Детский труд в 19 веке в германии сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Становление национальных образовательных систем Германии. Педагогические идеи в философии Канта под влиянием руссоизма. Философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Классики педагогики XIX столетия. Метод элементного образования Песталоции.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.12.2011
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Общий взгляд

образовательный кант руссоизм гегель

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но практически эту демократизацию еще предстояло осуществить.

2. Педагогические идеи в философии

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Германии развивалось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название «немецкой классической философии

Заметным толчком в развитии педагогической мысли явились философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Ницше выделял проблему элитарного воспитания - талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важным условием успеха называл руководство таланта гениальным наставником (особенно на высшей ступени образования).

3. Классики педагогики XIX столетия

Эпоха нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в ряд классиков науки о воспитании и образовании. В их числе следует прежде всего назвать И.Г. Песталоцци, И.Ф Гербарта, Ф.В.А. Фрёбеля, Ф.А.В. Дистервега.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами воспитывался в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, никогда не пасовавший перед преследовавшими его неудачами.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткац-ких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение). В сущности, это была попытка соединить обучение и производственную практику.

В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.

В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где с особой тщательностью организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного умственного, нравственного и физического воспитания.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновляет педагогическую работу - поначалу в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805-1826).

Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов.

Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как на генераторы научных педагогических идей.

Путем реализации своей педагогической теории Песталоции разработал метод элементного образования. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые, по его убеждению, заложены в каждом ребенке. Песталоцци разделил педагогический процесс на простейшие элементы. Число, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений, умение ударить, кинуть и пр. - как элементы физического и трудового воспитания и т.д. Указанные элементы Песталоцци предложил сделать первоосновой разностороннего развития личности.

Метод элементного образования - это определенная система развития способностей и упражнений. Метод предполагал взгляд на обыденное как на нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои физические силы и способности.

Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци прежде всего в содержании элементных понятий. Так, программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов:

ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.

Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую (особенно немецкую) педагогику XIX столетия (Ф.В.А. Фрёбель, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег).

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик - один из выдающихся педагогов XIX века.

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т. н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Главный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и пр.

Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Он предложил шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в. Ему последовал, например, ряд немецких ученых, в частности Г. Циллер (1817-1882), В. Рейн (1847-1929).

Если объектом внимания И.Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии.

Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он - автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.

Однако, уже в середине 19 века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонаучного образования.

Западноевропейский университет имеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились еще в Средние века. В XIX-XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.

Как бы то ни было, в XIX-XX веках на первый план университетского образования вышла наука, хотя в немецких университетах научные исследования выполнялись на высоком профессиональном уровне, в хорошо оснащенных лабораториях и подвергались бюрократическому регулированию, а в английских и французских они были частным делом заинтересованных в этом профессоров и студентов.

Подобные документы

Обучение и научная деятельность Иоганна Фридриха Гербарта. Сущность воспитания, его цели и задачи. Философские и психологические основы педагогики Гербарта. Ступени и ход обучения. Основные принципы, средства и методы нравственного воспитания Гербарта.

реферат [20,1 K], добавлен 16.12.2009

Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук. Феноменологическое понимание образовательных процессов. Историческое развитие философии образования как научной дисциплины. Философские основания его современной парадигмы.

реферат [52,3 K], добавлен 30.03.2011

Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

контрольная работа [72,1 K], добавлен 23.03.2015

Современная система образования в Германии. Основные особенности профессии "школьный учитель" в Германии. Средние брутто-зарплаты учителей. Общеобразовательные и специальные дисциплины. Признание иностранных дипломов. Подарки учителям в Германии.

презентация [3,0 M], добавлен 25.10.2016

Анализ образовательных систем современных стран (на примере систем Соединенных Штат Америки, Великобритании, Германии). Основные закономерности, специфические особенности и проблемы развития дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 19.10.2010

Содержание проектов Кондорсе и Лепетье по реорганизации народного образования. Деятельность Центральной школы общественных работ в период термидорианской реакции. Педагогические идеи Канта, Гегеля и Локка. Ницше и проблема элитарного воспитания.

реферат [26,2 K], добавлен 18.11.2010

Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

Широкое использование в XVII-XIX веках женского и детского труда связано с появлением в этот период первых станков, которые требовали не столько силы, сколько ловкости и быстроты движения пальцев. Первой областью, где использовались машины, заметно облегчающие труд, стала текстильная промышленность, где применялись прядильные и ткацкие станки. Женский и детский труд стал не только выгоден фабрикантам, но и более рационален, так как зачастую женщины и подростки могли выполнять работу быстрее.

Появление первых механических станков и их массовое использование в промышленности привело к широкому привлечению на фабрики детей и женщин: они с успехом заменяли мужчин-рабочих, получая, при этом, гораздо меньшую оплату труда. Данные тенденции вызывали крайне негативное отношение мужчин-рабочих, ремесленные цеха даже пытались вести борьбу против дешевого женского труда.

Механизация труда – это не единственная причина массового привлечения на фабрики женщин и детей. XVII-XIX века – это период, когда натуральное хозяйство окончательно сменяется общественным разделением труда. Исчезли дела, которые раньше ложились на плечи членов семьи: гораздо выгоднее было приобретать многие необходимые вещи, нежели изготавливать их самим. Любой семье было выгоднее, чтобы женщины и дети трудились на фабричном производстве, нежели занимались домашним хозяйством. Для одиноких женщин и детей-сирот работа возле станков была единственным способом добыть средства существования.

Широкое распространение детского и женского труда было обычным явлением в Европе XIX-начале XX века. Технический прогресс, развитие транспорта и торговли не только не замедляли, а увеличивали процесс привлечения к работе в промышленности этой дешевой рабочей силы.

При этом, мужчин-рабочих не становится меньше: они просто переходят в другие отрасли промышленности. Возникает гендерная дифференциация труда: некоторые виды производства (конфекционное, кружевное, швейное, обработка волокнистых веществ) становятся исключительно женскими. При этом, основной причиной того, что женщины идут на фабрики остается крайняя нужда работниц и их семей.

Детский и женский труд в России

До отмены крепостного права в России производство базировалось на принудительном труде вотчинных крестьян. Положение работников фабрик, по сути, ничем не отличалось от положения крестьян. Использование в промышленности труда свободных рабочих относится к началу XIX века – именно в этот период формируется самостоятельный класс наемных рабочих. К этому же периоду относится и широкий рост использования детского и женского труда.

Наиболее выгодным для фабрикантов оказалось использование детей: нищих, просящих милостыню, ребят, а также воспитанников детдомов массово забирали на фабрики, выплачивая им мизерную заработную плату. Это явление просуществовало до 80-х годов XIX века.

Возрастает и участие в промышленности женщин. Если в крепостном производстве занятых на фабрике обоих полов было примерно поровну, начиная с XIX века, фабриканты все чаще стараются набирать на работу женщин. Более покладистые, внимательные и трудолюбивые, они требовали меньшую оплату труда, и поэтому фабриканты все чаще отдавали предпочтение им.

Подобная гендерная дифференциация наблюдается и среди детей: девочки постепенно вытесняют мальчиков с фабрик, так как их труд оплачивается дешевле.

Вредное влияние труда на фабричном производстве на женщин и детей

Работа на фабриках XVII-XIX веков губительно влияло на здоровье рабочих и способствовало их моральной деградации. Неограниченный рабочий день (продолжительность трудового дня никак не регламентировалась и составляла 17-18 часов, а порой и 20 часов в сутки), необходимость постоянно дышать отравленными парами, резкие колебания температуры, постоянный грохот машин, монотонный однообразный труд приводили к изнуренности и ранней старости.

Рабочие фабрик вынуждены были трудиться в абсолютно антисанитарных условиях, в ужасающей грязи, при недостатке света и воздуха, в такой скученности, что заболевания распространялись настолько быстро, что приводили к эпидемиям.

Тяжелые фабричные условия особенно сильно влияли на детское здоровье. Болезни, являющиеся непременными спутниками труда рабочих, оказывали на неокрепший организм особо сильное влияние, зачастую приводя к смерти. Неспособность постоянно выполнять одну и ту же работу и сосредоточиваться на монотонных действиях, рассеянность внимания приводили к частым травмам.

Также негативно работа на фабриках XIX века влияла и на здоровье женщин. То, что они обладают меньшей физической силой, не мешало фабрикантам нанимать работниц на производство, требующее мускульной силы, пользуясь их покорностью и дешевизной их труда. В погоне за прибылью фабриканты все чаще нанимали женщин на работы, связанные с поднятием тяжестей, порою превышающих физические возможности. Подобная ситуация сложилась и на Западе, и в России.

При этом, заработная плата женщин, в том числе занятых на тех же тяжелых работах, что и мужчины, оставалась на 30% меньше. Фабриканты объясняли этот факт тем, что женщины являются менее профессионально подготовленными, но несмотря то, что по мере накопления опыта производительность труда работниц росла, зарплата их оставалась той же.

Текстильная промышленность, в которой трудились преимущественно женщины, оказывала особо сильный вред легким. Замкнутые помещения с повышенной температурой, а также пыль, возникающая при трепании и чесании волокон или размачивании шелка, приводили к частым и быстрым возникновениям и развитиям легочных заболеваний. Доктор Дементьев (один из основоположников санитарной статистики в Российской империи), проведя антропологические измерения фабричных работниц текстильной промышленности, отмечал, что все они обладают намного меньшим весом и меньшей мускульной силой.

Одно из наиболее вредных видов производств – табачное – также отличалось высоким процентом работающих на фабриках женщин. Именно здесь легко возникали наиболее опасные заболевания легких – астма, хронический бронхит, чахотка, возникающие из-за ядовитой пыли, которой пропитаны все помещения. Использование в производстве ртути, фосфора и свинца приводило к наполнению воздуха ядовитыми испарениями, приводящими к тошноте, головокружению и отравлению организма.

Однако даже если матери везло, и она рожала здорового ребенка, у него было мало шансов выжить в дальнейшем. Крайняя нищета вынуждала женщин выходить на работу сразу же после родов, еще не восстановив силы после беременности, в результате ребенок, не получая должного ухода, чаще всего погибал еще до года. Детская смертность росла тем больше, чем сильнее распространялся фабричный труд матерей.

Впрочем, вред здоровью и низкая заработная плата – это не единственные проблемы, с которыми сталкивались фабричные работницы. Полная зависимость женщин от низшей фабричной администрации приводила к постоянным домогательствам и грубым оскорблениям, которые ей приходилось терпеть. Такое же отношение чаще всего приходилось терпеть и от простых рабочих-мужчин.

Не имея возможностей как-то бороться с данной ситуацией, фабричные работницы обычно просто мирились со сложившейся ситуацией, начиная воспринимать домогательства и даже случаи насилия как нормальное положение вещей.

У всех на руси были большие семьи (по много детей )--занимались в основном земледелием. От мала до великого--знал свою работу. В пять лет дети уже пасли коров, овец. Могли доить коров. Кто постарше с родителями вместе обрабатывали поля на лошадях, пахали земли, сажали и ухаживали за урожаем. Приходило время--начинали убирать урожай. Зимой делали другие работы--ткали ткани, крутили на веретене нити--вязали одежду--И ДЕТИ С ПЕЛЁНОК УЖЕ ПОМОГАЛИ РОДИТЕЛЯМ ВО ВСЁМ .

Everyone in Russia were large families (many children )--were mainly engaged in agriculture. From small to great-knew their job. In five years the children were tending cows, sheep. Could milk the cows. Who are older along with their parents cultivated the fields with horses, plowed the land, planted and cared for the crop. The time came--started to harvest. Winter was doing other work--weaving fabric, spun on the spindle of the yarn--knit clothes--AND CHILDREN FROM the CRADLE has HELPED PARENTS ALL over .

У всех на руси были большие семьи (по много детей )—занимались в основном земледелием. От мала до великого — знал свою работу. В пять лет дети уже пасли коров, овец. Могли доить коров. Кто постарше с родителями вместе обрабатывали поля на лошадях, пахали земли, сажали и ухаживали за урожаем. Приходило время — начинали убирать урожай. Зимой делали другие работы — ткали ткани, крутили на веретене нити — вязали одежду — И ДЕТИ С ПЕЛНОК УЖЕ ПОМОГАЛИ РОДИТЕЛЯМ ВО ВСМ .
Everyone in Russia were large families (many children )—were mainly engaged in agriculture. From small to great-knew their job. In five years the children were tending cows, sheep. Could milk the cows. Who are older along with their parents cultivated the fields with horses, plowed the land, planted and cared for the crop. The time came—started to harvest. Winter was doing other work—weaving fabric, spun on the spindle of the yarn—knit clothes—AND CHILDREN FROM the CRADLE has HELPED PARENTS ALL over .

Child labor in factories (plants), mining has been common in many industrialized countries in Europe and America in the XIX century. Children worked alongside adults up to 14-18 hours a day (sometimes with 5-6 years of age), with them paying for it is several times less. There there were many restrictive internal regulations, for example, forbidden to look in the window at the workplace (which hung from grates or covers on the windows), to play in the breaks for meals.
In Britain, there were more workhouses, where the poor (children and adults) worked forcibly to close the prison conditions. On the most difficult conditions of child labor, he wrote British historian Henry Dzhibbings (Eng.) In the book "Industrial History of England". [4] One of the first attention to the problem of child labor in Britain drew the famous reformer Robert Owen - in 1816 he acted on this in Parliament. Since the end of the XVIII century, and during the XIX future of craft apprentices ( "British slaves," as the writer called them) are usually recruited in workhouses, and when they fall into the "doctrine" in urban factories, do not receive any salary, clothes. Hours of work were limited to only complete exhaustion after the use of various coercive methods to continue working (for example, after beating overseers). Children often worked up to 16 hours, sometimes at night, and on Sunday a clean machine. They fed their very cheap and bad food that was often also to feed the pigs. They slept on dirty beds alternately. Some tried to escape from the factory, and to alert the flight, suspected of this intention children shackle: they worked and slept in chains. Subjected to the same treatment, and young women. Many, unable to withstand overwork, died, and was buried at night in some wild place, so that people could not know the extent of this "slavery". Some kill themselves

Child labor in factories (plants), mining has been common in many industrialized countries in Europe and America in the XIX century. Children worked alongside adults up to 14-18 hours a day (sometimes with 5-6 years of age), with them paying for it is several times less. There there were many restrictive internal regulations, for example, forbidden to look in the window at the workplace (which hung from grates or covers on the windows), to play in the breaks for meals.
In Britain, there were more workhouses, where the poor (children and adults) worked forcibly to close the prison conditions. On the most difficult conditions of child labor, he wrote British historian Henry Dzhibbings (Eng.) In the book "Industrial History of England". [4] One of the first attention to the problem of child labor in Britain drew the famous reformer Robert Owen - in 1816 he acted on this in Parliament. Since the end of the XVIII century, and during the XIX future of craft apprentices ( "British slaves," as the writer called them) are usually recruited in workhouses, and when they fall into the "doctrine" in urban factories, do not receive any salary, clothes. Hours of work were limited to only complete exhaustion after the use of various coercive methods to continue working (for example, after beating overseers). Children often worked up to 16 hours, sometimes at night, and on Sunday a clean machine. They fed their very cheap and bad food that was often also to feed the pigs. They slept on dirty beds alternately. Some tried to escape from the factory, and to alert the flight, suspected of this intention children shackle: they worked and slept in chains. Subjected to the same treatment, and young women. Many, unable to withstand overwork, died, and was buried at night in some wild place, so that people could not know the extent of this "slavery". Some kill themselves

Фото: из архивов

Индустриализация в России происходила в XIX веке, и детский труд задействовали при этом очень широко. Но до начала индустриализации крестьянским детям тоже приходилось работать с семи лет. А после введения первых законов об охране детского труда промышленники годами нарушали трудовое законодательство и заставляли детей работать за копейки.

Время — между 1858 и 1866 годами. В Российской империи семимильными шагами шло развитие промышленности. Дети из рабочих семей трудились наравне с родителями в рудниках, шахтах, на заводах и фабриках. В России того времени это считалось само собой разумеющимся.

Конечно, детский труд использовали задолго до открытия первых фабрик и рудников. Как и в любом аграрном обществе, дети крестьян ежедневно работали с родителями и дома, и в поле. Но с началом индустриализации их труд превратился в невыносимый: дети работали больше 12 часов, недосыпали и недоедали. Высокая смертность среди несовершеннолетних рабочих тоже считалась обычным делом.

Еще до промышленной революции крестьяне и ремесленники рассматривали своих детей прежде всего как дополнительную трудовую силу. Семья была своеобразной рабочей артелью, в которой задействовали любые хоть сколько-то умелые руки. Иначе прокормиться было просто невозможно.

Боронование

Боронование

С началом промыслового сезона, когда отцы, например, уходили в леса добывать мясо и шкуры, подросток брал на себя все весенние полевые работы. Он самостоятельно обрабатывал участок, а потом отправлялся помогать отцу или нанимался в работники на другие участки. В этом возрасте подросток уже получал плату, равную взрослой, хотя взрослым он считался лет с 17.

Чем быстрее раскручивался маховик индустриализации, тем больше крестьянских семей попадало на фабрики и заводы. Одни уезжали сами, других отправляли принудительно. На производстве каждого члена семьи и детей в том числе рассматривали как полноценную рабочую единицу.

Крестьянские дети, покос. Село Верховье Солигаличского уезда, 1910-1914 годы, из альбома Татьяны Дроздовой

Крестьянские дети, покос. Село Верховье Солигаличского уезда, 1910-1914 годы, из альбома Татьяны Дроздовой

В указе говорилось, что губернии должны не только прислать людей, но и снабдить их средствами. В действительности же подросткам не выдавали денег ни на дорогу, ни на питание и проживание.

Но даже побег не всегда спасал детей от принудительного труда на фабрике или заводе. Осушка болот, строительные работы в Петербурге, развивающееся производство в центральной части страны требовали все новых и новых рук. Беглых крестьян, и взрослых, и детей, ловили и отправляли на эти работы.

Хотя законов, которые ограничивали бы детский труд, в то время еще не было, но предполагалось, что дети, находящиеся в ученичестве при фабриках и заводах, будут именно учиться, а не выполнять ту же работу, что и взрослые. На деле положение детей зависело от милости начальства.

Промышленность продолжала развиваться стремительными темпами и к середине XIX века выросла настолько, что прежние рамки ее больше не удовлетворяли. Теперь уже стало привычным явлением, что прежние ученики при фабриках не просто обучались мастерству, а работали как взрослые. Это стало настолько обычным делом, что в 1811 году чиновник, проводивший инспекцию на Красносельской бумажной фабрике, указал в докладе на вопиющие непорядки: дети до 15 лет учились, но при этом не ходили на работу. Сенат распорядился, что все мальчики на фабрике должны работать с 12 лет.

Работа на бумажных и текстильных фабриках была довольно легкой по сравнению с работой на заводах. На патронном заводе в Петербурге в 1875 году дети 10-15 лет нарезали болты и гайки, разогревали заклепки, занимались формовкой, то есть постоянно взаимодействовали со станками и горячим металлом. На стеклянных заводах дети смазывали машины, шлифовали изделия, занимались сушкой песка, набирали на трубки комы стекла и даже сами выдували простые изделия.

Внутренний вид гуты — стеклодувного цеха, Никольский хрустальный завод Бахметьевых в Пензенской губернии

Внутренний вид гуты — стеклодувного цеха, Никольский хрустальный завод Бахметьевых в Пензенской губернии

Плата сильнее зависела от возраста, чем от квалификации. Если взрослый мужчина занимался низкоквалифицированной работой на суконной фабрике, например мотанием или витьем основ, он зарабатывал несколько рублей. Подростки на тех же позициях получали 1 рубль 20 копеек в месяц. На некоторых предприятиях и вовсе устанавливали границу заработной платы для несовершеннолетних. Так, на Ярославской Большой мануфактуре дети получали 1 рубль 44 копейки в месяц независимо от того, какую работу и в каком объеме они выполняли.

В 1885 году фабричный инспектор Владимирского округа описывал зарплаты на медно-латунном производстве. Мужчины-литейщики получали в месяц 20 рублей, взрослые печатники — 15 рублей, дети на тех же работах получали по 2 рубля в месяц. Хуже всего зарабатывали бляшечники: даже взрослым платили по 11 рублей, а дети получали только рубль в месяц.

Когда фабричные инспектора обследовали петербургские производства в 1883-1884 годах, то составили примерно такую картину зарплат в рабочей семье: рабочий на текстильной фабрике трудился по 12 часов и получал 20 рублей в месяц, а его десятилетняя дочь, которая работала на той же фабрике уже два года с таким же графиком, зарабатывала 7 рублей в месяц.

Еще удобнее для фабрикантов было нанимать детей из сиротских домов. Их отправляли на фабрику в 12 лет, до совершеннолетия этим детям вообще не платили. Они трудились около шести лет только за одежду и еду. После окончания установленного срока повзрослевшие работники получали единовременно 25 рублей — считалось, что это достаточная плата за 5-6 лет работы.

Воспитанник Петербургского сиротского дома Василий Герасимов в 1861 году оказался на Кренгольмской мануфактуре в Нарве, которая тогда была частью Российской империи. Василию было 12 лет. В то время условия жизни рабочих на этой мануфактуре считались одними из самых тяжелых. Даже взрослые мужчины получали здесь по 9-14 рублей в месяц, женщины получали 6-12 рублей, подростки — 3-4 рубля.

Герасимов оставил записки с воспоминаниями о работе, где рассказывал, что свою зарплату он никогда не видел. Официально ему назначили жалование в 4 рубля, но на руки выдавали только 8 копеек, потому что из зарплаты каждого вычитали деньги на содержание — 6 рублей 50 копеек.

Его зарплаты не хватало, чтобы погасить регулярные штрафы, и он каждый месяц оказывался в долгу перед мануфактурой. Штрафы назначали за любую провинность. Многие рабочие даже не уходили на обеденный перерыв, потому что боялись опоздать к началу работ.

9 копеек за коробок спичек

В 1894 году в Томске открылась фабрика братьев Кухтериных, известных томских купцов. На фабрике изготавливали спички. Местные рабочие немедленно встали в очередь на трудоустройство. Детей рабочих тоже нанимали, и многие начинали трудиться с 7-8 лет, хотя официально работа малолетних давно была запрещена.

Дети набивали спичками коробки. За один коробок платили 9 копеек — столько стоило одно яйцо на рынке. Детской нормой были 400 коробков. Набивать коробки требовалось так, чтобы ни одна спичка не упала, а за упавшую спичку платили штраф. За небрежное отношение к станкам и инструментам — тоже штраф от 15 копеек до 1 рубля. Работали дети по 12-14 часов с перерывом на обед.

Спичечная фабрика Кухтериных, начало ХХ века. Фото из фондов Томского областного краеведческого музея

Спичечная фабрика Кухтериных, начало ХХ века. Фото из фондов Томского областного краеведческого музея

Городских детей тоже отправляли на сельскохозяйственные работы: школьников вывозили на работу в поля. В зависимости от региона продолжительность работы колебалась от пары недель до 2-3 месяцев. Особенно длительные выезды были распространены в республиках Средней Азии, где детей, например, отправляли на двухмесячный сбор хлопка. Детской нормой было 50-60 кг хлопка, для чего детям приходилось работать все те же 12 часов в сутки.

Киргизская ССР, 1988 год. Дети из школы-интерната на сборе урожая хлопка, перерыв на обед. Фотохроника ТАСС

Киргизская ССР, 1988 год. Дети из школы-интерната на сборе урожая хлопка, перерыв на обед. Фотохроника ТАСС

Детский труд на чаеразвеске купцов Высоцких. В этом помещении дети 12-14 лет фасовали чай в мелкую тару. Фото из семейного архива рабочего чаеразвески Григория Майсова, 1900-1919 гг.

Детский труд на чаеразвеске купцов Высоцких. В этом помещении дети 12-14 лет фасовали чай в мелкую тару. Фото из семейного архива рабочего чаеразвески Григория Майсова, 1900-1919 гг.

Читайте также: