Дети с овз сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Целью моей работы будет изучение процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается, поэтому актуальностьработ на эту тему трудно переоценить .

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.

Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. Это относится и к детям с Ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад.

ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.

Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие.

Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети ни учителя.

Я знаю одну такую школу. Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг другу помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу вместе с детьми без ограничений возможностей здоровья, которые помогают выгружать инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.

Помимо общеобразовательных предметов, в этой школе каждый сезон готовят спектакль. Под руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений сами пишут сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый год ученики этой школы участвуют в городской выставке – пишут картины и создают художественные объекты.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.

Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

[2] Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента Здравоохранения Москвы

“ Ребенок-особый пациент: дети с ограниченными возможностями и их родители”

Ф.И.О. Зулунова Гулбахор Турсуновна

Должность: Преподаватель ПМ , классный руководитель.

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема детской инвалидности приобретает особую важность на фоне роста числа детей с ограниченными возможностями, как в России, так и во всем мире. Эффективность работы с ребенком-инвалидом находится с тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи семье. В настоящее время, большую популярность имеет работа психотерапевтических и психокоррекционных групп.
В этих группах затрагиваются социально-психологические проблемы, которые существуют в обществе особенных детей.

Проблемы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Значимой проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья, является психологическая неготовность к жизни в сложившейся системе. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с пониженным уровнем адаптации. На это влияет характер и выраженность его дефектов. Неспособность ребенка-инвалида к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию на протяжении всей дальнейшей жизни объясняется значительными ограничениями его жизнедеятельности в детстве.

Цель родителей и социума:
Поменять свое поведение так, чтобы можно было позволить детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Не заострять внимание на их особенностях, а относиться к их особенностям так же, как и к своим. Цель семьи– это не просто бесконечная борьба, это путь, который открывает настоящий смысл жизни. Сначала обстоятельства тебя словно бросают в яму, в пропасть отчаяния и это переживают все без исключения родители детей с особенностями. Но те, кто обретает силы, кому удается оттолкнуться от этого дна, поднимаются вверх. Конечно, это огромная ответственность. Но это свет!


Ребенок с ограниченными возможностями…- нередко слышим мы эти слова, но очень редко вдумываемся в них. Нормальный полноценный человек не может представить себя больным, отсталым, с какими-нибудь отклонениями в развитии. А ведь такие дети среди нас есть. И они хотят быть такими же здоровыми, как остальные, хотят наравне со всеми учиться, заниматься спортом, участвовать в различных мероприятиях. Представьте, какое чувство возникает у них оттого, что им это не под силу.

Кто они - дети с ограниченными возможностями? Чтобы понять это, давайте заглянем на обычную детскую площадку.

Весна! Прекрасный солнечный день! Вокруг зеленеют деревья, ярко светит солнце, громко заливаются пением птицы. Детишки рассыпались, как цветы на летнем лугу, и беззаботно играют, веселятся. Все вокруг радует, окрыляет, волнует кровь. Природа просыпается, природа обновляется, природа ликует! Хочется жить, жить и жить. Хочется бегать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть наружу бурю эмоций, кипящих в душе, поделиться радостью весны, радостью жизни, новыми надеждами. Но … он не может прыгать, он не может бегать, он не может даже ходить (без посторонней помощи). Он ребенок с ограниченными возможностями…

Ясный, взволнованный, радостный взгляд постепенно гаснет, и в глазах появляется неизъяснимая глубокая тоска и грусть.

Помогите ребенку-инвалиду, просто больному ребенку! Не проходите равнодушно мимо, протяните руку помощи!

Возможно, эти дети очень часто видят во сне, что они здоровы, что они бегают, радуются жизни вместе с другими детьми. Но, проснувшись, опять разочаровываются, опять видят на себе чужие презрительные взгляды. От этого и жить не хочется.

Почему в нашем обществе так много больных детей? Кто в этом виноват? Родители – наркоманы, которые зачали ребенка в состоянии наркотического опьянения? Женщина, которая носит под сердцем ребенка и злоупотребляет алкоголем и курением? Доктора в женской консультации, наблюдающие беременных женщин и обязанные подготовить будущую маму к правильному вынашиванию ребенка и родам, но ограничивающиеся лишь однотипными записями в карточке беременной? Врачи, которые причиняют травмы детям во время родов или роняют младенца в роддоме? Экологические катастрофы, вызывающие генные мутации?

Но дети не всегда рождаются инвалидами. Иногда по воле злого рока это случается с абсолютно нормальными здоровыми детьми.

Может, виноват водитель машины, который не заметил выскочившего из -за угла ребенка и наехал на него. Или виновата мать, которая не доглядела за ребенком, играющим у открытого окна, и допустила несчастный случай.

Кто бы ни был виноват, трагедия произошла, и ребенок лишился возможности полноценно жить, пользоваться всеми благами природы, лишился удивительных способностей, которыми наградила человека жизнь. Это ребенок с ограниченными возможностями, инвалид, калека. И наша задача, задача общества, задача каждого из нас – помочь таким детям.

Многие тяжелобольные дети не имеют инвалидности, т.е. они лишены той маленькой материальной поддержки, которую могло бы оказать государство. Я не буду говорить в масштабах всей страны. Лишь в пределах нашей республики много больных детей и подростков, гораздо больше, чем нам кажется. Государство просто обязано взять под опеку таких детей.

Какие права имеет в нашей стране ребенок с ограниченными возможностями? Государство обязано обеспечить права и свободу человека, признанные в законе РФ. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечат его достоинство, способствует его уверенности в себе. Он имеет право на:

особую помощь и развитие;

лучшее медицинское обслуживание;

лечение в профессионально-оздоровительных учреждениях;

обеспечение всеми лекарственными средствами;

путевки в санатории;

льготы по проезду;

льготы по медицинскому обслуживанию;

льготы на технические средства (коляски, прогулочные кресла);

льготы по протезированию;

жилищные и бытовые льготы;

получение земельных участков;

учеба в обычных школах;

Детям с ограниченными возможностями должны обеспечиваться специальный режим, образование, забота, необходимые ввиду их особого состояния.

Что же делать, чтобы права ребенка с ограниченными возможностями не оставались на бумаге, а осуществлялись?

… Женщина с ребенком стоит в очереди в магазин. Мальчик лет семи-восьми постоянно дергает маму, подходит от одного прилавка к другому, что-то говорит, кого-то толкает, он весь в движении, он весь в нетерпении. Мама краснеет за его поведение и виновато улыбается. Ну что ему не стоиться спокойно?

Не может он спокойно стоять! Он не виноват, он болен. У него внутричерепное давление, у него двигательная расторможенность. Не смотрите на него со злобой. Отнеситесь с пониманием. Пропустите эту женщину вперед. Она вам будет очень благодарна.

Вы сидите в кафе в приятной компании. Вы решили отдохнуть и развеяться, попить коктейля с пирожным. К вам подсаживается маленькая девочка с мамой. У девочки постоянно текут слюни изо рта, на ней висит слюнявчик, хотя ей уже не меньше шести лет. Мама постоянно вытирает ее рот. Вам это неприятно, у вас пропадает аппетит. Такой вечер вам испортили!

Мама этой девочки так смущенно смотрит на вас и уходит из кафе. Она бы рада пересесть за другой столик, но свободного не оказалось. Она тоже хотела сделать приятно своей дочке, но не получилось.

Пожалуйста, не смотрите на эту девочку брезгливо! Она больна. У неё паралич лицевого нерва. Верните её назад, посадите за свой столик, улыбнитесь, скажите несколько теплых слов, угостите чем-нибудь. Насколько станет легче маме этой девочки, как она вам будет благодарна в душе!

Почти никакого сострадания у нас к таким детям, можно даже сказать – наоборот.

Но все-таки есть такие люди, которые питают к больным детям сострадание, согревают их сердца заботой и лаской, которые им так необходимы.

И тогда появляется вера и надежда. Сердце подсказывает, что нужно жить, несмотря ни на что, и стремиться к лучшему. А душа говорит, что есть люди, которые делают все возможное, чтобы облегчить жизни детей с ограниченными возможностями.

С большой любовью относятся к детям работники центра: психологи, логопеды, музыкальные работники, хореографы, педагоги, врачи, медсестры. Задача центра – не только медикаментозное лечение детей, но и психологическая, бытовая, социальная реабилитация неполноценных детей. Дети с удовольствием приезжают на повторный курс реабилитации в центр.

Дети, оторванные от окружающего мира в силу ограниченности своих возможностей, словно попадают в волшебный мир. Здесь они живут полноценной жизнью, получают возможность общения со сверстниками. Для них проводятся замечательные утренники с вручением подарков, концерты. Устраиваются выезды на природу (на море, в лес, в горы), посещения музеев, выставок, цирков. Проводятся педагогические занятия, музыкальные занятия, обучение танцам, первичная профориентация, развивающие и обучающие игры, релаксационные занятия.

Одного жаль: больных детей, нуждающихся не только в лечении, но и в психологической и социальной реабилитации, очень много, а такой центр один. Сейчас подобные центры открываются и в других городах республики, но в них не хватает квалифицированных специалистов. Вот и приходится детям ждать своей очереди, чтобы попасть в маленький волшебный мирок, в котором лежачих больных поднимают на ноги, неговорящим детям возвращают дар речи.

Больные люди – это такие же люди, как и мы все. Просто им в жизни повезло меньше, чем нам. Они тоже имеют право на жизнь и на счастье. И от нас зависит многое в жизни таких детей, и мы должны делать все, что в наших силах для того, чтобы помочь им, порадовать их и развивать в них силу и стремление. Любой из нас может оказаться на их месте. Никто не застрахован от несчастья. Но пусть минует вас такая участь! Будьте милосердны, будьте жалостливы и снисходительны к больным детям. Добро, которое вы творите, вернется к вам в десять раз приумноженным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Эссе на тему : Особенный ребенок в семье.

Выполнила: Ахметова Зауре Унталаповна – учитель-дефектолог.

Дети — самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно — потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.


В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья – это неотъемлемая составляющая социально – педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическое положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью

Семья для ребенка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако, ситуация, когда в семье есть ребенок-инвалид, может повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Поэтому необходима, прежде всего, спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, отказывается от занятий. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям обязательно надо посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видео- и телепередач и различных резких раздражителей.

Все эти особенности определяют соблюдение определенного режима при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям нужно, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспитание такого ребенка в семье ведется не правильно, все нарушения нервной деятельности могут усиливаться, принимать стойкий характер

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире ограниченны. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем показать ребенку каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особый уход требуется к ребенку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему, постепенно преодолевать свой страх. Важное значение, для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять дома посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах

Я считаю, что каждый человек должен ознакомиться хотя бы с самыми главными и важными правами, один из которых является право на жизнь, а также на воспитание в семье.
Об это указано в правовом кодексе.

Итак, все дети имеют право на то, чтобы знать, кто их родители. А вот если говорить о праве на жизнь, то эти знания стоят во главе всех других. Уже когда ребенок рождается, то он сразу же приобретает право на гражданство. Только здесь очень важную роль играет то, на какой территории он родился. Поэтому следует обязательно ознакомиться со всеми нюансами кодекса.

кие же еще могут быть права у ребенка? Сюда следует отнести еще такое не менее важное право, которое предусматривает свободу мысли, а также слова и религиозных взглядов.
Не разрешается вмешиваться в право ребенка на личную жизнь или семейную. Это касается неприкосновенности жилища, запрещается незаконно посягать на его репутацию или же честь.

К тому же следует заметить, что права, принадлежащие ребенку, зафиксированные в специальных международных документах. Все что в них указано, касается каждого ребенка без какого-либо исключения. Поэтому необходимо обязательно ознакомить малыша с тем, на что он имеет право. Кроме этого, самим законом, а также некоторыми другими средствами обеспечивается защита и предоставляются все необходимые условия для того, чтобы он мог нормально и правильно развиваться как умственно, так и физически, как нравственно, так и духовное. Благодаря чему он вырастит в социальном плане здоровым человеком, полным собственно достоинства и чувства свободы.

Особенные права имеет ребенок, который является неполноценным в физическом или психическом, а также социальном плане. В таком случае ему обеспечиваются некоторые специальные режимы, соответственное образование и забота, необходимая ему по причине особенного состояния.
Однако важно понимать и то, что для того, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, ему просто необходимы любовь и понимание. Если это возможно, то он должен расти, ощущая любовь и ласку своих родителей, которые отвечают за него в полной мере, пока он не достигнет совершеннолетия. Если нет на то никаких весомых обстоятельств, то малолетние дети не должны быть разлученными со своими матерями. А вот те дети, которые не имеют собственной семьи, то за них должны отвечать органы публичной власти. Это же касается и тех семей, которые не имеют достаточных средств для существования.

Ребенок имеет полное право и на получение образования. В свою очередь это образование должно способствовать тому, чтобы дети получали общее культурное развитие. Поскольку именно благодаря этому после ребенок сможет вне зависимости воспитывался он в семье или нет, иметь равные возможности, а после заниматься развитием своих способностей и умений. С детства ему должны привить то, что он является социально ответственным и полезной личностью для окружающего общества.
Таким образом, только если ребенок будет с самого детства знаком со своими правами, то ему удастся после реализовать себя и все намеченные планы и цели, вне зависимости от того, испытывал ли он трудности в детстве или нет. К тому же именно дети должны в первую очередь получать помощь и ощущать защиту со стороны государства. Именно неоспоримые права ребенка должны защищать его от небрежного и жестокого отношения, а также эксплуатации.

Читайте также: