Изучение нового материала. Работа с текстом (10 минут)

Выдаёт задание по составлению конспекта.

Слушают, выполняют необходимые записи

Первичное закрепление. Фронтальный опрос (5 минут)

Учитель поясняет задание на экране и контролирует работу учащихся.

Отвечают на вопросы на слайдах.

Закрепление. Самостоятельная работа (12 минут)

Организует и контролирует работу учащихся

Отвечают на вопросы в маршрутных листах

Организует и контролирует работу учащихся

Оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям.

Подведение итогов урока, выдача д.з. (1 мин)

Подводит итог урока, объясняет домашнее задание.

Записывают д.з. в дневник.

Для решения этих задач класс разбивается на группы по 2 человека. Перед учащимися ставится задача пройти каждой группе определённую станцию в соответствии с требованиями, указанными в маршрутном листе.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

2. Впишите недостающие слова в текст: «В своей системе мира __________________ низвел Землю

до роли рядовой планеты, ________________ он поместил в центре системы, а все планеты вместе

1. Чему равен звездный период обращения Юпитера, если его синодический период равен 399 сут?

2. Как часто повторяются противостояния Марса, синодический период которого 2,1 земных года?

3. Определите звездный период обращения Марса, зная, что его синодический период равен 780 земных сут.

4. Через какой промежуток времени повторяются моменты максимальной удаленности Венеры от Земли, если ее звездный период равен 225 земных сут?

5. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяются через земных 1,6 года?

6. Какой будет звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояния будут повторяться через земных 1,5 года?

1. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внутренними:

2. Укажите, какие из перечисленных ниже планет являются внешними:

3. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца? Укажите правильный ответ:

A. По окружностям.

4. Как изменяются периоды обращения планет с удалением планеты от Солнца?

A. Чем дальше планета от Солнца, тем больше ее период обращения вокруг него

Б. Период обращения планеты не зависит от ее расстояния до Солнца.

B. Чем дальше планета от Солнца, тем меньше ее период обращения.

5. Укажите, какие из перечисленных ниже планет могут находиться в верхнем соединении:

6. Укажите, какие из перечисленных ниже планет могут наблюдаться в противостоянии:

Самооценка учащихся:

3) смена фаз Венеры

вращение Солнца вокруг оси

наблюдение слабых звезд

П. 10, 11, конспект.

1. Обсерватория Улугбека.

2. Система мира Аристотеля.

3. Античные представления философов о строении мира.

4. Наблюдение прохождения планет по диску

Солнца и их научное значение.

5. Объяснение петлеобразного движения планет

на основе их конфигурации.

Выбранный для просмотра документ Развитие представления о строении мира.pptx

Развитие представления о строении мира. Конфигурации планет

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие представления о строении мира. Конфигурации планет

Развитие представления о строении мира. Конфигурации планет

Цели урока воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гели.

Повторение Обобщите условия наступления и характеристики полных солнечных и л.

Повторение Обобщите условия наступления и характеристики полных солнечных и лунных затмений в таблице:

Повторение Изображенная на рисунке конфигурация (точка А) соответствует: Полн.

Повторение Изображенная на рисунке конфигурация (точка А) соответствует: Полному лунному затмению Полному солнечному затмению Частному солнечному затмению Частному лунному затмению

Системы мира https://www.youtube.com/watch?v=g5HeRiLSvo8

Работа с учебником Заполнить таблицу по п. 10 стр. 48 Геоцентрическая система.

Работа с учебником Заполнить таблицу по п. 10 стр. 48 Геоцентрическая система мира Птолемея Наблюдения Галилея Система мира Коперника Сделать схему Перечислить основные наблюдения Галилея Сделать схему

Работа с учебником Заполнить таблицу по п. 11 стр. 54 Конфигурации планет – э.

Работа с учебником Заполнить таблицу по п. 11 стр. 54 Конфигурации планет – это… Подписать конфигурации на схеме: 1, 2, 3- … 4 - … Сидерический период – это… Синодический период – это… Связь синодического и сидерического периода: Для внешних планет… Для внутренних планет…

Фронтальный опрос по конспекту В чем заключались представления о строении мир.

Фронтальный опрос по конспекту В чем заключались представления о строении мира Пифагора и Демокрита? В чем заключается система мира Птолемея? В чем заключается система мира Н. Коперника? Какие важные телескопические наблюдения сделал Г.Галилей? Что такое конфигурации планет? Что такое квадратура и элонгация? Что такое синодический период планеты? Что такое сидерический период планеты?

Домашнее задание П. 10, 11, конспект. Темы проектов: 1. Обсерватория Улугбека.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период.

Учитель: Барышников Андрей Николаевич

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира, представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Виды деятельности:

Решение теоретических и практических проблем, сотрудничество в группе при их обсуждении, выделение проблемы с доказательством её актуальности, краткое и точное изложение идей, ответы на вопросы, дополнения.

Для решения этих задач класс разбивается на группы по 2 человека. Перед учащимися ставится задача пройти каждой группе определённую станцию в соответствии с требованиями, указанными в маршрутном листе.

Урок по астрономии

Личностные : организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные : представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

Методические акценты урока. В начале урока целесообразно начать с актуализации знаний учащихся, используя вопросы к § 10 учебника. Учащим ся также можно предложить следующие задания.

Заполните пропуски в тексте: «Создать полную картину мира выпало на долю

системы мира, в которой шарообразная Земля занимает центральное не- подвижное положение… Это была

Впишите недостающие слова в текст: «В своей системе мира низвел Землю до роли рядовой планеты, он по- местил в центре системы, а все планеты вместе

Какие телескопические открытия Г. Галилея и М. В. Ломоносова подтвердили истинность гелиоцентрической системы мира?

Рассмотрение конфигураций планет рекомендуется начинать с наблюдения реальной механической аналогии. Для этого можно использовать шарик, изображающий планету, лампу, моделирующую Солнце, и глобус Земли. В процессе механического перемещения шарика в роли внутренней планеты, затем шарика в роли внешней планеты графически представляют эти положения на плоскостном рисунке, который в результате будет содержать все возможные расположения планет (рис. 5).

В процессе рассмотрения различных конфигураций обращают внимание учащихся на то, что их на- звания определяются различным расположением Солнца и планеты относительно земного наблюдателя.

Важно акцентировать внимание учащихся на ус-


ловиях видимости планет. Анализируя рисунок 5,

необходимо подвести учащихся к выводу о том, что соединения неудобны для наблюдения планет, так как в этих конфигурациях планеты теряются в лучах Солнца. Верхние планеты лучше видны вблизи противостояний, а нижние — вблизи элонгации. Эффективно результаты рассуждений оформить в виде схемы или таблицы.

Результат ее заполнения может быть следующим.

Положение планеты относительно Солнца

для земного наблюда- теля

угловом удалении от

дается фаза плане-

Солнца (Меркурий — 28, Венера — 48)

ты на западе после захода Солнца)

угловом удалении от

дается фаза планеты

Солнца (Меркурий — 28, Венера — 48)

на востоке перед восходом Солнца)

Солнца перед свети-

альные при прохо-

ждении по диску

Расположена вблизи Солнца за светилом

угловом удалении от

блюдается фаза пла-

неты на западе после

Расположена на угловом удалении от Солнца (90  )

Достаточные (наблюдается фаза планеты на востоке

Окончание табл.

Положение планеты относительно Солнца

для земного наблюда- теля

перед восходом Солнца)

ется ночью обращен-

ное к Земле полно-

Расположена вблизи Солнца за светилом

С опорой на модель стрелок-планет записываются угловые скорости для движения секундной и минут ной стрелок, определяется дуга, описываемая за синодический период каждой из них, и вычитается из первого равенства второе. Аналогично рассматривается соотношение для внешних планет.

В учебнике представлены вопросы к § 11 учебника и упражнение 9, позволяющие организовать включение нового знания, полученного учащимися на уроке, в общую систему знаний. Можно предло- жить и ряд дополнительных заданий.

На рисунке 6 представлено несколько точек возможного расположения планет. Укажите, какие пла неты Солнечной системы могут находиться в указан ных конфигурациях. Как называются положения планет, указанные на рисунке точками 1, 2, 3, 4?

Может ли Юпитер наблюдаться в виде тонкого серпа на небе?

Домашнее задание. § 11; практические задания.

Используя информацию, представленную на рисунке 7, опишите конфигурации планет.

« : 88 = 88, т. е. 1 = 1, так как 1 в 348; но

Комментарии для учителя к решению задания 2: ошибка состояла в том, что до 1965 г. считалось, что Меркурий обращен к Солнцу всегда одной стороной, подобно тому, как Луна по отношению к Земле. Рас- шифровка анаграммы: ранее 1965 г. период обра- щения Меркурия считался равным 88 земным сут- кам и совпадал с периодом обращения планеты во- круг Солнца, который также составляет 88 сут, т. е. один период оборота вокруг своей оси равен одному периоду обращения вокруг Солнца, так как на- блюдения за обращением Меркурия возможны толь- ко около эпох элонгаций, при которых Меркурий имеет более высокое склонение, чем Солнце, которые повторяются один раз в 348 сут; после 1965 г. установили: период вращения Меркурия составляет 58,646 сут, три полных оборота вокруг оси совершается за 176 сут, что соответствует двум оборотам вокруг Солнца, каждый из которых составляет 88 земных суток, т. е. три периода оборота вокруг своей оси равны двум периодам обращения вокруг Солнца.

Учитывая, что данная тема способствует повыше-

нию интереса к проведению самостоятельных наблюдений, в конце урока важно обратить внимание учащихся на структуру и содержание школьного астрономического календаря, в котором ежегодно представлены в том числе и данные о конфигурации планет.

Наблюдение прохождения планет по диску Солнца и их научное значение.

Объяснение петлеобразного движения планет на основе их конфигурации.

Читайте также: